Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Патрушева М.С., Организация занятий по развитию высших психических функций во время самоподготовки
Дата: Апр 26, 2016

Патрушева М.С., Организация занятий по развитию высших психических функций во время самоподготовки



Организация занятий по развитию высших психических функций во время самоподготовки

Патрушева М.С., педагог-психолог

ГКОУ СО «Верхнепышминская

школа-интернат им.С.А.Мартиросяна»

Многолетние исследования отечественных тифлопедагогов и тифлопсихологов:  М.И. Земцовой, А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой и др. показали, что в компенсации зрительной недостаточности играет роль не только совершенствование использования и развития сохранных и нарушенных анализаторов, но и включение в сенсорное познание высших психических процессов. Высшие психические функции (ВПФ) — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления [4]. К высшим психическим функциям относятся: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение. Известно, что от уровня развития перечисленных психических процессов зависит успеваемость школьников и возможность эффективной реабилитации.

Обследуя первоклассников, педагоги, учителя-логопеды и психологи школы выявляют учащихся с низким уровнем развития внимания, памяти, мышления и т.д. Исходя из полученных результатов диагностики, составляются и реализуются коррекционно-развивающие программы, которые включают в себя различные упражнения на развитие тех или иных функций.

Для повышения эффективности данной работы педагогическим советом школы было принято решение изменить структуру самоподготовки (время, во течение которого учащиеся, проживающие в интернате, выполняют домашнее задание). Школьники в начале самоподготовки выполняют задания, направленные на развитие высших психических функций. Подобные занятия способствуют также активизации познавательной деятельности  учащихся и повышению учебной мотивации.

Организация занятий включает в себя несколько этапов:

  1. Первый этап – знакомство воспитателя с результатами диагностики специалистов по каждому учащемуся и в целом по классу.
  2. Второй этап - составление плана и циклограммы работы в зависимости от количества обучающихся с теми или иными нарушениями в развитии ВПФ. Например, у большинства школьников в классе выявлено снижение развития основных мыслительных операций, а уровень развития слухоречевого запоминания у всех соответствует возрастной норме. В данном случае целесообразно ежедневно или через день проводить упражнения, направленные на коррекцию и развитие мышления. Далее приводится ориентировочная схема организации занятий (Таблица 1).

Ориентировочная схема организации занятий по развитию высших психических функций во время самоподготовки

Таблица 1.

Дни недели

Высшие психические функции

Понедельник

Внимание и восприятие

Вторник

Память

Среда

Речь

Четверг

Мышление

Пятница

Воображение

 

  1. Третий этап – подбор упражнений. Занятия могут включать задания, направленные на коррекцию и развитие:

- слухового, зрительного, обонятельного, осязательного, вкусового восприятия;

- устойчивости, объёма, распределения, переключения внимания;

- кратковременной, долговременной, слуховой, зрительной, тактильной, двигательной памяти;

- мыслительных операций анализа, синтеза, умения сравнивать, обобщать, выделять существенный признак, проводить классификацию, устанавливать аналогии и т.п.

Набор упражнений зависит от того, по какой программе обучается тот или иной класс. Для слабовидящих учащихся при изготовлении карточек для индивидуальной работы необходимо соблюдать требования, предъявляемые к наглядному материалу: увеличенный шрифт, повышенная яркость, контрастность изображений и т.д. Для слепых учащихся также требуется адаптация материала: текст набирается по системе Брайля (для школьников, умеющих читать), предъявляемые для восприятия объекты максимально приближены по своим признакам к реальным предметам и т.д.

Занятия должны быть интересными и разнообразными. Например, если на одной неделе проводится коррекция и развитие слухового восприятия и памяти, на следующей неделе – зрительного восприятия и памяти и т.д.

Для подготовки к занятиям можно использовать:

- программы по развитию познавательных способностей [1], [6];

- пособия для педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и т.п. [2], [3], [5];

- задания из учебно-методических комплексов: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Планета знаний», «Перспектива» и т.д.

4. Четвертый этап – проведение занятий. Воспитатель предлагает школьникам выполнять упражнения в начале самоподготовки (в течение 10-15 минут). Затем учащиеся переходят к подготовке домашнего задания.

5. Пятый этап – анализ проведенной коррекционно-развивающей работы, проводится по результатам итоговой диагностики специалистов.

В приложении 1 представлен пример подбора упражнений для одной недели самоподготовки у слепых учащихся первого класса.

Приложение 1.

Понедельник.

Цель – развитие тактильного восприятия и основных свойств внимания.

