Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Хурамшина Ф.К., "Профориентационная работа как форма социально-трудовой адаптации учащихся с нарушением зрения и интеллекта"
Дата: Мар 18, 2015

Хурамшина Ф.К., "Профориентационная работа как форма социально-трудовой адаптации учащихся с нарушением зрения и интеллекта"



Опубликовано: Социализация детей с интеллектуальными нарушениями в контексте модернизации системы образования: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. 26 марта 2015 г. / под общ. ред. С.В. Соловьевой; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015, стр. 364.

Ф.К.Хурамшина, учитель

ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ», г. Верхняя Пышма

Профориентационная работа как форма социально-трудовой   адаптации учащихся с нарушением зрения и интеллекта.

По статистическим данным, число детей, имеющих  интеллектуальную недостаточность,  с каждым годом увеличивается. В связи с этим, совершенствование форм и методов их реабилитации и социально-трудовой адаптации по-прежнему является актуальным вопросом.

В адаптированной основной образовательной программе для слепых и слабовидящих умственно отсталых обучающихся, подготовка детей  к самостоятельной жизни и производственному труду является одной из самых важных задач. Наряду с трудовой подготовкой, ведется работа и по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому  подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей, физических возможностей и медицинских  показаний.

Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению должна осуществляться последовательно и непрерывно. На уровне  начального обучения необходимо сформировать у детей представление о разделении труда и познакомить их с наиболее распространенными профессиями, на уровне  основного обучения - научить анализу профессии, диагностированию своих профинтересов и способностей, построению плана профессионального образования и трудоустройства, сформировать осознанные профнамерения.  Учащиеся выпускного класса  часто испытывают серьезные затруднения в выборе профессии. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов,    попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов.    Выпускники  школы должны уметь уточнять и корректировать свои профнамерения, осуществлять поиск и анализ информации о рынке труда, путях профессионального образования и трудоустройства. У них должна быть сформирована готовность к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования и продвижению в деловой карьере. И во всем этом мы, педагоги, должны им помочь.

К сожалению, участие семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни крайне мало  в условиях интерната, поэтому роль школы в организации системы социально-трудовой адаптации и ориентации в процессе учебно-воспитательной работы крайне велика.

Работа осуществляется в рамках школьного обучения педагогами класса. Система профориентационной работы ведется по следующим направлениям:

1.Профессиональное просвещение и знакомство с отдельными профессиями, их общественной значимостью (беседы о профессиях, целевые экскурсии на предприятия, целевые встречи с представителями учреждений начального и среднего профессионального образования «Куда пойти учиться?», организация и проведение экскурсий на предприятия, где работают родители и др.).

2.Систематизация знаний о мире профессий с точки зрения целей и условий труда (работа кружков,  проведение классных часов и др.).

3.Знакомство с психологическими основами профессионального выбора (программа курса занятий «Я и мои профессиональные предпочтения»).

Задачи:

  • обогащать представления детей о профессиях;
  • воспитывать чувство уважения к труду взрослых, желание оказывать помощь;
  • обогащать словарный запас посредством ознакомления детей с предметами, необходимыми в работе людей различных профессий;
  • создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании.

Содержание планирования включает в себя:

           5-7 классы

Формирование представления о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.

Развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии.

        8-9 классы

Формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей.

Профессиональное самоопределение. Формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных профессий.

Из опыта и наблюдений за детьми своего класса, сделан вывод, что многие не смогут определиться в выборе профессии самостоятельно. Для осмысленного выбора профессии детьми, педагоги разработали и предложили единый подход  в организации профориентационной работы в урочной и внеурочной  деятельности, который  заключается в следующем:

  1. Подготовительная работа.

а) Перечень медицинских показаний к профориентации и профессиональному обучению подростков с нарушениями зрения, перечень медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков.

б) Список профессий, которые  могут выбрать учащиеся класса, в  соответствии с состоянием своего здоровья.

в) Выборка  училищ, в которых могут  обучаться наши выпускники.

    2. Составление единого плана работы педагогов школы, по ознакомлению учащихся с  доступными профессиями.

5 класс – швея, портной

6 класс – дворник

7 класс – младший обслуживающий персонал

8 класс – штукатур, маляр

9 класс – плотник, столяр

 Организация работы по профориентации осуществляется по единому плану.

