Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Упорова Л.П., Продолжение "Методические рекомендации по организации преподавания курса коррекционно-развивающей области «Адаптивная физическая культура» в школе для слепых и слабовидящих обучающихся "
Дата: Май 12, 2016

Упорова Л.П., Продолжение "Методические рекомендации по организации преподавания курса коррекционно-развивающей области «Адаптивная физическая культура» в школе для слепых и слабовидящих обучающихся "



1)   Упражнения на развитие и использование сохранных анализаторов.

2)   Упражнения для развития мелкой моторики руки.

3)   Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.

4)   Плавание.

5)   Лыжная подготовка.

К вспомогательным средствам физического воспитания относятся:

1)    гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения,

2)    соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.);

3)    естественные силы природы.

Правильное использование таких естественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, оказывающих благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и закаливание школьников. К гигиеническим факторам относятся все мероприятия, касающиеся сохранения зрения, здоровья школьников.

Технические средства обучения для занятий АФК: телевизор (диагональ не менее 72 см), видеоплейер, компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, аудиоцентр / магнитофон, комплексы упражнений, напечатанные шрифтом Брайля,  аудиозаписи в соответствии с программой обучения, видеофильмы, соответствующие тематике программы по физической культуре, мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по физической культуре, ресурсы интернета (электронные библиотеки).

Оборудование спортивного зала должно быть следующим: тренажеры (тренажер лодка, беговая дорожка, роликовые тренажеры, эллипсовидный тренажер, степ тренажер), наклонная скамейка, шведские стенки, зеркальная стена, гимнастические скамейки, гимнастические маты, обручи, скакалки, гимнастические палки, комплекс «Кузнечик», звуковые мишени, озвученные мячи для голбола, торбола, футбола, фитболы, баскетбольные мячи, волейбольные мячи, футбольные мячи, малые теннисные мячи, массажные мячи, баскетбольные кольца, эспандеры, вибрационные скамейки, набивные мячи разного веса, индивидуальные коврики, канат, модули, гимнастические ленты.

