Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • Оперативная информация
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС ОВЗ
  • Горячее питание
  • food
  • Родителям
  • Доступная среда для маломобильных групп населения
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Юбилей школы
  • Конференция
  • Фестиваль
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Школьное радио
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников

Задать вопрос:

Главная » Библиотека » Наши статьи » Хабибуллина Р.Т., ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Дата: Апр 26, 2014

Хабибуллина Р.Т., ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ



Опубликовано: сборник научно-методических статей, выпуск 1, «Формирование социально-значимых навыков (жизненных компетенций) у детей с нарушением развития в процессе обучения и социальной реабилитации», ГКОУ СО «СКОШ №123», г.Екатеринбург, 2014г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Хабибудлина Р. Т., учитель-логопед,

ГКОУ СО «Верхнепышминская

школа-интернат им.С.А.мартиросяна»

В уставе Всемирной организации здравоохранения написано, что здо­ровье - это состояние полного физического, душевного и социального благо­получия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

В последние годы в образовательном процессе возрос интерес к про­блеме здоровьесберегающих технологий.

В современных условиях проблема сохранения и укрепления физиче­ского и психического здоровья детей приобретает глобальный характер.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы школьного образова­ния содержание образовательной области «Здоровье» направлено на дости­жение целей охраны здоровья детей и формирования основы здорового об­раза жизни.

В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы СКОШИ здоровьесберегающих образовательных технологий, то есть такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, и, наоборот, способствуют его укреплению.

«Здоровьесберегающие технологии» - совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при ко­тором выполняются требования:

  •  учёт индивидуальных особенностей ребенка;
  •  исключение чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоцио­нальной, нервной нагрузок при освоении учебного материала;
  •  создание благоприятного морально-психологического климата в дет­ском коллективе;
  •  обучение ребенка способам защиты себя от стрессов, обид.

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физи­ческого и нервно-психического развития. Исследования ряда педагогов, за­нимающихся проблемным ребенком (И.П. Павлов, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия) показали, что поражение речевого аппарата нередко сочетается с отклонением в физическом, психическом и социально-личностном развитии.

Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент соматически ослабленных детей. Некоторые из них имеют хронические забо­левания. Также у большинства детей имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, нарушения дыхания (поверхностное, ключичное дыха­ние). Среди воспитанников встречаются гиперактивные или, наоборот, пас­сивные дети, что обусловлено слабостью нервной системы. Также у детей наблюдается повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памя­ти и работоспособности.

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оз­доровительно-коррекционной работы с данными детьми.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и здоровья детей в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда необходимо включать здоровьесберегающие технологии. При планировании и проведении логопедических занятий необ­ходимо учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей.

Упражнения, направленные на здоровьесбережения, проводятся в тече­ние 1-2 минут в середине занятия. Возможно музыкальное сопровождение.

Виды работы направленные на здоровьесбережение:

Гимнастика для глаз. Комплексы упражнений, направленные на про­филактику нарушений зрения.

  •  Су - Джок терапия. Стимуляция биологически активных точек рас­положенных на кистях рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.
  •  Самомассаж области лучезапястного сустава и предплечий (погла­живание, растирание, разминание, вибрация).

Развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса:

  •  пальчиковые игры согласно лексическим темам занятий;
  •  планирование графических диктантов по лексическим темам
  •  обводка шаблонов и штриховка изображений согласно лексическим темам.

Релаксационные упражнения, направленные на мышечное и эмоциональное расслабление. Используются для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц.

  •  Психогимнастика используется для коррекции психоэмоциональной сферы.
  •  Развитие общей моторики. Комплексы физкультминуток подобраны согласно лексической теме недели. Проводятся в игровой форме в середине занятия.       
  •  Развитие координации движений.
  •  Кинезеологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Ухо-нос», «Замок». А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
  •  Дыхательная гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.
  •  Игры с водой.

Особое внимание необходимо обратить на игровую деятельность детей. В игре дети формируют социально значимые функции, долго не устают, а это тоже сберегает здоровье. При помощи дидактических игр и упражнений, игр-инсценировок, игр-драматизаций, элементов сюжетно-ролевых игр, творческих игр и в проведении различных экскурсий направленных на общение с посторонними людьми. Использование основного метода формирования коммуникативных умений происходит с помощью дидактической игры и выбор этот не случайный, т. к. у детей с нарушением зрения, а также интеллекта, только в игре возможно создание ситуаций, которые бы актуализировали потребности в речевых высказываниях, ставили бы ученика в такие условия, когда у него возникало желание самостоятельно высказаться, поделиться впечатлением и т.д.

Эмоциональные реакции, их выражение в игре снимает психологическое напряжение.

Обучение выражению своих эмоциональных реакций, мыслей, чувств проводится в образе животных. Эта задача с успехом решается на динамических паузах и в игровых упражнениях, которые направлены на развитие общей и мелкой моторики. На занятиях посвящённых эмоциональному состоянию человека решаются следующие задачи по развитию коммуникативных навыков: развитие личностного общения, умения проявлять внимание к чувствам и желаниям других людей. В игровых заданиях, формирующих толерантное отношение друг к другу: “Какие мы разные”, “Лицом друг к другу”, “Возьмёмся за руки друзья”, “Винни Пух и все, все, все” дети учатся речевому и личностному общению, отрабатывая навык построения предложения, связного высказывания, использования различных типов связи.

Также проводится ознакомление детей с возможными эмоциональными реакциями, как самих детей, так и окружающих их людей; развитие умения различать определённые эмоциональные состояния окружающих людей и детей по особенностям жестов, мимики, движений. Для решения этой задачи используются такие виды упражнений, как беседы о различных эмоциональных состояниях, упражнения с пиктограммами, игры “Угадай, какое у меня сегодня настроение?”, “Как ты поступишь в данной ситуации?”, “Не отчаивайся и не унывай”.

В результате проводимой работы по использованию здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях у детей снижаются и исчезают многие негативные психоневрологические проявления, скованность и тревожность; улучшаются внимание, восприятие; формируется уверенность в себе, развивается самоконтроль, умение реализовать намеченные цели, также дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение; развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

Таким образом, применение системы здоровьесберегающих технологий, способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка. Благодаря этим технологиям педагоги смогут развить гармоничную и главное здоровую личность, которая сможет без проблем социализироваться в обществе и стать достойным его представителем.