Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Суворина Н.П., Я-концепция слепых и слабовидящих подростков, как фактор социальной адаптации
Дата: Фев 22, 2015

Суворина Н.П., Я-концепция слепых и слабовидящих подростков, как фактор социальной адаптации



Опубликовано: «Психология образования: вчера, сегодня, завтра»: материалы I Международной научно-практической конференции, Екатеринбург 13 февраля 2015г. /Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015.-443с.

Я-концепция слепых и слабовидящих подростков, как фактор социальной адаптации

Суворина Надежда Павловна

Педагог-психолог,

ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ»,

г. Верхняя Пышма

 

Под Я-концепцией понимается совокупность представлений человека о самом себе. Я-концепция, или самосознание, развивается в процессе социализации, в условиях приобретения социального опыта, общения и деятельности. Ощущение собственного «Я» начинается в раннем детстве и продолжается в течение всей жизни. Собственно Я-концепция является приобретением подросткового возраста [3, с. 258]

Слепота и слабовидение оказывают влияние на развитие личности, на самовосприятие, самоотношение, на Я-концепцию незрячего или слабовидящего человека [1, с.53] Исследователи отмечают, что в процессе своего развития слепые и слабовидящие дети переживают несколько психологических кризисов. Наиболее остро протекает кризис в подростковом возрасте, что связано с обострением социальных отношений подростка и осознанием зрительного дефекта. Проблемы формирования личности незрячего неотделимы от вопросов практики социальной адаптации детей с глубокими нарушениями зрения [2, с.132] Важным аспектом адаптации является адаптация личности к собственному «Я». Успешность социальной реабилитации во многом зависит от того, какие установки и представления будут сформированы у детей, имеющих глубокие нарушения зрения, к моменту их выхода в самостоятельную жизнь. Таким образом, огромное значение имеет становление у подростка с глубокими нарушениями зрения (слепота и слабовидение) Я-концепции. Исследователи утверждают, что успешность социальной адаптации человека со зрительным дефектом - это адаптация его, как личности.

Проблема социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями является на сегодняшний день одним из наиболее актуальных направлений государственной политики в социальной сфере. Общество и государство осознают необходимость  оказания помощи в социальной адаптации  людям с ограниченными возможностями. Появилась федеральная  целевая программа «Доступная среда-2011-2015» для инвалидов. Социальная адаптация, как один из аспектов социализации  индивида, рассматривается как конечная цель деятельности специализированных коррекционно-образовательных учреждений, в которых обучаются и воспитываются дети с глубокими нарушениями зрения.

Однако, в трудах отечественных и зарубежных учёных исследований социальной адаптации и формирования личности  незрячих, в которых непосредственно изучались бы вопросы социализации и формирования личности слепых и слабовидящих, очень мало [2, с.119] Проблема становления Я-концепции у слепых и слабовидящих подростков является малоизученной. Данная категория людей была долгое время изолирована от общества, нет норм и традиций взаимодействия нормально видящих и незрячих людей. Таким образом, очевидно несоответствие между актуальностью и значимостью проблемы выявления личностных факторов, способствующих успешной социальной адаптации слепых и слабовидящих  детей и подростков, с одной стороны, и степенью ее разработанности в современной тифлопсихологии - с другой. Поэтому необходимо изучение психики слепых и слабовидящих подростков для максимального  преодоления последствий  зрительного дефекта и социальной адаптации.

Цель работы: выявить особенности Я-концепции слепых и слабовидящих подростков.

Гипотезы исследования:

1. Трудности социального сравнения и восприятия, обусловленные зрительным дефектом, должны отражаться в слабо сформированном Я-образе и в  неадекватной (размытой) идентичности слепых и слабовидящих подростков.

2. Наличие зрительного дефекта может оказаться ключевым в трудностях построении жизненных планов и «Я-возможное» у слепых и слабовидящих подростков.

3. Редукция когнитивного диссонанса в отношении ограниченных возможностей, вызванных зрительным дефектом, у слепых и слабовидящих подростков отражается в выборе стратегий и способов преодоления проблем и трудностей (в том числе психологические защиты и психологическая компенсация).

