- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Замятина А.В. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ» ДЛЯ РАБОТЫ СО СЛЕПЫМИ ЛЮДЬМИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБУЧЕНИЯ
Опубликовано в журнале «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», № 3, 2016., с 29 – 32.
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ОРИЕНТИРОВКА
В ПРОСТРАНСТВЕ» ДЛЯ РАБОТЫ СО СЛЕПЫМИ
ЛЮДЬМИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБУЧЕНИЯ
А.В. ЗАМЯТИНА,
ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ им. С А. Мартиросяна»,
Верхняя Пышма
О важности коррекционного курса «Пространственная ориентировка» для полноценной самостоятельной жизни слепого человека написано и сказано очень много. Несмотря на это, программно-методическая основа вышеуказанного курса до сих пор не разработана.
По предмету «Пространственная ориентировка» существуют всего две программы, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации. Это — программы под авторством Е.Н. Подколзиной «Ориентировка в пространстве» для слабовидящих детей дошкольного возраста и для слабовидящих детей, получающих начальное общее образование[1].
Для слабовидящих школьников, обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования, программа по ориентировке в пространстве под грифом Министерства образования и науки Российской Федерации отсутствует. С нашей точки зрения, это говорит о том, что реализация вышеуказанных программ предполагает возможность полной коррекции нарушений ориентировки в пространстве у слабовидящих детей в процессе получения ими начального общего образования.
Что же касается слепых детей, в большей степени нуждающихся не столько в коррекции, сколько в формировании навыков пространственной ориентировки в условиях зрительной депривации, то на данный момент не существует ни одной программы по ориентировке в пространстве и мобильности для слепых детей как дошкольного, так и школьного возраста, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации. Существующие же программы с грифом вышеуказанного Министерства ддя слабовидящих детей не могут стать полноценной основой ддя обучения слепых, так как их содержании не учтен ряд положений, актуальных для обучения пространственной ориентировке именно слепых детей. В качестве примера можно привести следующие важные моменты:
• целесообразно расширить ряд разделов вышеуказанных программ, связанных с готовностью сохранных анализаторов к восприятию свойств и признаков окружающего мира, с формированием у детей представлений о предметах, наполняющих пространство, топографических представлений и т. д.;
• в программах не уделяется должного внимания способам самостоятельного передвижения (мобильности), т. е. самостоятельной ориентировке и передвижению в пространстве без каких-либо специальных средств, при помощи белой трости, с сопровождающим (зрячим или незрячим, взрослым или сверстником), с использованием электронных средств контроля передвижения, с помощью собаки-проводника, с использованием различных оптических средств коррекции зрения);
• темп усвоения программного материала, предполагаемый программами для слабовидящих детей, не соответствует темпу усвоения программного материала слепыми учащимися.
С учетом вышесказанного, можно признать наиболее приемлемыми для работы со слепыми детьми кор-рекционную программу для слепых дошкольников «Пространственная ориентировка», автором-составителем которой является Л.А. Рудакова, и программу «нтировка» для младших школьников составителя Е.А. Кульбуш. Актуальной является и программа Лысовой А.А. «Пространственная ориентировка» ддя детей младшего школьного возраста, имеющих сочетанные нарушения развития. В основе этой программы — программа Е.Н. Подколзиной «Ориентировка в пространстве» для слабовидящих детей, получающих начальное общее образование.
Для работы со слепыми и слабовидящими учащимися, осваивающими программы основного общего и среднего общего образования, В.З. Денис-кина и М.В. Бенедиктова в методическом пособии «Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III—IV вида» предложили «Базовый вариант программы обучения ориентировке в пространстве и мобильности слепых и слабовидящих учащихся 5-12 классов». Данный вариант программы представляет собой учебно-тематическое планирование, содержащее наименование разделов и тем программы, а также количество часов (теоретических и практических), отведенных на их освоение. К сожалению, этот учебно-тематический план не подкреплен соответствующими методическими разработками, что усложняет работу учителя по вышеуказанной программе, в первую очередь потому, что она построена по концентрическому принципу.
