- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Баева Т.Г., «Роль и место дидактических игр в работе по развитию навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушением интеллекта и зрения в начальный период школьного обучении»
Опубликовано: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза», апрель 2015г., г.Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет», стр.24
Баева Т. Г., учитель
ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ»
«Роль и место дидактических игр в работе по развитию навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушением интеллекта и зрения в начальный период школьного обучении»
«Игра – эта развернутая, внешняя ориентировочная деятельность, предмет которой - содержание человеческих (социальных) отношений»
Эльконин Д.
Обучение самостоятельности в быту является одним из важнейших направлений реабилитационной работы с детьми со сложным дефектом: нарушением интеллекта и зрения. В решении задач социальной адаптации детей со сложным дефектом жизненно необходимыми качествами являются умение правильно вести себя в обществе и обслуживать себя.
Слепые и слабовидящие дети с врожденной умственной отсталостью нередко приходят в школу, не владея самыми элементарными навыками гигиены, самообслуживания, умения вести себя, общаться со старшими и сверстниками. А между тем обслуживание, в основе которого лежат культурно - гигиенические навыки, является самым элементарным, но очень важным видом трудовой деятельности ребёнка.
Умственно отсталый ребёнок с нарушением зрения, придя из «заботливой» семьи в школу, не владеет простейшими гигиеническими навыками: не умеет пользоваться мылом, зубной щёткой, столовыми приборами, туалетом и т. д.
Нормально развивающийся ребёнок усваивает эти навыки, в основном подражая взрослым, по образцу, словесной инструкции. Для детей с нарушением зрения и интеллекта этот путь мало доступен. Чтобы они научились выполнять какое-либо практическое действие, его приходится разбивать на этапы и выполнять вместе с ребёнком («рука в руку»), сопровождая словесными объяснениями, многократно повторяя. В этом большую помощь оказывают дидактические игры, которые делают процесс обучения более интересным. Познавательный элемент в дидактических играх сочетается с занимательностью, что помогает ребёнку без больших усилий заполнить материал, который необходимо усвоить в игре.
С началом обучения в школе игра продолжает занимать существенное место в жизни умственно отсталого ребенка, не теряя своего значения как фактор развития. Свободные игры детей со сложным дефектом младшего школьного возраста характеризуются бедностью сюжета, в них отражаются бытовые ситуации, сюжеты из личного опыта. Это игры - школа, магазин, семья, больница. К третьему классу тематика несколько расширяется; появляются игры на профессиональные сюжеты - в парикмахера, в шофера, в библиотекаря, в почтальона, в воспитателя детского сада. Распределив основные роли, дети начинают играть и по ходу игры расставляют и раскладывают предметы, которые попадаются им на глаза: столы, стулья, учебные пособия. Игровые действия одного ребенка не всегда связаны с действиями других детей. Неумение заранее планировать игру, отсутствие замысла приводит к тому, что в игровые действия детей нет логики, строгой последовательности. Дети играют небольшими группами по пять-семь человек. Коллективная игра не возникает, они играют рядом, но не вместе. Несогласованность в игровых действиях внезапно прерываются. Дети часто отвлекаются от сюжета, увидев привлекательную игрушку или заинтересовавший их предмет. Затрудняются в доведении роли до конца.
В дидактических играх дети знакомятся с характерными признаками предметов (такими, как цвет, форма, величина), с их строением, качественными характеристиками (например, с материалом, из которого они сделаны), с возможностями осуществления соответствующих их назначению действий. Причем это знакомство происходит в максимально благоприятных для детей с патологией зрения условиях, т.е. с соблюдением офтальмо-гигиенических и тифлопедагогических требований. Проведение дидактических игр с подключением всех сенсорных систем: нарушения зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных, кинестетических, температурных ощущений и других позволяет создать основу для компенсации у детей зрительной недостаточности и коррекции имеющихся у них вторичных отклонений в развитии.
В дидактических играх детей с нарушением зрения и умственной отсталостью используется материал разных видов:
- натуральные предметы (предметы ближайшего окружения: одежда, обувь, посуда, мебель; растения, овощи, фрукты и т.д., т.е. предметы, специально подбираемые для игры, или объекты и явления, наблюдаемые на прогулках, экскурсиях);
- объемные дидактические материалы (муляжи овощей и фруктов, продуктов питания, макеты, геометрические тела);
- дидактические игрушки (куклы, кукольная мебель, посуда, транспортные игрушки, игрушечные животные, птицы, насекомые и т.д.);
- предметные и сюжетные изображения (наборы картинок из различных лото и домино, иллюстрации к сказкам и т.д.);
- графические изображения (условные изображения, схемы, планы);
- рельефные и барельефные предметные и сюжетные изображения.
Единичные, отрывочные представления об окружающей действительности, недостатки восприятия, недоразвитие речи, свойственные детям со сложным дефектом этого возраста, приводят к невозможности полноценного отражения детьми окружающей действительности в игровой деятельности. Особенности свободных игр учеников 1-3 классов свидетельствуют о необходимости систематического руководства игровой деятельностью этих детей, предполагающего расширение и обогащение жизненного опыта детей с последующим поэтапным обучением ролевой игре. Специальная коррекционно-развивающая работа по обучению сюжетно-ролевым играм приведет к существенному изменению характера игровой деятельности таких детей.