4. Особенности Я-концепции слепых и слабовидящих подростков взаимосвязаны с уровнем социальной адаптации.

В исследовании были  использованы стандартизованные методики: 

1. Методика «Кто Я?» М.Куна и Т. Мак-Партланда в модификации Т.В.Румянцевой. 

2. Методика «Индикатор копинг-стратегий» Дж. Амирхана (1990).

3. Контент-анализ характеристик педагогов и воспитателей  незрячих и слабовидящих подростков, взятых из протоколов психолого-медико-педагогической комиссии для разделения респондентов на группу адаптированных и группу неадаптированных подростков.

4. Анализ успеваемости слепых и слабовидящих подростков по данным сводной ведомости  2013-2014 учебного года для разделения респондентов на группу адаптированных и группу неадаптированных подростков.

5. Анкета, выявляющая особенности Я-концепции слепых и слабовидящих подростков, составленная нами специально для данного исследования. Анкета состоит из 39 вопросов, сгруппированных в 4 блока:  1) Блок  "Группы членства. Социальная идентификация". 2) Блок "Я-актуальное". 3)  Блок отношения к зрительному дефекту и адаптация. 4)  Блок "Возможные Я".  Смысловая составляющая блоков обусловлена  основными критериями социальной адаптации. 

Для  определения корреляционной связи и определения статистической значимости использовался критерий Фишера и метод ранговой корреляции Спирмена.

Выборка: 45 слепых и слабовидящих подростков в возрасте от 11 до 17 лет, обучающихся с 5 по 8 класс в ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ» (24 мальчика и 21 девочка).

Проведённое исследование позволило  выявить различия в Я-концепции адаптированных и неадаптированных слепых и слабовидящих подростков.  Адаптированные слепые и слабовидящие подростки имеют сложную, позитивную Я-концепцию, личную идентичность, жизненные планы и перспективы, а также чувствуют себя успешными в определённых областях, несмотря на влияние зрительного дефекта. У  неадаптированных слепых и слабовидящих подростков - слабо сформированный Я-образ, неадекватная (размытая) идентичность,  трудности построения жизненных планов и "Я-возможное" (из-за трудности социального  сравнения и восприятия и недостаточное общение в широком социуме,  обусловленные зрительным дефектом).

Вне зависимости от уровня социальной  адаптации большинство слепых и слабовидящих подростков склонны  выбирать стратегию разрешения проблем.  Различий в выборе копинг-стратегий у адаптированных и неадаптированных подростков практически нет. Кроме того, адаптированные подростки для устранения когнитивного диссонанса,  вызванного  зрительным  дефектом, используют положительную самопрезентацию. В качестве психологической защиты  используют сублимацию (успешность в  интересах и хобби). У неадаптированных подростков - это избегание анализа  своего Я и помогающее поведение.  

"Возможное Я"- у адаптированных подростков чётко прослеживается  логическая последовательность жизненных   планов: продолжение образования, работа, выстраивание карьеры, создание семьи, достойное завершение жизненного пути.  Они имеют  более активную жизненную позицию, планы и перспективы. У неадаптированных подростков не прослеживается построение жизненной перспективы.  Не имея чётких представлений о собственном "Я", неадаптированные подростки не  способны планировать своё будущее и ставить цели. 

Становление Я-концепции слепых и слабовидящих подростков  имеет тесную взаимосвязь  с отражённой оценкой других людей, наличием социального  сравнения, общением в широком социуме (вне школы и дома), высокой познавательной мотивацией и наличием интересов и хобби. Таким образом, особенности Я-концепции слепых и слабовидящих подростков взаимосвязаны с  уровнем социальной адаптации.

Учитывая результаты проведённого исследования будет составлена коррекционно-развивающая программа, целью которой является становление позитивного Я-образа, умение анализировать подростком свои достоинства и недостатки, преодоление негативных установок на собственное "Я", обучение постановке целей, составление плана действий, временной перспективы.

 

Список литературы

  1. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. 271 с.
  2. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000. 250 с.
  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психологи). М.: Гардарики, 2004. 349 с.