Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Фандеева О.Н., Вокальное воспитание как важное звено внеурочной деятельности коррекционной школы
Дата: Май 25, 2016

Фандеева О.Н., Вокальное воспитание как важное звено внеурочной деятельности коррекционной школы



Вокальное воспитание как важное звено

внеурочной деятельности коррекционной школы.

Фандеева О.Н.

учитель музыки

 ГКОУ СО "Верхнепышминская

школа-интернат им.С.А.Мартиросяна".

Существует мнение о том, что слепота создает какие-то особые преимущества в области развития музыкальных способностей у детей школьного возраста. Тифлопедагог А. Г. Кондратов предостерегает от подобного «вредного» заблуждения: «Способности в искусстве встречаются среди слепых не чаще, чем среди зрячих». Он говорит: важно только то, что слепые могут заниматься искусством, особенно в области художественного слова, музицирования и пения. Эту точку зрения поддерживают многие учителя-практики, в том числе, и автор этой статьи. Как можно заметить, речь идет о видах деятельности, не требующих визуального восприятия. Тем не менее, уже на первом занятии вокального кружка  педагог сталкивается с рядом специфических трудностей, обусловленных особенностями здоровья таких учащихся. Прежде всего, нарушение зрения неизбежно ведет к изменениям в познавательной деятельности.

Основа любой учебно-познавательной деятельности – восприятие. Восприятие музыки – это не просто умение слушать и слышать; это сложный психофизиологический процесс отражения в сознании слушателя определенной информации, заключенный в музыкальном образе. Для восприятия слепых и слабовидящих детей характерны фрагментарность, схематизм, вербализм, недостаточный  объем информации, неточности.  Пользуясь терминологией тифлопедагогики, можно сказать, что восприятие музыки – это слуховая ориентировка в музыкальном пространстве. Трудности в пространственной ориентировке,  небольшой жизненный опыт, ограниченность эмоциональных проявлений у детей с нарушением зрения вызывает необходимость замедлять темп музыкального занятия, особенно на стадии первоначального овладения вокально-хоровыми навыками, поэтапно вводить учащихся в мир вокальных понятий, использовать прием «проживания» жизненных ситуаций, лежащих в основе музыкального образа.

Этого же требует ведущий принцип гуманной педагогики -  принцип природосообразности: содержание музыки должно не только соответствовать жизненному опыту ребенка, но должно быть актуализировано им. Важная роль при этом отводится репертуару вокального кружка, который должен соответствовать следующим требованиям:

  • Музыкальное произведение имеет  художественную ценность;
  • Содержание музыкального произведения ориентировано на формирование базовых национальных ценностей;
  • Содержание музыкального произведения соответствует возрасту участника;
  • Музыкальное произведение соответствует принципу опережения актуального уровня музыкальных способностей участника.

На помощь руководителю также приходит Орф-педагогика, ведущее положение которой, - это всестороннее обращение ко всему человеку: телу, слуху, голосу, зрению, мышлению и т. д. Если восприятие музыки будет происходить одновременно на разных уровнях: зрительном, слуховом, вербальном, осязательном, мышечно-двигательном, - то в результате может сформироваться целостное устойчивое восприятие. Речь, конечно, идет об активном восприятии музыки, конечным результатом которого является вокальный концертный номер.

Дети с нарушением зрения имеют очень узкий круг представлений об окружающем мире, поэтому часто те жизненные реалии, которые лежат в основе того или иного музыкального произведения, им непонятны и требуют дополнительного разъяснения.

Нарушение функции зрительного анализатора обуславливает появление таких отклонений как речевые, двигательные. Корригировать подобные отклонения поможет система специальных упражнений на артикуляцию, на координацию речи и движений; полезно использовать ритмические иллюстрации к вокальным произведениям.

