Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • Оперативная информация
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС ОВЗ
  • Горячее питание
  • food
  • Родителям
  • Доступная среда для маломобильных групп населения
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Юбилей школы
  • Конференция
  • Фестиваль
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Школьное радио
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников

Задать вопрос:

Главная » Библиотека » Наши статьи » Неволина С.В., Методические рекомендации по организации преподавания курса коррекционно-развивающей области «Развитие зрительного восприятия» в школе для слепых и слабовидящих обучающихся
Дата: Май 12, 2016

Неволина С.В., Методические рекомендации по организации преподавания курса коррекционно-развивающей области «Развитие зрительного восприятия» в школе для слепых и слабовидящих обучающихся



Методические рекомендации по организации преподавания курса коррекционно-развивающей области «Развитие зрительного восприятия» в школе для слепых и слабовидящих обучающихся

С.В.Неволина

учитель начальных классов

ГКОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна»

г. Верхняя Пышма

Курс «Развитие зрительного восприятия» представляет коррекционно-развивающую область и является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающий процесс освоения содержания АООП НОО слабовидящих обучающихся.

1. Нормативные документы.

При разработке рабочей программы по коррекционному курсу «Развитие зрительного восприятия» на уровень начального общего образования мы опирались на следующие нормативные документы:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»" (ФЗ РФ от 29 декабря 2012г. N 273»;

2. Приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г., "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

3. Адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования для слабовидящих;

 4. Учебный план ГКУО СО «Верхнепышминская школа-интернат им. С.А.Матриросяна» на 2015-2016 учебный год;

  5. Авторскую разработку учебно-методического пособия Никулиной Г.В.,Фомичевой Л.В.,Замашнюк Е.В.,Никулиной И.Н., Быковой Е.Б. «Зрительное восприятие: диагностика и развитие» Киров, МЦНИП,2013г.

  1. 2.     Актуальность.

         Проблема компенсации нарушений зрительного восприятия обучающихся чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере медико-психолого-педагогической реабилитации. Нарушение зрения приводит к сенсорной депривации, оказывающей отрицательное влияние на формирование познавательных процессов и личности ребенка.

  1. Цели и задачи.

      Основной целью программы по развитию зрительного восприятия младших школьников, имеющих нарушения функций зрения разной степени, является повышение уровня зрительного восприятия в период начального обучения.

Достижение основной цели требует решения группы задач:

1.Развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств, повышение умений и навыков чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира.

2.Развитие умения рационально использовать нарушенное зрение в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни, использовать полисенсорные способы чувственного познания.

3.Повышение функциональных возможностей нарушенного зрения, зрительной работоспособности.

4.Формирование умений и навыков охраны нарушенного зрения.

5.Формирование у обучающихся потребности в самостоятельном использовании зрительных умений и навыков для установления логических и причинно-следовательных связей.

6.Расширение и коррекция предметных представлений и конкретных способов обследования объектов через углубление знаний о предметах окружающего мира за счет целенаправленного и полисенсорного восприятия, формирование системы основных умственных действий и операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

7.Повышение уровня сенсорной готовности школьников к обучению путем совершенствования системы сенсорных эталонов,

8.Развитие умения оценки глубины пространства, формирование навыка переноса знаний в практическую деятельность в свободном пространстве, формирование измерительных навыков (в малом и большом пространстве), обучение ориентироваться на основе пространственных представлений.

9. Совершенствование зрительно-моторных координаций.

В соответствии с выделенными задачами в программу мы включили пять разделов, лежащих в основе развития зрительного восприятия младших школьников:

1. развитие зрительно-моторной координации при работе на листе бумаги;

2. обучение детей удерживать зрительный стимул в поле зрения во время выполнения заданий на зрительную координацию;

3. активизация зрительных образов и сенсорных эталонов;

4. использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и средства установления причинно-следственных связей;

5. развитие глубинного зрения, расширение поля зрения.

Программа по развитию зрительного восприятия построена по кон- центрическому принципу, предполагающему увеличение объема и усложнение материала по каждому разделу.

Примерное содержание программного материала по разделам (на период получения начального общего образования).

1.Развитие зрительно-моторной координации при работе на листе бумаги.

Совершенствование навыков при работе на листе с клетчатой  бумагой и на линейной основе.

Использование клетки как меры измерения. Изменение выбранной мерки в несколько раз и увеличение или уменьшение изображения. Перемещение всех точек фигур или предметов на одинаковое расстояние в выбранном направлении (параллельный перенос). Выполнение работ с изменением направленности объектов (в противоположные стороны).

 Выполнение графических диктантов (до 20 команд).

Конструирование из геометрических фигур по замыслу и зарисовка результата.

Работа с мелкой мозаикой.

2. Приучение детей к умению удерживать в поле зрения зрительный стимул во время выполнения заданий на зрительно – моторную координацию.

Дорисовывание рисунков так, чтобы они приобретали смысл. Выбор правильных подписей к рисункам.

