- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Мавлаутдинова Н.Р., Суворина Н.П. Методические рекомендации по организации психологической помощи в школе в период введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Суворина Н.П., педагог-психолог
Мавлаутдинова Н.Р., педагог-психолог
ГКОУ СО "Верхнепышминская
школа-интернат им.С.А.Мартиросяна"
Методические рекомендации по организации
психологической помощи в школе в период введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Анализ существующих программ. Деятельность педагога-психолога осуществляется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ). Основными образовательными результатами ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ выступают предметные, метапредметные и личностные результаты.
Психолог принимает участие в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ОВЗ, через обеспечение комплексного подхода к оценке метапредметных и личностных результатов.
В современных условиях деятельность психолога становится элементом системы управления образовательным процессом школы, так как его деятельность предполагает оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.
Диагностическое направление работы психолога является основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий. При поступлении ребенка в школу проводится первичное обследование, в дальнейшем осуществляется постоянное отслеживание динамики развития ребенка в процессе коррекционной работы.
Одним из направлений работы педагога-психолога как специалиста сопровождения является коррекционно-развивающая работа.
Тематическое планирование коррекционно-развивающих программ составляется с учетом результатов диагностики сформированности универсальных учебных действий (личностных и метапредметных), рекомендаций ШПМП консилиумов.
Существует проблема отсутствия специально разработанных программ психологической коррекции для слепых и слабовидящих младших школьников. Психологи школы разработали свои программы на основе программ «Программа формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я», автор Хухлаева О.В.. и «Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», авторы Крюкова С.В., Слободяник Н.П..Для этого программы были адаптированы следующим образом: задания, связанные с визуальным восприятием были заменены на задания, направленные на развитие тактильного восприятия, мыслительной деятельности и воображения. Особое место в структуре занятий занимают упражнения, в которых учащиеся актуализируют свой социальный опыт и научаются новым образцам поведения в различных социальных ситуациях.
Данные программы направлены на решение таких задач, как обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.
Программа для слепых и слабовидящих обучающихся начальной школы рассчитана на учебный год, состоит из 20-25 занятий (Приложение 1. Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия «Я+Я=МЫ»). Форма занятий – групповая или подгрупповая, периодичность - 1 раз в неделю по 35-40 минут. Возможны индивидуальные занятия, периодичность 1-3 раза в неделю по 20-40 минут. Количество занятий определяет психолог, исходя из проблемы ребёнка.
Структура занятий является традиционной и состоит из трёх частей:
- Вводная часть - упражнение для разминки, мини-лекция, (установление контакта с участниками, создание эмоционального настроя на работу).
- Основная часть – упражнения и игры, этюды, сказкотерапия, песочная терапия, арт-терапия (обобщение опыта и знаний детей в соответствии с темой занятия, проективная проработка проблемы).
- Завершающая – рефлексия, релаксация, психогимнастика, телесная терапия.
При формировании практических навыков, психолог задаёт определённый алгоритм действий, сопровождает их соответствующими словами и при необходимости использует прием сопряженных действий («Рука в руке») который является основным при обучении детей с нарушением зрения незнакомым манипуляциям.
Цель и задачи психологической помощи.
Цель психологической помощи для слепых и слабовидящих обучающихся начальной школы: создание психологических условий для успешного развития личности, освоения образовательной программы и достижения социально-психологической адаптации учащихся.
Задачи психологической помощи:
- Диагностика и отслеживание динамики психологического развития ребёнка в процессе коррекционно-развивающей работы; разработка рекомендаций для составления индивидуального образовательного маршрута.
- Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения и реализации специальных ФГОС НОО для слепых и слабовидящих обучающихся.
- Разработка и внедрение коррекционно-развивающих программ, направленных на формирование саморегуляции, позитивного отношения к своему «Я», развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, развитие коммуникативных умений, формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
- Профилактическая, просветительская работа и консультирование педагогов, родителей (законных представителей) с целью обеспечения максимальной социально-психологичской адаптации слепого и слабовидящего ребенка.
