- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Патрушева М.С., Организация занятий по развитию высших психических функций во время самоподготовки
Организация занятий по развитию высших психических функций во время самоподготовки
Патрушева М.С., педагог-психолог
ГКОУ СО «Верхнепышминская
школа-интернат им.С.А.Мартиросяна»
Многолетние исследования отечественных тифлопедагогов и тифлопсихологов: М.И. Земцовой, А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой и др. показали, что в компенсации зрительной недостаточности играет роль не только совершенствование использования и развития сохранных и нарушенных анализаторов, но и включение в сенсорное познание высших психических процессов. Высшие психические функции (ВПФ) — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления [4]. К высшим психическим функциям относятся: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение. Известно, что от уровня развития перечисленных психических процессов зависит успеваемость школьников и возможность эффективной реабилитации.
Обследуя первоклассников, педагоги, учителя-логопеды и психологи школы выявляют учащихся с низким уровнем развития внимания, памяти, мышления и т.д. Исходя из полученных результатов диагностики, составляются и реализуются коррекционно-развивающие программы, которые включают в себя различные упражнения на развитие тех или иных функций.
Для повышения эффективности данной работы педагогическим советом школы было принято решение изменить структуру самоподготовки (время, во течение которого учащиеся, проживающие в интернате, выполняют домашнее задание). Школьники в начале самоподготовки выполняют задания, направленные на развитие высших психических функций. Подобные занятия способствуют также активизации познавательной деятельности учащихся и повышению учебной мотивации.
Организация занятий включает в себя несколько этапов:
- Первый этап – знакомство воспитателя с результатами диагностики специалистов по каждому учащемуся и в целом по классу.
- Второй этап - составление плана и циклограммы работы в зависимости от количества обучающихся с теми или иными нарушениями в развитии ВПФ. Например, у большинства школьников в классе выявлено снижение развития основных мыслительных операций, а уровень развития слухоречевого запоминания у всех соответствует возрастной норме. В данном случае целесообразно ежедневно или через день проводить упражнения, направленные на коррекцию и развитие мышления. Далее приводится ориентировочная схема организации занятий (Таблица 1).
Ориентировочная схема организации занятий по развитию высших психических функций во время самоподготовки
Таблица 1.
Дни недели |
Высшие психические функции |
Понедельник |
Внимание и восприятие |
Вторник |
Память |
Среда |
Речь |
Четверг |
Мышление |
Пятница |
Воображение |
- Третий этап – подбор упражнений. Занятия могут включать задания, направленные на коррекцию и развитие:
- слухового, зрительного, обонятельного, осязательного, вкусового восприятия;
- устойчивости, объёма, распределения, переключения внимания;
- кратковременной, долговременной, слуховой, зрительной, тактильной, двигательной памяти;
- мыслительных операций анализа, синтеза, умения сравнивать, обобщать, выделять существенный признак, проводить классификацию, устанавливать аналогии и т.п.
Набор упражнений зависит от того, по какой программе обучается тот или иной класс. Для слабовидящих учащихся при изготовлении карточек для индивидуальной работы необходимо соблюдать требования, предъявляемые к наглядному материалу: увеличенный шрифт, повышенная яркость, контрастность изображений и т.д. Для слепых учащихся также требуется адаптация материала: текст набирается по системе Брайля (для школьников, умеющих читать), предъявляемые для восприятия объекты максимально приближены по своим признакам к реальным предметам и т.д.
Занятия должны быть интересными и разнообразными. Например, если на одной неделе проводится коррекция и развитие слухового восприятия и памяти, на следующей неделе – зрительного восприятия и памяти и т.д.
Для подготовки к занятиям можно использовать:
- программы по развитию познавательных способностей [1], [6];
- пособия для педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и т.п. [2], [3], [5];
- задания из учебно-методических комплексов: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Планета знаний», «Перспектива» и т.д.
4. Четвертый этап – проведение занятий. Воспитатель предлагает школьникам выполнять упражнения в начале самоподготовки (в течение 10-15 минут). Затем учащиеся переходят к подготовке домашнего задания.
5. Пятый этап – анализ проведенной коррекционно-развивающей работы, проводится по результатам итоговой диагностики специалистов.
В приложении 1 представлен пример подбора упражнений для одной недели самоподготовки у слепых учащихся первого класса.
Приложение 1.
Понедельник.
Цель – развитие тактильного восприятия и основных свойств внимания.