В сложившейся ситуации при составлении рабочей программы по кор-рекционному курсу «Ориентировка в пространстве» для слепых детей мы осуществили компиляцию содержания вышеуказанных программ. Целью компиляции была адаптация содержания программы по уровню сложности изучаемого материала и срокам ее освоения к психофизическим возможностям наших учащихся.
В настоящее время остается несовершенной система подготовки кадров для работы со слепыми и слабовидящими людьми, в том числе и специалистов по пространственной ориентировке и мобильности. Отсутствует единая нормативно-правовая основа деятельности инструктора по ориентировке в пространстве и мобильности (должностная инструкция, перечень и формы отчетной документации, требования, предъявляемые к оснащению кабинета по ориентировке в пространстве, и т. д.). Во многих школах учебным планом предусматривается количество часов, недостаточное для реализации в полном объеме содержания коррекционного курса «Пространственная ориентировка». Кроме того, в процессе школьного обучения у учащихся и их родителей часто прослеживается недооценка значимости навыков ориентировки в пространстве и мобильности для полноценной самостоятельной жизни человека с глубоким нарушением зрения. Вследствие этого многие выпускники школ для слепых и слабовидящих детей выходят в самостоятельную жизнь с недостаточными навыками ориентировки в пространстве и мобильности, а, следовательно, рано или поздно оказываются клиентами реабилитационных центров и центров восстановления трудоспособности.
Программ по ориентировке в пространстве, официально рекомендованных к использованию в реабилитационных центрах, центрах восстановления трудоспособности или на учебно-производственных предприятиях, также как и для обучения слепых старшеклассников, не существует. Но есть примеры программ, которые могут стать основой для работы по формированию навыков ориентировки в пространстве и мобильности у взрослых слепых и ослепших людей. Например, «Программа обучения слепых пространственной ориентировке» М.Н. Наумова, опубликованная им в учебном пособии «Обучение слепых пространственной ориентировке», «Примерная программа обучения слепых с остаточным зрением пространственной ориентировке», созданная Б.И. Петровым, А.А. Садчико-вым и И.В. Блинниковой, включенная в методическое пособие «Особенности ориентировки незрячих в пространстве», «Примерная программа обучения слепых пространственной ориентировке и мобильности на предприятиях ВОС» под авторством Ю.И. Петрова, входящая в методическое пособие «Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве», а также программа «Пространственная ориентировка инвалидов по зрению», составленная авторским коллективом (Н.В. Бухарова, Г.Н. Кондрашова и др.) и программа курса «Пространственное ориентирование» Н.А. Кулаковой.
В связи с вышесказанным возникает необходимость преемственности содержания программ по ориентировке в пространстве и мобильности на разных уровнях обучения: в рамках дошкольного общего, начального общего, основного общего, среднего общего образования и элементарной реабилитации. Решением данного вопроса может стать разработка единой базовой программы по ориентировке в пространстве и мобильности слепых, содержание которой будет подразделяться не по классам и годам обучения, а по уровням ориентировки в пространстве и мобильности. Тогда, независимо от возраста человека, этапа обучения, вида и типа учреждения, в котором осуществляется обучение, специалисту по ориентировке в пространстве будет легко соотнести актуальный уровень сформированности навыков ориентировки в пространстве и мобильности обучающегося с конкретным уровнем содержания программы, и, следовательно, продолжить работу с учащимся по совершенствованию навыков ориентировки в пространстве и мобильности.
Мы сталкиваемся и со значительными сложностями в методической основе реализации программного материала курса «Пространственная ориентировка». Практически все существующие программы сводятся либо к краткому и поверхностному описанию содержания программного материала, либо к его оформлению в виде учебно-тематического плана. Методические рекомендации, сопровождающие программы, чаще всего являются обрывочными, неконкретными. В идеале, хорошей методической базой курса «Пространственная ориентировка» может стать разработка учебно-методического комплекса: учебников и рабочих тетрадей для учащихся, методических пособий с разработками тем программы для учителя, пособий по закреплению программного материала для воспитателей и родителей.
