Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • Оперативная информация
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС ОВЗ
  • Горячее питание
  • food
  • Родителям
  • Доступная среда для маломобильных групп населения
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Юбилей школы
  • Конференция
  • Фестиваль
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Школьное радио
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников

Задать вопрос:

Главная » Библиотека » Наши статьи » Упорова Л.П.,Методические рекомендации по организации преподавания курса коррекционно-развивающей области «Адаптивная физическая культура» в школе для слепых и слабовидящих обучающихся
Дата: Май 12, 2016

Упорова Л.П.,Методические рекомендации по организации преподавания курса коррекционно-развивающей области «Адаптивная физическая культура» в школе для слепых и слабовидящих обучающихся



Методические рекомендации по организации преподавания курса коррекционно-развивающей области «Адаптивная физическая культура» в школе для слепых и слабовидящих обучающихся

Л. П. Упорова

учитель физической культуры

ГКОУ СО «Верхнепышминской СКОШИ

имени Мартиросяна С.А.»

г. Верхняя Пышма

В соответствии с Законом РФ "Об образовании" здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Известно, что уровень развития ребенка характеризуется тремя основными показателями: физическим, психическим (в том числе и личностным), социальной адаптацией к условиям меняющегося современного общества.

В науке о человеке и в практике обучения детей в последние годы уделяется большое внимание физическому развитию ребенка как основе формирования разносторонней личности, особенно школьников с тяжелой зрительной патологией.

Физическое воспитание в специальных (коррекционных) школах для детей с глубоким нарушением зрения является неотъемлемой частью всей системы учебной и воспитательной работы. Оно осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием, профессионально-трудовым обучением и занимает одно из важных мест в подготовке учащихся к социализации и интеграции в общество зрячих.

Занятия (АФК) адаптивной физкультурой (ранее использовался термин ЛФК) являются частью процесса физического воспитания школьников с глубоким нарушением зрения и одной из форм коррекционно-воспитательной работы в школе.

Чтобы дальше не путаться в терминах АФК и ЛФК произведем небольшое сравнение и установим различия в понятиях:

Параметры сравнения

АФК - адаптивная физическая культура

ЛФК - лечебная физическая культура

1. Примерное определение

Адаптивная физическая культура (сокр. АФК)  — новое направление физической культуры, включающая в себя комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей (детей) с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Лечебная физическая культура (далее – ЛФК) – это отрасль клинической медицины, немедикаментозный метод восстановления нарушенных или утраченных функций, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В главе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания.

Термин «лечебная физкультура» прежде всего, обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем).

С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.

2. Сфера применения

АФК применяется в специализированных детских садах, школах, высших учебных заведениях, центрах реабилитации инвалидов, физкультурно-оздоровительных комплексах, ДЮСШ (спортивных школах) и других учреждениях.

ЛФК применяется только в лечебных учреждениях (поликлиниках, больницах, санаториях).

 

3. Цель

Цель АФК – улучшение качества жизни и социализация.

Цель ЛФК – восстановление нарушенных или утраченных функций.

4. Задачи

Задачи АФК: коррекционная; компенсаторная; профилактическая; образовательная; воспитательная; оздоровительная.

Задачи ЛФК: специальные (для данного заболевания); общие (изменение защитных сил организма, реактивности, эмоциональной сферы).

Из данного сравнения следует, что АФК и ЛФК имеют совершенно разные определения, предназначения, цели и задачи, но могут дополнять друг друга в процессе реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. ЛФК - раздел медицины, является прерогативой лечебных учреждений, больниц, санаториев, главная цель которого восстановление нарушенных или утраченных функций. АФК применяется в специализированных детских садах, школах, высших учебных заведениях, центрах реабилитации инвалидов, физкультурно-оздоровительных комплексах, ДЮСШ (спортивных школах) и других учреждениях,  является направлением физической культуры, цель которого улучшение качества жизни и социализация людей с ограниченными возможностями здоровья.

Современное общество меняется так быстро, предъявляя новые требования к обучению детей с глубоким нарушением зрения, что программы и методические пособия, созданные специалистами по ФК и АФК в конце прошлого века, теряют свою актуальность.

