Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Костюхина Н.А., Методические рекомендации по организации преподавания коррекционного курса «Ритмика»
Дата: Апр 26, 2016

Костюхина Н.А., Методические рекомендации по организации преподавания коррекционного курса «Ритмика»



Методические рекомендации по организации преподавания коррекционного курса «Ритмика»

 

Костюхина Н.А., учитель ритмики

ГКОУ СО «Верхнепышминская

школа-интернат имени С.А.Мартиросяна»

 

Современные подходы к коррекционной помощи детям с нарушением зрения значительно расширяют роль и значение специального образования как важного средства реабилитации и социальной адаптации. В связи с этим, проблема выявления и коррекции специфических трудностей адаптации детей к различным видам детской деятельности позволяет разрабатывать наиболее эффективные пути их реабилитации и адаптации. Одна из многочисленных групп - это дети с патологией зрения. Исследования Л. И. Плаксиной (1982, 1998), Л.В.Рудаковой (1982), Л. С. Сековец (1985), Ю.В.Павлова (1988), Е.В.Селезневой (1996), И. В. Новичковой (1997), Е. Н. Подколзиной (1999) раскрыли многие стороны развития познавательной деятельности, физического воспитания детей с нарушением зрения.Роль и значение музыкального ритма в развитии школьников с нарушением зрения были доказаны целым рядом исследований. К их числу можно отнести научные труды В. А. Кручинина (1971), А. А. Зеленова (1983), Н. А. Остапенко (1989). В их исследованиях было показано, что зрительная депривация у слабовидящих детей школьного возраста отрицательно сказывается на уровне развития музыкального ритма и музыкально-ритмических движений. Особо следует выделить работу Н. А. Остапенко (1989), в которой была показана коррекционная направленность занятий ритмикой в младших классах школ для слабовидящих детей.

В. А. Кручинин показал значение развития чувства музыкального ритма как средства коррекции недостатков развития движений у слабовидящих детей. Практика организации музыкально-ритмических занятий требует разработки специальной методики и средств коррекции с учетом психофизических и возрастных особенностей детей с нарушением зрения.

Решение этой задачи на практике предполагает целенаправленное формирование и развитие у детей музыкально-ритмических навыков и умений. Значимость, которых для всей их последующей жизнедеятельности чрезвычайно велика. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка. Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

Коррекционно–развивающий курс «Ритмика» соответствует тенденциям развития образования, современные требования общества к развитию личности детей с нарушениями зрения диктует необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально–типологические особенности. А значит, речь идёт о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.

Многие дети с глазной патологией имеют низкий уровень ориентировки в пространстве. Для обучающихся с нарушением зрения  характерны: слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, плохая координация, малая амплитуда в движениях, недостаточная сформированность моторного праксиса и т.д. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями. В то же время известно, что у детей с нарушениями зрения, для получения полноты представлений об объектах окружающего мира, важнейшим является развитие тактильно – двигательного восприятия.Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.

При разработке рабочей программы по коррекционному курсу «Ритмика» мы опирались на «Программу по ритмике для школ III-IV вида» /Костюхина Н,А,/, опубликованную в журнале «Вестник тифлологии». - 2013. - №3.; ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для слепых, слабовидящих).

Отличительными особенностями  курса  являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы  по курсу «Ритмика» положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.

В программу включен  танцевальный материал   наиболее значимых  жанров хореографии: элементы   классического, народного,  историко-бытового, бального и  современного танца.

Цель программы: создание оптимальных условий интегрирования младших школьников с нарушениями зрения в социальную среду посредством включения их в музыкально-танцевальную деятельность, обеспечивающую коррекцию психофизических отклонений.

Задачи:

 1. Развивать навыки музыкально-танцевальной деятельности, способствующие коррекции физических отклонений.

  2. Развивать эмоционально-волевую сферу когнитивных способностей, умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности, самостоятельность.

  3. Формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной  танцевальной деятельности.

  4. Формировать эстетическое отношение к красоте окружающей действительности.

  5. Совершенствовать жизненно важные навыки и умения посредством обучения подвижным играм, упражнениям на ориентировку в пространстве, специальным  упражнениям у станка и танцам.

