Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Замятина А.В. Методические рекомендации по организации преподавания в школе курса «Социально-бытовая ориентировка»
Дата: Фев 15, 2016

Замятина А.В. Методические рекомендации по организации преподавания в школе курса «Социально-бытовая ориентировка»



Анастасия Замятина Методические рекомендации по организации преподавания в школе курса «Социально-бытовая ориентировка» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // «Школьный вестник», № 2, 2016., с 1 – 9.

Анастасия Замятина

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

 ГКОУ СО «Верхнепышминская

школа-интернат им.С.А.Мартиросяна»

 

«Методические рекомендации по организации преподавания в школе курса

коррекционно-развивающей области «Социально-бытовая ориентировка» в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Овладение навыками социально-бытовой ориентировки у слепых и слабовидящих людей протекает достаточно специфично. Во многом это связано с невозможностью их формирования в условиях зрительной депривации по подражанию, как это происходит в норме. Именно поэтому большинство действий в рамках социальной и бытовой сфер хорошо адаптированные незрячие и слабовидящие выполняют способами, отличными от тех, которые используют зрячие. Формирование этих способов требует специальных знаний и умений. Также  нужно отметить, что непроизвольное развитие навыков социально-бытовой ориентировки ребенка с нарушением зрения ограничивают и сами условия школы-интерната, где чаще всего обучаются эти дети школьного возраста, т.к. учащиеся частично или полностью, но изолированы от полноценного включения в жизнь, протекающую вне стен школы, а значит и в жизнь зрячих. В случаях же обучения ребенка на дому или при нахождении учащегося в семейном кругу в каникулярное время формирование этих навыков может осложняться гиперопекой школьника со стороны родственников. Именно поэтому требуется целенаправленная работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения зрения по формированию специально-бытовых навыков, отличающихся от тех, что имеются в арсенале зрячих, способами.

Эта работа осуществляется на уроках одного из курсов коррекционно-развивающей области – коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка», предусмотренном Адаптированной  основной образовательной программой начального общего образования для слепых и слабовидящих обучающихся,

Содержательной основой курса «Социально-бытовая ориентировка» и для слабовидящих и для слепых учащихся стала программа Плаксиной Л.И. «Социально-бытовая ориентировка» [3], предназначенная для обучения слабовидящих детей. Это связано с тем, что программ по СБО для обучения слепых детей нами не было найдено. По этой же причине хорошим дополнением в вышеуказанной программе, в особенности для слепых детей, является методические рекомендации Денискиной В.З. [1, 2].

Коррекционно-развивающий курс «Социально-бытовая ориентировка» подразумевает приобретение учащимися с нарушением зрения знаний, умений и навыков, а также привычек и потребностей, необходимых им для самостоятельной организации собственного поведения и взаимоотношений с окружающими людьми в раз­личных социально-бытовых ситуациях. Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегча­ет социальную и психологическую адаптацию детей с тяжелыми нарушениями зрения в современном обществе и ориентировку в различных ситуациях.

Целью курса «Социально бытовая ориентировка» является – формирование социально-активной и всесторонне развитой личности слепого и слабовидящего школьника, имеющей высокие ориентировочные возможности в пространстве, социуме и быту, способной к полноценной максимально самостоятельной жизни в кругу своей семьи, в условиях школы-интерната, в современном обществе за ее пределами.

Образовательный процесс в области СБО строится с учетом возможности решения следующих задач:

- восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки;

- сформировать у обучающихся адекватных представлений и понятий о предметах домаш­него обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назна­чении и правилах обращения с ними; о различных предприятиях, учреждениях и организациях служб быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, в которые они могут обратиться;

- привить детям навыки правильного и рационального обращения с предметами, используемыми в быту;

- формировать у школьников с нарушением зрения осознанное стремление познавать рациональные способы и приемы обращения с предметами быта;

- научить детей приемам самоконтроля поведения и
внешнего вида;

- выработать навыки общения с различными
людьми в разнообразных ситуациях;

- научить правилам поведения в общественных местах, в раз­личных службах быта и учреждениях.

Коррекционная дисциплина «Социально-бытовая ориентировка» включает в себя 10 разделов: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь». Работа в рамках данного курса строится по концентрическому типу, т.е. на каждом последующем году обучения содержание пройденных ранее разделов расширяется и углубляется. Это позволяет уточнять и закреплять знания учащихся, а также актуализировать и обогащать их опыт.

Названия разделов этого курса самим по себе подразумевает наличие тесного взаимодействие с другими дисциплинами коррекционно-развивающей и предметных областей учебного плана школы. Необходимость межпредметного взаимодействия закреплена таким нормативным актом как Федеральный государственноый образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [4]. В документе четко прописана взаимосвязь результатов освоения коррекционно-развивающей области в рамках курса «Социально-бытовая ориентировка» с задачами реализации содержания и планируемыми результатами других курсов. Напрямую межпредметные связи прослеживаются с предметными областями «Филология» (с курсом «Русский язык. Родной язык»), «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», «Технология» и с коррекционными курсами «Пространственная ориентировка» «Развитие коммуникативной деятельности, «Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия», «Развитие осязания и мелкой моторики», «Ритмика» и «Адаптивная физическая культура (АФК)». Также можно проследить и двустороннюю связь курса СБО с предметными областями «Искусство» и «Физическая культура».

