- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Суворина Н.П., Я-концепция слепых и слабовидящих подростков, как фактор социальной адаптации
Опубликовано: «Психология образования: вчера, сегодня, завтра»: материалы I Международной научно-практической конференции, Екатеринбург 13 февраля 2015г. /Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015.-443с.
Я-концепция слепых и слабовидящих подростков, как фактор социальной адаптации
Суворина Надежда Павловна
Педагог-психолог,
ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ»,
г. Верхняя Пышма
Под Я-концепцией понимается совокупность представлений человека о самом себе. Я-концепция, или самосознание, развивается в процессе социализации, в условиях приобретения социального опыта, общения и деятельности. Ощущение собственного «Я» начинается в раннем детстве и продолжается в течение всей жизни. Собственно Я-концепция является приобретением подросткового возраста [3, с. 258]
Слепота и слабовидение оказывают влияние на развитие личности, на самовосприятие, самоотношение, на Я-концепцию незрячего или слабовидящего человека [1, с.53] Исследователи отмечают, что в процессе своего развития слепые и слабовидящие дети переживают несколько психологических кризисов. Наиболее остро протекает кризис в подростковом возрасте, что связано с обострением социальных отношений подростка и осознанием зрительного дефекта. Проблемы формирования личности незрячего неотделимы от вопросов практики социальной адаптации детей с глубокими нарушениями зрения [2, с.132] Важным аспектом адаптации является адаптация личности к собственному «Я». Успешность социальной реабилитации во многом зависит от того, какие установки и представления будут сформированы у детей, имеющих глубокие нарушения зрения, к моменту их выхода в самостоятельную жизнь. Таким образом, огромное значение имеет становление у подростка с глубокими нарушениями зрения (слепота и слабовидение) Я-концепции. Исследователи утверждают, что успешность социальной адаптации человека со зрительным дефектом - это адаптация его, как личности.
Проблема социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями является на сегодняшний день одним из наиболее актуальных направлений государственной политики в социальной сфере. Общество и государство осознают необходимость оказания помощи в социальной адаптации людям с ограниченными возможностями. Появилась федеральная целевая программа «Доступная среда-2011-2015» для инвалидов. Социальная адаптация, как один из аспектов социализации индивида, рассматривается как конечная цель деятельности специализированных коррекционно-образовательных учреждений, в которых обучаются и воспитываются дети с глубокими нарушениями зрения.
Однако, в трудах отечественных и зарубежных учёных исследований социальной адаптации и формирования личности незрячих, в которых непосредственно изучались бы вопросы социализации и формирования личности слепых и слабовидящих, очень мало [2, с.119] Проблема становления Я-концепции у слепых и слабовидящих подростков является малоизученной. Данная категория людей была долгое время изолирована от общества, нет норм и традиций взаимодействия нормально видящих и незрячих людей. Таким образом, очевидно несоответствие между актуальностью и значимостью проблемы выявления личностных факторов, способствующих успешной социальной адаптации слепых и слабовидящих детей и подростков, с одной стороны, и степенью ее разработанности в современной тифлопсихологии - с другой. Поэтому необходимо изучение психики слепых и слабовидящих подростков для максимального преодоления последствий зрительного дефекта и социальной адаптации.
Цель работы: выявить особенности Я-концепции слепых и слабовидящих подростков.
Гипотезы исследования:
1. Трудности социального сравнения и восприятия, обусловленные зрительным дефектом, должны отражаться в слабо сформированном Я-образе и в неадекватной (размытой) идентичности слепых и слабовидящих подростков.
2. Наличие зрительного дефекта может оказаться ключевым в трудностях построении жизненных планов и «Я-возможное» у слепых и слабовидящих подростков.
3. Редукция когнитивного диссонанса в отношении ограниченных возможностей, вызванных зрительным дефектом, у слепых и слабовидящих подростков отражается в выборе стратегий и способов преодоления проблем и трудностей (в том числе психологические защиты и психологическая компенсация).