Библиография

  1. Аветисов Э.С. и др. Занятия физкультурой при близорукости. М, 1930.
  2. Адаптивная физическая культура, № 1-2, 2000; № 3-4, 2001.
  3. Азарян Р.Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе. М.,1989.
  4. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства. М.,1964.
  5. Девятова М.В. Берегите спину. СПб., 1991.
  6. Демирчоглян Г.Г. Тренируйте зрение. М. 1990.
  7. Демирчоглян Г.Г. Школа здоровья глаз. СПб., 1996.
  8. Денисова М.А. Физическое воспитание. Коррекционная программа (авторская) для слепых дошкольников и методиче­ские рекомендации к работе тифлопедагога //Специальные коррекционные про­граммы для школьников с тяжелой зрительной патологией. СПб., 1995.
  9. Де­фектология. Словарь-справочник. - Под редакцией Б.П. Пузанова. М.: "Новая школа". -1996.
  10. Дидактический материал по физическому воспитанию учащихся начальных классов и воспитанников дошкольных учреждений (в помощь учителям физической культуры и воспитателям дошкольных учреждений). М. -1993. - разработано заслуженным учителем Российской Федерации Анисимовым В.В.
  11. Евсеев СП., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. Учебное пособие. М., 2001.
  12. Епифанов В.А., Мошков В.Н., Антуфьева Р.И. и др. Лечебная фи­зическая культура: Справочник //Лечебная физкультура в офтальмологии. М.-"Медицина", - 1988.
  13. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. -1990;
  14. Земцова М.И. Учителю о детях нарушениями зрения. М., 1973.
  15. Касаткин Л.Ф. Коррекция недостатков физического развития и ориентировки в пространстве слепых детей. М., 1980.
  16. Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика. М: "Педагогика". 1975.
  17. Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей. // Под ред. Л.И. Солнцевой. - М.: "Логос" ВОС, 1990.-С. 115-129.
  18. Корхин М.А., Рабинович И.М. Лечебная физкультура в домашних условиях. Л., 1990.
  19. Крапивник В., Ускицкий И. Будь сильным, здоровым. М., 1991.
  20. Кручинин В.А. Разви­тие сенсорики у слепых детей в процессе обучения пространственной ориенти­ровке на уроках физкультуры и специальных занятиях //Совершенствование Физического воспитания слепых и слабовидящих школьников. М., 1987.
  21. Кульбуш Е.А. Методические рекомендации по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников. Л., 1990.
  22. Кульбуш Е.А. Овладение пространством слепыми детьми дошкольного и школьного возраста //Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. Л., 1988.
  23. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М: "Просвещение". 1990.
  24.  Литвак А.Г. Тифлопсихология. М, 1985.
  25. Лукьянов В.А. Упражнения для мышц жи­вота //Физическая культура в школе. 1986. №11. С.47.
  26. Ловейко И.Д. Форми­рование осанки у школьников. М. 1970.
  27. Лях В.И. Развитие координацион­ных способностей в школьном возрасте. // Физическая культура в школе. -1987.- № 5.- С.25.
  28. Лях В.И. Развивая координационные способности уча­щихся 1-Ш классов. // Физическая культура в школе. - 1988.- № 3.- С.20.
  29. Образовательные стандарты для специальных коррекционных школ. Министерство образования РФ. СПб.-1996, с. 52-68.
  30. Основы обучения и воспитания аномальных детей. // Под общей редакцией проф. А.И. Дьячкова / АПН институт Дефектологии. М.: "Просвещение" ,-1965.
  31. Пальнау Э.Д. Обучение правильному дыханию. //Физическая культура в школе. -1986.- № 3.-  с. 23.
  32. Паль­нау Э.Э. Учим правильно дышать. // Физическая культура в школе. -1986.-Ы П. -  с. 16.
  33. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. /Метод, пособие под ред. Л.В. Шапковой. СПб., - 2001.
  34. Ростомашвили Л.Н. Специ­фика методов обучения двигательным действиям детей с нарушениями зрения. /Материалы 4 Международной науч. практ. конференции, посвященной 100-летию со дня образования Санкт-Петербургской академии физической культу­ры им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 1997. - с. 55 - 59.
  35. Ростомашвили Л.Н. Регулиро­вание физической нагрузки в процессе адаптивного физического воспитания детей с тяжелыми формами нарушения зрения. //Физическое воспитание детей с нарушениями зрения ЛЧ 1, 2000. - с.27-31.
  36. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения (метод, рекомендации для учите­лей, воспитателей, родителей). СПб., - 2001.
  37. Руководство к действию. Феде­ральная программа "Дети-сироты". - Министерство образования РФ. Выпуск № 1. М: "Школа здоровья", -1995.
  38. Семенов Л.А. ЛФК в школе для слепых и слабовидящих детей и организация её реализации путем применения тренаже­ров. // Дефектология. - 1986.- № 3.
  39. Семенов Л.А., Солнцева Л.И. Обучение ориентированию и мобильности слепых учащихся начальных классов. М. -1991.
  40. Семенов Л.А., Шлыков В.Н. Азбука движения для слепых детей. М.-1984.
  41. Солнцева Л.И. Теоретические и практические аспекты коррекционно-воспитательной работы в школе для слепых на современном этапе.// Дефекто­логия. - 1990. - № 1.- С.9-15.
  42.  Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М., 2000. 36. Страховская В.А. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. - М. "Медицина", 1987.
  43. Социально-педагогическая реабилитация ин­валидов по зрению средствами физического воспитания: Материалы научной конференции. - М.: ФОН, 1995.
  44. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры. М.: "Советский спорт". 2001.
  45. Шкарлова С. И., Рома­новский В. Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Ростов-на-Дону. - Феникс, 2000.

  

Приложение 1

Бланк оценки физической подготовленности учащегося

Ф. И. ученика____________________________________________________

Заболевание __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Физические качества

Величины показателей, характеризующих уровень физической подготовленности учащегося

1-й год занятий

2-й год занятий

3-й год занятий

4-й год занятий

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Скоростные:

Бег - 30м, с

 

 

 

 

 

 

 

 

Бег - 60м, с

 

 

 

 

 

 

 

 

Скоростно-силовые:

Прыжок в длину с места, см

 

 

 

 

 

 

 

 

Бросок набивного мяча, см

 

 

 

 

 

 

 

 

Поднимание туловища из положения лежа за 30 сек. (пресс), раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

Гибкость:

Наклон туловища вперед из положения стоя на скамейке, см

 

 

 

 

 

 

 

 

Наклон туловища вперед из положения в седе, ноги вместе, см

 

 

 

 

 

 

 

 

Силовые:

Подтягивания на перекладине, раз

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамометрия ручная (правой и левой кисти), кг

 

 

 

 

 

 

 

 

Удержание туловища лежа на животе прогнувшись, сек.