  6.   Развивать ориентировочную, регулирующую и контролирующую роль остаточного зрения при выполнении различных видов ритмических упражнений.

  7. Знать и учитывать в учебной деятельности и повседневной жизни имеющиеся противопоказания и ограничения.

  Планируемые результаты изучения курса «РИТМИКА»:

Личностные результаты: формирование чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;   осознание полезности специальных   упражнений, танцевальных элементов и танцев для здоровья человека; принятие и освоение социальной роли обучающегося и формирование личностного смысла учения;  развитие учебно-познавательного интереса к предмету; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие  творческих способностей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие  двигательной самореализации и  восприятие «образа Я» как субъект музыкально-двигательной, танцевальной деятельности.

Метапредметные результаты: осознание, принятие и решение учебных целей и задач – зачем мы танцуем? как сделать «Весёлую переменку? какие танцы необходимо знать, чтобы принять участие в конкурсе танца? Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера - составляют план решения учебной проблемы – изучают движения, текст (хороводы, игровые танцы); запоминают движения и их последовательность. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения - устанавливают логические связи между текстом, музыкой и движениями (ритмичность, образность); умеют представить, проанализировать и выбрать правильный костюм и атрибуты для конкретного танца; слушают и анализируют музыкальный материал. Развитие умения взаимодействовать со сверстниками  в процессе игры, при разучивании элементов танца в парах, группах. Готовность слушать партнёра и вести диалог, умение излагать своё мнение с помощью учителя. 

Предметные результаты:

Развитие чувства ритма, связи движений с музыкой. Преодоление трудностей развития движений. Формирования ритмичности и пластичности движений, умений управлять темпом движений. Развитие выразительности движений и самовыражения. Развитие двигательной активности, координации движений для уверенного владения своим телом. Знание специальных упражнений и умение их выполнять. Развитие потребности в выполнении движений под музыку. Развитие ориентировочной, регулирующей и контролирующей роли зрения при выполнении различных видов ритмических упражнений.

Предметным результатом является освоение репертуарного плана (см. приложение).

Предлагаем следующую модель занятия по коррекционному курсу «Ритмика» (см. таблица 1):

- упражнения на ориентировку в пространстве;

- ритмико-гимнастические упражнения;

- танцевальные элементы, танцы;

- игры под музыку.

Теоритические сведения сопровождают каждый этап урока.

 

 

На каждом занятии осуществляется работа по всем четырем направлениям работы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока на каждый этап отводится различное количество времени.

1. Музыкально-ритмические упражнения на ориентировку в пространстве входят составным элементом в каждый урок и являются его организующим началом. Задания этого раздела выполняют задачу -  научить детей строиться в шеренгу, колонну, цепочку, ходить по кругу, в заданном направлении, разными видами шага (ходьба  с высоким подниманием колен, осторожный, мягкий, пружинящий шаг и бег с подскоками,между предметами и другие перестроения в различные формы). Упражнения первого раздела выполняются по инструкции учителя, что воспитывает умения внимательно слушать, запоминать и воспроизводить задания. Так как упражнения на ориентировку в пространстве являются начальным этапом урока, они должны создать определенный настрой и установку на дальнейшее занятие, внутренне и внешне организовать группу, обеспечить плодотворную работу. При этом необходимо обращать внимание детей на ведущую роль музыки.

2.Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. Этот раздел включает упражнения на развития мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, рук, ног- навыки пространственной микроориентировки. Его можно дополнить упражнениями из программы по физической культуре.Для слепых обучающихся особое внимание следует уделить освоению азбуки  движений:

знать позиции ног и рук классического танца, народно-сценического танца;

усвоить правила постановки корпуса;

уметь исполнять основные упражнения на середине зала;

знать танцевальные термины: амплитуда, координация, ритмичность, название упражнений;

знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, молоточек, маятник;

освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе;

иметь навык правильного  положения ног, устойчивости, координации движений;

знать положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;

уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход (виды) — вращения на месте и в движении, дроби простые, синкопированные, присядки простые, с хлопушкой.