Нормативная база. Документы, определяющие стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования:
- Конвенция ООН «О правах ребёнка» (20.11. 1989 г.).
- Конвенция ООН о правах инвалидов (13.12.2006г.).
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
- Постановление ГД ФС РФ от 04.06.2004 N 626-IV ГД «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».
- Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования» от 22.01. 1998 г. N 20-58-07ин/20-4.
- Приказ Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. № 1598 (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ),
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373, с изменениями от 29.12.2014 г. № 1643 (далее - ФГОС НОО).
- Адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для слепых, слабовидящих обучающихся (далее – АООП НОО для слепых, слабовидящих обучающихся).
- Стандарт педагога (Утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н).
- Должностная инструкция педагога-психолога.
Основные психологические особенности слепых и слабовидящих обучающихся начальной школы. Слепые и слабовидящие дети имеют ряд психических особенностей, которые в младшем возрасте постепенно сглаживаются вследствие положительной динамики психического развития при адекватной коррекционно-развивающей работе (авторы - М.И.Земцова, В.М.Коган, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева и др.).
У детей с нарушениями зрения все высшие психические функции развиваются в пределах нормы. Исключение составляет развитие образного мышления – здесь наблюдается небольшое отставание. Также возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Это проявляется в отставании развития двигательной активности (нарушение точности и интенсивности движений, становится специфической ходьба и другие двигательные акты, дети часто малоподвижны). Характерна быстрая утомляемость, работоспособность снижена. Выявляются трудности в пространственной ориентации, формировании представлений и понятий в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы (может быть внушаемость, зависимость от мнения окружающих, обидчивость, повышенная чувствительность, замкнутость, капризность). Трудности в социальной коммуникации - из-за небольшого опыта общения и отсутствия зрительного контакта, дети не умеют слушать собеседника, их речь имеет характер монолога, возникают трудности с построением диалога. Также возникают трудности в адаптации к труду и интеграции в общество. Требуется значительно большее участие взрослого из-за отсутствия у ребёнка зрительного подражания – самостоятельное приобретение знаний и умений у незрячего ребёнка ограничено.
Проблемы педагогов и родителей обусловлены психологическими особенностями этой категории детей. Кроме того, имеет значение стиль родительского воспитания (гиперопека, гипоопека, авторитарный стиль), взаимоотношения в семье.
Психологические особенности слепых и слабовидящих детей обусловливают особые образовательные потребности, характерные только для слепых обучающихся, которые отражены в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Особые образовательные потребности слепых и слабовидящих обучающихся и условия, в которых нуждаются дети данной категории на занятиях с психологом. Для реализации возможностей каждого ребенка с ОВЗ, в частности, для слепых и слабовидящих детей, необходимо знать особые образовательные потребности данной категории детей с целью создания коррекционно-развивающих средств и специальных условий, в которых нуждаются дети этой категории.
- У детей с нарушением зрения снижен запас представлений об объектах, явлениях и процессах окружающего мира, отмечается слабая познавательная активность, поэтому необходимо целенаправленное развитие сенсорной сферы, формирование реальных представлений, максимальное расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения [3].
- Преодоление вербализма, наполнение речи чувственным опытом, объяснение непонятных слов.
- Развитие моторики пальцев рук, овладение предметно-практическими действиями, что способствует формированию адекватной самооценки и навыков социального поведения.
- Обучение адекватным эмоциональным проявлениям в общении: мимики, пантомимики, речевой экспрессии.
- Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с глубоким нарушением зрения.
- Формирование стрессоустойчивости, волевых качеств, умения расслабляться, прогнозирование своей деятельности для умения действовать в конкретной ситуации.
Важнейшим условием оказания эффективной психологической помощи слепому и слабовидящему ребёнку является понимание зрительных возможностей ребёнка и понимание, что коррекционно-развивающая работа базируется на ведущем слуховом и осязательном восприятии ребёнка. Важно учитывать наличие сопутствующих отклонений в развитии ребёнка. Слабовидящие дети нуждаются в соблюдении особого режима освещенности, в соблюдении офтальмо-гигиенических и эргономических условий, регламентированной зрительной нагрузки для сохранения зрения.