 

 

 

 

 

 

 

 

Координационные:

Стойка на одной ноге, сек

 

 

 

 

 

 

 

 

Пространственная ориентировка для незрячих, балл

 

 

 

 

 

 

 

 

Спирометрия ЖЕЛ, мл

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы: __________________________________________________________________

 

Рекомендации:_______________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПРИ СУТУЛОЙ СПИНЕ

  1. Свободная ходьба (20-30 мин.) с выпрямленной спиной, несколько прогнувшись в шейно - грудном отделе. Подбородок поднять. С помощью зеркала вести контроль.
  2. И.п.: стоя, руки вдоль туловища. Отвести руки назад с легким прогибанием в грудном отде­ле позвоночника и одновременно отставить ногу назад на носок - вдох. Вернуться в И. п. - выдох. Повторить 3 раза каждой ногой.
  3. И.п.: стоя, гимнастическая палка в опущенных руках. Полуприсед, одновременно под­нимая руки вперед. Вернуться в И.п. 4-5 раз.
  4. И.п.: стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед. Вытянуть руки вверх. Вернуться в И.п. Дыхание произвольное. 5-6 раз.
  5. И.п.: стоя, руки перед грудью. Резко развести руки в стороны, вдох. Вернуться в И. п., вы­дох. 5-6 раз.
  6. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги полусогнуты. Приподнять таз до поло­жения "полумост", вдох. Вернуться в И.п. 5-6 раз.
  7. И.п.: лежа на спине, руки согнуть в локтевых суставах. Прогнуться в позвоночнике (в груд­ном отделе) с опорой на локти, вдох. Вернуться в И.п., выдох. 5 раз.
  8. И.п.: лежа на животе, руки согнуть в локтевых суставах. Опираясь на предплечья, про­гнуть корпус в грудном отделе, вдох. Вернуться в И.п., выдох. 5-6 раз.
  9. И.п.: лежа на животе, руки на поясе. Прогнуться всем корпусом с одновременным разве­дением ног, вдох. Вернуться в И.п., выдох. 5-6 раз.
  10. И.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, гимнастическая палка на ло­патках. Прогнуться всем корпусом. Вернуться в И.п. Дыхание произвольное. 5-6 раз.
  11. И.п.: лежа на животе, в руках гантели. Слегка вытянуть шею, прогнуться в грудном от­деле, отвести руки в стороны, сблизить лопатки и приподнять выпрямленные ноги. Вернуться в И.п. и расслабить мышцы. 3-8 раз. Упражнение выполнять с большим напряжением, голову держать прямо, не откидывая назад. Дыхание не задерживать.
  12. И.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, в руках гантели, ноги вместе. Слегка вытянув шею, одновременно вытянуть руки, приподнять от пола прямые ноги, затем руки согнуть к плечам и прогнуться в грудном отделе. Вернуться в И.п. 6-8 раз.
  13. И.п.: лежа поперек гимнастической скамейки лицом вниз, ноги зафиксированы, руки в упо­ре на предплечьях. Слегка вытянув шею, одновременно выпрямить руки. Затем руки согнуть к плечам и прогнуться грудном отделе позвоночника. Вернуться в И.п. 6-8 раз. Следить за пра­вильным дыханием.
  14. И.п.: лежа на спине, руки с гантелями развести в стороны, ноги вместе. Поочередно сгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах. 15-20 раз. Следить за тем, чтобы при выполнении упражнения пятки не касались пола, голени были параллельны полу.
  15. И.п.: стоя на четвереньках, попеременно вытягивать левую руку и правую ногу и воз­вращаться в И.п. То же другой ногой и рукой. При вытягивании руки'- выдох. 2-3 раза каж­дой рукой.
  16. И.п.: стоя на четвереньках, сгибая руки в локтях, прогнуться в грудном отделе позво­ночника, слегка продвинуть корпус вперед, локти выпрямить. Вернуться в И.п. (подлезание). Дыха­ние произвольное. 3-4 раза.
  17. И.п.: стоя спиной к гимнастической стенке, руками взяться за рейку на уровне пояса. Накло­ниться вперед с прогибанием в грудном отделе, вдох. Вернуться в И.п., выдох. 3-4 раза.
  18. И.п.: стоя на четвертой рейке гимнастической стенки, держась руками за планку на уровне плеч, глубоко присесть, выпрямляя руки. Дыхание произвольное. 3-4 раза.
  19. И.п.: стоя прямо спиной к гимнастической стенке (касаясь ее затылком, лопаточной обла­стью и тазом), шагнуть вперед, стремясь сохранить правильное положение корпуса. Вернуться в И.п. 2-3 раза.
  20. И.п.: стоя, руки на поясе, на голове мяч (на ватно-марлевой "баранке"), ходьба с разведе­нием рук в стороны и возвращением в И.п.
  21. И.п.: стоя, руки на затылке. Вытянуть руки вверх, вдох. Вернуться в и.п., выдох. 4-3 раза.