 Недопустимо разучивания упражнений без музыки, под счет. Можно вести счет в начале выполнения упражнения, но одновременно с музыкой, а заканчивать упражнения учащихся должны самостоятельно, ориентируясь только на темп и ритм музыкального сопровождения. Вместе с тем не следует превращать урок в обычную зарядку под музыку. Смена движений должна происходить одновременно со сменой музыки и соответствовать ее музыкально-ритмичному образу.

В раздел специальных  гимнастических упражнений входят задания на выработку координации движений, крайне необходимых слепым и слабовидящим обучающимся. Плохая координация движений зависит от чрезмерного возбуждения, нервозности или, наоборот, от двигательной пассивности, приводящей к вялости мышц, а также от неумения соотносить движения с музыкой. Возбудимым учащимся следует давать упражнения с успокаивающей лирической мелодией. Детей вялых, апатичных надо учить двигаться с полной амплитудой, предельным напряжением мышц, четко, быстро. Основная цель данных упражнений - научить слепых и слабовидящих обучающихся  согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.  На начальном этапе обучения предлагаются задания, включающие поочередно движения рук, ног, по позициям с правильным поворотом головы.Упражнения выполняются у хореографического станка и дети сразу жепривыкают к понятиям “рабочая “ нога, рука”, наклон к станку, правильныйповорот через станок. Движения выполняются под ритмическую, но небыструю музыку, с нечастой сменой движений. На  последующих этапах обучения, заданияусложняются и выполняются (без опоры на станок) на середине. Убыстряетсятемп музыки, соответственно и движений, происходит более частая сменазаданий.

3. Обучению слепых и слабовидящих детей танцам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хороводного шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего шага –сзадорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить быстрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко. Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы, учащиеся знакомятся с их названиями: полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс; а так же с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменный шаг, вальсовый шаг и др.); с историей возникновения танца.

4. В этот раздел входят игры под музыку, упражнения с детскими музыкальными инструментами, предметами. С целью развития мелкой мускулатуры пальцев, снятия напряжения или вялости, выработки точности, ритмичности и координации движений рук, развития умения правильно дышать.  Если в кабинете таких инструментов нет, можно  заменить этот вид упражнений, на пальчиковые игры, которые применяются юными музыкантами. Эти упражнения выполняют те же задачи, приносят помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации движений, тонких тактильныхощущений в педагогической работе со слепыми и слабовидящими обучающимися. Неоценимую помощь они могут оказать в занятиях с обучающимися ОВЗ. Известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности.

Целый ряд упражнений обращен к фантазии ребенка,  его креативности: “ Вьюги”, ‘Гости”(“Мама, Мама!”), “Сороконожки”, “Капуста”, “Зарядка”.

О пальчиковых играх можно говорить как об универсальном дидактическом и развивающем материале воспитании ребенка. Практика показывает, что их можно успешно использовать на различных уроках во время отдыха - физминутки. При  выполнении  этих заданий у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно-двигательная координация и микроориентировка, ребенок учится контролировать и анализировать свои движения.

Кроме пальчиковых игр, в программе предусмотрены различные сюжетноролевые игры, творческие задания, которые направлены на развитие чувства ритма, воображения, координацию. Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.

Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.

Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмопластики, упражнения танцевального тренинга, инсценировки  стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.

Творческие задания вырабатывают и прививают навыки, необходимые в учебной, трудовой и повседневной жизни. Помогают развивать нравственные, личностные качества, волю, активность, инициативу, воспитывают чувство коллективизма. Участвуя в игровой творческой деятельности, учащиеся развивают свободу в движениях, уверенность в себе, координацию, быстроту, смелость, слух, - те качества личности, которые необходимы длясоциализации обучающегося с нарушением зрения, для самоактуализации и интеграции в социальную среду.

Коррекционный курс тесно связан с другими курсами коррекционно-развивающей области: «Адаптивная физическая культура (АФК)», «Пространственная ориентировка», «Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия», «Социально-бытовая ориентировка», «Развитие коммуникативной деятельности». Тесная взаимосвязь прослеживается  с предметами: «Музыка», «Технология», «Физическая культура».

На занятиях «Ритмика» применяются методы словесного объяснения, наглядно- тактильного восприятия и практические методы.

Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку и т.д.

Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично. Для слепых обучающихся применяем объяснительно - иллюстративный метод: учитель называет хореографический термин, позу, шаг…, объясняет и показывает на себе для слабовидящих,  у слепых обучающихся – индивидуальное тактильное объяснение на теле ребёнка, через руки ученика, показ на своём теле. Используем вербальные и наглядно-тактильные средства обучения. Затем обязательно закрепляем на практике, следя за правильным выполнением задания. Слепые обучающиеся нуждаются в более длительном объяснении новых предметных понятий, у них  образное, ассоциативное мышление, в силу недостатка визуальной практики, необходимо корректировать, развивать. На занятиях по ритмике желательно применять частично-поисковый метод работы: предлагать детям выбрать костюм для образа, танцев; подобрать музыку для танцевальных элементов  или танца из предложенного материала. Для повышения учебно-познавательного интереса к предмету проводятся проблемно-диалогические уроки: учитель высказывает проблему: надо выступить на конкурсе или провести весёлую переменку; затем вместе с ребятами составляем план решения учебной проблемы.На заключительном этапе занятия даём творческие задания: изображаем осенние листочки, катаемся на лыжах, устраиваем дискотеку для зайчиков, устраиваем конкурс для танцев цветов… Уроки проходят в  игровой форме. От простого прослушивания музыкального материала, повторения  ритмического рисунка  хлопками, притопами к выполнению движений на паркете. Сначала в репертуарный план включаем движения медленных, спокойных танцев (хоровод, Аннушка, Русский лирический), а затем  осваиваем подвижные, быстрые танцы (Полька, Кадриль). Чтобы освоить репертуарный план необходимо ознакомить и закрепить у ребёнка  отдельные двигательные навыки, у слепых учащихся желательно довести их до автоматизма. После осмысления и закрепления  движений индивидуально мы можем разучивать движение  вместе с партнёром, в группе. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.

Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Это метод целостного освоения упражнений, метод обучения ступенчатый и игровой метод.

Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.

Игровой метод используется при проведении музыкально-ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

Диагностическими  параметрами для определения уровня развития микроориентировки  является  уровень развития индивидуальных навыков музыкально-ритмического движения: осознанность, точность, координация, ритмичность, амплитуда, равновесие, выразительность. Для этих параметров были определены  3 уровня оценивания (низкий, умеренный, достаточный), эти параметры используются для оформления индивидуальных карт развития учащихся и для разработки методических рекомендаций на школьных консилиумах (ПМПк). В систему оценивания развития навыков музыкально-ритмического движения  входят выступления на традиционных общешкольных мероприятиях: Праздник осени, Новогодние представления, Весенние гуляния, Конкурс танца, выпускные и выступления перед родителями. Диагностика проводится 2 раза в учебный год: входная и итоговая.

Разница обучения слепых, слабовидящих, умственно отсталых. Рассмотрим репертуарный план: танцы разучиваются одинаковые, но по наполняемости движениями  различны, игры – пальчиковые разучиваем с детьми слепыми и умственно отсталыми, творческие – слабовидящими и слепыми; разводка на 1 этапе урока  у слепых и умственно-отсталых учащихся по кругу, слабовидящие дети расходятся и встречаются в различных направлениях, в зависимости от разучиваемого танца. У слепых учащихся необходимо опираться на остаточное зрение при объяснении направления движений, внимательно следить за амплитудой выполнения движений. На протяжении первого года обучения слепые дети осваивают азбуку движений, слабовидящие дети не нуждаются в этом этапе обучения. Объяснительно-иллюстративный метод обучения слепых обучающихся происходит на тактильном уровне. Приступая к освоению различных упражнений, движений, репертуарному танцевальному плану учитель прежде всего должен ознакомиться с рекомендациями ПМПК, учитывать индивидуальные противопоказания (резкие наклоны, быстрый бег, прыжки…) и ограничения.

Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете. Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 34 часа (по одному часу в неделю). Форма подведения итогов реализации программы: подготовка и выступление на школьных мероприятиях: осенние праздники, новогодние представления, встреча весны, выступления на родительских собраниях, участие в традиционном  общешкольном конкурсе танца с приглашением родителей, друзей, педагогов школы.

