- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Психолого-педагогическая поддержка освоения обучающимися с нарушением зрения адаптированных основных общеобразовательных программ общего образования
Психолого-педагогическая поддержка освоения обучающимися с нарушением зрения адаптированных основных общеобразовательных программ общего образования.
Балан С.И., заместитель директора по ВР
Бессонова Т.П., заместитель директора по УВР
Григорьев Г.Г., социальный педагог
Патрушева М.С., педагог-психолог
Пивоварова Л.Д., заместитель директора по УВР
Самородова Е.В., учитель-логопед
Толмачева И.Н., заместитель директора по УВР
Шалган Н.П., директор
ГКОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат им. С.А.Мартиросяна»
г. Верхняя Пышма
Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» признает социальную исключённость уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование); обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях.
Статус ребенка с ОВЗ, специальные условия для получения им образования и адаптированную образовательную программу может определить только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). В рекомендациях ПМПК должно быть определено следующее: нуждается или не нуждается ребенок в организации специальных образовательных условий и рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации.
Приводим пример заключения к протоколу ПМПК.
Основное заболевание: с коррекцией 0,15; 0,15; миопия, нистагм, амблиопия (ребенок-инвалид по зрению). Сопутствующие заболевания: РЦН, астеновегетативный синдром.
Выводы: уровень социально-психологической зрелости соответствует возрасту; развитие гнозиса соответствует возрасту; развитие познавательных процессов соответствует возрастной норме.
Рекомендации: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для слабовидящих обучающихся (АООП НОО) вариант 4.1.
Форма обучения: очное.
Рекомендуемый режим обучения: полный день.
Форма получения образования: в образовательной организации.
Специальные технические средства обучения: индивидуальные средства оптической коррекции, электронная лупа.
Другие специальные условия: первая парта, индивидуальный источник света.
Учебники и дидактические пособия: для слабовидящих обучающихся.
Направления коррекционно-развивающей работы специалистов: занятия с психологом по развитию эмоционально-волевой сферы; занятия с учителем-логопедом, направленные на развитие активного словарного запаса, фонематических процессов, профилактику дисграфии; занятия с тифлопедагогом, направленные на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.
Наблюдение: офтальмолога, невролога.
Срок повторного прохождения ПМПК: по окончании обучения на уровне начального общего образования.
Алгоритм деятельности администрации по исполнению рекомендаций ПМПК.
- Создание рабочей группы по разработке адаптированной основной общеобразовательной программы согласно рекомендации ПМПК, в которую могут входить представитель администрации, учитель начальных классов, специалисты сопровождения. Результат: приказ о создании рабочей группы, сроки выполнения и утверждения документа.
- Разработка АООП НОО вариант 4.1 в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и Пр АООП НОО для слабовидящих обучающихся. Результат: АООП НОО для слабовидящих обучающихся вариант 4.1.
- Создание условий. Обеспечение образовательной организации специалистами: учитель-логопед, педагог-психолог, тифлопедагог. Материально-технические условия: оборудование рабочего места обучающегося индивидуальным источником освещения; обеспечение учебниками и дидактическими пособиями для слабовидящих; обеспечение техническими средствами обучения (электронная лупа). Организационные условия: соблюдение требований САНПИН 2.4.2.3286-15 [16] , по нормам наполняемости классов, освещенности, требований к организации образовательной деятельности и режиму дня.
- Организация психолого-педагогического сопровождения освоения обучающимся АООП НОО. Организация деятельности школьного психолого-педагогического консилиума (ШПМПк). Анализ результатов полученных в ходе реализации АООП НОО.
- Обеспечение контроля над выполнением рекомендаций ПМПК и реализации АООП НОО.
Алгоритм деятельности специалистов (педагогов школы) по исполнению рекомендаций ПМПК.
Деятельность учителя, классного руководителя.
Диагностическое направление. Знакомство с рекомендациями ПМПК. Изучение особенностей работы обучающегося на уроке: темп деятельности, работоспособность, активность, самостоятельность; изучение способов восприятия информации. Изучение особенностей взаимоотношений с одноклассниками. Изучение круга интересов обучающегося. Данная информация должна быть отражена и индивидуальной карте развития обучающегося.
