- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Самородова Е.В., "Формирование речевой деятельности у детей с нарушением зрения и интеллекта в процессе активизации и коррекции сенсомоторного компонента речи"
Опубликовано: Социализация детей с интеллектуальными нарушениями в контексте модернизации системы образования: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. 26 марта 2015 г. / под общ. ред. С.В. Соловьевой; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей. – Екатеринбург: Г
АОУ ДПО СО «ИРО», 2015, стр. 271.Е.В. Самородова,учитель-логопед
ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ», г. Верхняя Пышма
Формирование речевой деятельности у детей с нарушением зрения и интеллекта в процессе активизации и коррекции сенсомоторного компонента речи
Современные требования к образованию подчеркивают необходимость оказания комплексной дифференцированной помощи детям с нарушением зрения и интеллекта, направленной на преодоление трудностей овладения программными значениями. Оказание логопедической помощи направлено на преодоление нарушений в развитии устной и письменной речи, а также на формирование коррекционно-компенсаторных навыков способствующих социальной адаптации учащихся в обществе.
В нашей школе обучаются дети с нарушением зрения, а так же дети со сложным дефектом, т.е. имеющие нарушение зрения и интеллекта. У всех детей с отклонениями в развитии в той или иной степени нарушена речевая деятельность. Речевые нарушения у данной категории детей проявляются в многообразных формах, в различной степени и по-разному поддаются педагогическому воздействию. Логопедическая коррекционно-развивающая работа носит комплексный характер и предполагает не только формирование и коррекцию речи учащихся, но и развитие мелкой моторики, совершенствование общих и артикуляционных движений, а также познавательной деятельности, зрительного и слухового, тактильного восприятия. Более подробно хочется остановиться на развитии сенсомоторного компонента речи у учащихся младшего школьного возраста с нарушением зрения и интеллекта. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсомоторное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Дополнительную информацию учащиеся получают за счет полисенсорных взаимосвязей (слуховых, тактильно-двигательных, осязательных и т. д.). Сенсорное и познавательное развитие ребенка с нарушением зрения и интеллекта тесно взаимосвязаны. Сенсомоторное развитие целесообразно и эффективно осуществлять через продуктивную деятельность, содержание которой подчинено задачам сенсорного, речевого, моторного, умственного и творческого развития.
Принимая во внимание большое значение развития сенсорной сферы у детей с нарушением зрения и интеллекта, необходимо учитывать специфику коррекционно-развивающей работы с такими детьми, так как развитие сенсорики в работе не цель, а средство, которое помогает развить их речевую активность. Коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие сенсомоторного компонента речи включает в себя два раздела: специально разработанную систему упражнений по развитию сенсомоторного компонента речи и традиционную работу по формированию артикуляционной моторики и произносительных навыков. Этот принцип сочетаемости обучения обеспечивается подбором специальных упражнений, направленных как на развитие ручной, так и артикуляционной моторики, строгой дозировкой мышечных усилий учащихся, широким включением двигательных задач, способствующих выработке и закреплению у учащихся умственных действий.
Система упражнений и заданий направлена на развитие составляющих элементов сенсомоторного компонента речи:
1. Фонематический слух и восприятие
- узнавание неречевых звуков, различение звуков по тембру, силе, высоте;
- уточнение артикуляции звуков с использованием зрительных, кинестетических и тактильных слуховых восприятий;
- выделение звука из последовательного ряда звуков, слогов, слов;
- определение количества звуков в слове;
- определение позиции звука в слове;
2. Артикуляционная моторика
- увеличение диапазона и объема движений артикуляционного аппарата;
- тренировка подвижности и переключаемости органов артикуляции;
- отработка определённых положений губ, языка, щек, нижней челюсти, мышц глотки и мягкого неба;
- проведение логопедического массажа и самомассажа, направленных на нормализацию мышечного тонуса, включение в речевую деятельность новых групп мышц, увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений, на уменьшение саливации;
3. Произвольная моторика пальцев рук
- увеличение темпа выполнения движений, нормализация мышечного тонуса;
- тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев вместе и поочередно;
- развитие и тренировка координации движений кистей рук и пальцев, развитие кончиков пальцев рук, чередование движений рук, плавности переключения;
- развитие динамической и статической координации движений пальцев рук;
- выполнение практической деятельности с предметами;
- развитие точности и координации движений руки и глаза;
- развитие тактильной чувствительности рук;
- развитие координаций движений рук и глаза, синхронность работы обеих рук;
- преодоление напряженности, скованности движений пальцев рук;
4. Коррекция звукопроизношения
1) Постановка звуков:
- правильное звучание изолированных звуков.
2) Автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, самостоятельной речи:
- формирование первичных произносительных умений и навыков.
3) Дифференциация звуков:
- постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем – в слогах, в словах, фразах, чистоговорках, скороговорках, рассказах, с данными звуками, в самостоятельной речи.
5. Слоговая структура слова
- идентификация и дифференциация силы звучания языковой единицы (громкое, тихое звучание), длины звучания (длинное, короткое);
- воспроизведение предлагаемых образцов языковых единиц по следам восприятия;
- произнесение языковых единиц и контроль правильности (на основе соотнесения с соответствующими символами).
6. Восприятие особых свойств предметов через осязание, обоняние, барические ощущения, вкусовые качества
- формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве;
- осуществление осязания системой сенсорных анализаторов: кожно-тактильного, двигательного, зрительного;
- развитие дифференцированных осязательных ощущений;
- определение контрастных температурных ощущений;
- различение и сравнение разных предметов по признаку веса, вкуса, запаха, твердости;
- различение противоположных качеств предметов и противоположных действий, совершаемых с предметами;
- вербализация собственных ощущений;
Комплексный характер коррекционно-развивающей работы предусматривает отработку соответствующих речевых и двигательных умений и навыков в различных видах деятельности и формах занятий.
Система заданий и упражнений предусматривает использование различных методов и приемов, которые применяются с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, коррекционной направленности, офтальмогигиенических требований, а также с учётом здоровьесберегающих технологий, главная задача которых - это сохранение и укрепление здоровья учащихся. В том числе использование игровых приемов обучения, включающих элементы поиска, соревнования, занимательности.
Для проведения логопедической коррекционной работы необходимо создание специально организованной предметно-пространственной развивающей среды:
1) подбор и изготовление наглядного материала
функционально ориентированные пособия: муляжи предметов, модели, макеты, натуральные средства наглядности, тактильные шарики (деревянный, стеклянный, металлический, ватный, меховой, резиновый, бумажный, пластмассовый, колючий, нитяной, шершавый), «шумовые» коробочки; адаптированные дидактические материалы: графические карточки, выполненные с помощью объёмной аппликации, рельефные пособия; пособия и предметы для развития моторики: шнуровки, мозайки, массажные мячи, коврики с массажной поверхностью, нитки, шнурки, проволока, пластичные материалы, крупа, пуговицы, трафареты для штриховки, разноцветные прищепки, геометрические фигуры и т.д.; пособия для выполнения артикуляционных упражнений и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;
2) применение информционно-коммуникационных технологий: широкое использование электронных презентаций, аудио-записей - музыки и шумовых эффектов для развития и повышения познавательного интереса, речевой активности;
3) задания и упражнения, направленные на развитие сенсомоторного компонента речи включаются в логопедические занятия, как один из этапов групповых, подгрупповых, индивидуальных занятий с учащимися 1-2-х классов с нарушением зрения и интеллекта, соответствуют лексической теме занятия, предусмотренной в тематическом планировании;
4) организация занятий предполагает особое внимание к детям, которые с трудом усваивают учебный материал. Каждый ребенок привлекается к выполнению посильных для него речевых и двигательных задач, учитываются наиболее нарушенные компоненты моторного акта. Индивидуальная работа с учащимися планируется и проводится, как продолжение группового занятия и направляется на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для тех или иных детей. Осуществляя дифференцированный подход, варьируется содержание, сложность и объем заданий, предлагаемых учащимся. Также большое значение имеет характер и степень оказываемой организующей, обучающей, стимулирующей и направляющей помощи учащимся.
Таким образом, в процессе использования системы заданий и упражнений, направленных на развитие сенсомоторного компонента речи, осуществляется комплексный многосторонний подход, направленный на коррекцию и развитие речи учащихся, за счет развития полисенсорных взаимосвязей, когда в восприятии, регуляции и контроле предметных действий участвуют слуховая, тактильная, мышечная и другие виды чувствительности.
Литература
1 Акименко, В.М. Новые логопедические технологии / В.М. Акименко // Ростов н/Д: Феникс, 2008. -105с.
2 Жолудева, Н.В. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения / Н.В. Жолудева, Н.Б. Цепина //Школьная логопедическая служба - М.: ТЦ Сфера, 2006.-23с.
3 Коноваленко, В.В. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми / В.В. Коноваленко // М.: ГНОМ, 2004.- 30с.
4 Космачева И.А. Особенности работы учителя - логопеда с детьми с нарушениями интеллекта / И.А. Космачева // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии – 2007.- №1.- 18-22с.