Особенности оборудования кабинета. Кабинет ритмики должен быть просторным, хорошо проветриваемым (качественные оконные стеклопакеты), с зеркалами и двухуровневыми хореографическими станками. Желательно, чтобы вкабинете ритмики были нарисованы яркие круги по центру иотмечен центр разными красками(ширина полосы- 10 см, Rкруга- 7см) на начальной стадии обучения ориентировочным упражнениям слабовидящих школьников, круг ицентр являются ориентиром вправильном выполнении заданий, помогают контролировать себя. В процессе дальнейшего обучения дети не нуждаются в этих ориентирах, и все внимание уделяют на качество движений, а не на направление его. Построения и движения по кругу развивают чувство пространственной формы.

 Необходим музыкальный  центр, инструмент и аккомпаниатор, так как одним из основных условий успешной музыкально-ритмической деятельности является подбор музыкального сопровождения, иметь в кабинете набор наглядных атрибутов: мячи, обручи, платочки, короны, сарафаны, косоворотки и т.д. для знакомства детей с разнообразием танцевального репертуара.

 

Литература:

Семёнов Л.А., Шлыков В.П. Азбука движений для слепых детей. 1984. Современный бальный танец \ под ред. Строганова В.М.,  Уральской  В.И. –М., 1987. 

Солнцева Л.И., Семёнов Л.А. Психолого – педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. 

Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение. Организационно – педагогические аспекты. Гиц., 1999. 

ФирилёваЖ.Е., Сайкина Е.Г. Са-фи-данс. Танцевально-игровая гимнастика для детей.  С-Петербург «Детство – пресс», 2000. Проект АООП НОО, 2015.

 

 


Приложение

Репертуарный план

№ п/п

Название танца

Выступления

1 класс

1

Хоровод

Праздник осени

2

Гопак

 

3

Полька-хлопки

 

4

Полька (сложный вариант)

 

5

Аннушка

Встреча весны

6

Полянка

 

7

Массовые танцы (лавата, утята, Ой, мороз…)

Новогодние представления

8

Кадриль

 

9

Казачок

 

10

Полонез (знакомство)

Родительские собрания, последний звонок

11

Вальс «Дружба»

2 класс

1

Хоровод (совершенствование)

Праздник осени

2

Полька (сложный вариант)

 

3

Полька-хлопки

 

4

Образные движения

 

5

Подготовка к осенним праздникам

Праздник осени

6

Диско-танец («Хозяюшка»)

 

7

Кадриль (парная)

 

8

Полянка

 

9

Массовые танцы (лавата, утята, Ой, мороз…)

Новогодние представления

10

Венгерка (бальный танец)

Па-де-грасс

Казачок

 

11

Вару-вару

Полонез (элементы)

Вальс (элементы)

Родительские собрания, последний звонок

3 класс

1

Парная кадриль

 

2

Па-де-грасс

 

3

Вальс (квадрат)

 

4

Хороводы (совершенствование)

Праздник осени

5

Леткис

 

6

Массовые танцы к новогодним праздникам

Новогодние представления

7

Современные танцы (диско, хип-хоп,…)

 

8

Рок-н-ролл

 

9

Калинка

Общешкольный конкурс танца

10

Русский лирический (знакомство)

 

11

Сударушка

 

12

Полонез

 

13

Вальс (дорожка в открытой позиции)

Родительские собрания, последний звонок

4 класс

1

Современные танец (диско, хип-хоп…)

Праздник осени

2

Полька-приглашение

День учителя

3

Калинка

 

4

Вальс в паре (медленный, венский)

 

5

Калинка

 

6

Веселая прогулка

 

7

Массовые танцы к новогодним праздникам

Новогодние представления

8

Каблучки

Общешкольный конкурс танца

9

Сударушка

 

10

Самба

 

11

Полонез

 

12

Русский лирический

Родительские собрания, последний звонок

5 класс

1

Медленный вальс в паре

Праздник осени

2

Полонез

День учителя

3

Самба

 

4

Русский лирический

 

5

Современный эстрадный танец (диско, хип-хоп…)

 

6

Аргентинское танго

 

7

Венский вальс

 

8

Массовые танцы к новогодним праздникам

Новогодние представления

9

Кадриль

Общешкольный конкурс танца

10

Ча-ча-ча

Родительские собрания, последний звонок