Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • Оперативная информация
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС ОВЗ
  • Горячее питание
  • food
  • Родителям
  • Доступная среда для маломобильных групп населения
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Юбилей школы
  • Конференция
  • Фестиваль
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Школьное радио
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников

Задать вопрос:

Главная » Библиотека » Наши статьи » Поздерина Н.Ю., "Рельефное рисование пластическими материалами как педагогический ресурс развития творческих способностей детей с нарушениями зрения и интеллекта"
Дата: Мар 18, 2015

Поздерина Н.Ю., "Рельефное рисование пластическими материалами как педагогический ресурс развития творческих способностей детей с нарушениями зрения и интеллекта"



Опубликовано: Социализация детей с интеллектуальными нарушениями в контексте модернизации системы образования: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. 26 марта 2015 г. / под общ. ред. С.В. Соловьевой; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015, стр. 71

Н. Ю. Поздерина, учитель технологии

ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ», г. Верхняя Пышма

Рельефное рисование пластическими материалами как педагогический ресурс развития творческих способностей детей с нарушениями зрения и интеллекта.

 

Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни у детей с нарушением  зрения и интеллекта является одним из важнейших средств  преодоления зрительной недостаточности и отрицательных последствий отсутствия дистантного восприятия действительности. Решая задачи коррекции зрительного дефекта и умственной отсталости, детей учат пользоваться остаточным зрением,   формируют компенсаторные навыки за счет сохранных анализаторов, речи, мышления.

Изодеятельность, будучи напрямую связанной с важнейшими психическими функциями, зрительным процессом двигательной координации, речью, мышлением, развивает и объединяет их между собой. Организация изодеятельности детей с нарушением зрения и интеллекта имеет свои особенности:

-        сниженная способность самостоятельно принимать, домысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды;

-        меньшая сформированность различных сторон познавательной деятельности;

-        сниженная активность учащихся;

-        узкий круг интересов;

-        своеобразные проявления эмоционально – волевой сферы, её эффективность.

Для детей с глубокими нарушениями  зрения лучше начинать работу со сличения предмета с его цветным изображением, затем с силуэтом и контуром  (в работе используются шаблоны и трафареты).

Работы выполняют от более простых заданий к более сложным, изменяя и формат изображения. Начальный формат изображения – тетрадный или альбомный лист, далее формат работы может быть не ограничен.

На первом этапе обучения следует включать   изображение предметов ближайшего  окружения. Учитывать личные интересы и мотивы учащихся на каждом этапе обучения рельефному  рисованию.

Педагог должен постоянно руководить процессом восприятия и отображения. Особо важно научить  детей правильно анализировать объекты изображения (доизобразительный анализ объекта).

Следует учитывать, что чем ниже острота зрения, тем больше времени требуется для анализа предметов. Размер обследуемых объектов должен быть крупным, цвета – яркими; обязателен контракт с фоном, без излишних мелких деталей.

Для полноты восприятия объекта  учащимся педагог должен давать точные указания и объяснения. Для понимания пространственного изображения применяют индивидуальные  фланелеграфы и шаблоны, иллюстративно – печатный и фотоматериал.

При анализе изображения предметов, натюрмортов отмечается расположение их на столе, затем идет выкладывание композиции на фланелеграфе. Педагог учит, что те предметы, которые расположены дальше от нас, изображают ближе к верхнему краю листа, а те, которые ближе к нам  - на переднем плане.

Очень важно и необходимо развивать знания и интересы детей, обогащать их представления об окружающем мире. Использовать для этого любую возможность: читать художественные произведения, стихи, прозу, беседовать с детьми, рассказывать о различных интересных случаях из жизни;

использовать и опираться в художественном творчестве на личные интересы и мотивы детей;

- создавать материальную базу: шаблоны, трафареты барельефные композиции на основе плоскостных изображений из картона, фланелеграф, подбирать изображения для работы на нем, разработать систему упражнений по выкладыванию изображения (пейзажа, натюрморта, своего рисунка) на фланелеграфе;

- подбирать иллюстративный материал;

- выполнять абрисы предметов пластилиновыми столбиками;

Выкладывать трафареты по контуру, дополнять поверхности трафарета пластилином;

- смешивать разные цвета пластилина;

- использовать однотонные и смешанные цвета в композициях. Начинать от предметных изображений, научиться изображать группы предметов, а позднее – сюжетную композицию;

- использовать в рисовании точечный контур и заполнять внутреннюю плоскость изображения. На первом занятии создается набросок изображения на плоскости. На втором  занятии – заполнение цветом.

Особенности зрения создают нашим детям определённые трудности. Рисование для слабовидящего ребёнка, с нарушением интеллекта, сложная и трудная деятельность,требует концентрации воли, терпения и более длительного времени для работы.Особое значение приобретает для детей положительная оценка результатов работы. Перед педагогом встаёт задача научить  различать цвета и их оттенки на образце и передавать их в своем  изображении на рабочей плоскости.

В процессе работы ученик приобретает опыт в различении насыщенного цвета, тональности, учитывая, что изображение дальнего предмета следует передавать, изменяя его контрастность. Для большей выразительности можно использовать в работе аппликационные детали из различных материалов.

Необходимо учить выполнять работу строго последовательно, пошагово, объясняя каждый шаг, каждый прием лепки. Ученик должен уяснить для себя: как я леплю? Почему именно так, а не иначе? Чего я добьюсь этим приемом лепки или нанесения пластилина? Какой будет эффект?