К сожалению, на сегодняшний день не существует учебных программ по АФК для учащихся с глубоким нарушением зрения рекомендованных для специальных коррекционных учебных заведений. В связи с этим педагоги по АФК, планируя коррекционные занятия и составляя рабочие программы, вынуждены использовать материалы авторских программ по данному предмету или адаптировать программы по физической культуре, рекомендованные Министерством общего и профессионального образования РФ.

Анализ и обобщение научно-методической литературы и программ коррекционно-развивающей области АФК детей с глубоким нарушением зрения, показал, что в Свердловской области самыми распространенными и используемыми программами по АФК для учащихся с нарушением зрения являются:

1.Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание. Авторская программа по лечебной физкультуре для детей с тяжелой зрительной паталогией (начальная школа), учебно-методическое пособие. Москва 2002;

2.Программа по лечебной физкультуре для детей с нарушением зрения (1-6 кл.) - профессор Семенов Л. А., г. Екатеринбург УГТУ-УПИ, факультет "Физ. воспитание",1989 г.

Проанализируем их.

Сроки реализации программ 6 лет (для учащихся 1 - 6 классов) и 4 года (для учащихся 1 - 4 классов), т. е. программы направлены на коррекционную работу в основном в начальной школе. По новым стандартам начальная школа переходит на пятилетнее обучение, логичнее были бы следующие сроки реализации программы по АФК: 1 - 5 класс (5 лет) и 6 -10 класс (5 лет) или 1 - 10 классы (10 лет).

Годовое количество часов в имеющихся программах 68 - 2 часа в неделю. Контингент обучающихся - слабовидящие дети с сопутствующими заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем и нарушением ОДА (опорно-двигательного аппарата). Занятия групповые до 12 человек.

В последние годы  возросло количество детей с сочетанной патологией (спастика, ЗПР, умственная отсталость, нарушение эмоционально-волевой сферы, аутичные проявления, ДЦП, нарушение слуха), поэтому для достижения более качественного результата коррекционной работы с целью осуществления индивидуального подхода, в зависимости от характера вторичных отклонений, от степени поражения зрения и пр., многие специалисты рекомендуют проводить занятия в группах не более 6 человек.

В представленных программах по АФК не четко определены задачи образовательной, развивающей, воспитательной, оздоровительной и коррекционной направленности.

Программы имеют недостаточное количество разделов изучаемого материала. Например, нет раздела "Теоретические сведения и основы знаний", нет специальных разделов для учащихся с сочетанными нарушениями: умственная отсталость, нарушение эмоционально-волевой сферы, аутичные проявления, ДЦП. Не показаны результаты усвоения программ и не отражены принципы определения динамики физической подготовленности обучающихся.

Итак, можно сделать вывод, что существующие программы не в полной мере удовлетворяют требованиям ФГОС НОО ОВЗ и требуют большой доработки.

В связи с проблемой отсутствия программ в данной области, становится актуальным вопрос о создании специальной программы по АФК для учащихся с нарушением зрения. Являясь учителем по ФК и АФК, полагаясь на свой опыт  работы в специальной коррекционной школе им. Мартиросяна С. А. для учащихся с глубоким нарушением зрения, хочу остановиться  на некоторых моментах организации преподавания коррекционно-развивающей области АФК согласно ФГОС НОО ОВЗ.

Приступая к созданию рабочей программы по АФК для учащихся с глубоким нарушением зрения следует придерживаться следующей нормативной базы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • Программы, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, примерные программы, авторские программы по АФК, например, Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание. Авторская программа по лечебной физкультуре для детей с тяжелой зрительной паталогией (начальная школа), учебно-методическое пособие. Москва 2002.
  • Адаптированные основные общеобразовательные программы школы.
  • Учебные планы школы.

Цели и задачи обучения по предмету АФК в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  1. обеспечить всесто­роннее и полноценное развитие детей с ограниченными воз­можностями здоровья, путем восстановления и совершенствования их физических и психофизических способностей;
  2. активизировать процесс социальной адаптации учащихся инвалидов по зрению в общество зрячих;
  3. научить учащихся средствами адаптивной физкультуры преодо­левать себя.