  1. Упражнение «Золушка» (развитие тактильного восприятия). Школьники садятся за стол.  Перед каждым кучка семян (горох, семечки и т.п.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
  2. Игра «Четыре стихии» (развитие основных свойств внимания). При слове «земля» дети должны опустить руки вниз, при слове «вода» – вытянуть вперёд, при слове «воздух» – поднять вверх, при слове «огонь» – вращать кистями.

Вторник.

Цель – развитие слуховой памяти.

  1. Упражнение «Повтори» (развитие  слуховой памяти). Учащиеся прослушивают ряды слов, а затем воспроизводят их вслух в том же порядке.

- Дом, дерево, солнце, ветер, небо.

- Мама, брат, дядя, сестра, жена.

- Май, лето, среда, весна, сентябрь.

- Кино, цапля, вата, нос, ведро, роза.

- Книга, школа, мяч, вагон, ковёр, груша.

- Арбуз, ложка, дверь, снег, хлеб, зонт.

  1. Упражнение «Пары слов» (развитие  слуховой памяти). Воспитатель зачитывает пары слов.

- Курица – яйцо.

- Молоко – корова.

- Замок – ключ.

- Зима – снег.

- Кофе – чай.

- Мама – дочь.

Затем он называет первое слово пары, а дети должны вспомнить и сказать второе. Аналогично предъявляются ряды из трёх слов.

- Сирень – ваза – цветы.

- Окно – крыша – дом.

- Дети – мама – папа.

- Стул – стол – кресло.

- Молоко – трава – корова.

- Рельсы – шпалы – поезд.

 

Среда.

Цель – развитие фонематического восприятия и умения подбирать слова на заданный звук.

  1. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук…» (развитие фонематического восприятия). Воспитатель зачитывает ряды звуков, слогов и слов, задача учащихся – хлопнуть в ладоши, когда они услышат заданный звук, например, звук [и].

- Звуки: А, У, И, Щ, И, У, В, О, И, И, У.

- Слоги: ПО, ПИ, ТУ, ВУ, ВИ, ЛИ, ЛУ, ЖУ, ЦУ, ЧИ.

- Слова: лужа, книга, куры, лист, минута, очки, уроки.

  1. Игра «Придумай слово». Цель – развитие умения подбирать слова на заданный звук. Воспитатель предлагает придумать слова, например со звуком [и]. Затем просит назвать слова, где звук [и] стоит в начале, середине, конце слова.

Четверг.

Цель – развитие мыслительных операций абстрагирования и умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

  1. «Найди лишнее слово» (развитие мыслительной операции абстрагирования). Воспитатель зачитывает 4 слова, задача школьников – найти «лишнее» слово и объяснить свой выбор.

- Малина, крыжовник, яблоко, клубника.

- Шкаф, вилка, кресло, кровать.

- Капуста, апельсин, картофель, морковь.

- Чайник, суп, тарелка, чашка.

- Воробей, лиса, волк, медведь.

- Ботинки, шуба, сапоги, тапочки.

  1. «Аналогии» (развитие умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями). Детям предлагается подобрать слово по смыслу.

- Волк – заяц, кошка – … (мышка).

- Быстро – быстрее, медленно – … (медленнее).

- Лиса – лисёнок, волк – … (волчонок).

- Человек – дом, крот – … (нора).

- Пальто – зима, шорты – … (лето).

- Море – вода, суша – … (земля).

- Ботинки – шнурки, куртка – … (пуговицы).

- Шапка – голова, колготки – … (ноги).

Пятница.

Цель – развитие воображения, умения составлять предложения из заданных слов.

  1. Упражнение «Придумай предложение» (развитие умения составлять предложения из заданных слов). Воспитатель называет три слова, задача учащихся – придумать предложения с данными словами.
  2. Игра «Если бы, да кабы…» (развитие воображения).  Воспитатель говорит: «Если бы на улице было тепло, мы бы пошли гулять». И затем  предлагает детям продолжить предложения, начинающиеся словами «если бы».

- Если бы крокодилы жили в городах.

- Если бы кошки умели летать.

- Если бы мы были инопланетянами.

- Если бы паутину плели слоны.

- Если бы мы оказались на необитаемом острове.

- Если бы люди никогда не ссорились.

  

 

Литература

  1. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
  2. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 2003.- 208 с.
  3. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников: задания и упражнения – авт.- сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 99 с.
  4. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
  5. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 144 с.
  6. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. + Программа курса  «РПС». – 3 – е изд, перераб. – М.: Росткнига, 2009. – 270 с.