Расставление значков, как показано на образце, под цифрами согласно образцу на первых двух строчках.

         Рисование сплошной фигуры, начиная с выделенной точки по образцу.

         Рисование фигур не отрывая карандаш от бумаги и не проводя карандашом по уже нарисованным линиям.

  1. 3.     Активизация зрительно-целостных образов и сенсорных эталонов.

         Научение использовать сформированные представления для более точного отображения свойств предмета.

         Совершенствование способности различать от 8-и до 12-и оттенков красного, зеленого, синего и до 5-и оттенков коричневого, оранжевого, фиолетового, желтого, голубого цветов при увеличении поля восприятия и расстояния между цветными объектами.

         Узнавание, локализация, соотнесение ранее усвоенных форм, если объект восприятия предлагается в новом пространственном положении.

         Составление из данных частей фигуры.

         Выделение на предметных изображениях схематические изображения (не готовые изображения, а мелкие детали включенные в изображения).

         Складывание из готовых деталей изображения предметов с опорой на контур.

         Нахождение сходства изображения неясных очертаний с реальными объектами.

         Конструирование по собственному замыслу.

         Определение величины предметов и соотношение величины с опорой на единицы измерения (метр, сантиметр).

  1. 4.     Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и средства установления причинно-следственных связей.

         Узнавание и воспроизведение  по схеме движения человека. Понимание позы человека и ее истолкование как «застывшего момента» в зависимости от того предмета, с которым действует изображенный на картине человек.

         Понимание характера картины: изображения знакомых предметов, ситуации, обстановки, действий, выполняемых персонажами, т. е. осуществлять ее анализ и делать правильное обобщение.

Расширение круга понимаемых эмоций (стыд, отвращение, презрение). Обучение передавать заданное эмоциональное состояние, используя выразительные различные средства. Совершенствование навыка моделирования мимики лица.

Обучение локализации событий во времени и его длительности, составляя ленту времени. Понимание объективности природы времени.

5.Развитие глубинного зрения, расширение поля зрения.

Совершенствование навыков полученных в предыдущие годы обучения.

Соотнесение удаленности с единицами времени.

Вычленение пространственных отношений с обозначением словами. Перевод пространственных, линейных отношений в смысловые.

Оценивание на глаз расстояния до определённого предмета.

Изучение данного курса на уровне начального обучения ведется в 1-5 классах 1 ч в неделю. Занятия проводятся как индивидуальные, так и групповые во второй половине дня. Их продолжительность 15-25 минут.

Для осуществления взаимосвязи с общеобразовательными предметам, на коррекционных занятиях по зрительному восприятию формируются зрительные образы тех объектов внешнего мира, которые изучались в классе на уроках по темам:

  1. Неживая природа: «Сезонные изменения», «Полезные ископаемые», «Водоемы», «Воздух», «Почва», «Снег», «Лед».
  2. Живая природа: «Растения», «Плоды и семена», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Животные» и др.
  3. Труд людей в природе.
  4. Быт людей: «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель».
  5. Организм человека и его здоровье.
  6. Мой город.
  7. Транспорт.

В процессе специального обучения мы используем все общедидактические методы в комплексе: наглядный, практический, словесный.

Основные приемы, используемые на коррекционных занятиях это:

 демонстрация объекта восприятия;

 последовательное обведение контура объекта восприятия;

 выделение объекта восприятия из множества или же его части из целого при помощи указки, контрастности фона;

 показ последовательности рассматривания объекта по схеме;

 показ внешних действий и операций при сравнении объектов (приложение одного к другому, наложение одного на другой и их сопоставление, выделение деталей объектов сравнения);

 выделение (показ указкой, графическими средствами, словесным уточнением) в объекте восприятия информативных признаков, по которым он наиболее быстро узнаваем;

чтение педагогом стихотворений, потешек, описательных загадок и т. д. перед или по ходу выполнения заданий, описания предмета, его свойств и качеств.

К важнейшим функциям зрительного восприятия, позволяющим выявить причины трудностей, которые возникают у детей с нарушением зрения, можно отнести следующие:

 уровень сенсорной готовности ребенка к школьному обучению;

 уровень развития зрительно-моторной координации;

 уровень развития зрительно-пространственного восприятия и

зрительной памяти;

 уровень восприятия изображении  сложной формы;

 уровень восприятия сюжетных изображений.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

3. развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

4. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

5. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

6. формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде владение навыками комуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

7. способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

 

1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2. планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью,выполнять работу по образцу;

3. самостоятельно организовывать своё рабочее место, сохранять порядок на рабочем столе;

4. овладение логическими действиями сравнения, анализа,  синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий        и причинно-следственных связей; 

5. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;

6. формулировать собственное мнение и идеи, излагать их аргументированно, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы.