- Упражнение «Золушка» (развитие тактильного восприятия). Школьники садятся за стол. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и т.п.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
- Игра «Четыре стихии» (развитие основных свойств внимания). При слове «земля» дети должны опустить руки вниз, при слове «вода» – вытянуть вперёд, при слове «воздух» – поднять вверх, при слове «огонь» – вращать кистями.
Вторник.
Цель – развитие слуховой памяти.
- Упражнение «Повтори» (развитие слуховой памяти). Учащиеся прослушивают ряды слов, а затем воспроизводят их вслух в том же порядке.
- Дом, дерево, солнце, ветер, небо.
- Мама, брат, дядя, сестра, жена.
- Май, лето, среда, весна, сентябрь.
- Кино, цапля, вата, нос, ведро, роза.
- Книга, школа, мяч, вагон, ковёр, груша.
- Арбуз, ложка, дверь, снег, хлеб, зонт.
- Упражнение «Пары слов» (развитие слуховой памяти). Воспитатель зачитывает пары слов.
- Курица – яйцо.
- Молоко – корова.
- Замок – ключ.
- Зима – снег.
- Кофе – чай.
- Мама – дочь.
Затем он называет первое слово пары, а дети должны вспомнить и сказать второе. Аналогично предъявляются ряды из трёх слов.
- Сирень – ваза – цветы.
- Окно – крыша – дом.
- Дети – мама – папа.
- Стул – стол – кресло.
- Молоко – трава – корова.
- Рельсы – шпалы – поезд.
Среда.
Цель – развитие фонематического восприятия и умения подбирать слова на заданный звук.
- Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук…» (развитие фонематического восприятия). Воспитатель зачитывает ряды звуков, слогов и слов, задача учащихся – хлопнуть в ладоши, когда они услышат заданный звук, например, звук [и].
- Звуки: А, У, И, Щ, И, У, В, О, И, И, У.
- Слоги: ПО, ПИ, ТУ, ВУ, ВИ, ЛИ, ЛУ, ЖУ, ЦУ, ЧИ.
- Слова: лужа, книга, куры, лист, минута, очки, уроки.
- Игра «Придумай слово». Цель – развитие умения подбирать слова на заданный звук. Воспитатель предлагает придумать слова, например со звуком [и]. Затем просит назвать слова, где звук [и] стоит в начале, середине, конце слова.
Четверг.
Цель – развитие мыслительных операций абстрагирования и умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
- «Найди лишнее слово» (развитие мыслительной операции абстрагирования). Воспитатель зачитывает 4 слова, задача школьников – найти «лишнее» слово и объяснить свой выбор.
- Малина, крыжовник, яблоко, клубника.
- Шкаф, вилка, кресло, кровать.
- Капуста, апельсин, картофель, морковь.
- Чайник, суп, тарелка, чашка.
- Воробей, лиса, волк, медведь.
- Ботинки, шуба, сапоги, тапочки.
- «Аналогии» (развитие умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями). Детям предлагается подобрать слово по смыслу.
- Волк – заяц, кошка – … (мышка).
- Быстро – быстрее, медленно – … (медленнее).
- Лиса – лисёнок, волк – … (волчонок).
- Человек – дом, крот – … (нора).
- Пальто – зима, шорты – … (лето).
- Море – вода, суша – … (земля).
- Ботинки – шнурки, куртка – … (пуговицы).
- Шапка – голова, колготки – … (ноги).
Пятница.
Цель – развитие воображения, умения составлять предложения из заданных слов.
- Упражнение «Придумай предложение» (развитие умения составлять предложения из заданных слов). Воспитатель называет три слова, задача учащихся – придумать предложения с данными словами.
- Игра «Если бы, да кабы…» (развитие воображения). Воспитатель говорит: «Если бы на улице было тепло, мы бы пошли гулять». И затем предлагает детям продолжить предложения, начинающиеся словами «если бы».
- Если бы крокодилы жили в городах.
- Если бы кошки умели летать.
- Если бы мы были инопланетянами.
- Если бы паутину плели слоны.
- Если бы мы оказались на необитаемом острове.
- Если бы люди никогда не ссорились.
Литература
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
- Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 2003.- 208 с.
- Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников: задания и упражнения – авт.- сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 99 с.
- Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
- Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 144 с.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. + Программа курса «РПС». – 3 – е изд, перераб. – М.: Росткнига, 2009. – 270 с.