Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Самородова Е.В., "Формирование речевой деятельности у детей с нарушением зрения и интеллекта в процессе активизации и коррекции сенсомоторного компонента речи"
Дата: Мар 18, 2015

Самородова Е.В., "Формирование речевой деятельности у детей с нарушением зрения и интеллекта в процессе активизации и коррекции сенсомоторного компонента речи"



Опубликовано: Социализация детей с интеллектуальными нарушениями в контексте модернизации системы образования: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. 26 марта 2015 г. / под общ. ред. С.В. Соловьевой; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей. – Екатеринбург: Г

АОУ ДПО СО «ИРО», 2015, стр. 271.

Е.В. Самородова,учитель-логопед

ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ», г. Верхняя Пышма

 

Формирование речевой деятельности у детей с нарушением зрения и интеллекта в процессе активизации и коррекции сенсомоторного компонента речи

     Современные требования к образованию подчеркивают необходимость оказания комплексной дифференцированной помощи детям с нарушением зрения и интеллекта, направленной на преодоление трудностей овладения программными значениями. Оказание логопедической помощи направлено на преодоление нарушений в развитии устной и письменной речи, а также на формирование коррекционно-компенсаторных навыков способствующих социальной адаптации  учащихся в обществе. 

      В нашей школе обучаются дети с нарушением зрения, а  так  же дети со сложным дефектом, т.е. имеющие нарушение зрения и интеллекта. У всех детей с отклонениями в развитии в той или иной степени нарушена речевая деятельность. Речевые нарушения у данной категории детей проявляются в многообразных формах, в различной степени и по-разному поддаются педагогическому воздействию. Логопедическая коррекционно-развивающая работа носит комплексный характер и предполагает не только формирование и коррекцию речи учащихся, но и развитие мелкой моторики, совершенствование общих и артикуляционных движений, а также познавательной деятельности, зрительного и слухового, тактильного восприятия. Более подробно хочется остановиться на развитии сенсомоторного компонента речи у учащихся младшего школьного возраста с нарушением  зрения и интеллекта.         Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.   

     Сенсомоторное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Дополнительную информацию учащиеся получают за счет полисенсорных взаимосвязей (слуховых, тактильно-двигательных, осязательных и т. д.). Сенсорное и познавательное развитие ребенка с нарушением зрения и интеллекта тесно взаимосвязаны.  Сенсомоторное развитие целесообразно и эффективно осуществлять через продуктивную деятельность, содержание которой подчинено задачам сенсорного, речевого, моторного, умственного и творческого развития. 

     Принимая во внимание большое значение развития сенсорной сферы у детей с нарушением зрения и интеллекта, необходимо учитывать специфику коррекционно-развивающей работы с такими детьми, так как развитие сенсорики в работе не цель, а средство, которое помогает развить их речевую активность. Коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие сенсомоторного компонента речи включает в себя два раздела: специально разработанную систему упражнений по развитию сенсомоторного компонента речи и традиционную работу по формированию артикуляционной моторики и произносительных навыков. Этот принцип сочетаемости обучения обеспечивается подбором специальных упражнений, направленных как на развитие ручной, так и артикуляционной моторики, строгой  дозировкой мышечных усилий учащихся, широким включением двигательных задач, способствующих выработке и закреплению у учащихся умственных действий.

    Система упражнений и заданий направлена на развитие составляющих элементов сенсомоторного компонента речи:

 1. Фонематический  слух  и восприятие

 - узнавание неречевых звуков, различение звуков по тембру, силе, высоте;

 - уточнение артикуляции звуков с использованием зрительных, кинестетических и тактильных слуховых восприятий;

 - выделение звука из  последовательного ряда звуков, слогов, слов;

 - определение количества звуков в слове;

 - определение позиции звука в слове;

 2. Артикуляционная  моторика

 - увеличение диапазона  и объема  движений артикуляционного аппарата;

 - тренировка подвижности и переключаемости органов артикуляции;

 - отработка определённых положений губ, языка, щек,  нижней челюсти, мышц глотки и мягкого неба;

 - проведение логопедического массажа и самомассажа, направленных на нормализацию мышечного тонуса,  включение в речевую деятельность новых групп мышц,  увеличение  объема и амплитуды артикуляционных движений, на уменьшение саливации;

 3. Произвольная моторика пальцев рук

 - увеличение темпа выполнения движений, нормализация мышечного тонуса;

 - тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев вместе и поочередно;

 - развитие и тренировка координации движений кистей рук и пальцев, развитие кончиков пальцев рук, чередование движений рук, плавности переключения;

 - развитие динамической и статической координации движений пальцев рук;

 - выполнение  практической  деятельности с предметами;

 - развитие точности и координации движений руки и глаза;

 - развитие тактильной чувствительности рук;

 - развитие координаций движений рук и глаза, синхронность работы обеих рук;

 - преодоление напряженности, скованности движений пальцев рук;

 4. Коррекция звукопроизношения

 1) Постановка звуков:

 - правильное звучание изолированных звуков.

