- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Удалова Т.В., Использование наглядных пособий на уроках географии как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением зрения
Т. В. Удалова
учитель географии.
ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ»
им. С. А. Мартиросяна. г. Верхняя Пышма.
Использование наглядных пособий на уроках географии как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением зрения.
Наглядность - один из основных методов не только в общеобразовательной, но и в специальной школе [4, 4]. В специальной школе для слепых и слабовидящих наглядность играет важную роль в усвоении материала. Совершенно очевидно, что создание яркого образа, представления о предмете — тот прочный фундамент, на котором базируются наши знания. Конечно, процесс познания не ограничивается зрительным образом действительности и восприятием модели.
Тупоногов Б. К. в учебном пособии "Основы коррекционной педагогики" [5, 84] акцентировал внимание на то, что «Педагог-дефектолог должен чётко знать познавательные возможности ученика, уровень сформированности его функциональной деятельности, потенциальные характеристики своеобразия его развития. В зависимости от этого намечаются пути коррекционной педагогической работы, определяются эргономические условия образовательного процесса.
Медико-эргономические рекомендации разрабатываются в отношении технических средств обучения, средств коррекции и компенсации дефекта, специального оборудования и аппаратуры. На их основе определяются требования к средствам обучения, к наглядным пособиям, к раздаточному дидактическому материалу и учебной литературе».
Исходя из этого, уместно заметить, что, чем больше чувств ребенок может «подключить» к восприятию какого-либо географического явления, будь то альпийский луг или пришедший в упадок город, тем скорее это явление найдет себе надлежащее место в детском понимании географии как целостного предмета. И если мы даем ребенку кусок свинцовой руды для взвешивания, если даем ему подержать в руках асбест, почувствовать запах нефти-сырца или ощутить вкус каменной соли, то делаем это не ради утвердившихся традиций и не просто «для интереса». Реальную действительность приходиться, как правило, изучать, так сказать, «из вторых рук»: с помощью наглядных средств. И чем ближе мы можем подвести учащегося к непосредственному восприятию окружающего мира, тем больше мы приближаемся к нашей цели. Движение, звук и цвет, ощущения глубины и прочности - все это наиболее полно дополняет географические картины и помогает учащемуся ближе подойти к восприятию действительности во всем ее объеме.
Ограниченность запаса восприятия и представлений у слепых детей побуждает в процессе их обучения к использованию наглядных пособий, воспринимаемых с помощью осязания. Обучение слепых детей, как и зрячих, должно быть основано на наглядности. Преподавание географии в школах слепых детей так же, как и в массовых школах, преследует как учебные, так и воспитательные задачи. Следует учесть, что слепые, слабовидящие и дети с пониженным зрением [1, 55] утратившие зрение в разное время, имеют различные представления об окружающем мире. Эти представления весьма разнообразны как в количественном, так и в качественном отношении. Изучение географии должно вестись с помощью пособий, доступных осязанию и имеющих размеры, близкие к размерам предметов, окружающих слепого в быту. Лишь постепенно можно переходить от близкого к далекому с применением принципа аналогии, сравнения, сопоставления нового понятия с уже виденным, обследованным, знакомым ученику.
Учитывая коррекционную направленность, обучение слепых должно базироваться на наглядном материале, который должен быть доступен детям, количественно не перегружен и помогать формировать перцептивные действия учащихся. При отборе наглядного материала к уроку учитель должен для обследования предложить детям такие объекты, которые содержат достаточный набор характерных признаков, доступных для восприятия сохранными анализаторами. Они должны иметь характерную форму, яркую цветонасыщенность (для слепых с остаточным зрением), отличительный характер поверхности, соответствующий запах, вкус и т. д.
При применении наглядных пособий для слабовидящих учащихся, надо учитывать цветовое решение, т.к. разные цвета не одинаково действуют на психику. Например, красный цвет возбуждает, зеленый успокаивает нервную систему, фиолетовый раздражает, а желтый бодрит, синий создает впечатление холода, оранжевый — тепла.
Слепой при познании окружающего мира не может использовать основной анализатор - зрение. Ему приходится использовать сохранные анализаторы: слух, осязание и т.д. С первых шагов своей жизни ему приходиться сталкиваться с пространством и знакомиться с ним именно путем осязания, а не слуха, который дает вспомогательные ощущения и косвенные представления о пространстве.
Обучая ребенка видеть в процессе действия с объектами и при наблюдении за выполнением заданий учителем и другими детьми, учитель должен решать следующие основные задачи:
- Формировать навыки ориентировочных действий при целенаправленном обследовании объекта.
- Развивать умения выделять характеристики и свойства объектов, выделять основные, второстепенные признаки, определять структуру, соотносить части и их особенности, объединять части в целом.
- Формировать сенсорные эталоны с помощью предметных образов.
- Вырабатывать навык сопоставления образов.