Задачи:

Оздоровительные задачи:

  • укрепление и охрана здоровья детей с тяжёлой патологией зрения;
  • укрепление связочно-суставного аппарата;
  • исправление неправильной осанки, походки;
  • совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Образовательные задачи:

  • формирование двигательных навыков и умений;
  • развитие физических качеств (ловкость, гибкость, равновесие, выносливость);
  • привитие навыков гигиены;
  • сообщение знаний, связанных с физическим воспитанием: о пользе занятий

АФК, о значении и технике физических упражнений, методике их проведения;

  • предоставление знаний о явлениях природы, общественной жизни.

Воспитательные задачи:

  • воспитание положительных черт характера: организованность, дисциплинированность, скромность;
  • формирование нравственных качеств: честность, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, уверенность в своих силах, настойчивость в преодоление трудностей, выдержка;
  • воспитывать самостоятельность, сообразительность, находчивость.

Коррекционные задачи:

  • формирование необходимых умений и навыков самостоятельной пространственной ориентировки (ориентирование в спортивном зале, пользование спортивным инвентарем и адаптированными пособиями с использованием сохранных анализаторов);
  • развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию окружающих предметов и пространства;
  • формирование жизненно-необходимых навыков, способствующих успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

При составлении рабочей программы по АФК необходимо хорошо знать контингент учащихся. В первую очередь это дети с глубоким нарушением зрения (слепые и слабовидящие обучающиеся). Дети, имеющие различные нарушения осанки, не прогрессирующий сколиоз, плоскостопие, ДЦП, недоразвитие мышечного корсета, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, другие соматические заболевания. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению числа учащихся с сочетанным дефектом здоровья (ЗПР, умственная отсталость, нарушение эмоционально-волевой сферы, аутичные проявления, ДЦП). Как показывает опыт, наиболее целесообразно разделить учащихся на группы учитывая заболевания, индивидуальные особенности ребенка, возрастные особенности и уровень интеллекта. Рассмотрим несколько примеров.

В группе детей с приоритетом заболеваний глаз и органов зрения  больше времени и внимания уделяется профилактике нарушений зрения, выполняются специальные упражнения для укрепления мышц глаза и улучшения остроты зрения.

Одной из главных задач является формирование готовности сохранных анализаторов к восприятию окружающих предметов и навыка ориентирования в пространстве.

При работе в группе, где ведущим является нарушение осанки и плоскостопие, основной акцент делается на формирование навыка правильной осанки, исправление нарушений осанки и движений, профилактика и коррекция плоскостопия.

Основой для работы с группой детей, имеющих ДЦП и нарушение опорно-двигательного аппарата, являются упражнения для растягивания мышц, развития их силы и чувствительности. Упражнения на выносливость и расслабление, обучение нормальной ходьбе.

В группе детей с неврологическими заболеваниями должна вестись работа по улучшению общей и мелкой моторики, координации движений, обучение ациклическим движениям (прыжки, метания, лазания). Развитие функций равновесия, чувства ритма и ориентирования в пространстве.

С примерным расписанием занятий АФК и распределение учащихся по группам можно ознакомиться в таблице 1.

Таблица 1

ПРИМЕРНОЕ РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ АФК И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПО ГРУППАМ

День      недели

Понедель

ник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Время

12.30 – 13.15

Зрение (1Г)

1. Ф. И.

2.

3.

Нар. осанки(1Б)

1. Ф. И.

2.

3.

Неврол.(3/2В)

1. Ф. И.

2.

3..

Нар. осанки(1В)

1. Ф. И.

2.

3.

Нар. осанки(1Г)

1. Ф. И.

2.

3.

14.00 – 14.45

Нар. осанки(4В)

1. Ф. И.

2.

3.

Нар. осанки(3А)

1. Ф. И.

2.

3.

ДЦП (2д)

1. Ф. И.

2.

3..

ДЦП (4д)

1. Ф. И.

2.

3..

Зрение (1А)

1. Ф. И.

2.

3.

14.55– 15.40

ДЦП (4д)

1. Ф. И.

2.

3.

Нар. осанки(3Б)

1. Ф. И.

2.

3.

ДЦП (3Д)

1. Ф. И.

