Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Балан С.И., Классному руководителю, обучающему ребёнка с глубокими нарушениями зрения
Дата: Май 13, 2016

Балан С.И., Классному руководителю, обучающему ребёнка с глубокими нарушениями зрения



Классному руководителю, обучающему ребёнка с глубокими нарушениями зрения.

Балан С.И.

заместитель директора по ВР

ГКОУ СО «Верхнепышминская

школа-интернат им. С.А. Мартиросяна»

У Вас в классе будет учиться ребёнок с глубокими нарушениями зрения. К сожалению, психологических исследований и педагогических рекомендаций по обучению слепых детей в инклюзивной форме, в наше стране, да и в мире крайне мало. В его обучении и воспитании Вам будут помогать тифлопедагог, тьютер, педагоги других коррекционных дисциплин. Вы изучаете литературу по коррекционной педагогике и уже знакомы с основами дефектологии и тифлопедагогики. В скором времени, благодаря, в том числе, и приобретаемому новому опыту, Вы станете настоящим дефектологом, несмотря, на то, что в Вашем классе будет обучаться всего лишь один ребенок, нуждающийся в особых образовательных потребностях.

Но Вам придется с чего-то начинать, делать первые шаги в обучении и воспитании слепого ребёнка. Исходя из опыта работы со слепыми детьми, хотелось бы посоветовать Вам несколько простых, но совершенно необходимых (с моей точки зрения) шагов в построении педагогической практики инклюзивного обучения ученика с глубокими нарушениями зрения.

1. Это педагогически-просветительская работа со всеми учениками класса и, особенно с их родителями. Главная цель инклюзивной формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья это их максимальная социализация. Обучающийся с ОВЗ должен усваивать социальные нормы и правила наравне и вместе со своими здоровыми сверстниками, он должен формировать свои коммуникативные навыки и умения выстраивать социальные связи в той социальной среде, в которой будет жить всю жизнь.  И здесь очень важна готовность социума принять такого ребёнка и помогать ему в этом.

Чаще всего у слепого ребёнка имеются ярко выраженные внешние проявления, как физического дефекта, так и вторичных отклонений. Это выглядит не эстетично, отталкивающе, иногда, для других детей, пугающе. Но если одноклассники быстро перестают обращать на это внимание и понимают, что главное в человеке не то, как он выглядит, то их родители выражают, чаще всего даже агрессивное, неприятие такого одноклассника. И тому в нашем обществе, к сожалению, множество примеров. Задача классного руководителя проводить с родителями просвещенческую работу по устранению таких настроений. Хотелось бы посоветовать, не употреблять в беседах с родителями модного сегодня термина толерантность. Европейская толерантность подразумевает терпимость к кому-то другому, получается, что и одноклассники и их родители должны терпеть присутствие ребёнка с ОВЗ в своём окружении, коли так сложилась ситуация. Это в корне не правильная позиция. Слепой ученик имеет точно такие же права и потребности личности, как и любой другой ребёнок. Он хочет познавать, учиться, общаться, играть, как и все дети, но в силу своих физических ограничений не может этого делать правильно и полноценно. И общая задача педагогов, одноклассников и их родителей помочь ему в развитии, вовлекать в орбиту общей деятельности, дать возможность чувствовать себя частью коллектива. Перед родителями должна быть поставлена задача - сделать ребёнка с особыми образовательными потребностями, одноклассника их детей, счастливым, в школе, по крайней мере. Родители должны понять, что общение их детей с ребёнком-инвалидом, будет развивать такие необходимые качества личности, как эмпатию, готовность прийти на помощь, сострадание и сопереживание, дети, помогая друг другу, будут просто добрее. В идеальном варианте родители и нормальные дети должны гордится тем, что вместе с ними в классе учится ребёнок с особыми образовательными потребностями

Вам надо будет акцентировать внимание одноклассников на тех положительных качествах личности, которые есть у слепого ребёнка. Как правило, это хороший слух, концентрация деятельности, высокая работоспособность, очень часто хорошая слуховая память и развитое абстрактное мышление. Эти способности достойны уважения.

