- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Хурамшина Ф.К., "Профориентационная работа как форма социально-трудовой адаптации учащихся с нарушением зрения и интеллекта"
Опубликовано: Социализация детей с интеллектуальными нарушениями в контексте модернизации системы образования: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. 26 марта 2015 г. / под общ. ред. С.В. Соловьевой; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015, стр. 364.
Ф.К.Хурамшина, учитель
ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ», г. Верхняя Пышма
Профориентационная работа как форма социально-трудовой адаптации учащихся с нарушением зрения и интеллекта.
По статистическим данным, число детей, имеющих интеллектуальную недостаточность, с каждым годом увеличивается. В связи с этим, совершенствование форм и методов их реабилитации и социально-трудовой адаптации по-прежнему является актуальным вопросом.
В адаптированной основной образовательной программе для слепых и слабовидящих умственно отсталых обучающихся, подготовка детей к самостоятельной жизни и производственному труду является одной из самых важных задач. Наряду с трудовой подготовкой, ведется работа и по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей, физических возможностей и медицинских показаний.
Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению должна осуществляться последовательно и непрерывно. На уровне начального обучения необходимо сформировать у детей представление о разделении труда и познакомить их с наиболее распространенными профессиями, на уровне основного обучения - научить анализу профессии, диагностированию своих профинтересов и способностей, построению плана профессионального образования и трудоустройства, сформировать осознанные профнамерения. Учащиеся выпускного класса часто испытывают серьезные затруднения в выборе профессии. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов, попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. Выпускники школы должны уметь уточнять и корректировать свои профнамерения, осуществлять поиск и анализ информации о рынке труда, путях профессионального образования и трудоустройства. У них должна быть сформирована готовность к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования и продвижению в деловой карьере. И во всем этом мы, педагоги, должны им помочь.
К сожалению, участие семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни крайне мало в условиях интерната, поэтому роль школы в организации системы социально-трудовой адаптации и ориентации в процессе учебно-воспитательной работы крайне велика.
Работа осуществляется в рамках школьного обучения педагогами класса. Система профориентационной работы ведется по следующим направлениям:
1.Профессиональное просвещение и знакомство с отдельными профессиями, их общественной значимостью (беседы о профессиях, целевые экскурсии на предприятия, целевые встречи с представителями учреждений начального и среднего профессионального образования «Куда пойти учиться?», организация и проведение экскурсий на предприятия, где работают родители и др.).
2.Систематизация знаний о мире профессий с точки зрения целей и условий труда (работа кружков, проведение классных часов и др.).
3.Знакомство с психологическими основами профессионального выбора (программа курса занятий «Я и мои профессиональные предпочтения»).
Задачи:
- обогащать представления детей о профессиях;
- воспитывать чувство уважения к труду взрослых, желание оказывать помощь;
- обогащать словарный запас посредством ознакомления детей с предметами, необходимыми в работе людей различных профессий;
- создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании.
Содержание планирования включает в себя:
5-7 классы
Формирование представления о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.
Развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии.
8-9 классы
Формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей.
Профессиональное самоопределение. Формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных профессий.
Из опыта и наблюдений за детьми своего класса, сделан вывод, что многие не смогут определиться в выборе профессии самостоятельно. Для осмысленного выбора профессии детьми, педагоги разработали и предложили единый подход в организации профориентационной работы в урочной и внеурочной деятельности, который заключается в следующем:
- Подготовительная работа.
а) Перечень медицинских показаний к профориентации и профессиональному обучению подростков с нарушениями зрения, перечень медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков.
б) Список профессий, которые могут выбрать учащиеся класса, в соответствии с состоянием своего здоровья.
в) Выборка училищ, в которых могут обучаться наши выпускники.
2. Составление единого плана работы педагогов школы, по ознакомлению учащихся с доступными профессиями.
5 класс – швея, портной
6 класс – дворник
7 класс – младший обслуживающий персонал
8 класс – штукатур, маляр
9 класс – плотник, столяр
Организация работы по профориентации осуществляется по единому плану.
План занкомства с профессией
- Название профессии.
- История профессии.
- Описание профессии.