2.

3.

Нар. осанки(4А)

1. Ф. И.

2.

3.

Зрение (4Г)

1. Ф. И.

2.

3.

15.50 – 16.35

Нар. осанки(2А)

1. Ф. И.

2.

3.

Зрение (4Б)

1. Ф. И.

2.

3.

ДЦП (5В)

1. Ф. И.

2.

3.

Нар. осанки(2Б)

1. Ф. И.

2.

3.

Неврол. (9Б)

1. Ф. И.

2.

3.

16.45 – 17.30

Нар. осанки(1В)

1. Ф. И.

2.

3.

Нар. осанки 4В

1. Ф. И.

2.

3.

Зрение (4Г)

1. Ф. И.

2.

3.

Неврол. (9/8В)

1. Ф. И.

2.

3..

ДЦП (3Д)

1. Ф. И.

2.

3.

За детьми, занимающимися в группах АФК, ведется строгий врачебно-педагогический контроль. Врачи проводят осмотр детей не реже одного раза в полгода. Педагог АФК осуществляет контроль динамики развития физической подготовленности учащихся два раза в год с помощью специальных тестов и заполняет бланк оценки физической подготовленности учащегося (приложение 1).

Учащийся выполняет те тесты, которые ему не противопоказаны, которые он может выполнить в силу своих физических возможностей.

Физическая нагрузка регулируется с учетом самочувствия детей, а также проявления внешних признаков утомления (Таблица 2)

Таблица 2

Примерная схема признаков утомления по В. А. Зотову (Касаткин Л. Ф. Цит., 1980) [15]

Признаки

Небольшое утомление

Значительное среднее утомление

Резкое большое утомление

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение, побледнение, синюшность покровов.

Потливость

Небольшая

Большая

Очень резкая потливость, выступление солей

Дыхание

Учащенное ровное

Учащенное, периодически наступающее дыхание через рот

Резкое учащение: поверхностное непрерывное дыхание через рот. Отдельные глубокие вдохи сменяются беспорядочным дыханием (одышка)

Движение

Бодрая походка

Неуравновешенный шаг, покачивание тела

Резкие покачивания тела, появление некоординированных движений

Внимание

Хорошее безошибочное выполнение указаний

Неточность в выполнении команд, ошибки при перемене направлений

Замедленное выполнение команд, воспринимается только громкая команда

Самочувствие

Нет никаких жалоб

Жалобы на усталость, боль в ногах, сердцебиение, одышку

Жалобы на те же явления, а также на головную боль, жжение в груди, тошноту и рвоту

Основной формой коррекции вторичных отклонений в физическом развитии слепых и слабовидящих детей является специальное занятие АФК, предусмотренное учебным планом и включенное в раздел "Коррекционно-развивающая область". Содержание занятия, так же как и урока физкультуры, определяется задачами программного материала.

Результативность усвоения программного ма­териала не оценивается по пятибалльной системе, как это принято на общеобразовательном уроке, так как невыполнение того или иного упражнения может быть обусловлено тяжестью нарушениями развития ребёнка. При этом учитель про­слеживает динамику развития физических качеств, которые корректируются и совершенствуются в процессе обучения. Степень усвоения умений и навыков соотносится с требованиями программного материала, учитывается характер самостоятельного выполнения заданий и перенос в свободную самостоятель­ную деятельность.

Так как АФК является предметом коррекционной направленности, занятия рекомендуется проводить во внеурочное время. Продолжительность одного занятия в группе детей 5 - 6 человек – 40 - 45 минут.

Занятие по АФК отличается от общеобразовательного урока физкультуры тем, что оно несет коррекционную направленность на компенсацию вторичных отклонений с учетом состояния первичного дефекта. Содержание его обуславливается задачами программного материала по АФК для детей со зрительной патологией. Занятие АФК состоит из трех частей: вводная часть, основная и заключительная. Вводная часть занимает 1/6 - 1/8, основная - 3/4 и заключительная -1/8 часть общего времени.