В настоящее время проблему методической неразработанности курса «Пространственная ориентировка» мы пытаемся решать своими силами. Это делается путем сбора информации по всем разделам программы, ее обработки, компиляции, выпуска в виде пособий для родителей и педагогических работников по отдельным темам программы «Пространственная ориентировка». Примером нашей деятельности в этом направлении может стать издание пособия для родителей «Дорогу осилит идущий... Кн. 2: Самостоятельная ориентировка в пространстве и мобильность слепого человека при помощи тактильной трости».
Осуществляя работу по ориентировке в пространстве, мы не теряем надежды на то, что в программно-методическом обеспечении коррекцион-ного курса «Пространственная ориентировка» в недалеком будущем произойдут положительные изменения, а именно:
• начнется разработка пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность инструктора по ориентировке в пространстве и мобильности;
• будет составлена и утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации единая программа по пространственной ориентировке и мобильности для обучения слепых людей независимо от их возраста, этапа обучения и учреждения, в котором это обучение осуществляется;
• начнется разработка комплекта методических материалов по курсу «Пространственная ориентировка» для различных участников образовательного процесса, т. е. для педагогов, самих обучающихся и их близких родственников.
Литература
Базовый вариант программы обучения ориентировке в пространстве и мобильности слепых и слабовидящих учащихся 5-12 классов / В.З. Денискина, М.В. Бенедиктова // Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III—IV вида: Методическое пособие. — М.: ИГТГК «Логос» БОС, 2007. — С. 26-87.
Бухарова, Н. В. Пространственная ориентировка инвалидов по зрению / Н.В. Бухарова, Г.Н. Кондрашова и др.: Институт реабилитации и профессиональной подготовки слепых РГПУ им. А. И. Герцена. — Воронеж, 1992.
Дорогу осилит идущий... Кн. 2 : Самостоятельная ориентировка в пространстве и мобильность слепого человека при помощи тактильной трости / А. В. Замятина и др.;
под науч. ред. О.Л. Алексеева; СООО родителей незрячих и слабовидящих детей «Окно в мир», ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ имени Мартиросяна С.А.». — Екатеринбург: Уральский рабочий, 2013.
Лысова, А.А. Пространственная ориентировка // Коррекционные программы для младших школьников с сочетанными дефектами развития СКОУIII—IV видов. Образовательная область «Коррекционная подготовка». — Челябинск: Печатный двор. — 2008, — С. 27-57.
Наумов, М.Н. Программа обучения слепых пространственной ориентировке / М.Н. Наумов // Обучение слепых пространственной ориентировке: Учебное пособие. — М.: БОС, 1982.
Подколзшна, Е.Н. Ориентировка в пространстве // Программы Специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли - сад - начальная школа) / Под ред. Л.И. Плаксиной. — Часть 1. — Детский сад. — М.: Город, —1999. — С. 120-130.
Подколзина, Е.Н. Ориентировка в пространстве // Программы Специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли - сад - начальная школа) / под ред. Л .И. Плаксиной. — Часть 2.—Начальная школа. — М.: Город, —1999. — С. 132-136.
Примерная программа обучения слепых пространственной ориентировке и мобильности на предприятиях БОС // Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве : методическое пособие / Ю.И. Петров. — М. : БОС, 1988.
Примерная программа обучения слепых с остаточным зрением пространственной ориентировке // Б.И. Петров, А.А. Садчиков, И.В. Блинникова // Особенности ориентировки незрячих в пространстве: Методическое пособие. — М.: 1989.
Пространственная ориентировка. Коррекционная программа для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога. Автор-составитель Л. А. Рудакова // Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. - СПб.: Образование, 1995., с. 5 - 40.
Пространственная ориентировка // Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников: Методическое пособие // Составитель Е. А. Кульбуш. Науч. ред. В. А. Феоктистовой -М.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. - 49 с. с. 3 -17.
[1] Подколзина Е.Н. Ориентировка в пространстве // Программы Специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли - сад - начальная школа) / Под ред. Л.И. Плаксиной. — М.: Город, 1999. — Часть 1. — Детский сад. — С. 120-130; Часть 2. — Начальная школа. — С. 132- 136.