Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • Оперативная информация
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС ОВЗ
  • Горячее питание
  • food
  • Родителям
  • Доступная среда для маломобильных групп населения
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Юбилей школы
  • Конференция
  • Фестиваль
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Школьное радио
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников

Задать вопрос:

Главная » Библиотека » Наши статьи » Хабибуллина Р.Т., "Формирование коммуникативно-познавательной компетентности у детей с нарушением зрения и интеллекта"
Дата: Мар 18, 2015

Хабибуллина Р.Т., "Формирование коммуникативно-познавательной компетентности у детей с нарушением зрения и интеллекта"



Опубликовано: Социализация детей с интеллектуальными нарушениями в контексте модернизации системы образования: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. 26 марта 2015 г. / под общ. ред. С.В. Соловьевой; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015, стр. 280.

Р.Т.Хабибуллина, учитель-логопед

ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ им. С.А.Мартиросяна»

Формирование коммуникативно-познавательной компетентности у детей с нарушением зрения и интеллекта

Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство познания и общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта и зрения. Личность формируется в деятельности и общении с другими людьми и сама определяет характер протекания этих процессов. Речь имеет огромное значение для формирования психических процессов, всей личности ребенка, становления мышления и воли, поэтому развитие вербальной коммуникации у детей с нарушением интеллекта и зрения является одной из актуальных проблем логопедии, олигофренопедагогики и тифлопедагогики.

Характеризуя состояние изученности проблемы формирования коммуникативных умений и навыков применительно к умственно отсталым младшим школьникам с нарушением зрения, следует отметить, что, несмотря на ясное представление о том, какое значение имеет умение людей взаимодействовать друг с другом, многие аспекты формирования коммуникативных умений и навыков у данной категории детей остаются менее разработанными, чем в других сферах специальной педагогики и психологии. В связи с чем и была определена тема  данной работы.

В ходе всестороннего анализа специальной литературы были уточнены понятия «коммуникативные умения» и «коммуникативные навыки»: под коммуникативными умениями понимается желание вступать в контакт и умение организовать и поддержать общение; коммуникативные навыки - это коммуникативные действия, достигшие степени совершенства.

Практическая работа  в рамках формирования  коммуникативных умений строилась на базе следующих научных данных:

1)специфические особенности речевых и языковых средств, коммуникативных умений и навыков младших школьников с нарушением интеллекта и зрения: системное недоразвитие устной речи; трудности ориентировки в условиях общения; отсутствие стремления планомерно осуществлять коммуникативную деятельность; невозможность сохранения цели коммуникации; преобладание невербальных средств коммуникации (указательные жесты, тактильное воздействие); значительные затруднения в осуществлении общения посредством речи;

 

2) формирование коммуникативных умений и навыков у умственно отсталых младших школьников с нарушением зрения достигается путем целенаправленной и дифференцированной работы, ориентированной на создание доброжелательных отношений, формирование эмпатии по отношению друг к другу и учителю, развитие познавательной деятельности, понимания речи, невербальных и языковых средств коммуникации, формирование диалогической речи и умений участвовать в речевой ситуации;

3)неуспешность речевого общения умственно отсталых младших школьников связана не только с нарушением интеллекта и речи, но и с несформированностью технологий общения со взрослыми и сверстниками. На логопедических занятиях должны создаваться речевые ситуации, которые позволяют организовать непосредственное общение детей. Основное внимание должно уделяться  использованию адекватных средств общения взрослого и ребенка.

Большое значение в формировании коммуникативных умений и навыков имеет игра. Игровая деятельность является наиболее эффективным средством интеллектуального развития младшего школьника с нарушением зрения и интеллекта, ведь без игры ребенок не может нормально развиваться, ориентироваться в окружающем мире.

Применение различных занимательных игровых пособий, специально разработанных игр, игровых заданий и упражнений повышает эффективность логопедических занятий.

Предлагаемые игры разработаны на материале  с разной  степенью трудности, что дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний, возрастом, разной степенью сложности дефекта.

Игра «Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые»(автор —О. Хухлаев. О.Хухлаева)

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуника­тивных навыков.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети представляют, что их пальчи­ки — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Комментарий: взрослый предлагает детям превра­тить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо по­лучается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта,  игра дает возможность выявить особенности обще­ния детей.

Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания кон­такта, преодолеть боязнь физического контакта.

Игра «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай» (авторы — О. Хухлаев, О.Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Количество играющих: 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя пос­сорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его по­била».

 

Игра «Интервью» (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, актив­ного словаря, умения вступать в диалог.

Количество играющих: 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, кото­рые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ре­бенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрос­лый роль ведущего берет на себя, предлагая детям об­разец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в школу, а также вовлечь в обще­ние стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

 

Игра «Обзывалки» (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Количество играющих: не менее двух человек.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка —картошка», «А ты, Ириш­ка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обя­зательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обя­зательно хорошими словами: «А ты, Маринка — кар­тинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго за­думываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

 

Игра «Давай поговорим» (автор — Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, вол­ком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя наста­ивать на ответе, если он не хочет по каким-либо при­чинам признаться.

Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

На начальных этапах дети могут отказываться за­давать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важный момент! В игре взрослый должен нахо­диться на одном уровне с ребенком, а в случае трудно­стей — ниже него.

Рекомендации по проведению игр:

-                   Игры не должны быть длительными по времени (5-10-15минут);

-                   Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а руководитель – помочь ему в этом.

-                   Игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;

-                   Игра может быть частью общеобразовательного или логопедического занятия или проводиться в один из режимных моментов (на прогулке, в минуты отдыха и пр.)

-                   В игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;

-                   В игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу.

Список литературы

1 Логопедическая работа в коррекционных классах: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. / Лалаева Р. И. - М.,1999

2 Речевые игры с детьми. / Селиверстов В. И. – М.,1994

3 Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: учебное пособие. / Науч. ред. М. Пишчек (Пер. с польск.) – СПб,2006

4 Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителей. / Катаева А.А., Стребелева Е.А. – М.,1990

5 Развитие навыков общения у слабовидящих детей. / Феоктистова В.А. – Спб.,2005