Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • Оперативная информация
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС ОВЗ
  • Горячее питание
  • food
  • Родителям
  • Доступная среда для маломобильных групп населения
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Юбилей школы
  • Конференция
  • Фестиваль
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Школьное радио
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников

Задать вопрос:

Главная » Библиотека » Наши статьи » Суворина Н.П. "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Дата: Ноя 26, 2016

Суворина Н.П. "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"



Опубликовано в сборнике «Актуальные практики образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья: опыт настоящего, взгляд в будущее»: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 2 ноября 2016 г. / Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей; под общ. ред. С. В. Соловьевой. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016. – 296 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Н.П.Суворина,

ГКОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

 имени С.А. Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», г. Верхняя Пышма

Аннотация. В соответствии с требованиями современных нормативных правовых документов в сфере образования, психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ определяет повышение эффективности образовательной деятельности  и создает условия для максимальной социальной адаптации обучающихся. Статья посвящена организационно-методическим особенностям психологического сопровождения слепых и слабовидящих обучающихся, успешно реализующегося по шести направлениям в специализированном образовательном учреждении в течение нескольких лет.

Психологическое сопровождение  слепых и слабовидящих обучающихся – это длительная, многоаспектная деятельность, основной целью которой является создание психологических условий для максимальной социально-психологической адаптации и успешного освоения образовательной программы обучающихся данной категории.

 Зрительный дефект оказывает влияние на все психические процессы человека и на его социальную адаптацию. В настоящее время тифлопсихологи понимают психическое развитие детей с глубокими нарушениями зрения не как развитие аномального организма, а как развитие активной личности, у которой дефект зрения восполняется познавательной деятельностью [5,6].

Для того, чтобы правильно организовать психологическое сопровождение слепого или слабовидящего ребёнка, нужно понимать его психологические особенности. Проанализировав особенности психического развития обучающихся с глубокими нарушениями зрения, можно выделить следующие возможные психологические проблемы: нарушения всех видов восприятия, проблемы развития речи, дефицит чувственного и социального опыта, снижение развития познавательных процессов из-за уменьшения получения информации, трудности овладения предметно-практическими действиями, быстрая утомляемость, проблемы развития эмоционально – волевой сферы,  проблемы социальной коммуникации, ограничение в самостоятельном приобретении знаний и умений, проблемы построения Я-образа, низкая школьная мотивация.

Работа педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ данной категории строится по 6 направлениям:

  1. Диагностика и отслеживание динамики психологического развития ребёнка в процессе коррекционно-развивающей работы.
  2. Коррекционно-развивающая работа.
  3. Профилактическая работа.
  4. Просветительская работа.
  5. Консультирование педагогов, родителей (законных представителей).
  6. Экспертное направление.

Важно отметить, что психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в тесной взаимосвязи «обучающийся-психолог-педагоги-родители». Каждое направление подразумевает системную работу психолога с каждым участником образовательной деятельности (обучающийся – педагог-родитель). В данной статье будет рассмотрено психологическое сопровождение в рамках вышеуказанных направлений с обучающимся.

Психологическая диагностика обучающихся с ОВЗ (слепые и слабовидящие обучающиеся)

Диагностика осуществляется при поступлении ребёнка в учебное заведение и ежегодно в начале и в конце учебного года (для отслеживания динамики развития обучающегося в процессе коррекционной работы). Кроме того, проводится дополнительная психодиагностика по решению психолога и по запросу педагогов, родителей (законных представителей) и самого ребёнка.

Психологическая диагностика позволяет оценить уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных. Диагностические методики, используемые в начальной школе: методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А.Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера); задания на усвоение нормы справедливого распределения, нормы взаимопомощи и учет мотивов героев в решении моральной дилеммы «Раздели игрушки», «Невымытая посуда» и т.п. (модифицированная задача Ж.Пиаже);  методика «Лесенка» (В.Г.Щур) для определения  уровня самооценки ребенка; «Анкета оценки уровня школьной мотивации и адаптации» Н.Г.Лускановой;  методика «Выкладывание узора из кубиков» (методика Кооса),  проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая), корректурная проба (для слабовидящих обучающихся); метод наблюдения; методика «Словесные субтесты» (Переслени Л. И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф.), методики из диагностического альбома Н.Я. Семаго, М.М. Семаго,  методика «4-й лишний», методика «10 слов» (методика А.Р. Лурия); простые или парные аналогии; диагностика тактильной памяти по аналогии с тестом Бернштейна «Узнавание фигур» (используем игру «Волшебный мешочек» для слепых обучающихся);  методика «Рукавички» Г.А.Цукерман; «Социометрия» Дж.Морено; методика исследования учебной мотивации обучения школьников (М. Р. Гинзбург).

Адаптация диагностических методик минимальная – подбираем те, которые не создадут трудностей в восприятии: для слабовидящих обучающихся распечатываем методики крупным шрифтом (от 16 и выше, в зависимости от нарушения зрения, шрифт Arial), для слепых обучающихся  распечатываем шрифтом Брайля, либо методики проводим вербально, обучающийся отвечает письменно. Проективные методики отбираем те, которые возможно провести вербально, в диалоге, подключив воображение ребенка («Кинетический рисунок семьи», «Несуществующее животное» и т п.)