Вводная часть представляет собой постепенную подготовку ор­ганизма к предстоящей физиологической нагрузке. При этом предусматриваются следующие задачи:

1)    организация группы, концентрация внимания;

2)    воспитание сознательного отношения к принятию правильного положения тела;

3)    создание эмоционального настроя на занятие;

4)    умеренное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы; умеренная стимуляция обмена веществ;

5)    прямое или косвенное воздействие на те проблемы в физическом развитии, которые пре­обладают у ученика;

6)    активизация работы сохранных анализаторов;

7)    опти­мальный выбор исходного положения для основной части урока.

Для вводной части занятия актуально ис­пользование методов разностороннего влияния на организм, а в частности:

  • Ø ходьба простая и усложненная (с остановками, изменением направления);
  • Ø упражнения, способствующие повышению обменных процессов (бег с изменением темпа);
  • Ø общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами; танцевальные упражнения;
  • Ø простейшие упражнения в равновесии и координации движений;
  • Ø сочетание упражнений на дыхание и расслабление;
  • Ø упражнения на формирование правильной осанки (варианты упражнений предложены в приложении 2);
  • Ø упражнения на формирование пространственных представлений;
  • Ø упражнения на использование и развитие сохранных анализаторов.

Цель основной части - изменение величины физиологической нагрузки на организм. В этой части урока решаются следующие основные задачи:

1)    освоение основных двигательных умений и навыков, предусмотренных программой;

2)    ликвидация недостатков физического развития с учетом индивидуального и дифференциро­ванного подхода.

В этой части занятия в положении лежа, сидя или стоя выполняются следующие упражне­ния: для мышц живота и спины, улучшающие дыхательную функцию; в лаза­нии и перелезании; в равновесии; зрительная работа у зеркала, тактильная у гимнастической стенки; для профилактики плоскостопия (примеры упражнений – в приложении 3); на расслабление; для укрепления мышц глаза (с примерами упражнений можно ознакомиться в приложениях 4, 5); для нормализации подвижности позвоночника (само­вытяжение и смешанные висы); для развития мелкой моторики руки.

Кроме этого предусматриваются также индивидуальные задания с уче­том специфических особенностей развития каждого ребенка, а также занятия на тренажерах (механотерапия) для развития вестибулярного аппарата и преду­преждения плоскостопия. Используются адаптированные подвижные игры и сюжетно-ролевые игры с корригирующей направленностью.

В заключительной части предусматривается снижение физиологической нагрузки, нормализация деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, введение облегчен­ного исходного положения, снятие утомления, закрепление сформированных в основной части урока навыков, а также переход к дальнейшему включению учащихся в режим дня.

Эти задачи решаются путем упражнений на внимание (десять шагов вперед, 9 - назад, 9 шагов вперед, 8 - назад и пр.), для глаз, на расслабление, при помощи дыхательных, ритмических и танцевальных упражнений, ходьбой в мед­ленном темпе, играми малой интенсивности ("Тише едешь - дальше будешь", "Пограничники" и др).

Занятие АФК должно быть эмоционально на­сыщено. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от об­щего тона проведения занятий, интонации и команды учителя. Необхо­димо менять тембр звука: громко, тихо, мягко, строго, учитывая психическое состояние учащихся, их быструю утомляемость, специфические особенности развития слепых и слабовидящих детей. На занятиях используются адаптированные под­вижные игры, сюжетно-ролевые игры, отвлекающие упражнения для борьбы с навязчивыми движениями, а также целенаправленно создаются ситуации успеха для обучающихся.

При работе с детьми с нарушением зрения используются следующие методы.

Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности учащихся. Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определенные умения, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим). Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребенок с нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, который вызывают доверие учащихся, ощущение безопасности, комфортности и надежной страховки.