План занкомства с профессией

  1. Название профессии.
  2. История профессии.
  3. Описание профессии.
  4. Образование (Что надо знать?).
  5. Личные качества.  Способности.
  6. Виды деятельности.
  7. Место работы и карьера.
  8. Области применения профессиональных знаний.
  9. Словарная работа.

Профориентационная деятельность осуществляется на основе мультидисциплинарного подхода, т.е. на основе взаимодействия всех педагогов, работающих с данным классом, и использования содержания всех учебных дисциплин, преподающихся детям, что фиксируется в специально разрабатываемых «Листах согласования». Реализация мультидисциплинарного подхода показана на примере изучения темы «Швея».Смотри приложение №1.

Таким образом, реализация профориентационной работы предполагает закрепление представлений воспитанников о различных профессиях, развитие познавательных и творческих способностей, формирование интереса к труду взрослых.

Литература

Агавелян О.К. Некоторые вопросы социально – трудовой адаптации выпускнков вспомогательной школы (тест)/ О.К.Агавелян //Дефектология . – 1974.- №1.

Акимова О.И. Внеурочная деятельность как средство формирования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида. Диссертация на соискание ученой степени кпн. Науч.рук.доктор пед.наук , проф. Алексеев О.Л. - Екатеринбург, 2012г.

Егорова Л.А. Вариант профессиональной подготовки выпускников школы VIII вида в условиях села(текст)/Л.А.Егорова /Дефектология.-2003.- №3.

Интегрированное профессиональное образование учащихся с нарушением интеллекта (текст)/ И.А.Магомедова (и др.) //Дефектология . – 2005.- №4.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: инновационные модели и технологии: сб.материалов Всеросс. Науч.-практ. конф.27 марта 2014г. В 2ч. Под общ. ред. С.В.Соловьевой; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО  ИРО, 2014.

Приложение №1.       Единый подход    в организации    профориентационного работы в 5 классе. 

 

Внеклассная работа

Темы для внеклассного чтения (в урочное и не урочное время)

Виды работ по теме «Профессии» на уроках русского языка

Темы уроков по технологии

Темы занятий по логопедии

Темы уроков по СБО

Коррекционные предметы

1.Диагностика. Анкета. Кем я хочу стать?

2.Беседа.

Чем пахнут ремесла?

3. Сюжетно – ролевая игра.

«Магазин тканей».

4. Классный час.

Знакомство с профессией швеи.

5. Викторина.

«Узнай профессию».

6. Экскурсия.

В ателье, мастерскую по ремонту одежды.

Творческая работа по теме «Пословицы и поговорки о труде»

 

 

Сказки о труде.

 

Разбор загадок  о профессиях.

Письменная работа 1.Сочинение

«Кем я хочу стать»

2. Опиши профессию по плану.

Словарная работа

1.За счет образования новых слов с помощью приставок, суффиксов,окончаний

2.прилагательных  и глаголов

Обогащение и активизация словаря по теме.

Формирование навыков словообразования

Умение образовывать существительные родительного падежа.

Существительные с уменьшительного – ласкательными суффиксами

Знакомство со швейным делом.

Из истории ткани.

Виды тканей.

Элементы материаловедения.

Одежда в разные времена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лексические темы: «Профессии»

«Инструменты»

«Бытовые электро- приборы»

«Одежда»

Активизация и обогащение словарного запаса  уточнение значений слов.

Развитие предикативной лексики.

 

 

1.Одежда и обувь.  Где шьют одежду? Швейная фабрика.

2.Личная гигиена. Постельное бельё, полотенца.

3.Питание.  Сервировка стола.  (скатерть и салфетки - из какой ткани они сшиты).

4.Культура поведения.

 Правила общения в магазине «Рукодельница».

5.Торговля. Виды магазинов.

Их назначение.

I.Развитие мимики и пантомимики.

1.Умение общаться, выступая в различных ролях. (покупатель - продавец, заказчик - швея.)

2.Сюжетно-ролевые игры «Ателье», «Я модель».

II. Развитие осязания и мелкой моторики.

1.Тактильная игра «Определи ткань»

2.Виды пришивания плоских пуговиц.

III. Развитие и охрана остаточного зрения и зрительного восприятия.

Раскрашивание, штриховка контурных рисунков одежды (подбор цветов, выбор стиля одежды для определенного мероприятия).