Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Удалова Т.В., Использование наглядных пособий на уроках географии как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением зрения
Дата: Фев 21, 2015

Удалова Т.В., Использование наглядных пособий на уроках географии как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением зрения



Опубликовано: Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения, №2, 2015г.

Т. В. Удалова

учитель  географии. 

ГКОУ  СО  «Верхнепышминская  СКОШИ» 

им.  С. А. Мартиросяна.  г. Верхняя  Пышма.

 

Использование наглядных пособий на уроках географии как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением зрения.

 

Наглядность  -  один из основных методов не только в общеобразовательной, но и в специальной школе [4, 4]. В специальной школе для слепых и слабовидящих наглядность играет важную роль в усвоении материала. Совершенно очевидно, что создание яркого образа, представления о предмете — тот прочный фундамент, на котором базируются  наши  знания. Конечно, процесс познания не ограничивается зрительным образом действительности и восприятием модели.

Тупоногов Б. К. в учебном пособии "Основы коррекционной педагогики" [5, 84] акцентировал внимание на то, что «Педагог-дефектолог должен чётко знать познавательные возможности ученика, уровень сформированности его функциональной деятельности, потенциальные характеристики своеобразия его развития. В зависимости от этого намечаются пути коррекционной педагогической работы, определяются эргономические условия образовательного процесса.

Медико-эргономические рекомендации разрабатываются в отношении технических средств обучения, средств коррекции и компенсации дефекта, специального оборудования и аппаратуры. На их основе определяются требования к средствам обучения, к наглядным пособиям, к раздаточному дидактическому материалу и учебной литературе».

Исходя из этого, уместно заметить, что, чем больше чувств ребенок может «подключить»  к  восприятию  какого-либо географического явления, будь то альпийский луг или пришедший в упадок город, тем скорее это явление найдет себе надлежащее место в детском понимании географии как целостного предмета.  И  если  мы даем ребенку кусок свинцовой руды для взвешивания, если даем ему подержать в руках асбест, почувствовать запах нефти-сырца или ощутить вкус каменной соли, то делаем это  не ради  утвердившихся традиций и не просто «для интереса». Реальную действительность приходиться, как правило, изучать,  так  сказать, «из  вторых рук»: с помощью наглядных средств. И чем ближе мы можем подвести учащегося к непосредственному восприятию  окружающего  мира,  тем больше мы приближаемся к нашей цели. Движение, звук и цвет, ощущения глубины и прочности - все это наиболее полно  дополняет географические картины и помогает учащемуся ближе подойти к восприятию действительности во всем ее объеме.

Ограниченность запаса  восприятия  и  представлений у слепых детей побуждает в процессе их обучения к использованию наглядных пособий, воспринимаемых с помощью осязания. Обучение слепых детей, как и зрячих, должно быть основано на наглядности. Преподавание географии в школах слепых детей так же, как и в массовых школах, преследует как учебные, так и воспитательные задачи. Следует учесть, что слепые, слабовидящие и дети с пониженным зрением [1, 55] утратившие зрение в разное время, имеют различные представления об окружающем мире. Эти представления весьма разнообразны как в количественном, так и в качественном отношении. Изучение географии должно вестись с помощью пособий, доступных осязанию и имеющих размеры, близкие к размерам предметов, окружающих слепого в быту. Лишь  постепенно  можно переходить от близкого к далекому с применением принципа аналогии, сравнения, сопоставления нового понятия с уже виденным, обследованным, знакомым  ученику.

Учитывая коррекционную направленность, обучение слепых должно базироваться на наглядном материале, который должен быть доступен детям, количественно не перегружен и помогать формировать  перцептивные  действия  учащихся.  При отборе наглядного материала к уроку учитель должен для обследования предложить детям такие объекты,  которые  содержат  достаточный набор  характерных  признаков,  доступных  для  восприятия  сохранными анализаторами. Они должны иметь характерную форму, яркую цветонасыщенность (для слепых с остаточным зрением), отличительный характер поверхности, соответствующий запах, вкус и т. д.

При применении наглядных пособий для слабовидящих учащихся, надо учитывать цветовое решение, т.к. разные цвета не одинаково действуют на психику. Например, красный цвет возбуждает, зеленый успокаивает нервную систему, фиолетовый раздражает, а желтый бодрит, синий создает впечатление холода, оранжевый — тепла.    

        Слепой при познании окружающего мира не может использовать основной анализатор  - зрение. Ему приходится использовать сохранные анализаторы: слух, осязание и т.д. С первых шагов своей жизни ему приходиться сталкиваться с пространством и знакомиться с ним именно путем осязания, а не слуха, который дает вспомогательные ощущения и косвенные представления о пространстве.

Обучая ребенка видеть в процессе действия с объектами и при наблюдении  за  выполнением заданий учителем и другими детьми, учитель должен решать следующие основные задачи:

  1. Формировать навыки ориентировочных действий при целенаправленном обследовании объекта.
  1. Развивать умения выделять характеристики и свойства объектов, выделять основные, второстепенные признаки, определять структуру, соотносить части и их особенности, объединять части в целом.
  2. Формировать  сенсорные  эталоны  с  помощью  предметных образов.
  3. Вырабатывать  навык  сопоставления  образов.

