Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Замятина А.В. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ» ДЛЯ РАБОТЫ СО СЛЕПЫМИ ЛЮДЬМИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБУЧЕНИЯ
Дата: Июн 14, 2016

Замятина А.В. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ» ДЛЯ РАБОТЫ СО СЛЕПЫМИ ЛЮДЬМИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБУЧЕНИЯ



Опубликовано в журнале «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», № 3, 2016., с 29 – 32.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ОРИЕНТИРОВКА

В ПРОСТРАНСТВЕ» ДЛЯ РАБОТЫ СО СЛЕПЫМИ

ЛЮДЬМИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБУЧЕНИЯ

А.В. ЗАМЯТИНА,

ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ им. С А. Мартиросяна»,

Верхняя Пышма

О важности коррекционного курса «Пространственная ориентировка» для полноценной самостоятельной жиз­ни слепого человека написано и сказано очень много. Несмотря на это, програм­мно-методическая основа вышеуказанного курса до сих пор не разработана.

По предмету «Пространственная ориентировка» существуют всего две программы, утвержденные Министерс­твом образования и науки Российской Федерации. Это — программы под ав­торством Е.Н. Подколзиной «Ориенти­ровка в пространстве» для слабовидя­щих детей дошкольного возраста и для слабовидящих детей, получающих на­чальное общее образование[1].

Для слабовидящих школьников, обу­чающихся по программам основного об­щего и среднего общего образования, про­грамма по ориентировке в пространстве под грифом Министерства образования и науки Российской Федерации отсутству­ет. С нашей точки зрения, это говорит о том, что реализация вышеуказанных про­грамм предполагает возможность полной коррекции нарушений ориентировки в пространстве у слабовидящих детей в процессе получения ими начального об­щего образования.

Что же касается слепых детей, в боль­шей степени нуждающихся не столько в коррекции, сколько в формировании навыков пространственной ориентировки в условиях зрительной депривации, то на данный момент не существует ни од­ной программы по ориентировке в про­странстве и мобильности для слепых де­тей как дошкольного, так и школьного возраста, утвержденных Министерством образования и науки Российской Феде­рации. Существующие же программы с грифом вышеуказанного Министерства ддя слабовидящих детей не могут стать полноценной основой ддя обучения сле­пых, так как их содержании не учтен ряд положений, актуальных для обучения пространственной ориентировке именно слепых детей. В качестве примера можно привести следующие важные моменты:

•  целесообразно расширить ряд разде­лов вышеуказанных программ, связан­ных с готовностью сохранных ана­лизаторов к восприятию свойств и признаков окружающего мира, с формированием у детей представле­ний о предметах, наполняющих про­странство, топографических пред­ставлений и т. д.;

•  в программах не уделяется должного внимания способам самостоятельно­го передвижения (мобильности), т. е. самостоятельной ориентировке и пе­редвижению в пространстве без каких-либо специальных средств, при помо­щи белой трости, с сопровождающим (зрячим или незрячим, взрослым или сверстником), с использованием элек­тронных средств контроля передвиже­ния, с помощью собаки-проводника, с использованием различных оптичес­ких средств коррекции зрения);

• темп усвоения программного материа­ла, предполагаемый программами для слабовидящих детей, не соответствует темпу усвоения программного матери­ала слепыми учащимися.

С учетом вышесказанного, мож­но признать наиболее приемлемыми для работы со слепыми детьми кор-рекционную программу для слепых дошкольников   «Пространственная ориентировка», автором-составите­лем которой является Л.А. Рудакова, и программу «нтировка» для младших школьников составителя Е.А. Кульбуш. Актуальной является и программа Лысовой А.А. «Пространственная  ориентировка» ддя детей младшего школьного возрас­та, имеющих сочетанные нарушения развития. В основе этой программы — программа Е.Н. Подколзиной «Ориен­тировка в пространстве» для слабови­дящих детей, получающих начальное общее образование.

Для работы со слепыми и слабови­дящими учащимися, осваивающими программы основного общего и сред­него общего образования, В.З. Денис-кина и М.В. Бенедиктова в методичес­ком пособии «Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III—IV вида» предложили «Базовый вариант про­граммы обучения ориентировке в пространстве и мобильности слепых и слабовидящих учащихся 5-12 клас­сов». Данный вариант программы представляет собой учебно-тематичес­кое планирование, содержащее наиме­нование разделов и тем программы, а также количество часов (теоретичес­ких и практических), отведенных на их освоение. К сожалению, этот учеб­но-тематический план не подкреплен соответствующими методическими разработками, что усложняет работу учителя по вышеуказанной програм­ме, в первую очередь потому, что она построена по концентрическому при­нципу.

