- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Фандеева О.Н., Вокальное воспитание как важное звено внеурочной деятельности коррекционной школы
Вокальное воспитание как важное звено
внеурочной деятельности коррекционной школы.
Фандеева О.Н.
учитель музыки
ГКОУ СО "Верхнепышминская
школа-интернат им.С.А.Мартиросяна".
Существует мнение о том, что слепота создает какие-то особые преимущества в области развития музыкальных способностей у детей школьного возраста. Тифлопедагог А. Г. Кондратов предостерегает от подобного «вредного» заблуждения: «Способности в искусстве встречаются среди слепых не чаще, чем среди зрячих». Он говорит: важно только то, что слепые могут заниматься искусством, особенно в области художественного слова, музицирования и пения. Эту точку зрения поддерживают многие учителя-практики, в том числе, и автор этой статьи. Как можно заметить, речь идет о видах деятельности, не требующих визуального восприятия. Тем не менее, уже на первом занятии вокального кружка педагог сталкивается с рядом специфических трудностей, обусловленных особенностями здоровья таких учащихся. Прежде всего, нарушение зрения неизбежно ведет к изменениям в познавательной деятельности.
Основа любой учебно-познавательной деятельности – восприятие. Восприятие музыки – это не просто умение слушать и слышать; это сложный психофизиологический процесс отражения в сознании слушателя определенной информации, заключенный в музыкальном образе. Для восприятия слепых и слабовидящих детей характерны фрагментарность, схематизм, вербализм, недостаточный объем информации, неточности. Пользуясь терминологией тифлопедагогики, можно сказать, что восприятие музыки – это слуховая ориентировка в музыкальном пространстве. Трудности в пространственной ориентировке, небольшой жизненный опыт, ограниченность эмоциональных проявлений у детей с нарушением зрения вызывает необходимость замедлять темп музыкального занятия, особенно на стадии первоначального овладения вокально-хоровыми навыками, поэтапно вводить учащихся в мир вокальных понятий, использовать прием «проживания» жизненных ситуаций, лежащих в основе музыкального образа.
Этого же требует ведущий принцип гуманной педагогики - принцип природосообразности: содержание музыки должно не только соответствовать жизненному опыту ребенка, но должно быть актуализировано им. Важная роль при этом отводится репертуару вокального кружка, который должен соответствовать следующим требованиям:
- Музыкальное произведение имеет художественную ценность;
- Содержание музыкального произведения ориентировано на формирование базовых национальных ценностей;
- Содержание музыкального произведения соответствует возрасту участника;
- Музыкальное произведение соответствует принципу опережения актуального уровня музыкальных способностей участника.
На помощь руководителю также приходит Орф-педагогика, ведущее положение которой, - это всестороннее обращение ко всему человеку: телу, слуху, голосу, зрению, мышлению и т. д. Если восприятие музыки будет происходить одновременно на разных уровнях: зрительном, слуховом, вербальном, осязательном, мышечно-двигательном, - то в результате может сформироваться целостное устойчивое восприятие. Речь, конечно, идет об активном восприятии музыки, конечным результатом которого является вокальный концертный номер.
Дети с нарушением зрения имеют очень узкий круг представлений об окружающем мире, поэтому часто те жизненные реалии, которые лежат в основе того или иного музыкального произведения, им непонятны и требуют дополнительного разъяснения.
Нарушение функции зрительного анализатора обуславливает появление таких отклонений как речевые, двигательные. Корригировать подобные отклонения поможет система специальных упражнений на артикуляцию, на координацию речи и движений; полезно использовать ритмические иллюстрации к вокальным произведениям.
Нельзя забывать о здоровьесберегающем обучении. Слабое здоровье, быстрая утомляемость, неустойчивость внимание незрячих детей подталкивает педагога к поиску оптимальных слуховых нагрузок, игровых и личностно - ориентированных приемов обучения пению, к балансу разнообразных по интенсивности вокальных упражнений. Кроме того, любая работа с незрячим ребенком, в том числе, и вокальная, должна начинаться со знакомства с его медицинской картой.
Незрячий ребенок требует большой дифференцированной индивидуальной работы. Этому требованию отвечает построение индивидуальных образовательных траекторий: комплексный подбор вокальных, дыхательных, артикуляционных упражнений, подбор репертуара, составление индивидуальной фонотеки.
Отсутствие или недостаточность визуального наблюдения у участников вокального кружка вызывает затруднения и у педагога: как, пользуясь только вербальным способом, объяснить, что такое певческое дыхание, как сформировать вокальную позицию, какое положение во время пения занимают мышцы лица, как правильно «держать» нижнюю челюсть и т. д. Педагог должен быть готов к тактильному общению с воспитанником, другого пути нет.
Нарушение зрения также ведет к изменениям в коммуникативной сфере. Слабовидящим и слепым детям свойственны замкнутость, отчужденность, недоверчивость. Важно создать на занятии психологически комфортную доверительную атмосферу. Любой музыкант знает, что интонация - это носитель информации. Для человека с нарушением зрения интонация не просто информативна, она еще и носитель знания. Продуманное интонационное поведение педагога станет важным условием эффективной вокальной работы с детьми.
В контексте специфических затруднений познавательной деятельности детей с нарушением зрения и особенностей их личностного развития любая программа вокального воспитания требует адаптации. Активное накопление музыкальных впечатлений, прежде всего, в области вокально-хоровой музыки, интегративно-ассоциативный подход к освоению музыкальной образности, формирование универсальных учебных действий в певческой деятельности, использование двигательно-изобразительной наглядности, создание стимулирующей к развитию личности учащегося среды, основанной на живом доверительном общении взрослого и незрячего ребенка – все это предусмотренные адаптированной программой слагаемые процесса постижения слепыми и слабовидящими детьми окружающего мира, в том числе, и самого себя, средствами пения.
Правильно построенное вокальное воспитание в системе всей внеурочной деятельности школы-интерната может стать важным компенсаторным фактором для самовоспитания, саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, и, в конечном итоге, самореализации детей с нарушением зрения.
Как правило, занятия вокалом привлекательны для слепых и слабовидящих детей. В этой деятельности они чувствуют себя комфортно и конкурентоспособно, что создает возможность включения в содержательную часть работы вокального кружка такую компетенцию как «жизненная компетенция». В рабочей программе руководителя вокального кружка для учащихся должны быть предусмотрены концертные выступления как показатели творческого роста. Хорошо, если концертные выступления будут трактоваться и готовиться как коллективный или индивидуальный творческий проект.
Алгоритм подготовки творческого проекта «Концертное выступление».
1.Слушание музыкального произведения.
2.Определение эмоционального тона музыкального произведения:
- какие чувства выражает музыка?
3.Выявление содержания музыкального произведения:
- о чем рассказывает музыка?
4.Анализ средств музыкальной выразительности:
- как рассказывает музыка?
5.Воссоздание музыкального образа.
6.Создание исполнительского плана: построение драматургии музыкального произведения, отбор выразительных и изобразительных средств, анализ исполнительских трудностей.
7. Разучивание музыкального произведения согласно исполнительскому плану.
8.Подготовка концертного выступления (презентации своей творческой работы): ритмические движения, костюм, атрибуты, сценическое действие.
Пользуясь данным алгоритмом, участники кружка, проявляя рефлексию, могут организовывать самостоятельную исполнительскую деятельность: устраивать домашние концерты, выступать на концертных площадках своих поселков и городов, профессионально ориентировать себя на музыкальную или музыкально-педагогическую деятельность.