Учитель на своих уроках должен умело сочетать разные средства наглядности с различными пособиями (рельефными, плоскопечатными, барельефными), моделями, макетами, аудиозаписями голосов птиц, рева животных, шума прибоя и т.д. От натурального объекта идет переход к модели, макету, рисунку, схеме. Таким образом, учитель, используя накопленный опыт детей, обогащая его новым материалом, используя различные пути педагогического воздействия, компенсирует утраченное зрение. Слепой, знакомый с предметом или явлением только со слов других, часто имеет неясные и расплывчатые представления о них, не соответствующие действительности. Поэтому в обучении слепого наглядность нужна еще в большей степени, чем в обучении зрячих детей. То, что зрячий видит ежедневно, запоминается часто, помимо его воли, слепому же надо специально дать обследовать каждый предмет.

         Восприятие незнакомых и малознакомых объектов учитель должен сопровождать словесным объяснением и контролировать действия учащихся. Если ребенок испытывает затруднения в обследовании предмета, то необходимо провести эту работу совместно с ним. Для закрепления представлений следует проводить сравнения знакомого предмета с предметом, малознакомым или незнакомым, относящимся к этой  же группе, учить находить сходства и различия, указывать и называть их. Например, при изучении темы: «Хвойные и лиственные породы деревьев», с помощью осязания осматривая деревья, дети получают представление  о  стволе,  ветвях,  листьях,  корнях,  плодах  и  т. д. Сравнивая деревья с кустарниками, указывают их сходные и отличительные  признаки.  Рассматривая  лист  клена и дуба, отмечают, что листья клена большие, широкие, резные, а листья дуба меньше, имеют продолговатую форму, тоже резные, но вырезы меньше, чем у клена. Максимальный эффект достигается при показе предметов в натуральном виде. Именно натуральные  объекты  —  лучший вид наглядных пособий. Они дают наиболее полные представления о реальных объектах и  совокупности их свойств. Работа с натуральными объектами должна вестись как в классе, так и на прогулках и экскурсиях. Особое внимание на экскурсиях уделяется приемам самостоятельной работы слепых и слабовидящих детей с биологическим материалом, под руководством учителя вспоминаются те приемы и навыки, которые обрабатывались на уроках и предыдущих экскурсиях, вносятся коррективы и новшества, связанные с предстоящим заданием [5, 37].

Среди наглядных пособий видное место занимают коллекции и раздаточный  материал.  Они  очень  разнообразны: коллекции минералов и горных пород, семян, растительности (гербарии), металлов, полезных ископаемых, пластмасс, палеонтологические коллекции и т. д. Могут применяться и некоторые биологические коллекции — чучела птиц, энтомологические  коллекции и др.

        Одно из важнейших требований к коллекциям — типичность, географическая специфика. Коллекция должна как можно полнее отображать явление. Для нее нужны наиболее типичные предметы. Так, для коллекции полезных ископаемых Белоруссии обязательны торф, калийная и каменная (поваренная) соли, нефть, доломит, мел, гравий, песок, глины. В коллекции древесных пород Белоруссии непременно должны  быть  сосна,  ель, береза, осина, дуб, граб, вяз, ольха, клен, тополь, липа; вторую группу образуют породы с меньшим распространением и народнохозяйственным значением: можжевельник, дикие яблоня и груша и т. д. К экономико - географическим коллекциям можно отнести коллекции тканей, пластмасс, нефтепродуктов  и  т. д.

Познавательная деятельность учащихся активизируется, когда они привлекаются к исследовательской работе. Учащиеся получают задания по исследованию различных горных пород и их определению. В ходе исследования перед ними ставится проблема: почему некоторые горные породы, различающиеся по цвету, текстуре и составу, относятся к известнякам.  Решая проблему, школьники определяют состав известняков. В одних образцах находят отпечатки растений, скелетов животных, в других нет. Различие в структуре известняков ставит перед школьниками  новую проблему  и  побуждает  их  обратиться к литературе, из которой они узнают, что в одном случае из­вестняки образовались  химическим  путем в глубоких морских бассейнах,  в другом — из скелетов  отмерших животных и растений  в  неглубоких теплых бассейнах с чистой водой. Подобная работа способствует овладению методами исследовательской работы,  активизирует умственную деятельность школьников, формирует устойчивый познавательный интерес. 

Полезен также проволочный (рельефный) глобус. Он хорошо иллюстрирует принципы  построения  градусной  сети  и  может  быть основой, каркасом при создании специальных глобусов.

