Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Баева Т.Г., ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ: НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И ЗРЕНИЯ"
Дата: Апр 21, 2015

Баева Т.Г., ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ: НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И ЗРЕНИЯ"



Опубликовано: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза», апрель 2015г., г.Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет», стр. 28.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ  ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ: НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И ЗРЕНИЯ

 

Баева Т.Г., учитель

ГКОУ СО "Верхнепышминская СКОШИ"

                К детям со сложным дефектом относятся дети, имеющие аномалии развития сенсорных функций (слуха, зрения), опорно-двигательного аппарата в сочетании с нарушением интеллекта. Особое внимание к детям со сложным дефектом: нарушение интеллекта и зрения в последние годы можно объяснить дальнейшим расширением дифференцированного подхода к обучению и воспитанию этих детей, а также тенденцией к количественному увеличению этой категории.

Обследование таких детей носит комплексный характер и является клинико-психолого-педагогическим. В нем принимают участие дефектологи, психологи, физиологи, психиатры, врачи-специалисты.

 За последние годы контингент учащихся коррекционных школ, для детей с нарушением зрения значительно изменился. Нередко в этих школах, особенно в начальных классах, выявляются дети с нарушением интеллекта, которые также нуждаются в комплексном изучении, специальных методических подходах в обучении. Применение в современной офтальмологии новых методов ранней диагностики, коррекции и лечения заболеваний органов зрения позволило многим детям вернуть или значительно улучшить зрение.

 Клиническое изучение детей с нарушениями интеллекта и зрения позволило выявить в этиологии этого дефекта ряд структурных закономерностей, характерных для сложных аномалий развития (наследственно обусловленные; поражение плода во внутриутробный период; постнатальные менингиты и менингоэнцефалиты).

 Процесс обучения значительно усложняется, когда дело касается ребёнка со сложным дефектом.  Сложность и особенность обучения детей с нарушениями интеллекта и зрения заключается в следующем. При правильно организованном специальном обучении, дети с нарушением зрения достаточно успешно овладевают точечно-рельефным шрифтом, что, в свою очередь, позволяет им успешно овладеть чтением, грамотой, письмом и счетом. А дети со сложным дефектом не могут овладеть этими знаниями и умениями по ряду причин. Это объясняется рядом причин.

 Во-первых, в силу органического поражения центральной нервной системы компенсаторные возможности детей с нарушением интеллекта и зрения значительно снижены и механизмы тактильного и слухового анализаторов без специальной работы в компенсаторную деятельность не включаются.

 Во-вторых, для формирования представлений, понятий и, наконец, обобщений на уровне слова при обучении детей с нарушением интеллекта и зрения – слово и специальные тифлографические усвоения учебной информации требуется достаточно высокий уровень абстрактного мышления, анализа и обобщения. А именно эти психические функции и нарушены у детей со сложным дефектом в первую очередь.

 У многих детей со сложным дефектом нет опыта совместной игровой деятельности и ограничены знания о предметном мире. По этой причине на протяжении всего образовательного процесса, ребёнок нуждается в своеобразных инструкциях, показах, совместном выполнении заданий. Таким образом, образовательный процесс строится с учетом ведущих дидактических и специфических принципов для данной группы детей. К последним относятся принципы корригирующего обучения, учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем мире с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения, учет новизны, объема, нарастающей сложности вербального материала.

 

Обязательным элементом занятий должна быть игра, так как у детей с нарушением интеллекта и зрения (до обучения) значительно позже, чем у зрячих, формируются предпосылки игровой деятельности. Работа строится с небольшими группами детей (4-5чел.), на основе дифференцированного подхода. Планирование учебного процесса происходит со всеми специалистами, участвующих в обучении этой группой детей с использованием дублирования игровой деятельности.

 Система коррекционно-педагогической работы в специальных коррекционных школьных учреждениях направлена на всестороннее развитие ребёнка, овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками – при помощи особых методов и приемов коррекции и компенсации интеллектуальной и зрительной недостаточности. Главная цель коррекционно-педагогической работы – подготовка ребёнка со сложным дефектом к успешному обучению в школе, активной самостоятельной жизни, адаптации в обществе.

Основные методы коррекционно-педагогической работы – игровой и метод практических действий: они наиболее эффективны для коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии детей с нарушением интеллекта и зрения.

 Вспомогательные методы коррекционно-педагогической работы – глазная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, физкультминутки, упражнения, способствующие улучшению кровоснабжения органов зрения.

 Коррекционно-компенсаторный процесс следует организовывать на полисенсорной основе, что означает обучение познанию окружающего мира и совершенствование навыков ориентировки в нем с помощью развития нарушенного зрения и сохранных анализаторов: тактильного, слухового, двигательного, вкусового, обонятельного. Этот процесс должен быть максимально сближен с общеразвивающим процессом.

 Компенсацию нарушений интеллектуальной и зрительной недостаточности необходимо сочетать с развитием психических функций – внимания, памяти, воображения, мышления. Необходимо соблюдать последовательность и поэтапность в коррекционно-развивающей работе. Следует использовать технические, дидактические, офтальмологические, художественные, литературные и другие средства, позволяющие детям с нарушенным зрением получить полную и объективную информацию об окружающем мире.

Ребёнок черпает первые представления об окружающей его материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Ребёнок с дефектами интеллекта и зрения испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом. Он способен повторять слова, но, как правило, недостаточно хорошо понимает их значения, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления. Для таких детей характерны вербальные (словесные, не подкрепленные чувственным опытом) представления. Нарушения в соответствии образа и слова, слова и практического действия можно предупредить, организуя коррекционные занятия, в ходе которых дети будут познавать различные предметы, их качества и свойства на основе двигательно-кинетических ощущений, памяти и речи. Чем выше чувственный опыт детей с нарушением зрения, тем богаче словарный запас, многообразнее соотнесение слова с объектом предметного мира.

Таким образом, коррекционная работа по обучению и воспитанию детей со сложным дефектом: направлена на решение определенных задач: развивать способности понимать речь окружающих людей, расширять ориентировку в пространстве, углублять внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, учить обозначать их словами; формировать перцептивные действия и полисенсорные способы анализа предметного мира; на основе активного использования сохранных анализаторов, чувственного и опосредованного восприятия окружающего мира стимулировать остаточное зрение, учить приемам и способам «видения» существенных свойств и качеств предметов (форма, цвет, величина, расположение в пространстве), обозначать их словом, самостоятельно использовать новые слова в речи; побуждать высказывать свои мысли, развивать разговорную речь.