Игра выделяет и моделирует социальные отношения с помощью ролей, игровых действий, игровых предметов и замещения. Однако, «ребенок уже с первых дней своей жизни изначально социален, включен в социальные отношения и является их субъектом». Эмоции играют существенную роль не только в регуляции деятельности в соответствии со сложившимися у ребенка потребностями, но и в их формировании и развитии. Функция игровых отношений состоит в ориентировке в системе социальных смыслов, мотивов, норм и правил.
В качестве основных психологических механизмов коррекционного воздействия игры можно выделить:
- моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, исследование их ребенком и ориентировка в этих отношениях;
- изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера;
- социальной компетенции и способности к разрешению проблемных ситуаций;
- формирование наряду с игровых реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития;
- организация поэтапной обработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение;
- организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний, обеспечение их осознания благодаря вербализации, и, соответственно, осознание смысла проблемной ситуации и формирование ее новых значений;
- формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих поведение в игровой комнате.
Игра занимает серьезное место в интеллектуальной жизни школьника. Игра обычно не учит чему-то одному. Как правило, она направлена на активизацию и внимания, и скорости реакции, и терпения, и смекалки. Особенно полезны длительные игры, расширяющие кругозор детей. Во время обучения в начальной школе куклы хорошо использовать для снятия напряжения от ситуаций оценивания. Младший школьник с первых лет обучения попадает в жесткую полосу оценивания - за умение читать, владеть ручкой, рассказывать, правильно сидеть, способность не отвлекаться. Само по себе это может повысить тревожность и напряженность ребенка, а если господствует оценивание с отрицательным знаком, то может возникнуть и негативное отношение к учению в школе. Ролевые игры переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, что только и может обеспечить качество обучения и воспитания.
С помощью игр ребенок входит в разные сферы деятельности, расширяя возможности познания этих сфер. Именно игра позволяет ребенку в непринужденной обстановке усваивать знания, тренировать свой ум, обогащать свой жизненный опыт. Человек, познает мир играя.
Игра в развитии умственно отсталых младших школьников с нарушением зрения еще более важна в развитии их познавательных способностей, чем в развитии любого другого ребенка.
Игры и игровые упражнения можно проводить и в начале урока, чтобы привлечь внимание учащихся к новому материалу, и в качестве повторения в середине урока, чтобы сменить вид работы и поднять интерес к изучаемой теме. Но чаще всего игры проводятся в конце урока для закрепления пройденного материала.
Игра самая популярная форма воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Игрой называют и прием, с помощью которого на 1,5 – 2 минуты можно настроить детей на работу в группе, и средство, с помощью которого можно решить учебные задачи ( повысить интерес к содержанию урока, повысить активность детей и т. д.), и структурированное действие по правилам (например, «Колечко»), и большое сложное ролевое действие, и многое другое. Как форма, игра – целостное, законченное действие, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, достаточно продолжительное по времени. Для своих участников она выступает как свободная деятельность, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам.
Обучение самостоятельности в быту в настоящее время является одним из важнейших направлений абилитационной работы с детьми со сложным дефектом: нарушением зрения и интеллекта. Реализуется оно на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке, на других уроках, а также во внеурочной деятельности с воспитателем. Успех овладения специальными навыками такими детьми может быть обеспечен только в том случае, если они закрепляются и вводятся в повседневную жизнь учащихся.
Только комплексный подход к абилитационным задачам позволит учащимся овладеть специальными навыками, компенсирующими в определенной степени последствия их зрительного и интеллектуального дефектов.
Особую ценность для формирования у учащихся специальных знаний, умений и навыков представляет взаимодействие педагогов с воспитателем. Именно воспитатель даже без специального исследования, опираясь только на свои наблюдения за действиями и поведением ученика в режимные моменты, может помочь педагогу разобраться в том, что у ученика получается, а с чем он еще не справляется. Проведение дидактических игр воспитателями, способствуют преодолению изоляции школьников с нарушением интеллекта и зрения, что весьма ценно в плане социальной адаптации, а также обогащению их опыта по вопросам социально-бытовой ориентировки.
Таким образом, при развитии навыков социально-бытовой ориентировки у детей со сложным дефектом необходимо учитывать особенности развития психических процессов детей данной категории. Дидактическая игра в образовательном процессе очень важна и необходима для выполнения учебных задач. Она входит в целостный педагогический процесс.
Литература
1. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» // Вопросы психологии. - 1966. -№6. – С.62-76.
2. Коломенский Н.Г. «Развитие личности учащихся вспомогательной школы». – Киев: Рад. школа, 1978.
3. Крупская Н.К. «О дошкольном воспитании». – М., 1973.
4. Лебединский В.В. «Нарушение психического развития у детей». – М., 1985.
5. «Олигофренопедагогика» / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.
6. «Отбор детей во вспомогательную школу». / Сост. Т.А. Власова и т. д.
7. Плаксина Л.И. «Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах». – Калуга , 1998.
8. Эльконин Д.Б. «Психология игры». – М.: Владос, 1999.