1.быстро и правильно ориентироваться на любом листе бумаге;

2. использовать клетки как меры измерения; увеличивать и уменьшать изображения предметов, фигур; перемещать изображение в выбранном направлении; изменять направленность;

3. выполнять конструирование по замыслу и зарисовывать результат;

4. узнавать, соотносить, локализовывать ранее усвоенные формы в новом пространственном положении;

5. определять величины предметов и соотношения величины, опираясь на единицы измерения;

6. понимать характер картины, осуществляя ее анализ и делая правильные выводы;

7. понимать объективность природы времени;

8. оценивать на глаз расстояние до определённого предмета;

9. при выполнении заданий составлять простой и сложный план, схемы, таблицы, диаграммы.

В своей деятельности мы используем наглядный дидактический материал, который помогает обучающемуся полнее решить поставленные задачи программы по развитию зрительного восприятия. См.ПРИЛОЖЕНИЕ.

Литература.

1. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М., Школа-Пресс., 2001.

2.Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения: Учебно-методичекое пособие. – М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1990.

3.Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: Методические рекомендации. Верхняя Пышма,1997г.

4. Малева З.П. Здоровьесберегающее образование: охрана зрения: Методические рекомендации. Челябинск,2001.

4. Никулина Г.В.,Фомичева Л.В.,Замашнюк Е.В. Никулина И.Н.,Быкова Е.Б.

«Зрительное восприятие: диагностика и развитие: учебно – методическое пособие». Электронный ресурс.-Киров:МЦНИП,2013

5.Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. - С–Пб., Образование. 1995.

6.Плаксина Л.И. О работе тифлопедагога // Дефектология, 1983, № 3.

7.Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга, Адель. 1998.

8.Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., Город. 1998.

9.Подколзина Е.Н. Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве слабовидящих детей подготовительной к школе группы //Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М., 1995.

10.Ремезова Л.А. Дидактический материал по коррекционной работе в процессе обучения конструированию (для детей с нарушением зрения). М.: РИИП Центр, 1995.

11.Свиридюк Т.П. Подготовка слабовидящих детей к школе. – Киев, Рад. Школа, 1984.

12.Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. – М., Полиграф Сервис. 1997.

13.Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М., Педагогика. 1980.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Используемый наглядный материал (по разделам программы)

Раздел 1.Развитие зрительно – моторной координации при работе на листе бумаги.

-набор трафаретов (внешних и внутренних) для обводки по контуру;

-карточки с пересекающимися линиями, соединяющие пары предметов;

-набор геометрических фигур

-различные виды мозаик;

-шнуровки;

-лабиринты.

Раздел 2.Приучение детей к умению удерживать в поле зрения зрительный стимул во время выполнения заданий на зрительно – моторную координацию.

-предметные картинки для сравнения, описания предметов, составления по ним описательных загадок;

-картинки с изображением одного и того же предмета в разных логических связях, сюжетах.

-карточки, перфокарты на классификацию предметов;

-предметы (натуральные, муляжи, модели, изображения натуральное, контурное, силуэтное), о которых формируются предметные представления.

3.Активизация зрительно– целостных образов и сенсорных эталонов.

-карточки-схемы с изображениями однотипных предметов на различных композиционных планах;

-карточки на локализацию цветов и оттенков;

-силуэтные и контурные изображения предметов на прямом и обратном контрастах;

-карточки с контурным (целостным и прерванным) изображением предметов;

-классификационная таблица сенсорных эталонов (по Л. А. Венгеру);

карточки на локализацию заданного сенсорного эталона из множества;

-образцы, демонстрирующие отдельные свойства (форму, цвет, величину) предметов для их узнавания и называния, сравнения и соотнесения;

-мелкие модели предметов (по отдельным дидактическим темам) для работы на индивидуальных столах.

4.Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и средства установления причинно-следственных связей.

-набор картинок, изображающих людей, выражающих разные эмоции;

-фоторобот человеческого лица;

-набор масок, имитирующих эмоциональные выражения человеческого лица (радость, покой, удивление, страх и др.);

-набор картинок с изображениями человека, животных в различных позах;

-карточки с изображениями образцов поз (схемы, контурные и силуэтные изображения);

-набор картинок на один сюжет, изображающий героев с различной мимикой, жестами, в разных местах действия;

-перфокарты на соотнесение позы человека и орудия труда; позы, эмоций и предметов сюжета; частей суток и событий сюжета; времен года и событий сюжета;

-набор силуэтных изображений (цветных, однотонных) персонажей, предметов к сюжетным картинкам;

-набор сюжетных картинок, раскрывающих последовательность событий;

-карточка с движущейся полоской для выделения композиционных планов сюжетного изображения;

-разрезные сюжетные картинки (из 4, 6, 8, 12 частей).

 

5.Развитие глубинного зрения, расширение поля зрения.

-набор карточек с изображениями предметов одной группы в различных пространственных положениях;

-набор сюжетных картинок;

-схемы карты-путь и карты-обозрения ;

-карточки с изображениями лабиринтов;

-наборы предметных силуэтов-подставок для составления композиционного сюжетного изображения (по образцу, без образца);

-набор цветных силуэтов отдельных предметов разных размеров для показа степени удаленности;

-набор моделей предметов (по отдельным дидактическим темам).