2. Перед началом разговора со слепым всегда представляйтесь и требуйте этого от всех кто с ним общается. Со временем он выучит по голосам всех своих учителей и одноклассников. Но вначале своего пребывание в школе вокруг него будет океан разных, абсолютно незнакомых звуков, в которых ориентироваться ему крайне сложно и большинство из них он будет воспринимать как опасность. По этой же причине никогда не начинайте разговор громко и неожиданно, чтобы не напугать ребёнка. Общаясь на уроке с классом, ненавязчиво давайте описание того что происходит в классе, кто во что одет, кто как и с кем сидит, что происходит на улице и т.д. Таким образом, слепой ученик будет иметь некоторые представления об окружающей его действительности. 

Зрячие ребята, входя в класс, здороваются друг с другом, мальчики часто жмут руки. Попросите ребят, чтобы они подходили к слепому ученику и тоже, представляясь, здоровались

3. Всячески стимулируйте и поощряйте совместную игру зрячих ребят со слепым. Для этого можно использовать специальные тифлоигры, домино, шашки, шахматы. Слепой ученик должен быть обязательным участником словесных дидактических игр, такое его участие решает массу коррекционных и коммуникативных задач.

 По опыту могу точно сказать, что очень часто зрячие дети сами с удовольствием интересуются письмом и чтением по системе Л.Брайля, и с азартом ему учатся. Пусть слепой ученик им помогает в этом. Это можно делать в интересной и увлекательной форме.

4. Вы должны дома сами что-либо делать с завязанными глазами, это помогает понять не только, как себя ощущает слепой ученик, но как методически грамотно решить педагогическую задачу. Попробуйте с завязанными глазами поразмышлять о чем-либо, уверяю Вас, Вы узнаете о себе много нового, и переживёте незнакомые ощущения. Например, Вы узнаете, что у Вас были не совсем верные представления о времени и пространстве.

5. Разработайте серию игр для всего класса, в которых надо выполнять задания с закрытыми глазами. Это поможет детям «всмотреться» в себя, пережить новые сенсорные явления. Кроме того, учащиеся класса смогут понять с какими сложностями сталкивается их товарищ. В более старшем классе можно провести эксперимент с добровольцем из класса: походить с завязанными глазами хотя бы час-полтора.

6. Слепой ученик должен быть участником всех внеклассных мероприятий. Вместе с классом фотографироваться, он должен знать, что такое музей, театр, кино, аттракционы. Помните, что вы гордитесь, тем, что учите ребёнка с ОВЗ, а ребята учатся вместе с таким одноклассником.

7. Слепой ученик не должен быть иждивенцем в классе, поручайте ему посильные задачи по обустройству аудитории и своего рабочего места. Надо, вместе с его родителями, сразу прививать «его нужность» другим людям, классному коллективу.

И ещё несколько советов и ситуаций о которых Вы должны помнить всегда.

1.Дети с глубокими нарушениями зрения подвержены частой и, казалось бы, беспричинной смене настроения, раздражительности, беспокойству, они капризны и неуравновешенны. Помните, что это не  последствия дурного воспитания или гиперопеки родителей. Когда ребёнок учится писать по системе Брайля, он совершает колоссальные физические нагрузки, которые через плечевой пояс передаются на шейный отдел и являются причинами очень сильных головных болей, и росту внутричерепного давления, что приводит к вышеуказанным расстройствам поведения. К таким же последствиям приводит долговременное напряжение глазных и около глазных мышц.

 2.Слепой ребёнок живёт в мире, границы которого, на расстоянии его вытянутой руки. Дальше ничего. Не пустота, не безграничное пространство, а просто ничего, то есть им неизведанное и непонятное. У него пока ещё не сформировано понятие пространства и протяжённости в физическом смысле. И такой ребёнок в постоянном страхе, напряжении и  ожидании, что может прийти из этого неизвестного. Это тоже является источником постоянного беспокойства, неуверенности иногда переходящую в неврастению.

И, напоследок, желаю Вам удачи, терпения и педагогической мудрости в таком нелегком, но благодарном деле как  воспитании и обучении ребёнка с особыми образовательными потребностями.