Коррекционно-развивающее направление. Выполнение рекомендаций специалистов сопровождения через деятельность на уроке. Создание условий при организации образовательной деятельности на уроке: выполнение офтальмогигиенических рекомендаций. Учет особых образовательных потребностей обучающегося через применение соответствующих приемов, технологий. Вовлечение обучающегося в классные, общешкольные мероприятия. Данная информация должна быть отражена в рабочей программе педагога.
Консультативное, информационно-просветительское направление. Проведение тематических родительских собраний. Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам обучения, воспитания, развития.
Деятельность тифлопедагога.
Диагностическое направление. Уточнение рекомендаций ПМПК: диагностика развития зрительного восприятия; диагностика развития мелкой моторики; диагностика навыков социально-бытовой ориентировки; диагностика умений ориентироваться в микро-, макропространстве, открытом и замкнутом пространстве. По результатам заполняется карта обследования. Результат и рекомендации вносятся в индивидуальную карту развития (ИКР) обучающегося.
Коррекционно-развивающее направление. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Составляется рабочая программа педагога.
Консультативное, информационно-просветительское направление. Проведение консультаций для родителей (законных представителей), например: «Технические средства реабилитации для социально-бытовой ориентировки»; «Упражнения для развития мелкой моторики»; «Особенности зрительного восприятия слабовидящего ребенка». Проведение консультаций для педагогов, например: «Особенности организации предметно-пространственной среды»; «Особенности зрительного восприятия слабовидящего ребенка. Использование средств наглядности».
Деятельность учителя-логопеда.
Диагностическое направление. Проведение диагностики, уточнение рекомендаций ПМПК: исследование сенсомоторного уровня речи; исследование навыков языкового анализа; исследование грамматического строя речи; исследование словаря и навыков словообразования; исследование связной речи. Заполняется речевая карта обучающегося. Результаты и рекомендации вносятся в ИКР обучающегося.
Коррекционно-развивающее направление. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Составляется рабочая программа.
Консультативное, информационно-просветительское направление. Для родителей (законных представителей): «Особенности речевого развития слабовидящего ребенка»; «Система упражнений по автоматизации нарушенных звуков»; «Комплекс упражнений и игр направленных на развитие фонематического слуха»; «Развитие мелкой моторики, через игры и упражнения в кругу семьи». Для педагогов: «Согласование учебно-тематического планирования с учителем»; «Особенности речевого развития ребенка с глубоким нарушением зрения»; «Особенности ручной моторики и зрительно-пространственной функции» «Профилактика дисграфии и дислексии»; «Развитие коммуникативных умений и навыков».
Деятельность педагога-психолога.
Диагностическое направление. Проведение диагностики с целью уточнения рекомендаций ПИМПК: определение уровня самооценки; определение уровня учебной мотивации; определение сформированности внутренней позиции школьника; исследование познавательной деятельности
определение сформированности коммуникативных навыков; диагностика межгрупповых отношений. По результатам заполняется ИКР обучающегося, готовятся рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся.
Коррекционно-развивающее направление. Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий по социально-психологической адаптации к школе. Проведение индивидуальных занятий согласно рекомендаций ПМПК. Для работы составляется рабочая программа педагога.
Консультативное, информационно-просветительское направление. Для родителей. Выступление на родительском собрании, информирование об обучении ребенка с ОВЗ в классе, о его образовательных потребностях. Консультация по результатам психодиагностики, представление разработанных рекомендаций. Размещение информации на сайте школы в разделе «Страничка психолога», на классном стенде на тему милосердия, доброты, взаимодействия с детьми ОВЗ. Консультирование родителя ребенка с ОВЗ, практическая помощь родителям: решение проблемных ситуаций психологического и педагогического характера. Проведение круглых столов, тренингов, выступлений на родительских собраниях, дискуссий, практикумов (диалог между родителями, развенчивание «мифов» о детях с ОВЗ, снятие эмоционального напряжения и сопротивления).
Для педагогов. Выступление по теме «Особенности психологического развития, обучающегося младшего школьного возраста с нарушением зрения» (на педсовете или ином мероприятии по договоренности с администрацией школы). Консультирование классного руководителя по теме «Ознакомление классного руководителя с результатами диагностического обследования учащегося, выработка рекомендаций». Консультирование классного руководителя и педгруппы, работающей с обучающимся, на темы «Выработка рекомендаций по организации взаимодействия обучающихся в классе», «Развитие коммуникативных навыков во взаимодействии обучающихся в различных видах деятельности в системе координат «слабовидящий – нормально видящий сверстник», «Организация психологической и педагогической поддержки детей с нарушением зрения на этапе адаптации».