4. Особенности Я-концепции слепых и слабовидящих подростков взаимосвязаны с уровнем социальной адаптации.
В исследовании были использованы стандартизованные методики:
1. Методика «Кто Я?» М.Куна и Т. Мак-Партланда в модификации Т.В.Румянцевой.
2. Методика «Индикатор копинг-стратегий» Дж. Амирхана (1990).
3. Контент-анализ характеристик педагогов и воспитателей незрячих и слабовидящих подростков, взятых из протоколов психолого-медико-педагогической комиссии для разделения респондентов на группу адаптированных и группу неадаптированных подростков.
4. Анализ успеваемости слепых и слабовидящих подростков по данным сводной ведомости 2013-2014 учебного года для разделения респондентов на группу адаптированных и группу неадаптированных подростков.
5. Анкета, выявляющая особенности Я-концепции слепых и слабовидящих подростков, составленная нами специально для данного исследования. Анкета состоит из 39 вопросов, сгруппированных в 4 блока: 1) Блок "Группы членства. Социальная идентификация". 2) Блок "Я-актуальное". 3) Блок отношения к зрительному дефекту и адаптация. 4) Блок "Возможные Я". Смысловая составляющая блоков обусловлена основными критериями социальной адаптации.
Для определения корреляционной связи и определения статистической значимости использовался критерий Фишера и метод ранговой корреляции Спирмена.
Выборка: 45 слепых и слабовидящих подростков в возрасте от 11 до 17 лет, обучающихся с 5 по 8 класс в ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ» (24 мальчика и 21 девочка).
Проведённое исследование позволило выявить различия в Я-концепции адаптированных и неадаптированных слепых и слабовидящих подростков. Адаптированные слепые и слабовидящие подростки имеют сложную, позитивную Я-концепцию, личную идентичность, жизненные планы и перспективы, а также чувствуют себя успешными в определённых областях, несмотря на влияние зрительного дефекта. У неадаптированных слепых и слабовидящих подростков - слабо сформированный Я-образ, неадекватная (размытая) идентичность, трудности построения жизненных планов и "Я-возможное" (из-за трудности социального сравнения и восприятия и недостаточное общение в широком социуме, обусловленные зрительным дефектом).
Вне зависимости от уровня социальной адаптации большинство слепых и слабовидящих подростков склонны выбирать стратегию разрешения проблем. Различий в выборе копинг-стратегий у адаптированных и неадаптированных подростков практически нет. Кроме того, адаптированные подростки для устранения когнитивного диссонанса, вызванного зрительным дефектом, используют положительную самопрезентацию. В качестве психологической защиты используют сублимацию (успешность в интересах и хобби). У неадаптированных подростков - это избегание анализа своего Я и помогающее поведение.
"Возможное Я"- у адаптированных подростков чётко прослеживается логическая последовательность жизненных планов: продолжение образования, работа, выстраивание карьеры, создание семьи, достойное завершение жизненного пути. Они имеют более активную жизненную позицию, планы и перспективы. У неадаптированных подростков не прослеживается построение жизненной перспективы. Не имея чётких представлений о собственном "Я", неадаптированные подростки не способны планировать своё будущее и ставить цели.
Становление Я-концепции слепых и слабовидящих подростков имеет тесную взаимосвязь с отражённой оценкой других людей, наличием социального сравнения, общением в широком социуме (вне школы и дома), высокой познавательной мотивацией и наличием интересов и хобби. Таким образом, особенности Я-концепции слепых и слабовидящих подростков взаимосвязаны с уровнем социальной адаптации.
Учитывая результаты проведённого исследования будет составлена коррекционно-развивающая программа, целью которой является становление позитивного Я-образа, умение анализировать подростком свои достоинства и недостатки, преодоление негативных установок на собственное "Я", обучение постановке целей, составление плана действий, временной перспективы.
Список литературы
- Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. 271 с.
- Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000. 250 с.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психологи). М.: Гардарики, 2004. 349 с.