В сложившейся ситуации при со­ставлении рабочей программы по кор-рекционному курсу «Ориентировка в пространстве» для слепых детей мы осуществили компиляцию содержа­ния вышеуказанных программ. Целью компиляции была адаптация содержа­ния программы по уровню сложности изучаемого материала и срокам ее ос­воения к психофизическим возмож­ностям наших учащихся.

В настоящее время остается несо­вершенной система подготовки кад­ров для работы со слепыми и слабови­дящими людьми, в том числе и специ­алистов по пространственной ориен­тировке и мобильности. Отсутствует единая нормативно-правовая основа деятельности инструктора по ориенти­ровке в пространстве и мобильности (должностная инструкция, перечень и формы отчетной документации, тре­бования, предъявляемые к оснаще­нию кабинета по ориентировке в про­странстве, и т. д.). Во многих школах учебным планом предусматривается количество часов, недостаточное для реализации в полном объеме содер­жания коррекционного курса «Про­странственная ориентировка». Кроме того, в процессе школьного обучения у учащихся и их родителей часто про­слеживается недооценка значимости навыков ориентировки в пространстве и мобильности для полноценной само­стоятельной жизни человека с глубо­ким нарушением зрения. Вследствие этого многие выпускники школ для слепых и слабовидящих детей выхо­дят в самостоятельную жизнь с недо­статочными навыками ориентиров­ки в пространстве и мобильности, а, следовательно, рано или поздно ока­зываются клиентами реабилитацион­ных центров и центров восстановле­ния трудоспособности.

Программ по ориентировке в про­странстве, официально рекомендо­ванных к использованию в реабили­тационных центрах, центрах восстановления трудоспособности или на учебно-производственных предпри­ятиях, также как и для обучения сле­пых старшеклассников, не существу­ет. Но есть примеры программ, кото­рые могут стать основой для работы по формированию навыков ориенти­ровки в пространстве и мобильнос­ти у взрослых слепых и ослепших лю­дей. Например, «Программа обучения слепых пространственной ориенти­ровке» М.Н. Наумова, опубликован­ная им в учебном пособии «Обучение слепых пространственной ориенти­ровке», «Примерная программа обу­чения слепых с остаточным зрением пространственной ориентировке», со­зданная Б.И. Петровым, А.А. Садчико-вым и И.В. Блинниковой, включенная в методическое пособие «Особенности ориентировки незрячих в пространс­тве», «Примерная программа обучения слепых пространственной ориенти­ровке и мобильности на предприяти­ях ВОС» под авторством Ю.И. Петрова, входящая в методическое пособие «Ор­ганизация и методика обучения сле­пых ориентировке в пространстве», а также программа «Пространственная ориентировка инвалидов по зрению», составленная авторским коллективом (Н.В. Бухарова, Г.Н. Кондрашова и др.) и программа курса «Пространственное ориентирование» Н.А. Кулаковой.

В связи с вышесказанным возникает необходимость преемственности со­держания программ по ориентиров­ке в пространстве и мобильности на разных уровнях обучения: в рамках дошкольного общего, начального об­щего, основного общего, среднего об­щего образования и элементарной ре­абилитации. Решением данного воп­роса может стать разработка единой базовой программы по ориентировке в пространстве и мобильности слепых, содержание которой будет подразде­ляться не по классам и годам обуче­ния, а по уровням ориентировки в пространстве и мобильности. Тогда, независимо от возраста человека, эта­па обучения, вида и типа учреждения, в котором осуществляется обучение, специалисту по ориентировке в про­странстве будет легко соотнести ак­туальный уровень сформированности навыков ориентировки в пространстве и мобильности обучающегося с кон­кретным уровнем содержания про­граммы, и, следовательно, продолжить работу с учащимся по совершенство­ванию навыков ориентировки в про­странстве и мобильности.

Мы сталкиваемся и со значительны­ми сложностями в методической ос­нове реализации программного мате­риала курса «Пространственная ори­ентировка». Практически все сущес­твующие программы сводятся либо к краткому и поверхностному описанию содержания программного материала, либо к его оформлению в виде учеб­но-тематического плана. Методичес­кие рекомендации, сопровождающие программы, чаще всего являются об­рывочными, неконкретными. В идеа­ле, хорошей методической базой кур­са «Пространственная ориентировка» может стать разработка учебно-мето­дического комплекса: учебников и ра­бочих тетрадей для учащихся, методи­ческих пособий с разработками тем программы для учителя, пособий по закреплению программного материа­ла для воспитателей и родителей.