 

 

Приложение 3

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ

ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ

(по Э.С. Аветисову, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан, 1996)

  1. И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «один-два» поднять руки через стороны вверх, потянуться — вдох, переложить мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить — выдох. Смотреть на мяч, не поворачивая головы. Повторить 6—8 раз.
  2. И.п. — стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые движения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить 6—8 раз в каждом направлении.
  3. И.п. — стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8—10 раз каждой ногой.
  4. И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «раз» сделать мах правой ногой вперед-вверх, мяч из правой руки в левую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет «три-четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8—10 раз каждой ногой.
  5. Бег на месте в среднем темпе (варианты: бег на прямых ногах, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1—2 мин с последующим переходом на ходьбу.
  6. И. п. — сидя на полу, упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами, смотреть на мяч. Повторить 8—10 раз в каждом направлении.
  7. И. п. — лежа на животе, мяч сзади. На счет «раз» поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет «два-три» держать; на счет «четыре» опустить руки. Повторить 8—10 раз.
  8. И. п. — лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдавливать стопами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснуться мяча; на счет «два» вернуться в и. п. Повторить 8—10 раз.

 

Приложение 4

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

Пальминг

Помните, что пальминг выполняется до гимнастики для глаз и после. А также реко­мендуем выполнять пальминг, как только вы почувствуете, что ваши глаза устали.

Скрестите ладони «домиком» и наденьте этот «домик» на нос, как очки. Глаза под ладонями должны свободно открываться. Проверьте, чтобы сквозь ладони не проникал свет.

Закройте глаза и представьте себе темную южную ночь или черный бархат. Если есть блики, мысленно возьмите кисточку, окуните ее в чер­ную краску и закрасьте эти блики.

Каждый блок предложенных ниже упражнений выполняется поочередно: с открытыми глазами; с закрытыми глаза­ми; на мысленном уровне, с закрытыми глазами.

  1. Движение глаз вверх-вниз.
  2. Движение глаз влево-вправо.
  3. Движение влево-центр-вправо-центр. «Восьмерка» - плавные движения глаз по знаку бесконечности: по часовой стрелке; против часовой.
  4. «Бантики» - движения глаз с фиксацией на каждом уголке бантика: по часовой стрелке; про­тив часовой стрелки.
  1. «Косоглазие» - движение глаз: кончик носа - вдаль; переносица - вдаль, межбровие - вдаль.
  2. «Циферблат» - движение глаз по кругу, по часовой стрелке и против нее:

- голова прямо;

- с наклоном головы вниз;

- с наклоном головы назад.

 

Варианты работы на мысленном уровне

1.Представьте себе любимый уголок природы. Уголок, где вы чувствуете себя спокой­но, комфортно, умиротворенно: вы как будто растворяетесь в нем. Вам хорошо и легко. Светит солнце. Щебечут птицы. Покой. Вы ощущаете природу вокруг себя, чувствуете и вдыхаете ее аро­маты. Растворитесь в этой природе. Впитайте в себя всю ее красоту и вечную молодость. По­чувствуйте, как ваши глаза становятся чистыми, ясными, зоркими, молодыми.

2.Представьте себя пушинкой. Легким облачком. Отпустите себя. Поднимитесь в бескрайнее си­нее небо. Вы парите в этой бездонной синеве легко и свободно. Ощутите полет - полет легкой пушинки. Вы - легкое, невесомое облачко. Вокруг вас простор и синева. Впитайте эту легкость в себя.

3.Представьте себе зеленый листок. Рассмотрите его как следует. Рассмотрите его про­жилки, кожицу, форму. Капелька росы застыла на этом листе. Свежая, чудная капелька росы. По­смотрите, как она искрится в ласковых солнечных лучах. Впитайте в себя зелень листка, его чу­десный изумрудный цвет. Растворитесь в нем.


