Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Мавлаутдинова Н.Р. «Деятельность педагога-психолога по сопровождению педагогов и родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Дата: Ноя 18, 2016

Мавлаутдинова Н.Р. «Деятельность педагога-психолога по сопровождению педагогов и родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»



Опубликовано в сборнике «Актуальные практики образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья: опыт настоящего, взгляд в будущее»: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 2 ноября 2016 г. / Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей; под общ. ред. С. В. Соловьевой. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016. – 296 с.,

Деятельность педагога – психолога по сопровождению педагогов и родителей обучающихся с ограниченными возможностями ЗДОРОВЬЯ

 

Н.Р. Мавлаутдинова,

ГКОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат имени С.А. Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

            talyasc@mail.ru

 

  В соответствии с Федеральным государственным образовательнымстандартом одна из основных задач деятельности педагога – психолога направлена разработку системы повышения психологической компетентности педагогов и психологического просвещения родителей.

К педагогу-психологу, работающему в образовательной организации, чаще всего обращаются педагоги и родители по следующим вопросам и проблемам обучающихся: высокий уровень тревожности, страхи, завышенная или низкая самооценка, развитие навыков общения, формирование учебной мотивации, школьная дезодаптация.

Педагог - психолог осуществляет свою работу с участниками образовательной деятельности через основные формы психологического сопровождения: психодиагностику, психологическое консультирование, психологическое просвещение, профилактику и экспертизу.

Психологическая диагностика.

На данном этапе педагог-психолог определяет индивидуальный стиль педагога, т.е. позицию, которую он занимает («включенную» - создает эффективные педагогические условия для включения обучающегося образовательную деятельность, или «отстраненную» - возлагает ответственность на родителей, специалистов сопровождения). Это поможет психологу определить содержание своей работы необходимой для психологической поддержки педагога.

На этапе поступления в школу обучающегося с ограниченными возможностями здоровья родители испытывают страхи и сталкиваются с трудностями и проблемами не меньше, чем педагоги школы. Стоить отметить, что родители могут занимать разную позицию по отношению к нарушению (дефекту) ребенка: от «шока» и «неадекватного отношения» до принятия «дефекта».

Для получения объективной картины родительско-детских отношений педагог-психолог составляет психологический портрет родителей (рассматривает позицию по отношению к ребенку, ценностные ориентации и мотивационные установки родителей), определяет модель семейного воспитания (методики «Опросник родительского отношения», авторы А. Я. Варга, В. В. Столин; «Анализ семейного воспитания», автор Э. Г. Эйдемиллер) [3].

В тоже время психолог в беседе с родителями выявляет особенности восприятия и поведения ребенка в различных ситуациях, как проявляет себя в дискомфортных ситуациях (устал, хочет пить и т.д.) и условия, которые помогают лучше понять и усвоить информацию.

А также выявляет увлечения и интересы ребенка, чтобы помочь выстроить общение с одноклассниками, проявить свои таланы и умения, принять участие в мероприятиях класса, школы.

Психологическое консультирование (индивидуальное и групповое).

Консультации могут быть тематические, оперативные и по заявке.

Педагог - психолог проводит консультации для педагогов, которые непосредственно работают с обучающимся.

В начале учебного года психолог консультирует классного руководителя по теме «Ознакомление классного руководителя с результатами диагностического обследования обучающегося, выработка рекомендаций», проводит супервизию педагогических ситуаций с учителями.

Групповые консультации с педагогами психолог проводит в форме семинаров-практикумов, тренингов, круглых столов («Выработка рекомендаций по организации взаимодействия обучающихся в классе», «Развитие коммуникативных навыков во взаимодействии обучающихся в различных видах деятельности в системе координат «слабовидящий – нормально видящий сверстник», «Организация психологической и педагогической поддержки детей с нарушением зрения на этапе адаптации»).

Индивидуальные консультации - это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического и педагогического характера.

На первом этапе, чтобы наладить контакт с родителями, педагог - психолог установит доверительные отношения.

На втором этапе - вырабатывает приемы взаимодействия в различных проблемных ситуациях: как доступно объяснить задание, как стимулировать и мотивировать ребенка и т.д.

Групповые консультации для родителей психолог проводит в форме родительских собраний, семинаров-практикумов, тренингов. Психолог организует диалог между родителями, помогает снять эмоциональное напряжение, развенчивает «мифы» о детях с ОВЗ, информирует о возрастных и индивидуально – личностных особенностях обучающихся.

Психологическое просвещение.

 Педагог-психолог выступает на педагогических советах и иных мероприятиях («Особенности психологического развития, обучающегося младшего школьного возраста с нарушением зрения» и т.д.), выпускает информационные буклеты, памятки по итогам проведения семинаров, тренингов.

Просвещение родителей по вопросам развития детей с ОВЗ может осуществляется на групповых консультациях, через размещение информации на классном стенде и сайте образовательной организациив разделе «Страничка психолога».

Психологическая профилактика и экспертиза.

Педагог – психолог совместно со специалистами психолого-медико-педагогического консилиума разрабатывает комплексные рекомендации по сопровождению обучающегося, для определения его дальнейшего образовательного маршрута. На консилиуме психолог представляет результаты первичного (углубленного)обследования ребенка, вносит их в протокол, дает рекомендации по планированию коррекционной работы и по профилактике школьной дезадаптации обучающегося.

Также психолог знакомит родителей с результатами проведенного обследования ребенка. Обсуждает и согласовывает с родителями направления коррекционных мероприятий. На повторном консилиуме психолог выявляет положительные тенденции в проделанной работе, консультирует родителей по поводу трудностей в школьной адаптации, вырабатывает общие пути решения проблем.

Таким образом, деятельность педагога-психолога по сопровождению педагогов и родителей строится на основе традиционных направлений, но наполнена новым содержанием.

 

Литература

1.                Левченко, И. Ю., Ткачева, В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2008. - 239 с.

2.                Осипова, А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 – 510с.

3.                Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: БАХРАХ, 1998. – 672с.

4.                Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И.  Лубовского —— 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.

5.                Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1, Том 2. - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 304 с. - (Психология - XX век).