В настоящее время проблему ме­тодической неразработанности курса «Пространственная ориентировка» мы пытаемся решать своими силами. Это делается путем сбора информации по всем разделам программы, ее обработ­ки, компиляции, выпуска в виде посо­бий для родителей и педагогических работников по отдельным темам про­граммы «Пространственная ориенти­ровка». Примером нашей деятельнос­ти в этом направлении может стать издание пособия для родителей «Доро­гу осилит идущий... Кн. 2: Самостоя­тельная ориентировка в пространстве и мобильность слепого человека при помощи тактильной трости».

Осуществляя работу по ориенти­ровке в пространстве, мы не теряем надежды на то, что в программно-ме­тодическом обеспечении коррекцион-ного курса «Пространственная ориен­тировка» в недалеком будущем про­изойдут положительные изменения, а именно:

•  начнется разработка пакета нор­мативно-правовых документов, рег­ламентирующих деятельность инс­труктора по ориентировке в про­странстве и мобильности;

•  будет составлена и утверждена Ми­нистерством образования и науки Российской Федерации единая про­грамма по пространственной ори­ентировке и мобильности для обу­чения слепых людей независимо от их возраста, этапа обучения и уч­реждения, в котором это обучение осуществляется;

•  начнется  разработка  комплекта методических материалов по курсу «Пространственная ориентировка» для различных участников образо­вательного процесса, т. е. для пе­дагогов, самих обучающихся и их близких родственников.

Литература

Базовый вариант программы обучения ориентировке в пространстве и мобильности слепых и слабовидящих учащихся 5-12 клас­сов / В.З. Денискина, М.В. Бенедиктова // Обучение ориентировке в пространстве уча­щихся специальной (коррекционной) шко­лы III—IV вида: Методическое пособие. — М.: ИГТГК «Логос» БОС, 2007. — С. 26-87.

Бухарова, Н. В. Пространственная ориенти­ровка инвалидов по зрению / Н.В. Бухарова, Г.Н. Кондрашова и др.: Институт реабилита­ции и профессиональной подготовки слепых РГПУ им. А. И. Герцена. — Воронеж, 1992.

Дорогу осилит идущий... Кн. 2 : Самосто­ятельная ориентировка в пространстве и мобильность слепого человека при помощи тактильной трости / А. В. Замятина и др.;

под науч. ред. О.Л. Алексеева; СООО родите­лей незрячих и слабовидящих детей «Окно в мир», ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ имени Мартиросяна С.А.». — Екатеринбург: Уральский рабочий, 2013.

Лысова, А.А. Пространственная ориентиров­ка // Коррекционные программы для млад­ших школьников с сочетанными дефектами развития СКОУIII—IV видов. Образовательная область «Коррекционная подготовка». — Челя­бинск: Печатный двор. — 2008, — С. 27-57.

Наумов, М.Н. Программа обучения слепых про­странственной ориентировке / М.Н. Наумов // Обучение слепых пространственной ориентиров­ке: Учебное пособие. — М.: БОС, 1982.

Подколзшна, Е.Н. Ориентировка в пространстве // Программы Специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабо­видящих детей) (ясли - сад - начальная школа) / Под ред. Л.И. Плаксиной. — Часть 1. — Детский сад. — М.: Город, —1999. — С. 120-130.

Подколзина, Е.Н. Ориентировка в пространстве // Программы Специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабо­видящих детей) (ясли - сад - начальная школа) / под ред. Л .И. Плаксиной. — Часть 2.—Начальная школа. — М.: Город, —1999. — С. 132-136.

Примерная программа обучения слепых про­странственной ориентировке и мобильности на предприятиях БОС // Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве : методическое пособие / Ю.И. Петров. — М. : БОС, 1988.

Примерная программа обучения слепых с оста­точным зрением пространственной ориентировке // Б.И. Петров, А.А. Садчиков, И.В. Блинникова // Особенности ориентировки незрячих в про­странстве: Методическое пособие. — М.: 1989.

Пространственная ориентировка. Коррекцион­ная программа для слепых дошкольников и мето­дические рекомендации к работе тифлопедагога. Автор-составитель Л. А. Рудакова // Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. - СПб.: Образо­вание, 1995., с. 5 - 40.

Пространственная ориентировка // Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников: Методическое пособие // Состави­тель Е. А. Кульбуш. Науч. ред. В. А. Феоктистовой -М.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. - 49 с. с. 3 -17.



[1] Подколзина Е.Н. Ориентировка в пространстве // Программы Специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли - сад - начальная школа) / Под ред. Л.И. Плаксиной. — М.: Город, 1999. — Часть 1. — Детский сад. — С. 120-130; Часть 2. — Начальная школа. — С. 132- 136.