Деятельность социального педагога.
Диагностическое направление. Выявление семейных проблем с точки зрения социализации семьи. Определение типа семейного воспитания ребенка. Заполнение по результатам социального паспорта семьи и внесение данных в ИКР обучающихся.
Организационное направление. Организация сетевого взаимодействия с учреждениями-партнерами в области социальной поддержки (Служба социальной защиты населения, органы опеки и др.), общественными организациями, защищающими права детей, права инвалидов, учреждениями дополнительного образования. Составляется план работы с семьей.
Консультативное, информационно-просветительское направление. Информирование семьи по вопросам социальной защиты.
В случае невозможности освоения обучающимся АООП проводится ШПМПк и обучающийся направляется на повторное обследование на ПМПК с целью уточнения варианта АООП.
Создание комплекса специальных условий в общеобразовательной организации для успешного освоения адаптированных основных общеобразовательных программ, обеспечивает создание системы индивидуального подхода к особым образовательным потребностям слабовидящих обучающихся.
Определение комплекса специальных условий для ребенка с нарушением зрения, основывается на решении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (раздел III п.5 протокола от 18 апреля 2008 г.), Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». Комплекс специальных условий в общеобразовательной организации для успешного освоения адаптированных основных общеобразовательных программ, включает в себя: организацию сетевого взаимодействия, организация медицинского сопровождения, финансовое обеспечение, материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение, кадровое обеспечение.
Организации сетевого взаимодействия с внешними организациями.
Система сетевого взаимодействия образовательной организации является важной составной частью создания комплекса специальных условий и включает в себя организацию взаимодействия с: территориальной ПМПК, бюро МСЭ, методическими, ресурсными центрами по обучения детей с ОВЗ, специальными (коррекционными) школами, органами социальной защиты, здравоохранения, образования (дополнительного образования), культуры, общественными организациями, в том числе общественными организациями инвалидов.
Организация медицинского сопровождения.
Основным направлением медицинского сопровождения является мониторинг состояния здоровья, в том числе состояние органа зрения, проведение профилактических, реабилитационных мероприятий, организованных как на базе образовательной организации, так и по договору с медицинскими организациями.
Важным направлением медицинского сопровождения является реализация в школе здоровьесберегающих технологий, в особенности создание офтальмогигиенических условий:
Обязательное использование подставки для книг при чтении в любом возрасте. Подставка удерживает книгу под углом 30-40 градусов, при этом верхние и нижние строчки рассматриваются под одним углом зрения и на одном расстоянии от глаз, что уменьшает процесс развития зрительной утомляемости;
оказание помощи ребенку в поисках страницы и строки. Особенно в этой помощи нуждаются дети с нистагмом, так как при нем затрудняется фиксация объекта и взгляд часто соскакивает со строки;
рациональное рассаживание за партами в классе с учетом остроты зрения и особенностей глазной патологии. При светобоязни - рассаживание дальше от окон, использование подшторников, жалюзи для защиты от прямых солнечных лучей. Светобоязнь наблюдается при альбинизме, аниридии, катаракте, дистрофии сетчатки, глаукоме. Дети с этими заболеваниями сильно щурятся, низко наклоняются над текстом, пытаясь закрыть его от света, испытывают трудности в групповых играх при неправильной расстановке игроков. Ряд других заболеваний: атрофия зрительного нерва, близорукость; - требуют большой освещенности при зрительной работе. Этим детям нужна парта у окна. При косоглазии рекомендуется посадка по центру, не косящий глаз должен быть направлен прямо на доску;
обеспечение очковой коррекции - строго по назначению врача-офтальмолога. При дальнозоркости всех степеней, миопии выше 3,0 диоптрий, афакии, подвывихе хрусталиков требуются двое очков: для близи и дали, а при необходимости и третьи очки для работы за компьютером. Обязанность учителя проверить, наличие и использование ребенком очков;
при использовании лупы необходима консультация и рекомендация врача-офтальмолога. При работе ребенка с лупой необходимо учитывать то что, с лупой большого увеличения быстро наступает общее утомление из-за фрагментарного восприятия текста и длительного вынужденного положения тела. Лупы с подсветкой в виде фонарика на батарейках, используются при заболеваниях глаз, требующих высокого освещения (атрофия зрительного нерва, близорукость). Электронная лупа дает увеличение в 25 раз, что позволяет детям с минимальным зрением читать печатный текст, рассматривать схемы, картинки. При работе с электронной лупой необходимо неукоснительно выполнять рекомендации врача-офтальмолога по работе с дисплеем: посадка ребенка, расположение экрана, расстояние от глаз до экрана, длительность непрерывной зрительной работы;
организация гимнастика для глаз на каждом уроке с длительной зрительной работой;
обеспечение режима физической нагрузки.