Опыт работы позволяет выделить следующие направления использования метода практических упражнений:

ü выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;

ü выполнение движения в облегченных условиях (например, бег под уклон, кувырок вперед с небольшой горки и т. д.);

ü выполнение движения в усложненных условиях (например, использование дополнительных отягощений -- гантели0,5 кг, сужение площади опоры при передвижении и т. д.);

ü использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т. д.);

ü использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.);

ü использование имитационных упражнений (например, «велосипед» в положении лежа, метание без снаряда и т. д.);

ü подражательные упражнения («как ходит медведь, лиса»; «стойка аиста»; «лягушка» -- присесть, положив руки на колени, и т. д.);

ü использование при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются на звук шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с остаточным зрением);

ü использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнении движения;

ü использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например, ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.);

ü изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как темп, ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория движения и т. д.;

ü изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки или от пола);

ü использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (мяч «ежик», массажное кольцо и мяч, ручной эспандер, для дифференцировки тактильных ощущений -- отделение риса от гороха и т. д.);

ü изменение внешних условий выполнения упражнений: на повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне и т. д.;

Варьирование состояния учащихся при выполнении физических упражнений:

  • в условиях проверки (самоконтроль, взаимоконтроль, зачетный урок и т. д.);
  • в соревновательных условиях (внутри класса, школьные, районные, городские и т. д.); использование разученных двигательных умений в повседневной жизни;
  • использование упражнений, которые требуют согласованных и синхронных действий партнеров (бег парами с передачей мяча друг другу с постепенным увеличением расстояния между партнерами и т. д.);
  • изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, музыкальным сопровождением и пр.).

Словестные методы - объяснение благодаря которому ученик должен осознать и представить себе двигательный образ. При описании ученикам сообщается не только предлагаемый материал, но и даются живые образы (осязательные, слуховые, обонятельные, зрительные), пространственные представления о предметах и действиях. Например, ориентирование по словестному описанию характерных свойств и признаков предметов (звуки, запахи, температура воздуха, характкр поверхности и т. д.)

Метод дистанционного управления относится к методу слова, управление действиями ученика на расстоянии посредством следующих команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «три шага вперед, вправо, влево» и т. д. Этот метод используется также при ориентировке в пространстве.

Звуковой метод - звуки используются как условные сигналы, заменяющие зрительные представления (бубен, колокольчик, свисток, хлопки, голос учителя, звуки впереди идущего, озвученные мячи). Воспринимая звук учащиеся ориентируются в большом и малом пространстве.

Метод наглядности - является одним из специфических методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями. Используется наглядность зрительная, а при отсутствии зрения - осязательная. При рассматривании предметов (спортивного инвентаря) восприятие осуществляется пальцевым, кистевым и ладонным способом, используя обе руки. Вначале предлагается рассмотреть предмет по частям, затем ставится задача определить его форму, поверхность, качество, цвет, а затем предпринимается попытка целостного восприятия предмета или действия.

Метод показа или "контактный метод" - используется когда ученик не понимает движения или имеет неправильное представление о движении. существует пассивный метод показа и активный. Пассивный - это когда учитель, взяв руки ученика, выполняет движение вместе с ним. Активный - когда ученик осязает положение частей тела партнера.

Метод мышечно-двигательного чувства - учитель направляет внимание ребенка на ощущение (мышечно-двигательное чувство), возникающее в мышцах, суставах при выполнении двигательных действий, и позволяет совершить перенос усвоенных знаний в практическую деятельность. Например, предлагают ребенку побегать за лидером, догнать его, обратить внимание на движение рук, ног, почувствовать мышечное ощущение, а затем предлагают бежать самостоятельно, стараясь воспроизвести те же мышечные усилия, которые он ощущал при беге за лидером.

Метод стимулирования двигательной активности -- отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с нарушением зрения. Старайтесь как можно чаще поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавиться от комплекса неполноценности, от чувства страха пространства, неуверенности в своих силах. По возможности создавайте ситуацию успеха.

Основными средствами физической реабилитации детей с нарушением зрения являются физические упражнения:

1)    Передвижения: ходьба, бег, подскоки.

2)    Общеразвивающие упражнения:

a)     без предметов;

b)    с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели0,5 кги др.);

c)     на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры -- механотерапия и т.д.).

3)    Упражнения на формирование навыка правильной осанки.

4)    Упражнения для укрепления сводов стопы.

5)    Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей).

6)    Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

7)    Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и пр.). Для совершенствования координации движений используются необычные или сложные комбинации различных движений, упражнения на тренажерах.

8)    Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий.

9)    Лазанье и перелезание (преодоление различных препятствий).

10)  Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц, сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.

11)  Специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (остаточное зрение,