Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Мавлаутдинова Н.Р., Суворина Н.П. Методические рекомендации по организации психологической помощи в школе в период введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Дата: Май 12, 2016

Мавлаутдинова Н.Р., Суворина Н.П. Методические рекомендации по организации психологической помощи в школе в период введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ



Суворина Н.П., педагог-психолог

Мавлаутдинова Н.Р., педагог-психолог

ГКОУ СО "Верхнепышминская

школа-интернат им.С.А.Мартиросяна"

Методические рекомендации по организации

психологической помощи в школе в период введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Анализ существующих программ. Деятельность педагога-психолога осуществляется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ).   Основными образовательными результатами ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ выступают предметные, метапредметные и личностные результаты.

Психолог принимает участие в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ОВЗ,  через обеспечение комплексного подхода к оценке метапредметных и личностных результатов.

В современных условиях деятельность психолога становится элементом системы управления образовательным процессом школы, так как его деятельность предполагает оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Диагностическое  направление работы психолога является основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий. При поступлении ребенка  в школу проводится первичное обследование, в дальнейшем осуществляется постоянное отслеживание динамики развития ребенка в процессе коррекционной работы.

Одним из направлений работы педагога-психолога как специалиста сопровождения является коррекционно-развивающая работа.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих программ составляется с учетом результатов диагностики сформированности универсальных учебных действий (личностных и метапредметных), рекомендаций ШПМП консилиумов.

Существует проблема отсутствия специально разработанных программ психологической коррекции для слепых и слабовидящих младших школьников. Психологи школы разработали свои программы на основе программ «Программа формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я», автор Хухлаева О.В.. и «Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», авторы Крюкова С.В., Слободяник Н.П..Для этого программы были адаптированы следующим образом: задания, связанные с визуальным восприятием были заменены на задания, направленные на развитие тактильного восприятия, мыслительной деятельности и воображения. Особое место в структуре занятий занимают упражнения, в которых учащиеся актуализируют свой социальный опыт и научаются новым образцам поведения в различных социальных ситуациях.

Данные  программы направлены на решение таких задач, как обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.

Программа для слепых и слабовидящих обучающихся  начальной школы рассчитана на учебный год, состоит из 20-25 занятий (Приложение 1. Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия «Я+Я=МЫ»). Форма занятий – групповая или подгрупповая, периодичность - 1 раз в неделю по 35-40 минут. Возможны индивидуальные занятия, периодичность 1-3 раза в неделю по 20-40 минут. Количество занятий определяет психолог, исходя из проблемы ребёнка.

Структура занятий является традиционной и состоит из трёх частей:

  1. Вводная часть - упражнение для разминки, мини-лекция, (установление контакта с участниками, создание эмоционального настроя на работу).
  2. Основная часть – упражнения и игры, этюды,  сказкотерапия, песочная терапия, арт-терапия (обобщение опыта и знаний детей в соответствии с темой занятия, проективная проработка проблемы).
  3.  Завершающая – рефлексия, релаксация, психогимнастика, телесная терапия.

При формировании  практических навыков, психолог задаёт определённый алгоритм действий, сопровождает их соответствующими словами и при необходимости использует  прием сопряженных действий («Рука в руке») который является основным при обучении детей с нарушением зрения незнакомым манипуляциям.

Цель и задачи психологической помощи.

Цель психологической помощи для  слепых и слабовидящих обучающихся начальной школы: создание психологических условий для успешного развития личности, освоения образовательной программы и достижения социально-психологической адаптации учащихся.

Задачи психологической помощи:

  1. Диагностика и отслеживание динамики психологического развития ребёнка в процессе коррекционно-развивающей работы; разработка рекомендаций для составления индивидуального образовательного маршрута.
  2. Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения и реализации специальных  ФГОС НОО для слепых и слабовидящих обучающихся.
  3. Разработка и внедрение коррекционно-развивающих  программ, направленных на формирование саморегуляции, позитивного отношения к своему «Я», развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, развитие коммуникативных умений, формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
  4. Профилактическая, просветительская работа и консультирование педагогов, родителей (законных представителей) с целью обеспечения максимальной социально-психологичской адаптации слепого и слабовидящего ребенка.

