Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Галишина А.Д., Широкова Г.Н. Требования к оформлению компьютерной презентации
Дата: Дек 26, 2015

Галишина А.Д., Широкова Г.Н. Требования к оформлению компьютерной презентации



Опубликовано: журнал "Школьный вестник", декабрь, 2015г.

Требования к оформлению компьютерной презентации

Галишина Альбина Давлетяновна, учитель информатики

Широкова Галина Николаевна, учитель биологии

ГКОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна»

Разнообразить процесс обучения, повысить активность ученика, вызвать интерес к предмету позволяет включение в урок нового средства обучения – мультимедийные презентации, созданные в программе PowerPoint. PowerPoint представляет все необходимые инструментальные возможности для создания презентаций. Слайды можно быстро создавать, редактировать, сортировать. На слайдах можно размещать разнообразное содержимое – от текстовых блоков до объектов мультимедиа, гиперссылки, шаблоны, темы, анимационные эффекты.

Презентация позволяет создавать более наглядные и информационно насыщенные уроки, может быть использована в разных типах урока, на любых его этапах, создает благоприятные условия для формирования коммуникативной деятельности учащихся. Уроки-презентации становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.

Но есть особая трудность в использовании презентаций на уроках со слабовидящими детьми. Слабовидящие обучающиеся некоторые слайды не видят и не понимают, так как отмечаемые у них нарушения зрительных функций (низкая острота зрения, суженность поля зрения, снижение способности к цветоразличению и др.) затрудняют полноценное восприятие[5]. В результате научных исследований (М. И. Земцова, A. И. Зотов, Ю. А. Кулагин, А. Г. Литвак, В. А. Лонина, B. А. Феоктистова и др.) были установлены особенности познавательных процессов слабовидящих. Согласно научным данным использование различных средств наглядности (в том числе и презентация) может дать положительный эффект лишь при методически правильно организованной работе. Поэтому использование презентаций на уроках со слабовидящими детьми должно быть хорошо продуманным, оправданным и эффективным

Ниже мы рассмотрим тифлопедагогические рекомендации, которые надо учитывать при составлении презентаций.

  1. Соблюдать, облегчающую восприятию, цветовую гамму (зеленые, желтые, коричневые, оранжевые тона и оттенки)[5].
  2. Использовать нейтральные цвета фона слайда: светло-серый, светло-синий, светло-зеленый, светло-розовый, желто-зеленый, светло-коричневый, белый или бежевый. 
  3. Для детей с амблиопией высокой и средней степеней на фоне косоглазия рекомендуется использовать светло-серые, окрашенные в розовые, светло голубые,  желтые, светло зеленые, которые отражают до 30-60 % света и белые, которые отражают более 60% света, яркие тона с тем, чтобы стимулировать самую важную часть сетчатки-желтое пятно и улучшать способность различения[6].
  4. Красный цвет биологически активный, действует на организм возбуждающе, его человек видит раньше остальных. Желтый цвет приятен для глаз, хорошо отражает свет, активизирует сетчатку.[6]
  5. Школьники, имеющие нарушения фотопической системы (при частичной атрофии зрительных нервов, центральной дистрофии сетчатки) легче и быстрее воспринимают темные фигуры на светлом фоне; некоторые слабовидящие легче и быстрее воспринимают светлые фигуры на темном фоне.[2]
  6. Актуально использовать зеленый цвет, как фон. При восприятии этого цвета организм быстро реагирует на раздражители, он понижает внутреннее давление, нормализует кровообращение  в глазных сосудах, уменьшает слепое пятно сетчатки.[6]
  7. Слабовидящие с заболеваниями сетчатки и зрительного нерва очень плохо различают светлые изображения на темном фоне, но зато лучше видят темные фигуры на светлом фоне. [3]
  8. Рекомендованной Институтом коррекционной педагогики РАО и одобренной НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, на желтом слабой насыщенности фоне предлагается линейка зеленного цвета, что, по мнению авторов, способствует профилактике зрительного утомления. Слайды, на которых цвета используются некорректно, утомляют глаза.
  9. Использовать слайды без фоновых рисунков. Любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала[5].
  10. Использовать брусковый шрифт (избегать курсива). Оптимальный шрифт – семейство Arial, Tahoma, Verdana) [5].
  11. Использовать не более двух размеров шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст) [5].
  12. Использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.
  13. Выделение в тексте не использовать.
  14. Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза.
  15. Избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки.
  16. Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом.
  17.  Изображения должны быть реалистичны, свободны от излишних деталей и линий. Вместе с тем четко выделять существенные признаки изучаемых на уроке предметов и явлений.
  18.  Рисунок  на слайде размещать на все поле. Будут видны мелкие детали, на которые в устной форме можно еще раз обратить внимание учащихся.
  19.  Изображение необходимо обработать, убрав лишние элементы, отрегулировав яркость и контрастность. Все изображения должны иметь оптимальные, т. е. наиболее подходящие для плохого зрения характеристики, что мобилизует сохранившиеся сенсорные механизмы и является предпосылкой для одновременного различения признаков изображений, т. е. облегчения формирования зрительного образа. Изображения и их детали должны иметь высокий черно-белый контраст (60—100%), насыщенность цветов до 0,8—1,0, угловые размеры от 0,5° до 50°. Перцептивное (воспринимаемое) поле не должно быть информационно перегружено, так как это затрудняет опознание изображений.
  20. Контур изображения должен быть четким, однако, следует обращать внимание на то, чтобы контурная линия не «поглощала» бы изображение, особенно мелкие детали предмета [6]
  21. Не использовать отсканированные или перефотографированные изображения, теряется резкость изображения.
  22. Не помещать надписи в графики и картинки.
  23. Не использовать на слайде блоков с разнотипной информацией: текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки.
  24. Анимацию не использовать.
  25. Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации.