Нельзя забывать о здоровьесберегающем обучении. Слабое здоровье, быстрая утомляемость, неустойчивость внимание незрячих детей подталкивает педагога к поиску оптимальных слуховых нагрузок, игровых и личностно - ориентированных приемов обучения пению, к балансу разнообразных по интенсивности вокальных упражнений. Кроме того, любая работа с незрячим ребенком, в том числе, и вокальная, должна начинаться со знакомства с его медицинской картой.

Незрячий ребенок требует большой дифференцированной индивидуальной работы. Этому требованию отвечает построение индивидуальных образовательных траекторий: комплексный подбор вокальных,  дыхательных, артикуляционных упражнений, подбор репертуара, составление индивидуальной фонотеки. 

Отсутствие или недостаточность визуального наблюдения у участников вокального кружка вызывает затруднения и у педагога: как, пользуясь  только вербальным способом, объяснить, что такое певческое дыхание, как сформировать вокальную позицию, какое положение во время пения занимают мышцы лица, как правильно «держать» нижнюю челюсть и т. д. Педагог должен быть готов к тактильному общению с воспитанником, другого пути нет.

Нарушение зрения также ведет к изменениям в коммуникативной сфере. Слабовидящим и слепым детям свойственны замкнутость, отчужденность, недоверчивость. Важно создать на занятии психологически комфортную доверительную атмосферу. Любой музыкант знает, что интонация - это носитель информации. Для человека с нарушением зрения интонация не просто информативна, она еще и носитель знания. Продуманное интонационное поведение педагога станет важным условием эффективной вокальной работы с детьми.

В контексте специфических затруднений познавательной деятельности детей с нарушением зрения и особенностей их личностного развития любая программа вокального воспитания требует адаптации. Активное накопление музыкальных впечатлений, прежде всего, в области вокально-хоровой музыки, интегративно-ассоциативный подход к освоению музыкальной образности, формирование универсальных учебных действий в певческой деятельности, использование двигательно-изобразительной наглядности, создание стимулирующей к развитию личности учащегося среды, основанной на живом доверительном общении взрослого и незрячего ребенка – все это предусмотренные адаптированной программой слагаемые процесса постижения слепыми и слабовидящими детьми окружающего мира, в том числе, и самого себя, средствами пения.

Правильно построенное вокальное воспитание в системе всей внеурочной деятельности школы-интерната может стать важным компенсаторным фактором для самовоспитания, саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, и, в конечном итоге, самореализации детей с нарушением зрения.

Как правило, занятия вокалом привлекательны для слепых и слабовидящих детей. В этой деятельности  они чувствуют себя комфортно и конкурентоспособно, что создает возможность включения в содержательную часть работы вокального кружка такую компетенцию как «жизненная компетенция». В рабочей программе руководителя вокального кружка для учащихся должны быть предусмотрены концертные выступления   как показатели творческого роста. Хорошо, если концертные выступления будут трактоваться и готовиться как коллективный или индивидуальный творческий проект.

Алгоритм подготовки творческого проекта «Концертное выступление».

1.Слушание музыкального произведения.

2.Определение эмоционального тона музыкального произведения:

- какие чувства выражает музыка?

3.Выявление содержания музыкального произведения:

- о чем рассказывает музыка?

4.Анализ средств музыкальной выразительности:

- как рассказывает музыка?

5.Воссоздание музыкального образа.

6.Создание исполнительского плана: построение драматургии музыкального произведения, отбор выразительных и изобразительных средств, анализ исполнительских трудностей.

7. Разучивание музыкального произведения согласно исполнительскому плану.

8.Подготовка концертного выступления (презентации своей творческой работы): ритмические движения, костюм, атрибуты,  сценическое действие.

Пользуясь данным алгоритмом, участники кружка, проявляя рефлексию, могут организовывать самостоятельную исполнительскую деятельность: устраивать домашние концерты, выступать на концертных площадках своих поселков и городов, профессионально ориентировать себя на музыкальную или музыкально-педагогическую деятельность.