Нормативная база. Документы, определяющие стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования:

  1. Конвенция ООН «О правах ребёнка» (20.11. 1989 г.).
  2. Конвенция  ООН о правах инвалидов (13.12.2006г.).
  3. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
  4. Постановление ГД ФС РФ от 04.06.2004 N 626-IV ГД «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».
  5. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования» от 22.01. 1998 г. N 20-58-07ин/20-4.
  6. Приказ Минобрнауки РФ  от 06 октября 2009 г.         № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования».
  7. Приказ Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643     «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  8. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва);
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. № 1598 (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ),
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373, с изменениями  от 29.12.2014 г. № 1643 (далее - ФГОС НОО).
  11. Адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для слепых, слабовидящих обучающихся (далее – АООП НОО для слепых, слабовидящих обучающихся).
  12. Стандарт педагога (Утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н).
  13. Должностная инструкция педагога-психолога.

Основные психологические особенности слепых и слабовидящих обучающихся начальной школы. Слепые и слабовидящие дети имеют ряд психических  особенностей, которые в младшем возрасте постепенно сглаживаются  вследствие положительной динамики психического развития  при адекватной коррекционно-развивающей работе (авторы -  М.И.Земцова, В.М.Коган, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева и др.).

У детей с нарушениями зрения все высшие психические функции развиваются в пределах нормы.  Исключение составляет  развитие образного мышления – здесь наблюдается небольшое отставание.  Также возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития.  Это проявляется в  отставании  развития двигательной активности (нарушение точности  и интенсивности движений, становится специфической ходьба и другие двигательные акты, дети часто малоподвижны). Характерна  быстрая утомляемость, работоспособность снижена. Выявляются трудности в пространственной ориентации, формировании представлений и понятий в способах  предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы (может быть внушаемость, зависимость от мнения окружающих, обидчивость, повышенная чувствительность, замкнутость, капризность). Трудности в   социальной коммуникации - из-за  небольшого опыта общения и отсутствия зрительного контакта,  дети не умеют слушать собеседника, их речь  имеет характер монолога, возникают трудности с  построением диалога.  Также  возникают трудности в адаптации к труду и интеграции в общество. Требуется значительно большее участие взрослого из-за отсутствия у ребёнка зрительного подражания – самостоятельное приобретение знаний и умений у незрячего ребёнка ограничено. 

Проблемы педагогов и родителей обусловлены психологическими особенностями этой категории детей. Кроме того, имеет значение стиль родительского воспитания (гиперопека, гипоопека, авторитарный стиль), взаимоотношения в семье.

Психологические особенности слепых и слабовидящих детей  обусловливают особые образовательные потребности, характерные только для слепых обучающихся, которые отражены в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Особые образовательные потребности слепых и слабовидящих обучающихся и условия, в которых нуждаются дети данной категории  на занятиях с психологом. Для реализации возможностей каждого ребенка с ОВЗ, в частности, для слепых и слабовидящих детей, необходимо знать особые образовательные потребности данной  категории детей с целью создания коррекционно-развивающих средств и специальных условий, в которых нуждаются дети этой категории.

  • У детей с нарушением зрения снижен запас представлений об объектах, явлениях и процессах окружающего мира, отмечается слабая познавательная активность, поэтому необходимо   целенаправленное развитие сенсорной сферы, формирование реальных представлений, максимальное расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения [3].
  • Преодоление вербализма, наполнение речи чувственным опытом, объяснение непонятных слов.
  • Развитие моторики пальцев рук, овладение предметно-практическими действиями, что способствует формированию  адекватной самооценки и навыков социального поведения. 
  • Обучение адекватным эмоциональным проявлениям в общении: мимики, пантомимики, речевой экспрессии.
  • Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с глубоким нарушением зрения.
  • Формирование стрессоустойчивости, волевых качеств, умения расслабляться, прогнозирование своей деятельности для умения действовать в конкретной ситуации.