 

Рекомендации при показе презентации:

  1. Комментировать каждый слайд.
  2. Проверять понимание рисунка, картинки.
  3. Источник дневного света убирать при помощи жалюзи, штор.
  4. У слабовидящих детей с тяжелой патологией зрения нарушается адаптация к изменениям освещенности: световая или темновая. Поэтому необходимо соблюдать следующие требования: обеспечение достаточного уровня освещенности рабочей зоны ребенка с нарушением зрения, обеспечение  равномерного распределения яркости в поле зрения, ограничение теней и устранение резких и глубоких теней, ограничение и устранение чрезмерно слепящей яркости (прямой и отраженной)[6].
  5. Фомичева Л. В. в своих исследованиях указывает на обязательное соблюдение педагогами допустимой длительности занятия, на которую деятельность детей требует продолжительного зрительного сосредоточения. Презентация не должна быть длительной, т.к. это утомительно влияет на зрительную систему слабовидящего. Поэтому педагог должен заранее (при подготовке к занятию) продумать ход чередования зрительной работы и отдыха глаз.
  6. Ермолович З.Г. отмечает, что непрерывная зрительная работа слабовидящих учащихся младших классов не должна превышать 10 минут, частичнозрячих – 5 минут. В средних и старших классах  для слабовидящих учащихся допускается зрительная нагрузка не более 15 минут, а для частичнозрячих 5-7 минут.
  7. Аветисов Э.С. указывает, что при  прогрессировании близорукости необходимо, чтобы на каждые 20-25 минут зрительной работы приходилось не менее 5 минут отдыха. При высокой степени близорукости целесообразно сокращать время непрерывной зрительной работы до 15 минут, а время отдыха увеличивать до 10 минут.

Данные научных исследований (Т. П. Головина, М. И. Земцова, А. И. Зотов и др.) и опыт учителей говорят о том, что правильное использование наглядности, в том числе и презентаций, способствует охране зрения и развитию зрительных функций, дифференцированному и индивидуальному подходу к учащимся, конкретизации и расширению их представлений об окружающем, воспитанию интереса и положительного отношения к учению, связи обучения с жизнью.

 

Литература.

  1. uop.ifmo.ru/file/stat/17/presentation.pdf
  2. Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. — М., 1983.
  3. Григорьева Л. П. Психофизические исследования зрительных функций нормально видящих и слабовидящих школьников. — М., 1983.
  4. Григорьева Л.П.,Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Учебно-методическое пособие. Москва, 1990.
  5. Соколова А. В. Использование средств наглядности в школе сла­бовидящих. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987.
    1. Фомичева Л. В. Офтальмо-гигиенические основы  воспитания и обучения детей  с нормальным и нарушенным зрением. Учебно-методическое  пособие для студентов педагогических вузов, коррекционных педагогов и психологов, тифлопедагогов и учителей коррекционно-образовательных учреждений для детей с нарушением зрения.