Занятия физкультурой осуществляется исходя из состояния здоровья обучающегося, характеру глазной патологии рекомендаций врача-офтальмолога:
подгруппа А - не требуется ограничение физической нагрузки, разрешается заниматься в спортивных секциях и участвовать в спортивных соревнованиях. Заболевания: гиперметропия всех степеней, миопия слабой степени, миопия средней степени без дистрофических изменений на глазном дне, альбинизм, стабильная атрофия зрительного нерва, не прогрессирующая тапето-ретинальная дистрофия сетчатки, помутнение роговицы, врожденная катаракта, атрофия и субатрофия глазного яблока, анофтальм.
подгруппа Б - требуется ограничение физической нагрузки, нет допуска к занятиям в спортивных секциях и к соревнованиям. Заболевания: миопия средней степени с дистрофическими изменениями на глазном дне, миопия высокой степени, афакия, осложненная катаракта, увеит, хориоретинит, свежая травма глаза, дегенерация сетчатки, макулодистрофия без склонности к геморрагиям, опухоли головного мозга и глаза, компенсированная глаукома, диабетическая и гипертоноческая ангиопатии сетчатки.
ограничения: резкие наклоны головы и туловища, прыжки, упражнения с отягощением, акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах и руках, висы вниз головой, соскоки со снарядов, упражнения с сотрясением тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела и возможными травмами головы, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения и статические упражнения. Нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижение на коньках.
подгруппа В - противопоказания к физическим нагрузкам, только занятия по программе АФК. Чрезмерная физическая нагрузка может привести к кровоизлияниям (не менее 2-х лет после операции), кератопротезирование, артифакия, истонченное бельмо роговицы, острый кератоконус, подвывих хрусталиков (синдром Марфана), отслойка стекловидного тела при миопии высокой степени, последствия рецидивирующих кровоизлияний в стекловидное тело, рецидивирующие кровоизлияния в сетчатку, дистрофия сетчатки с наклонностью к геморрагиям, гипертоническая и диабетическая ретинопатии, ретиношизис, некомпенсированная глаукома, атрофия зрительного нерва сосудистого генеза.
противопоказания: силовые упражнения, характеризующиеся натуживанием; выполнение упражнений при ЧСС свыше 180 ударов в минуту; прыжки в воду, тяжелая атлетика, бокс, борьба; хоккей, футбол, баскетбол, волейбол, велоспорт, горнолыжный спорт, мотоспорт.
обеспечение офтальмологических требований при работе с компьютером детей с патологией зрения: расстояние до экрана не менее 50см., размер шрифта не менее 14, длительность работы на компьютере в течение дня: 5-7 класс - 10 минут, 8-10 класс - 15 минут, 11-12 класс - 20 минут на первом уроке и 15 минут на втором уроке, гимнастика для глаз для снятия зрительного утомления.
Финансовое обеспечение.
Финансовое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается на п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с законом «нормативы финансирования определяются по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ, в том числе с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности». В связи с этим на федеральном уровне определена возможность особого норматива финансирования реализации отдельных программ, в том числе и АООП. Так, в законе нашло отражение увеличение финансирования получения образования детей с ОВЗ, организуемое через изменение нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов РФ, нормативных затрат на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования с учетом создания специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ.
Структура расходов включает:
- образование слабовидящего обучающегося по АООП;
- обеспечение требований доступности слабовидящего обучающегося к архитектурным сооружениям;
- обеспечение слабовидящего обучающегося необходимыми информационно-техническими средствами (в том числе тифлотехническими), учебно-методическим материалом;
- привлечение дополнительных специалистов, сторонних организаций, располагающих учебно-методическим ресурсом;
- повышение квалификации сотрудников ОО, обеспечивающих образовательный процесс слабовидящего ребенка.
