- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Хабибуллина Р.Т., "Формирование коммуникативно-познавательной компетентности у детей с нарушением зрения и интеллекта"
Опубликовано: Социализация детей с интеллектуальными нарушениями в контексте модернизации системы образования: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. 26 марта 2015 г. / под общ. ред. С.В. Соловьевой; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015, стр. 280.
Р.Т.Хабибуллина, учитель-логопед
ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ им. С.А.Мартиросяна»
Формирование коммуникативно-познавательной компетентности у детей с нарушением зрения и интеллекта
Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство познания и общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта и зрения. Личность формируется в деятельности и общении с другими людьми и сама определяет характер протекания этих процессов. Речь имеет огромное значение для формирования психических процессов, всей личности ребенка, становления мышления и воли, поэтому развитие вербальной коммуникации у детей с нарушением интеллекта и зрения является одной из актуальных проблем логопедии, олигофренопедагогики и тифлопедагогики.
Характеризуя состояние изученности проблемы формирования коммуникативных умений и навыков применительно к умственно отсталым младшим школьникам с нарушением зрения, следует отметить, что, несмотря на ясное представление о том, какое значение имеет умение людей взаимодействовать друг с другом, многие аспекты формирования коммуникативных умений и навыков у данной категории детей остаются менее разработанными, чем в других сферах специальной педагогики и психологии. В связи с чем и была определена тема данной работы.
В ходе всестороннего анализа специальной литературы были уточнены понятия «коммуникативные умения» и «коммуникативные навыки»: под коммуникативными умениями понимается желание вступать в контакт и умение организовать и поддержать общение; коммуникативные навыки - это коммуникативные действия, достигшие степени совершенства.
Практическая работа в рамках формирования коммуникативных умений строилась на базе следующих научных данных:
1)специфические особенности речевых и языковых средств, коммуникативных умений и навыков младших школьников с нарушением интеллекта и зрения: системное недоразвитие устной речи; трудности ориентировки в условиях общения; отсутствие стремления планомерно осуществлять коммуникативную деятельность; невозможность сохранения цели коммуникации; преобладание невербальных средств коммуникации (указательные жесты, тактильное воздействие); значительные затруднения в осуществлении общения посредством речи;
2) формирование коммуникативных умений и навыков у умственно отсталых младших школьников с нарушением зрения достигается путем целенаправленной и дифференцированной работы, ориентированной на создание доброжелательных отношений, формирование эмпатии по отношению друг к другу и учителю, развитие познавательной деятельности, понимания речи, невербальных и языковых средств коммуникации, формирование диалогической речи и умений участвовать в речевой ситуации;
3)неуспешность речевого общения умственно отсталых младших школьников связана не только с нарушением интеллекта и речи, но и с несформированностью технологий общения со взрослыми и сверстниками. На логопедических занятиях должны создаваться речевые ситуации, которые позволяют организовать непосредственное общение детей. Основное внимание должно уделяться использованию адекватных средств общения взрослого и ребенка.
Большое значение в формировании коммуникативных умений и навыков имеет игра. Игровая деятельность является наиболее эффективным средством интеллектуального развития младшего школьника с нарушением зрения и интеллекта, ведь без игры ребенок не может нормально развиваться, ориентироваться в окружающем мире.
Применение различных занимательных игровых пособий, специально разработанных игр, игровых заданий и упражнений повышает эффективность логопедических занятий.
Предлагаемые игры разработаны на материале с разной степенью трудности, что дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний, возрастом, разной степенью сложности дефекта.
Игра «Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые»(автор —О. Хухлаев. О.Хухлаева)
Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.
Количество играющих: любое.
Описание игры: дети представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.
Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта, игра дает возможность выявить особенности общения детей.
Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.
Игра «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай» (авторы — О. Хухлаев, О.Хухлаева)
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Количество играющих: 2 или более человек.
Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».
«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».
Игра «Интервью» (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.
Количество играющих: 3 и более человек.
Необходимые приспособления: стул.
Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.
Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».
Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в школу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.
Игра «Обзывалки» (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.
Количество играющих: не менее двух человек.
Необходимые приспособления: мячик.
Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка —картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д.
Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.
Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.
Игра «Давай поговорим» (автор — Е. Лютова)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.
Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.
На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.
Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.
Рекомендации по проведению игр:
- Игры не должны быть длительными по времени (5-10-15минут);
- Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а руководитель – помочь ему в этом.
- Игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;
- Игра может быть частью общеобразовательного или логопедического занятия или проводиться в один из режимных моментов (на прогулке, в минуты отдыха и пр.)
- В игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
- В игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу.
Список литературы
1 Логопедическая работа в коррекционных классах: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. / Лалаева Р. И. - М.,1999
2 Речевые игры с детьми. / Селиверстов В. И. – М.,1994
3 Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: учебное пособие. / Науч. ред. М. Пишчек (Пер. с польск.) – СПб,2006
4 Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителей. / Катаева А.А., Стребелева Е.А. – М.,1990
5 Развитие навыков общения у слабовидящих детей. / Феоктистова В.А. – Спб.,2005