Результаты диагностики и рекомендации вкладываются в «Карту индивидуального развития ребенка с ОВЗ» (в сокращении КИР). С ними знакомится классный руководитель. Второй экземпляр выдается родителям (законным представителям) для ознакомления и выполнения рекомендаций педагога-психолога. Карту индивидуального развития заводит администрация школы при поступлении ребенка в школу, и затем она хранится у классного руководителя. Карту заполняют в начале и в конце учебного года и перед консилиумами все специалисты, работающие с обучающимся и классный руководитель.

Далее по результатам диагностики психолог составляет коррекционно-развивающую программу – индивидуальную или групповую.

Коррекционно-развивающие программы

Специально разработанных программ психологической коррекции для слепых и слабовидящих обучающихся нет. Психологи школы разработали свои программы на основе программ:

  • Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер» под ред. Емельяновой Е.В.
  • «Программа формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я», автор Хухлаева О.В.
  •  «Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», авторы Крюкова С.В., Слободяник Н.П.
  • Программа психопрофилактических занятий в начальной школе «Четыре путешествия».
  • Коррекционно-развивающая программа «Адаптация первоклассников к школе» (автор: Усцелемова Екатерина Викторовна)
  • Практическое пособие Языкановой Е.В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения». 
  • Практическое пособие «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения» Фопель К.
  • Программа Хухлаевой О.В.  Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы).

Каждое занятие коррекционно-развивающей программы было адаптировано следующим образом: задания, связанные со зрительным восприятием, были заменены на задания, направленные на развитие тактильного, слухового восприятия, мыслительной деятельности и воображения. В структуру занятий включены упражнения, в которых обучающиеся актуализируют свой социальный опыт и научаются новым образцам поведения в различных социальных ситуациях.

Структура программы традиционна:

-Теоретический обзор сфер психики, которые будут корректироваться и развиваться

-Цели и задачи

-Психологическая характеристика учащихся

-Планируемые результаты

-Форма занятий, периодичность и продолжительность

Структура занятий:

  1. 1.                Вводная часть - упражнение для разминки, мини-лекция, (установление контакта с участниками, создание эмоционального настроя на работу).
  2. 2.                Основная часть – упражнения и игры, этюды, сказкотерапия, песочная терапия, арт-терапия (обобщение опыта и знаний детей в соответствии с темой занятия, проективная проработка проблемы).
  3. 3.                 Завершающая – рефлексия, релаксация, психогимнастика, телесная терапия.

Занятия целесообразно проводить в сенсорной комнате, оснащённой мягкими модулями, зеркальными панно, пуфиками-креслами с гранулами, музыкальным центром с релаксирующими дисками, «сухим душем», водным фонтаном, сенсорной тропой, приборами с аудиовизуальными эффектами: панно «Бесконечность», «Водопад», ковёр «Звёздное небо», «Светодиодный дождь», проектор «Жар-птица», пузырьковые колонны, прибор для цветотерапии, зеркальный шар.

Программа для слепых и слабовидящих обучающихся начальной школы рассчитана на учебный год, состоит из 20-25 занятий. Форма занятий – групповая или подгрупповая, периодичность - 1 раз в неделю по 40 минут. Возможны индивидуальные занятия, периодичность 1-3 раза в неделю по 20-40 минут. Количество занятий определяет психолог, исходя из проблемы обучающегося. Индивидуальные занятия возможно проводить в сенсорной комнате, использовать песочницу, компьютерный стол и т.п. Стоит отметить, что для обучающегося с ОВЗ любой категории, целесообразнее проводить групповые коррекционные занятия, чтобы решить ряд проблем – улучшить коммуникацию, способствовать развитию успешной социальной адаптации (социальное сравнение, «Я» -глазами другого и т.п.)

Консультирование обучающихся

Как правило, консультирование обучающихся до 11 лет проводится по запросу педагогов или родителей (законных представителей). Обучающиеся более старшего возраста могут обратиться самостоятельно. Основные психологические проблемы: внутриличностные проблемы учащихся (тревожность, страхи, неуверенность, сниженная самооценка, трудности в построении Я-образа и т.п.), проблемы полоролевых и межличностных отношений, проблемы развития коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, социально-психологической адаптации учащихся.

Профилактическое и просветительское направление

Данные направления включены в коррекционно-развивающее направление, представляют собой тренинги профилактики ПАВ, умение сказать «Нет», мини-лекции, разъяснительные беседы. В школе целесообразно иметь стенд «Школьный психолог» с регулярно обновляющейся информацией. Возможно проведение классных часов и ученических собраний с выступлением психолога, создание буклетов и памяток.

Экспертное направление

Психолог принимает участие в работе школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, разрабатывает рекомендации для обучающегося, участвует в разработке индивидуального образовательного маршрута.

Литература

  1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников./ Серия «Учебники, учебные пособия».-Ростов н/Д: «Феникс», 2004.-352с.
  2. Волкова И. П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубоким нарушением зрения. Санкт-Петербург 2010г.
  3. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г. Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с
  4. Кулагина Е.В. Вопросы образования детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт коррекционных и интеграционных школ // Социологические исследования. -2009.- №2.
  5.  Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
  6. Специальная психология: учебное пособие  для студентов высш. Пед. Учеб. заведений/ В.И. Лубовский, Т.В.  Розанова, Л. И. Солнцева и др. Под ред. В. И.Лубовского. – 2-е изд., испр.- М.: издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.