Дефицит зрительных впечатлений о предметах и явлениях окружающего мира, характерный для слепых и слабовидящих, компенсируется за счет привлечения других сохранных анализаторов, что обеспечивает принципиальную возможность полноценного  познания  изучаемых процессов и ситуаций. Для работы над проблемой слабовидящие дети получили карту территории, фотографию и короткий текст.  Слепым детям был выдан только макет,  на котором фигурками была отображена ситуация примера проживания японских крестьян. Эти материалы доста­точно полно воспроизводили реалистическую картину жизни японской деревни. Вопросы, поставленные  применительно  к  этой проблемной ситуации, преследовали цель сосредоточить внимание детей на тех аспектах традиционной сельскохозяйственной жизни Японии, в сравнении с английской сельскохозяйственной практикой. Вопрос: «Английский фермер обычно живет изолированно. Принадлежащая ему земля располагается одним сплошным массивом вокруг его дома. Почему  японский   крестьянин  живет  в  деревне, а земля, которой он владеет, состоит из нескольких разбросанных участков?»  В результате были выдвинуты ответы, показывающие понимание ситуации слепыми детьми без предоставления им описательного текста.

Ответ слабовидящего ребенка: «Земля  разбросана  потому, что  крестьянину приходится довольствоваться теми участками, которые он может получить. У него  есть два участка около оросительных каналов и участки на неорошаемых полях, где растут овощи и шелковица, потому что больше ничего там  расти  не  может. Он может выращивать различные культуры на разной высоте».

Ответ слепого ребенка: «Все лучшие земли  используются крестьянами для земледелия, а для домов  хорошей  земли не остается. Если вы сравните  размер  дома  с  размером  земельных  участков, то увидите, какая тут большая разница. Они хотят использовать лучшие почвы для выращивания культур, а дома стараются возводить на почвах похуже, чтобы таким образом поменьше терять. И поскольку большая часть этих плохих земель  сосредоточена  в  одном месте, то, не желая терять большой  процент  плодородной  земли,  они  построили  все дома один возле другого».

Многие более простые модели, например модели горного хребта, речной долины, дюны и бархана, абсолютной и относительной высоты, некоторые рельефные карты,  могут выполняться из пластилина в процессе урока учителем или учащимися. Особенно полезно моделирование из пластилина самими детьми, так  как в процессе лепки они максимально охватывают характерные части изображаемого объекта. Техника лепки сравнительно несложная, но она требует известных навыков  у  учителя и некоторых приспособлений (доски для лепки, тряпки и т. д.).

Для  того чтобы  слепой ученик мог изучать  географическую карту, она должна давать возможность четкого осязательного различия, а если  в  классе  имеются ученики с остаточным зрением, то и зрительного. В последнем случае карта должна раскрашиваться в контрастные, наиболее  яркие  цвета. Это облегчит  распознавание, ориентируя ученика не только на рельеф, но и на цвета. Карта для первых годов обучения — слабо нагруженная полумодель, лучше всего из фанеры, с высоким рельефом рек,  городов, высокой береговой линией суши, отделяющей ее от морей, океанов и озер. Для облегчения процесса восприятия водное пространство делается целостно углубленным, над которым целостно возвышается суша, так что береговая линия воспринимается без каких-либо добавочных рельефных обозначений. Это сразу облегчает ориентировку на карте. Однако такого рода модельный рельеф применяется, как  сказано  выше, лишь при первоначальном обучении. В дальнейшем (и чем скорее, тем лучше) нужно пользоваться рельефом, оттиснутым на бумаге. В этих картах также считается обязательным требование целостного выделения суши от водной поверхности. Изучая карту, разные ученики по-разному касаются ее руками. Одни ученики (с хорошо развитым осязанием) едва каса­ются рельефа, другие производят неоднократные движения, стремясь различить и распознать рельеф. Эти различные способы применения осязания, как показывают наблюдения, зависят  не от природных  особенностей  самого органа осязания, руки, или от каких-либо физических дефектов ее (так как часто можно наблюдать прекрасную работу осязания и при наличии некоторых дефектов пальцев руки ученика), а от того, что у учащихся еще не выработалась тонкая дифференциация осязательного восприятия, умение пользоваться осязанием; эта способность тонких осязательных различий приобретается, как и всякий навык, лишь по мере обучения. При обследовании  рельефной  географической  карты обычно применяется одна рука, главным образом правая, пальцы которой, преимущественно указательный, «рассматривают» поверхность рельефа. Иногда используется и другая рука, если нуж­но определить сравнительное положение двух удаленных пунктов на карте Главное достоинство рельефной карты состоит в наглядном показе рельефа. Если на обычной карте он выражен цветом и в редких случаях более наглядно - отмывкой или штриховкой, то на рельефных картах рельеф выражен нагляднее.  Сочетание рельефности с раскраской дает еще больший эффект - за условными знаками мы учим видеть истинные формы рельефа. Поэтому ясно, что рельефные карты особенно полезны при формировании первоначальных понятий о географической карте.

Наглядность  один из важнейших принципов преподавания географии,  без наглядности нельзя добиться повышения эффективности преподавания этой дисциплины в школе.

Литература:

  1. Денискина, В.З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение / В.З. Денискина // Дефектология. – 2011. – № 5.
  2. Жучкевич В. А. Наглядность  преподавания географии - Минск «Высшая школа» 2000.
  3. Панчешникова Л. М. Новые тенденции в изучении и преподавании географии в школе - М.: Просвещение, 1995.
  4. Солнцева А. В. Использование средств наглядности в школе слабовидящих. - М.: Просвещение, 1987.
  5. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие, - М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2004.
  6. Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики - М.: Просвещение, 1981.