Развитие творчества учащихся с глубокими нарушениями зрения и  интеллекта, таит еще много неоткрытого, но при большом желании детей в соавторстве и сотворчестве с ними можно добиться развития творческих способностей, а главное, помочь стать каждому ученику интересной, самореализующейся личностью, испытать радость творческого труда. Изображение красоты окружающего мира средствами пластических материалов таит в себе еще много возможностей для творческого развития учащихся.

На уроках технологии в 5-9-х классах нашей школы обучаются учащиеся с нарушением зрения и интеллекта. В год 70 – летия победы в Великой Отечественной войне, учащимся были предложены следующие темы уроков:

« Моя малая Родина»; «Родина моя – Россия»;«Героическое прошлое нашего Отечества»;«Подвиги солдат – освободителей»;«Поэтические образы истории Родины»;«Нет – терроризму».

 Были использованы следующие приемы:

- чтение стихотворений о войне;

- чтение газетных заметок о героях войны и тыла;

- чтение поэмы «Наша древняя столица»  Н. Кончаловской;

- пение песен о войне, известных учащимся;

- прослушивание песен в аудиозаписи;

- создание музыкального фона;

- беседы с учащимися о родных и близких, которые воевали в голы ВОВ;

-декламация известных стихи о войне, отрывков из классических произведений.

Новое интересное направление в творчестве – иллюстрирование известных песен, произведений прозы, поэзии было предложено самими учениками. В этом направлении учащиеся могут проявить свое личное отношение к родному дому, к Родине, ее истории, к современности и донести его посредством изображения понравившихся сюжетов до зрителя.

Гильванов Максим изображает кошку на окне. В работах Лены Первушиной – изображение Детского дома, школы – как благодарность людям, которые её воспитали, и желание оформить кабинет СБО. По мотивам песни «Родина моя милая» Крупина Ксюша рисует картину природы средней полосы России.

Узлов Алексей рисует картины, отражая в них красоту родной природы: «Рассвет над озером», «Мостик через речку», «Морской прибой», основываясь на впечатлениях, полученных во время летнего отдыха.

Проскурнин Евгений рисует картины по мотивам своих личных впечатлений о прочитанных книгах, вдохновение черпает в исторических фильмах. Событиях, которые заинтересовали его из курса «История».

Создавая атмосферу творческого поиска и интереса к героическому прошлому нашей Родины на уроках, способную вызвать желание учащихся рисовать картины в исторический год Юбилея победы, отражая в них свое отношение ко всему происходящему.

Миргаязов Максим  после чтения поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» решил нарисовать картину с изображением крепости в горах Грузии. Его привлекают так же темы ВОВ, в часности, сейчас он рисует новую картину о великом танковом сражении на Курской дуге.

Читая стихи русских поэтов М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, на уроках технологии, учащиеся сами находят эти произведения в Брайлевской библиотеке, читают, учат наизусть. Так Шанин Влад прочитал «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина, выучил её наизусть, по нашей просьбе и лично по своей инициативе не один раз декламировал её на уроках и тему работы выбрал – эпизод из этого произведения «Прощание князя Олега с конем».

После завершения этой работы,  Влад предложил еще одну идею – нарисовать картину по песне «Огромное небо»,  отражая в ней героический подвиг двух наших летчиков Бориса Капустина и Юрия Янова. 6 апреля 1966г. они провели самолет с заглохшим  двигателем над германским городом, не смея катапультироваться, и ценой собственных жизней,  спасли жизни многих людей.

События последних лет, страшные и неподдающиеся осмыслению террористические акты против мирного населения – еще одна злободневная тема современности, которая находит отражение в картинах учащихся «Я против терроризма!» -  скандирует Гайфуллин Алексей, выбирая эту тему и изображая в своей картине школу г. Беслана, подвергшуюся нападению террористов 1 сентября 2004 г..  Боль от восприятия случившегося  не утихает в сердцах подрастающего поколения, и изображение этой школы после теракта – прямое тому подтверждение.

Рисуя картины прошлого страны и его современность – ученики выражают любовь к Отечеству, сопричастность с его великой историей, проявляя, выплескивая в картинах свою боль и заботу о сегодняшнем дне Родины, о её настоящей судьбе.

Они восстают в своем творчестве против терроризма, против войны, за мир во всем мире, проявляя при этом свою позицию  гуманности и человеколюбия, выражая в своих картинах понимание сегодняшнего дня, раскрывая свои мотивы, интересы, способности и свои ждущие понимания души незрячих и слабовидящих учащихся.

Они открыты миру зрячих людей, радуются возможности рисовать, как зрячие. Их картины взывают к пониманию, принятию нами, учащиеся с нарушением зрения и интеллекта как понимающих, чувствующих, развивающихся личностей. При помощи своих работ они «выражают» свою гражданскую позицию.

Литература

Воронова В.В. «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе». – М., 1994.;

Киселёва М.В. «Арт – терапия в работе с детьми». – Спб., 2006.;

Калинина Г.П. «Педагогические системы развития творчества». – Екатеринбург, 2011.;

Пишчек М. «Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью». – СПб., 2006.;

Рубинштейн С.Я. «Психология умственно отсталого школьника». – М., 1970.