- Образование (Что надо знать?).
- Личные качества. Способности.
- Виды деятельности.
- Место работы и карьера.
- Области применения профессиональных знаний.
- Словарная работа.
Профориентационная деятельность осуществляется на основе мультидисциплинарного подхода, т.е. на основе взаимодействия всех педагогов, работающих с данным классом, и использования содержания всех учебных дисциплин, преподающихся детям, что фиксируется в специально разрабатываемых «Листах согласования». Реализация мультидисциплинарного подхода показана на примере изучения темы «Швея».Смотри приложение №1.
Таким образом, реализация профориентационной работы предполагает закрепление представлений воспитанников о различных профессиях, развитие познавательных и творческих способностей, формирование интереса к труду взрослых.
Литература
Агавелян О.К. Некоторые вопросы социально – трудовой адаптации выпускнков вспомогательной школы (тест)/ О.К.Агавелян //Дефектология . – 1974.- №1.
Акимова О.И. Внеурочная деятельность как средство формирования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида. Диссертация на соискание ученой степени кпн. Науч.рук.доктор пед.наук , проф. Алексеев О.Л. - Екатеринбург, 2012г.
Егорова Л.А. Вариант профессиональной подготовки выпускников школы VIII вида в условиях села(текст)/Л.А.Егорова /Дефектология.-2003.- №3.
Интегрированное профессиональное образование учащихся с нарушением интеллекта (текст)/ И.А.Магомедова (и др.) //Дефектология . – 2005.- №4.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: инновационные модели и технологии: сб.материалов Всеросс. Науч.-практ. конф.27 марта 2014г. В 2ч. Под общ. ред. С.В.Соловьевой; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО ИРО, 2014.
Приложение №1. Единый подход в организации профориентационного работы в 5 классе.
Внеклассная работа |
Темы для внеклассного чтения (в урочное и не урочное время) |
Виды работ по теме «Профессии» на уроках русского языка |
Темы уроков по технологии |
Темы занятий по логопедии |
Темы уроков по СБО |
Коррекционные предметы |
1.Диагностика. Анкета. Кем я хочу стать? 2.Беседа. Чем пахнут ремесла? 3. Сюжетно – ролевая игра. «Магазин тканей». 4. Классный час. Знакомство с профессией швеи. 5. Викторина. «Узнай профессию». 6. Экскурсия. В ателье, мастерскую по ремонту одежды. |
Творческая работа по теме «Пословицы и поговорки о труде»
Сказки о труде.
Разбор загадок о профессиях. |
Письменная работа 1.Сочинение «Кем я хочу стать» 2. Опиши профессию по плану. Словарная работа 1.За счет образования новых слов с помощью приставок, суффиксов,окончаний 2.прилагательных и глаголов Обогащение и активизация словаря по теме. Формирование навыков словообразования Умение образовывать существительные родительного падежа. Существительные с уменьшительного – ласкательными суффиксами |
Знакомство со швейным делом. Из истории ткани. Виды тканей. Элементы материаловедения. Одежда в разные времена
|
Лексические темы: «Профессии» «Инструменты» «Бытовые электро- приборы» «Одежда» Активизация и обогащение словарного запаса уточнение значений слов. Развитие предикативной лексики.
|
1.Одежда и обувь. Где шьют одежду? Швейная фабрика. 2.Личная гигиена. Постельное бельё, полотенца. 3.Питание. Сервировка стола. (скатерть и салфетки - из какой ткани они сшиты). 4.Культура поведения. Правила общения в магазине «Рукодельница». 5.Торговля. Виды магазинов. Их назначение. |
I.Развитие мимики и пантомимики. 1.Умение общаться, выступая в различных ролях. (покупатель - продавец, заказчик - швея.) 2.Сюжетно-ролевые игры «Ателье», «Я модель». II. Развитие осязания и мелкой моторики. 1.Тактильная игра «Определи ткань» 2.Виды пришивания плоских пуговиц. III. Развитие и охрана остаточного зрения и зрительного восприятия. Раскрашивание, штриховка контурных рисунков одежды (подбор цветов, выбор стиля одежды для определенного мероприятия). |