4. Материально-техническое (включая архитектурную и информационную доступность) обеспечение основывается на выполнении «Постановления от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605) (ред. от 21.10.2015); ГОСТ Р 52131-2003 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов»; ГОСТ Р 51671-2000 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности»; ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования». Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ от 11.03.2016г., № ВК-452/07 определяют следующие требования: не более 2 слабовидящих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем - не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих - не более 20 обучающихся.
Важный элемент создания комплекса условий – обеспечение требований к помещениям организации, обеспечение доступной среды:
санитарно-гигиенических норм к организации образовательного процесса с учетом потребностей слабовидящих детей (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
возможности для беспрепятственного доступа слабовидящих обучающихся к объектам инфраструктуры образовательной организации.
санитарно-бытовых условий с учетом потребностей слабовидящих детей (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);
социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей слабовидящего ребенка (наличие оборудованного пространства школы, рабочего места ребенка, и т.д.);
пожарной безопасности, техники безопасности с учетом потребностей слабовидящих детей.
Обеспечение архитектурной, информационной доступности для слабовидящих детей включает:
обустройство безопасного пути слабовидящего обучающегося в школу – оборудование пешеходных переходов максимально возможными техническими средствами обеспечения безопасного перехода проезжей части: «лежачий полицейский», светофорное регулирование с обязательным звуковым сопровождением, (при невозможности светофор Т7), дополнительные дорожные знаки «Внимание дети», «Слепые пешеходы» «Ограничение скорости»; по территории школы, контрастная маркировка, мощение препятствий, входной группы и т.д.
маркировка ступеней лестниц;
размещение информационных табличек достаточной контрастности и величины шрифта – кабинеты, раздевалки, пути эвакуации, другие помещения;
создание информационных уголков с учетом возможностей слабовидящих детей;
комплектование школьной библиотеки учебной литературой, пособиями, выполненными крупным шрифтом для слабовидящих;
комплектование библиотеки цифровыми «говорящими» книгами на флеш-картах;
обеспечение организации документ-камерами для зрительного увеличения мелких предметов и текста;
оснащение школы портативными устройствами для чтения плоскопечатных текстов;
оснащение ОУ настольными электронными увеличительными устройствами;
Кадровое обеспечение.
Кадровое обеспечение определяется Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», а так же подходами к кадровому обеспечению процесса обучения обучающихся с ОВЗ описанных в Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
При формировании базы кадров, необходимых для реализации ФГОС для слабовидящих обучающихся необходимо учитывать возможности вышеназванного приказа Министерства здравоохранения и социального развития: раздел 1 п.1: "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Раздел 1 п. 3, 5 и 6. Указывают на возможности в целях совершенствования организации и повышения эффективности труда перераспределения, расширения, изменения и уточнения должностных обязанностей, включенных в квалификационную характеристику определенной должности. Раздел 1 п. 9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Кадровое обеспечение включает:
укомплектованность школы педагогическими и руководящими работниками, подготовленными в области образования слабовидящих детей;
непрерывность профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников в сфере коррекционной педагогики, специальной психологии тифлопедагогики.
Учащиеся с ОВЗ, как правило, нуждаются в сопровождении специалистов.
При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице [13]:
учителя-дефектолога (тифлопедагога) на каждые 6-12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 6-12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В случае отсутствия указанных специалистов, образовательная организация должна обеспечить систему сетевого взаимодействия с учреждениями образования, другими учреждениями по комплектованию необходимых кадровых ресурсов.
Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся разделяются на общие и характерные для слабовидящих обучающихся, которые описаны в Примерной НОО АООП для слабовидящих [20 ,стр.22]. Учет особых образовательных потребностей необходим при организации образовательной деятельности.
Учебный план по варианту 4.1 в обязательной части полностью соответствует учебному плану НОО, часть формируемая участниками образовательных отношений в части внеурочной деятельности на коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, тифлопедагогом согласно рекомендаций ПМПК отводится не более 5 часов.
На уроках осуществляется дифференцированный и индивидуальный подходы. Это проявляется в дозировании объема заданий и количеству выполняемых заданий.