 2) Автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях,  самостоятельной речи:

 - формирование первичных произносительных умений и навыков.

 3) Дифференциация звуков:

 - постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем – в слогах, в словах, фразах, чистоговорках, скороговорках, рассказах, с данными звуками,  в самостоятельной речи.

 5. Слоговая структура слова

 - идентификация и дифференциация силы звучания языковой единицы (громкое, тихое звучание),  длины звучания (длинное, короткое);

 - воспроизведение предлагаемых образцов языковых единиц по следам восприятия;

 - произнесение языковых единиц и контроль правиль­ности (на основе соотнесения с соответствующими сим­волами).

 6. Восприятие особых свойств предметов через осязание, обоняние, барические ощущения, вкусовые качества

 - формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве;

 - осуществление осязания системой сенсорных анализаторов: кожно-тактильного, двигательного, зрительного;

 - развитие дифференцированных осязательных ощущений;

 - определение контрастных температурных ощущений;

 - различение и сравнение разных предметов по признаку веса, вкуса, запаха, твердости;

 - различение противоположных качеств предметов и противоположных действий, совершаемых с предметами;

 - вербализация собственных ощущений;

    Комплексный характер коррекционно-развивающей работы  предусматривает отработку соответствующих речевых и двигательных умений и навыков в различных видах деятельности и формах занятий.

 Система заданий и упражнений предусматривает использование различных методов и приемов, которые применяются с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, коррекционной направленности, офтальмогигиенических требований, а также с учётом здоровьесберегающих технологий, главная задача  которых - это сохранение и укрепление здоровья учащихся. В том числе использование игровых приемов обучения, включающих элементы поиска, соревнования,  занимательности.

          Для проведения логопедической коррекционной работы необходимо создание специально организованной предметно-пространственной развивающей среды:

 1) подбор и изготовление  наглядного материала

 функционально ориентированные  пособия: муляжи предметов, модели, макеты,  натуральные средства наглядности, тактильные шарики (деревянный, стеклянный, металлический, ватный, меховой, резиновый, бумажный, пластмассовый, колючий, нитяной, шершавый),  «шумовые» коробочки; адаптированные дидактические материалы: графические карточки, выполненные с помощью объёмной аппликации, рельефные пособия; пособия и предметы для развития моторики: шнуровки, мозайки, массажные мячи, коврики с массажной поверхностью,  нитки, шнурки, проволока, пластичные материалы, крупа, пуговицы,   трафареты для штриховки, разноцветные прищепки, геометрические фигуры  и т.д.; пособия для выполнения артикуляционных  упражнений  и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;

 2) применение информционно-коммуникационных технологий: широкое использование электронных презентаций, аудио-записей - музыки и шумовых эффектов для развития и повышения познавательного интереса, речевой активности; 

 3) задания и упражнения, направленные на развитие сенсомоторного компонента речи  включаются в логопедические занятия,  как один из этапов групповых, подгрупповых, индивидуальных занятий с учащимися 1-2-х классов  с нарушением зрения и интеллекта, соответствуют лексической теме занятия, предусмотренной в тематическом планировании; 

 4) организация занятий предполагает особое внимание к детям, которые с трудом усваивают учебный материал. Каждый ребенок привлекается к выполнению посильных для него речевых и двигательных задач, учитываются наиболее нарушенные компоненты моторного акта. Индивидуальная работа с учащимися планируется и проводится, как продолжение группового занятия и направляется на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для тех или иных детей. Осуществляя дифференцированный подход, варьируется содержание, сложность и объем заданий, предлагаемых учащимся. Также большое значение  имеет характер и степень оказываемой организующей, обучающей, стимулирующей и направляющей помощи  учащимся. 

    Таким образом, в процессе использования системы заданий и упражнений, направленных на развитие   сенсомоторного компонента речи, осуществляется комплексный многосторонний подход, направленный на  коррекцию и развитие речи учащихся, за счет развития полисенсорных взаимосвязей, когда в восприятии, регуляции и контроле предметных действий участвуют слуховая, тактильная, мышечная и другие виды чувствительности.

 Литература

 1 Акименко, В.М. Новые логопедические технологии / В.М. Акименко // Ростов н/Д: Феникс, 2008. -105с.

 2 Жолудева, Н.В. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения / Н.В. Жолудева, Н.Б. Цепина //Школьная логопедическая служба - М.: ТЦ Сфера, 2006.-23с.

 3 Коноваленко, В.В. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми / В.В. Коноваленко // М.: ГНОМ, 2004.- 30с.

 4 Космачева И.А. Особенности работы учителя - логопеда с детьми с нарушениями интеллекта / И.А. Космачева // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии – 2007.- №1.- 18-22с.