Вне дисциплин учебного плана курс «Социально-бытовая ориентировка» взаимосвязан со следующими направлениями работы с учащимися.

С работой школьного психолога, т.к. именно он может помочь в психологической подготовке школьников к самостоятельной ориентировке в социуме и быту; в выработке правильного поведения в стрессовых ситуациях, возникающих в процессе взаимодействия в различных социально-бытовых ситуациях; в развитии самоконтроля и высших психических функций – внимания, памяти, мышления и воображения, которые имеют большое значение для формирования навыков социально-бытовой ориентировки.

С работой воспитателя, т.к. он, проводя с учащимися большее количество времени, может закреплять знания, умения и навыки школьников, полученные на уроках по социально-бытовой ориентировке, во внеурочной деятельности (например, полив комнатных растений в классе, соблюдая правила, изученные на уроке СБО, посещение учреждений, о культуре поведения в которых речь шла на уроке СБО, и т.д.).

С работой родителей (законных представителей) школьников, т.к. в выходные дни и каникулярное время также требуется актуализация знаний, отработка, совершенствование умений и навыков, полученных на уроках СБО.

В результате освоения программы по учебному курсу СБО в начальной школе слепые и слабовидящие дети должны научиться следующему:

- придерживаться морально-этических норм и правил поведения в общественных местах, в среде зрячих людей, в раз­личных ситуациях;

- использовать приемы самоконтроля за поведением и внешностью;

- вступать в продуктивный контакт с различными людьми в разнообразных социальных и бытовых ситуациях;

- иметь адекватное представление о предметы домаш­него обихода, их назна­чение и уметь обращаться с ними, а также самостоятельно находить рациональные способы и приемы обращения с предметами быта;

- иметь представление о различных предприятиях и учреждениях (предприятия служб быта, торговли, связи, транспорта, медицинские учреждения) и значит нормы поведения в них;

- правильно и рационально использовать предметы быта по их назначению без зрительного контроля или с таким визуального контролем (при наличии остаточного зрения или слабовидении), который не приводил бы к зрительным перегрузкам.

Для коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке в нашей школе предусмотрены специальные помещения, в которых отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. Такими помещениями являются комната-класс и однокомнатная учебная квартира.


Приложение

Урок по коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся 3 класса.  

Тема: «Железнодорожный транспорт»

Раздел программы: «Транспорт».

Цели:

Перспективная цель:  создание организационных и содержательных условий для актуализации и обогащения представлений учащихся о транспорте.

Актуальная цельсоздание организационных и содержательных условий для актуализации и обогащения у школьников представления о железнодорожном транспорте в процессе смены видов учебной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить обучающихся с понятием «рельсовые (железнодорожные) пути» в процессе обследования элементов игрушечной железной дороги, фрагмента шпалы;

- расширить представление школьников о разновидностях железнодорожного транспорта в процессе прослушивания «звуковых картинок» и рассматривания рельефно-графические изображений железнодорожного транспорта;

- обучить детей моделированию в процессе создания рельсовых путей из элементов прибора «Ориентир».

Развивающие:

- развить способность обучающихся выполнять такие логические операции как анализа, сравнение и классификация в процессе определения сходств и различий нескольких видов железнодорожного транспорта, их отнесения к тем или иным группа транспортных средств;

- развить умение учеников узнавать различные виды железнодорожного транспорта по издаваемым им звукам в процессе прослушивания звуковых картинок»;

- развить навык формулирования грамотного высказывания своего мнения в процессе ответов на вопросы учителя.

Воспитательные:

- привить школьникам интерес к чтению рельефно-графических изображений в процессе поиска изображения заданного транспортного средства в предложенном рельефно-графическом пособии;

- воспитать у детей умение и желание работать в команде со сверстниками в процессе игры «Поезд».

Коррекционные:

- обогатить обонятельное восприятие школьников в процессе обследования элемента шпалы при помощи сохранных анализаторов.

- совершенствовать культуру осязательного восприятия обучающихся в процессе изучения моделей железнодорожного транспорта и их рельефно-графических изображений.

Литература

  1. Денискина В.З. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушение зрения: методические рекомендации. – М.: ИПТК «Логос» ВОС», 2008. – 150 с.
  2. Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ори­ентировке детей с нарушением зрения. - Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004. - 62 с.
  3. Плаксина Л.И. Социально-бытовая ориентировка // Программы Специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли - сад - начальная школа) / под ред. Л. И. Плаксиной. - М. : Город, 1999. -  Ч. 2 Начальная школа – 170 с. - с. 136 – 148.
  4. Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ №1598 от 19.12.2014 г. Министерства образования и науки РФ), ГОС от 2004г.