Приложение 5

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ НАЧАЛЬНЫХ ФОРМ ПЛОСКОСТОПИЯ

Комплекс № 1

  1. Хождение на носках, руки соединены на затылке, локти развернуть в стороны. 30 сек.
  2. И.п.: стоя на стуле и держась руками за сиденье у спинки стула. Выпрямить ноги, носки вытянуть ("ножницы"). По 10 раз каждой ногой.
  3. И.п.: то же. Вращение стопами. По 10 раз по часовой стрелке и против.
  4. И.п.: ноги врозь, руки на поясе. Присесть на носках, руки вытянуть вперед, вдох, вер­нуться в И.п., выдох. Повторить 6 раз.
  5. И.п.: ноги врозь. Руки через стороны поднять вверх, потянуться, поднимаясь на носки, посмотреть на кисти рук, вдох. Вернуться в И.п., выдох. Повторить 8 раз.
  6. Ходьба по комнате с высоким подниманием бедер. 20 сек. Ходьба на носках. 20 сек.
  7. И.п.: лежа на коврике на спине, руки вдоль туловища. Поднять прямые ноги вверх, опира­ясь руками о пол у бедер. "Велосипед" с вытянутыми носками ног. Дыхание произвольное. По 15 движений каждой ногой.
  8. И.п.: то же. Ноги на ширине плеч. Вращение стопами. Дыхание произвольное. По 10 движе­ний по часовой стрелке и против.
  9. Хождение попеременно на носках и пятках. 1 мин.

Комплекс № 2

  1. И.п.: сидя на гимнастической скамейке (или стуле), правую ногу вперед. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка, 10 раз каждой ногой. Вернуться в И.п.
  2. То же стоя.
  3. И.п.: стоя на наружных сводах стоп, подняться на носки. Вернуться в И.п. 8 раз.
  4. И.п.: стоя на наружных сводах стоп, полуприсед. 6-8 раз.
  5. И.п.: руки на пояс. Ходьба на наружных сводах стоп. 30 сек.
  6. И.п. — о.с: с сомкнутыми носками, руки на поясе. Поднять пальцы ног кверху. Вер­нуться в И.п. 10-15 раз.
  7. И.п.: стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в И.п. 10 раз.
  8. И.п.: стоя ноги врозь, стопы параллельно, руки в стороны. Присед на всей ступне. Вер­нуться в И.п. 3-8 раз.
  9. И.п.: стоя, правая (левая) нога перед носком левой (правой) след в след, подняться на носки. Вернуться в И.п. 10 раз.
  10. И.п.: стоя на носках, руки на пояс (стопы параллельно). Покачиваться в голеностопных сус­тавах, поднимаясь на носки и опускаясь. 8-10 раз.
  11. И.п.: стоя, стопы параллельно, на расстоянии ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутрен­ний край стопы. 8-10 раз.
  12. И.п.: стоя на носках, подвернуть пятки кнаружи. Вернуться в И.п. 8-10 раз.
  13. И.п.: стоя, стопы подвернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коле­нях, медленно выпрямить ноги в коленях. Вернуться в И.п. 6-8 раз.
  14. И.п.: упор стоя на четвереньках. Передвижение небольшими шагами вперед. 30-40 сек. То же прыжками "зайчиком".
  15. И.п.: встать на первую рейку гимнастической стенки с хватом за рейку на высоте плеч. Захватывая рейку пальцами и поворачивая стопы внутрь, лазанье вверх.
  16. Ходьба в полуприседе. 30 - 40 сек.
  17. И.п.: стоя, поднять левую (правую) ногу -разгибание и сгибание стопы (оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение выполняется в быстром темпе. 10 - 12 раз каждой ногой.
  18. И.п.: стоя, поднять левую (правую) ногу - поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь. 4-6 раз.
  19. И.п.: то же. Круговые движения стопой.
  20. И.п.: стоя (под каждой стопой теннисный мяч). Подкатывание мяча пальцами ног к пятке, не поднимая ее
  21. И.п.: стоя. На пол положить две булавы, головки их почти соприкасаются, а основа­ния направлены кнаружи; захватить пальцам каждой ноги шейку булавы и приподнять ее, не отры­вая основания от пола.
  22. И.п.: стоя на рейке гимнастической стенки поперек, руки в стороны. Упражнение в равновесии.
  23. Ходьба на носках "крадучись" (в полуприседе), носки внутрь.
  24. Ходьба по гимнастической стенке (середина стоп на одной из реек), захват руками на уровне груди.
  25. Ходьба по медицинболам.
  26. Ходьба "гусиным" шагом.
  27. Ходьба на носках по наклонной плоскости вверх (спиной вперед). Гимнастическая ска­мейка устанавливается на гимнастическую стенку под углом 10-15 градусов.
  28. Ходьба на носках по наклонной плоскости вниз.
  29. И.п.: захватить пальцами ног карандаш или палочку. Ходьба 30-40 секунд.