Важнейшим условием оказания эффективной психологической помощи слепому и слабовидящему ребёнку является понимание зрительных возможностей ребёнка и понимание, что коррекционно-развивающая работа базируется на ведущем слуховом и осязательном восприятии ребёнка. Важно учитывать наличие сопутствующих отклонений в развитии ребёнка. Слабовидящие дети  нуждаются в соблюдении особого режима освещенности,  в соблюдении офтальмо-гигиенических и эргономических условий,  регламентированной зрительной нагрузки для сохранения  зрения.

Необходимо  использовать приспособления для письма  по Брайлю: прибор, грифель, тетради. Кроме того, используемый диагностический материал, при необходимости также должен быть напечатан шрифтом Брайля, которым необходимо владеть и психологу.

Занятия целесообразно проводить в сенсорной комнате, оснащённой мягкими модулями, зеркальными панно, пуфиками-креслами с гранулами, музыкальным центром с релаксирующими дисками, «сухим душем», водным фонтаном, сенсорной тропой, приборами с аудиовизуальными эффектами: панно «Бесконечность», «Водопад», ковёр «Звёздное небо», «Светодиодный дождь», проектор «Жар-птица», пузырьковые колонны, прибор для цветотерапии, зеркальный шар.

Направления работы педагога-психолога. Деятельность педагога-психолога осуществляется по следующим направлениям: психодиагностическое, коррекционно-развивающее, профилактическое, просветительское, консультативное и экспертное.

Психодиагностика учащихся начальной школы обычно позволяет выявить следующие проблемы: у учащихся выявлены проблемы самооценки, низкая школьная мотивация, трудности адаптации к школе, у большинства детей не сформирована внутренняя позиция школьника, слабо развиты навыки общения, слабо развита тактильная память.

Коррекционно-развивающее направление осуществляется через реализацию коррекционно-развивающих программ психолога (см. выше -Анализ существующих программ).

Профилактическая работа реализуется через школьные ПМПК-консилиумы, на которых психолог с другими специалистами разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут обучающегося. Разрабатывается индивидуальная карта развития на каждого обучающегося, которая заполняется всеми специалистами, работающими с ребёнком. Педагог-психолог вносит в карту данные психодиагностики и индивидуальные рекомендации.

Осуществляется информационно-просветительская работа с родителями и педагогами: тематические родительские собрания, семинары-практикумы, «круглые столы», конференции, стенд «Школьный психолог», памятки и рекомендации.

Регулярно проводится психологическое консультирование всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей). Проводятся индивидуальные или групповые консультации, в зависимости от проблем и целей консультирования.

Экспертное направление реализуется через  дифференцирование психологических и психиатрических проблем у учащихся, привлечение психолога инспектором по делам несовершеннолетних  для  психодиагностики детей с девиантным поведением.

Планируемый результат:

  • сформированность внутренней позиции обучающегося;
  • ориентация на познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями;
  •  стремление к сотрудничеству;
  • сформированность основ гражданской идентичности;
  • развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • сформированность адекватной самооценки;
  • саморегуляция и самоконтроль;
  • сформированность мотивации учебной деятельности;
  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений.

 

Список литературы

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.

2. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995.

3. Денискина, В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями / В. З. Денискина // Дефектология. -2012. - № 5. - С. 56-64.

4. Денискина, В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение / В. З. Денискина // Дефектология. - 2011. - № 5. -С. 56–64.

5. Евмененко Е.В., Трущелева А.В. Психология лиц с нарушениями зрения. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. 220 с.

6. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб.пособие. СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. 271 с.

7. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова //Альманах ИКП РАО. - 2010. - № 13.

  1. Силкин Л.И. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению М: Изд-во ВОС, 1984. 206 с
  2. Солнцева, Л. И. Психология детей с нарушением зрения (детская тифлопсихология) / Л. И. Солнцева. - М. : Классик Стиль, 2006
  3. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000. 250 с.
  4. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова и др. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 218с.
  5. Специальная психология: учебное пособие  для студентов высш. пед. учеб.заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. / Под ред. В. И.Лубовского. М.: Издательский центр «Академия», 2005.  464 с.
  6. Тарасова Е.Ю. Социальная реабилитация детей с нарушениями зрения в специальных (коррекционных) школах-интернатах Уральского региона: автореф. дис. кандидата психол. наук. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал.гос. пед. ун-т,  2010. 181 с.