- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Хабибуллина Р.Т., ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Опубликовано: сборник научно-методических статей, выпуск 1, «Формирование социально-значимых навыков (жизненных компетенций) у детей с нарушением развития в процессе обучения и социальной реабилитации», ГКОУ СО «СКОШ №123», г.Екатеринбург, 2014г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Хабибудлина Р. Т., учитель-логопед,
ГКОУ СО «Верхнепышминская
школа-интернат им.С.А.мартиросяна»
В уставе Всемирной организации здравоохранения написано, что здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
В последние годы в образовательном процессе возрос интерес к проблеме здоровьесберегающих технологий.
В современных условиях проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей приобретает глобальный характер.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни.
В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы СКОШИ здоровьесберегающих образовательных технологий, то есть такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, и, наоборот, способствуют его укреплению.
«Здоровьесберегающие технологии» - совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются требования:
- учёт индивидуальных особенностей ребенка;
- исключение чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузок при освоении учебного материала;
- создание благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе;
- обучение ребенка способам защиты себя от стрессов, обид.
В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Исследования ряда педагогов, занимающихся проблемным ребенком (И.П. Павлов, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия) показали, что поражение речевого аппарата нередко сочетается с отклонением в физическом, психическом и социально-личностном развитии.
Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент соматически ослабленных детей. Некоторые из них имеют хронические заболевания. Также у большинства детей имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, нарушения дыхания (поверхностное, ключичное дыхание). Среди воспитанников встречаются гиперактивные или, наоборот, пассивные дети, что обусловлено слабостью нервной системы. Также у детей наблюдается повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности.
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и здоровья детей в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда необходимо включать здоровьесберегающие технологии. При планировании и проведении логопедических занятий необходимо учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей.
Упражнения, направленные на здоровьесбережения, проводятся в течение 1-2 минут в середине занятия. Возможно музыкальное сопровождение.
Виды работы направленные на здоровьесбережение:
Гимнастика для глаз. Комплексы упражнений, направленные на профилактику нарушений зрения.
- Су - Джок терапия. Стимуляция биологически активных точек расположенных на кистях рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.
- Самомассаж области лучезапястного сустава и предплечий (поглаживание, растирание, разминание, вибрация).
Развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса:
- пальчиковые игры согласно лексическим темам занятий;
- планирование графических диктантов по лексическим темам
- обводка шаблонов и штриховка изображений согласно лексическим темам.
Релаксационные упражнения, направленные на мышечное и эмоциональное расслабление. Используются для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц.
- Психогимнастика используется для коррекции психоэмоциональной сферы.
- Развитие общей моторики. Комплексы физкультминуток подобраны согласно лексической теме недели. Проводятся в игровой форме в середине занятия.
- Развитие координации движений.
- Кинезеологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Ухо-нос», «Замок». А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
- Дыхательная гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.
- Игры с водой.
Особое внимание необходимо обратить на игровую деятельность детей. В игре дети формируют социально значимые функции, долго не устают, а это тоже сберегает здоровье. При помощи дидактических игр и упражнений, игр-инсценировок, игр-драматизаций, элементов сюжетно-ролевых игр, творческих игр и в проведении различных экскурсий направленных на общение с посторонними людьми. Использование основного метода формирования коммуникативных умений происходит с помощью дидактической игры и выбор этот не случайный, т. к. у детей с нарушением зрения, а также интеллекта, только в игре возможно создание ситуаций, которые бы актуализировали потребности в речевых высказываниях, ставили бы ученика в такие условия, когда у него возникало желание самостоятельно высказаться, поделиться впечатлением и т.д.
Эмоциональные реакции, их выражение в игре снимает психологическое напряжение.
Обучение выражению своих эмоциональных реакций, мыслей, чувств проводится в образе животных. Эта задача с успехом решается на динамических паузах и в игровых упражнениях, которые направлены на развитие общей и мелкой моторики. На занятиях посвящённых эмоциональному состоянию человека решаются следующие задачи по развитию коммуникативных навыков: развитие личностного общения, умения проявлять внимание к чувствам и желаниям других людей. В игровых заданиях, формирующих толерантное отношение друг к другу: “Какие мы разные”, “Лицом друг к другу”, “Возьмёмся за руки друзья”, “Винни Пух и все, все, все” дети учатся речевому и личностному общению, отрабатывая навык построения предложения, связного высказывания, использования различных типов связи.
Также проводится ознакомление детей с возможными эмоциональными реакциями, как самих детей, так и окружающих их людей; развитие умения различать определённые эмоциональные состояния окружающих людей и детей по особенностям жестов, мимики, движений. Для решения этой задачи используются такие виды упражнений, как беседы о различных эмоциональных состояниях, упражнения с пиктограммами, игры “Угадай, какое у меня сегодня настроение?”, “Как ты поступишь в данной ситуации?”, “Не отчаивайся и не унывай”.
В результате проводимой работы по использованию здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях у детей снижаются и исчезают многие негативные психоневрологические проявления, скованность и тревожность; улучшаются внимание, восприятие; формируется уверенность в себе, развивается самоконтроль, умение реализовать намеченные цели, также дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение; развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
Таким образом, применение системы здоровьесберегающих технологий, способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка. Благодаря этим технологиям педагоги смогут развить гармоничную и главное здоровую личность, которая сможет без проблем социализироваться в обществе и стать достойным его представителем.