Необходимо использовать приспособления для письма по Брайлю: прибор, грифель, тетради. Кроме того, используемый диагностический материал, при необходимости также должен быть напечатан шрифтом Брайля, которым необходимо владеть и психологу.
Занятия целесообразно проводить в сенсорной комнате, оснащённой мягкими модулями, зеркальными панно, пуфиками-креслами с гранулами, музыкальным центром с релаксирующими дисками, «сухим душем», водным фонтаном, сенсорной тропой, приборами с аудиовизуальными эффектами: панно «Бесконечность», «Водопад», ковёр «Звёздное небо», «Светодиодный дождь», проектор «Жар-птица», пузырьковые колонны, прибор для цветотерапии, зеркальный шар.
Направления работы педагога-психолога. Деятельность педагога-психолога осуществляется по следующим направлениям: психодиагностическое, коррекционно-развивающее, профилактическое, просветительское, консультативное и экспертное.
Психодиагностика учащихся начальной школы обычно позволяет выявить следующие проблемы: у учащихся выявлены проблемы самооценки, низкая школьная мотивация, трудности адаптации к школе, у большинства детей не сформирована внутренняя позиция школьника, слабо развиты навыки общения, слабо развита тактильная память.
Коррекционно-развивающее направление осуществляется через реализацию коррекционно-развивающих программ психолога (см. выше -Анализ существующих программ).
Профилактическая работа реализуется через школьные ПМПК-консилиумы, на которых психолог с другими специалистами разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут обучающегося. Разрабатывается индивидуальная карта развития на каждого обучающегося, которая заполняется всеми специалистами, работающими с ребёнком. Педагог-психолог вносит в карту данные психодиагностики и индивидуальные рекомендации.
Осуществляется информационно-просветительская работа с родителями и педагогами: тематические родительские собрания, семинары-практикумы, «круглые столы», конференции, стенд «Школьный психолог», памятки и рекомендации.
Регулярно проводится психологическое консультирование всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей). Проводятся индивидуальные или групповые консультации, в зависимости от проблем и целей консультирования.
Экспертное направление реализуется через дифференцирование психологических и психиатрических проблем у учащихся, привлечение психолога инспектором по делам несовершеннолетних для психодиагностики детей с девиантным поведением.
Планируемый результат:
- сформированность внутренней позиции обучающегося;
- ориентация на познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями;
- стремление к сотрудничеству;
- сформированность основ гражданской идентичности;
- развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
- сформированность адекватной самооценки;
- саморегуляция и самоконтроль;
- сформированность мотивации учебной деятельности;
- знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.
2. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995.
3. Денискина, В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями / В. З. Денискина // Дефектология. -2012. - № 5. - С. 56-64.
4. Денискина, В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение / В. З. Денискина // Дефектология. - 2011. - № 5. -С. 56–64.
5. Евмененко Е.В., Трущелева А.В. Психология лиц с нарушениями зрения. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. 220 с.
6. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб.пособие. СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. 271 с.
7. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова //Альманах ИКП РАО. - 2010. - № 13.
- Силкин Л.И. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению М: Изд-во ВОС, 1984. 206 с
- Солнцева, Л. И. Психология детей с нарушением зрения (детская тифлопсихология) / Л. И. Солнцева. - М. : Классик Стиль, 2006
- Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000. 250 с.
- Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова и др. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 218с.
- Специальная психология: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб.заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. / Под ред. В. И.Лубовского. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 464 с.
- Тарасова Е.Ю. Социальная реабилитация детей с нарушениями зрения в специальных (коррекционных) школах-интернатах Уральского региона: автореф. дис. кандидата психол. наук. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал.гос. пед. ун-т, 2010. 181 с.