Учитель на своих уроках должен умело сочетать разные средства наглядности с различными пособиями (рельефными, плоскопечатными, барельефными), моделями, макетами, аудиозаписями голосов птиц, рева животных, шума прибоя и т.д. От натурального объекта идет переход к модели, макету, рисунку, схеме. Таким образом, учитель, используя накопленный опыт детей, обогащая его новым материалом, используя различные пути педагогического воздействия, компенсирует утраченное зрение. Слепой, знакомый с предметом или явлением только со слов других, часто имеет неясные и расплывчатые представления о них, не соответствующие действительности. Поэтому в обучении слепого наглядность нужна еще в большей степени, чем в обучении зрячих детей. То, что зрячий видит ежедневно, запоминается часто, помимо его воли, слепому же надо специально дать обследовать каждый предмет.
Восприятие незнакомых и малознакомых объектов учитель должен сопровождать словесным объяснением и контролировать действия учащихся. Если ребенок испытывает затруднения в обследовании предмета, то необходимо провести эту работу совместно с ним. Для закрепления представлений следует проводить сравнения знакомого предмета с предметом, малознакомым или незнакомым, относящимся к этой же группе, учить находить сходства и различия, указывать и называть их. Например, при изучении темы: «Хвойные и лиственные породы деревьев», с помощью осязания осматривая деревья, дети получают представление о стволе, ветвях, листьях, корнях, плодах и т. д. Сравнивая деревья с кустарниками, указывают их сходные и отличительные признаки. Рассматривая лист клена и дуба, отмечают, что листья клена большие, широкие, резные, а листья дуба меньше, имеют продолговатую форму, тоже резные, но вырезы меньше, чем у клена. Максимальный эффект достигается при показе предметов в натуральном виде. Именно натуральные объекты — лучший вид наглядных пособий. Они дают наиболее полные представления о реальных объектах и совокупности их свойств. Работа с натуральными объектами должна вестись как в классе, так и на прогулках и экскурсиях. Особое внимание на экскурсиях уделяется приемам самостоятельной работы слепых и слабовидящих детей с биологическим материалом, под руководством учителя вспоминаются те приемы и навыки, которые обрабатывались на уроках и предыдущих экскурсиях, вносятся коррективы и новшества, связанные с предстоящим заданием [5, 37].
Среди наглядных пособий видное место занимают коллекции и раздаточный материал. Они очень разнообразны: коллекции минералов и горных пород, семян, растительности (гербарии), металлов, полезных ископаемых, пластмасс, палеонтологические коллекции и т. д. Могут применяться и некоторые биологические коллекции — чучела птиц, энтомологические коллекции и др.
Одно из важнейших требований к коллекциям — типичность, географическая специфика. Коллекция должна как можно полнее отображать явление. Для нее нужны наиболее типичные предметы. Так, для коллекции полезных ископаемых Белоруссии обязательны торф, калийная и каменная (поваренная) соли, нефть, доломит, мел, гравий, песок, глины. В коллекции древесных пород Белоруссии непременно должны быть сосна, ель, береза, осина, дуб, граб, вяз, ольха, клен, тополь, липа; вторую группу образуют породы с меньшим распространением и народнохозяйственным значением: можжевельник, дикие яблоня и груша и т. д. К экономико - географическим коллекциям можно отнести коллекции тканей, пластмасс, нефтепродуктов и т. д.
Познавательная деятельность учащихся активизируется, когда они привлекаются к исследовательской работе. Учащиеся получают задания по исследованию различных горных пород и их определению. В ходе исследования перед ними ставится проблема: почему некоторые горные породы, различающиеся по цвету, текстуре и составу, относятся к известнякам. Решая проблему, школьники определяют состав известняков. В одних образцах находят отпечатки растений, скелетов животных, в других нет. Различие в структуре известняков ставит перед школьниками новую проблему и побуждает их обратиться к литературе, из которой они узнают, что в одном случае известняки образовались химическим путем в глубоких морских бассейнах, в другом — из скелетов отмерших животных и растений в неглубоких теплых бассейнах с чистой водой. Подобная работа способствует овладению методами исследовательской работы, активизирует умственную деятельность школьников, формирует устойчивый познавательный интерес.
Полезен также проволочный (рельефный) глобус. Он хорошо иллюстрирует принципы построения градусной сети и может быть основой, каркасом при создании специальных глобусов.
Дефицит зрительных впечатлений о предметах и явлениях окружающего мира, характерный для слепых и слабовидящих, компенсируется за счет привлечения других сохранных анализаторов, что обеспечивает принципиальную возможность полноценного познания изучаемых процессов и ситуаций. Для работы над проблемой слабовидящие дети получили карту территории, фотографию и короткий текст. Слепым детям был выдан только макет, на котором фигурками была отображена ситуация примера проживания японских крестьян. Эти материалы достаточно полно воспроизводили реалистическую картину жизни японской деревни. Вопросы, поставленные применительно к этой проблемной ситуации, преследовали цель сосредоточить внимание детей на тех аспектах традиционной сельскохозяйственной жизни Японии, в сравнении с английской сельскохозяйственной практикой. Вопрос: «Английский фермер обычно живет изолированно. Принадлежащая ему земля располагается одним сплошным массивом вокруг его дома. Почему японский крестьянин живет в деревне, а земля, которой он владеет, состоит из нескольких разбросанных участков?» В результате были выдвинуты ответы, показывающие понимание ситуации слепыми детьми без предоставления им описательного текста.