Требования к предъявлению наглядной информации.
Для эффективной организации и проведения коррекционно-развивающей работы педагогу необходимо иметь представление о зрительных заболеваниях, составе, структуре и глубине нарушенных зрительных функций у каждого школьника, а также учитывать офтальмологические рекомендации, особенности восприятия предметов и явлений при подборе наглядного материала.
Основные этапы деятельности педагога по подбору и адаптации наглядного материала при проведении занятий.
Первый этап. Ознакомление с офтальмологическими рекомендациями.
На первом этапе педагог знакомится с данными на каждого обучающегося:
- диагноз заболевания органа зрения;
- возраст ребенка, в котором утрачено или нарушено зрение;
- нарушенные зрительные функции;
- рекомендованные приборы, улучшающие зрение;
- номер парты (рабочего стола), ее место в классе (в кабинете);
- режим зрительной работы;
- режим физических нагрузок;
- сроки лечения, время повторной явки к врачу.
Второй этап. Учёт офтальмологических рекомендаций при предъявлении наглядности.
При предъявлении наглядности необходимо руководствоваться следующими показателями:
1. Освещенность. Освещенность поверхности рабочего место слабовидящих детей должна составлять 500 Лк. Для фотофобов (детей со светобоязнью) освещенность должна составлять 250Лк, для детей с атрофией зрительного нерва – 1000Лк. На рабочих местах индивидуально подбираются условия комфортной освещенности (600—800 Лк).
2. Время. Требуется увеличение времени на экспозицию наглядного материала минимум вдвое (в некоторых случаях в зависимости от зрительной патологии время может быть увеличено до 10 раз). Для слабовидящих детей нагрузка не должна составлять более 15-20 минут без перерыва. Отдых должен составлять не менее 5 минут. Для предупреждения утомления при демонстрации кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, при просмотре учебных телепередач необходимо обеспечение ученикам зрительного комфорта. Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения (диафильмов, диапозитивов, кинофильмов и т. п.) также регламентируется гигиеническими нормами. Так, в зависимости от возраста и характера нарушения зрения рекомендуемая длительность просмотра составляет от 7 до 30 минут (1—2 классы: 7—10 минут, 3—4 классы: 10—15 минут, 5—11 классы: 15—30 минут).
Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.
3. Расстояние. Расположение объектов в пространстве, расстояние между ними и от них до глаз подбираются индивидуально. Вначале определяется максимальное расстояние, на котором они опознаются, затем расстояние постепенно увеличивается. Предъявление наглядного материала слабовидящим детям должно осуществляться с расстояния не более, чем 30-33 смот глаза ребенка.
Третий этап. Адаптация наглядного материала.
Основные требования, которые необходимо соблюдать при подборе, разработке и предъявлении наглядного материала:
- Используемые средства наглядности подбираются без лишних деталей и линий, затрудняющих их восприятие. Чётко должны выделяться существенные признаки изучаемых предметов. Фон, на котором предъявляется объект, также должен быть разгружен от излишних деталей. Желательно помещать средства наглядности на контрастном фоне.
- Иллюстрированный материал должен быть приближен к действительности, реальности, иметь четкую форму, размер и пропорции, контур (не использовать стилизованные изображения). Для детей с очень низкой остротой зрения контур изображения чётко обводится.
- Предельно минимальные размеры объектов различения зависят от остроты центрального зрения и составляют (В.П. Жохов и др.):
при остроте зрения 0,01 — 0,03 — 15 мм;
при остроте зрения 0,04 — 0,08 — 5 мм;
при остроте зрения 0,09 — 0,2 — 3 мм.
- Карточки и рисунки с блестящей поверхностью полностью исключаются.
- Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60% до 100%. Отрицательный контраст при обследовании предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, по сравнению с белыми на черном. Они также лучше воспринимают заполненные, силуэтные фигуры, чем контурные.
- Насыщенность тонов в текстах, картинках, рисунках и др. составляет - 0,8-1,0.
7. Желательно использовать жёлто-красно-оранжевые и зелёные тона.
8. Карточки для индивидуальной работы должны быть размером 10×10; 20×30 см
Необходимо учитывать не только общие, но и дополнительные требования, обусловленные видами глазной патологии, например:
Миопия высокой степени
- Исключить при чтении мелкий шрифт
<