Ответ слабовидящего ребенка: «Земля разбросана потому, что крестьянину приходится довольствоваться теми участками, которые он может получить. У него есть два участка около оросительных каналов и участки на неорошаемых полях, где растут овощи и шелковица, потому что больше ничего там расти не может. Он может выращивать различные культуры на разной высоте».
Ответ слепого ребенка: «Все лучшие земли используются крестьянами для земледелия, а для домов хорошей земли не остается. Если вы сравните размер дома с размером земельных участков, то увидите, какая тут большая разница. Они хотят использовать лучшие почвы для выращивания культур, а дома стараются возводить на почвах похуже, чтобы таким образом поменьше терять. И поскольку большая часть этих плохих земель сосредоточена в одном месте, то, не желая терять большой процент плодородной земли, они построили все дома один возле другого».
Многие более простые модели, например модели горного хребта, речной долины, дюны и бархана, абсолютной и относительной высоты, некоторые рельефные карты, могут выполняться из пластилина в процессе урока учителем или учащимися. Особенно полезно моделирование из пластилина самими детьми, так как в процессе лепки они максимально охватывают характерные части изображаемого объекта. Техника лепки сравнительно несложная, но она требует известных навыков у учителя и некоторых приспособлений (доски для лепки, тряпки и т. д.).
Для того чтобы слепой ученик мог изучать географическую карту, она должна давать возможность четкого осязательного различия, а если в классе имеются ученики с остаточным зрением, то и зрительного. В последнем случае карта должна раскрашиваться в контрастные, наиболее яркие цвета. Это облегчит распознавание, ориентируя ученика не только на рельеф, но и на цвета. Карта для первых годов обучения — слабо нагруженная полумодель, лучше всего из фанеры, с высоким рельефом рек, городов, высокой береговой линией суши, отделяющей ее от морей, океанов и озер. Для облегчения процесса восприятия водное пространство делается целостно углубленным, над которым целостно возвышается суша, так что береговая линия воспринимается без каких-либо добавочных рельефных обозначений. Это сразу облегчает ориентировку на карте. Однако такого рода модельный рельеф применяется, как сказано выше, лишь при первоначальном обучении. В дальнейшем (и чем скорее, тем лучше) нужно пользоваться рельефом, оттиснутым на бумаге. В этих картах также считается обязательным требование целостного выделения суши от водной поверхности. Изучая карту, разные ученики по-разному касаются ее руками. Одни ученики (с хорошо развитым осязанием) едва касаются рельефа, другие производят неоднократные движения, стремясь различить и распознать рельеф. Эти различные способы применения осязания, как показывают наблюдения, зависят не от природных особенностей самого органа осязания, руки, или от каких-либо физических дефектов ее (так как часто можно наблюдать прекрасную работу осязания и при наличии некоторых дефектов пальцев руки ученика), а от того, что у учащихся еще не выработалась тонкая дифференциация осязательного восприятия, умение пользоваться осязанием; эта способность тонких осязательных различий приобретается, как и всякий навык, лишь по мере обучения. При обследовании рельефной географической карты обычно применяется одна рука, главным образом правая, пальцы которой, преимущественно указательный, «рассматривают» поверхность рельефа. Иногда используется и другая рука, если нужно определить сравнительное положение двух удаленных пунктов на карте Главное достоинство рельефной карты состоит в наглядном показе рельефа. Если на обычной карте он выражен цветом и в редких случаях более наглядно - отмывкой или штриховкой, то на рельефных картах рельеф выражен нагляднее. Сочетание рельефности с раскраской дает еще больший эффект - за условными знаками мы учим видеть истинные формы рельефа. Поэтому ясно, что рельефные карты особенно полезны при формировании первоначальных понятий о географической карте.
Наглядность один из важнейших принципов преподавания географии, без наглядности нельзя добиться повышения эффективности преподавания этой дисциплины в школе.
Литература:
- Денискина, В.З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение / В.З. Денискина // Дефектология. – 2011. – № 5.
- Жучкевич В. А. Наглядность преподавания географии - Минск «Высшая школа» 2000.
- Панчешникова Л. М. Новые тенденции в изучении и преподавании географии в школе - М.: Просвещение, 1995.
- Солнцева А. В. Использование средств наглядности в школе слабовидящих. - М.: Просвещение, 1987.
- Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие, - М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2004.
- Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики - М.: Просвещение, 1981.