Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • Оперативная информация
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС ОВЗ
  • Горячее питание
  • food
  • Родителям
  • Доступная среда для маломобильных групп населения
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Юбилей школы
  • Конференция
  • Фестиваль
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Школьное радио
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников

Задать вопрос:

Главная » Библиотека » Наши статьи » Психолого-педагогическая поддержка освоения обучающимися с нарушением зрения адаптированных основных общеобразовательных программ общего образования
Дата: Сен 3, 2017

Психолого-педагогическая поддержка освоения обучающимися с нарушением зрения адаптированных основных общеобразовательных программ общего образования



Опубликовано: ИРО-ЭКСПРЕСС: Инклюзивное образование: нормативно-правовое и ресурсное обеспечение образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья: Вып.1/ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области "Институт развития образования"; под общ.ред.О.В.Грединой. - Екатеринбург, 2017. - стр.61

Психолого-педагогическая поддержка освоения обучающимися с нарушением зрения адаптированных основных общеобразовательных программ общего образования.

Балан С.И., заместитель директора по ВР

Бессонова Т.П., заместитель директора по УВР

Григорьев Г.Г., социальный педагог

Патрушева М.С., педагог-психолог

Пивоварова Л.Д., заместитель директора по УВР

Самородова Е.В., учитель-логопед

Толмачева И.Н., заместитель директора по УВР

Шалган Н.П., директор

ГКОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат им. С.А.Мартиросяна»

г. Верхняя Пышма

Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» признает социальную исключённость уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на включение  в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование); обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях.

Статус ребенка с ОВЗ, специальные условия для получения им образования и адаптированную  образовательную программу может определить только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). В рекомендациях ПМПК должно быть определено следующее: нуждается или не нуждается ребенок в организации специальных образовательных условий и рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации.

Приводим пример заключения к протоколу ПМПК.

Основное заболевание: с коррекцией 0,15; 0,15; миопия, нистагм, амблиопия (ребенок-инвалид по зрению). Сопутствующие заболевания: РЦН, астеновегетативный синдром.

Выводы: уровень социально-психологической зрелости соответствует возрасту; развитие гнозиса соответствует возрасту; развитие познавательных процессов соответствует возрастной норме.

Рекомендации: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для слабовидящих обучающихся (АООП НОО) вариант 4.1.

Форма обучения: очное.

Рекомендуемый режим обучения: полный день.

Форма получения образования: в образовательной организации.

Специальные технические средства обучения: индивидуальные средства оптической коррекции, электронная лупа.

Другие специальные условия: первая парта, индивидуальный источник света.

Учебники и дидактические пособия: для слабовидящих обучающихся.

Направления коррекционно-развивающей работы специалистов: занятия с психологом по развитию эмоционально-волевой сферы; занятия с учителем-логопедом, направленные на развитие активного словарного запаса, фонематических процессов, профилактику дисграфии; занятия с тифлопедагогом, направленные на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.

Наблюдение: офтальмолога, невролога.

Срок повторного прохождения ПМПК: по окончании обучения на уровне начального общего образования.

Алгоритм деятельности администрации по исполнению рекомендаций ПМПК.

  1. Создание рабочей группы по разработке адаптированной основной общеобразовательной программы согласно рекомендации ПМПК, в которую могут входить представитель администрации, учитель начальных классов, специалисты сопровождения. Результат: приказ о создании рабочей группы, сроки выполнения и утверждения документа.
  2. Разработка АООП НОО вариант 4.1 в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и Пр АООП НОО для слабовидящих обучающихся. Результат: АООП НОО для слабовидящих обучающихся вариант 4.1.
  3. Создание условий. Обеспечение образовательной организации специалистами: учитель-логопед, педагог-психолог, тифлопедагог.  Материально-технические условия: оборудование рабочего места обучающегося индивидуальным источником освещения; обеспечение учебниками и дидактическими пособиями для слабовидящих; обеспечение техническими средствами обучения (электронная лупа). Организационные условия: соблюдение требований САНПИН 2.4.2.3286-15 [16] , по нормам наполняемости классов, освещенности, требований к организации образовательной деятельности и режиму дня.
  4. Организация психолого-педагогического сопровождения освоения обучающимся АООП НОО. Организация деятельности школьного психолого-педагогического консилиума (ШПМПк). Анализ результатов полученных в ходе реализации АООП НОО.
  5. Обеспечение контроля над выполнением рекомендаций ПМПК и реализации АООП НОО.

Алгоритм деятельности специалистов (педагогов школы) по исполнению рекомендаций ПМПК.

Деятельность учителя, классного руководителя.

Диагностическое направление. Знакомство с рекомендациями ПМПК. Изучение особенностей работы обучающегося на уроке: темп деятельности, работоспособность, активность, самостоятельность; изучение способов восприятия информации. Изучение особенностей взаимоотношений с одноклассниками. Изучение круга интересов обучающегося. Данная информация должна быть отражена и индивидуальной карте развития обучающегося.

Коррекционно-развивающее направление. Выполнение рекомендаций специалистов сопровождения через деятельность на уроке. Создание условий при организации образовательной деятельности на уроке: выполнение офтальмогигиенических рекомендаций. Учет особых образовательных потребностей обучающегося через применение соответствующих приемов, технологий. Вовлечение обучающегося в классные, общешкольные мероприятия. Данная информация должна быть отражена в рабочей программе педагога.

Консультативное, информационно-просветительское направление. Проведение тематических родительских собраний. Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам обучения, воспитания, развития.

Деятельность тифлопедагога.

Диагностическое направление. Уточнение рекомендаций ПМПК: диагностика развития зрительного восприятия; диагностика развития мелкой моторики; диагностика навыков социально-бытовой ориентировки; диагностика умений ориентироваться в микро-, макропространстве, открытом и замкнутом пространстве. По результатам заполняется карта обследования. Результат и рекомендации вносятся в индивидуальную карту развития (ИКР) обучающегося.

Коррекционно-развивающее направление. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Составляется рабочая программа педагога.

Консультативное, информационно-просветительское направление. Проведение консультаций для родителей (законных представителей), например:  «Технические средства реабилитации для социально-бытовой  ориентировки»; «Упражнения для развития мелкой моторики»; «Особенности зрительного восприятия слабовидящего ребенка». Проведение консультаций для педагогов, например: «Особенности организации предметно-пространственной среды»; «Особенности зрительного восприятия слабовидящего ребенка. Использование средств наглядности».

Деятельность учителя-логопеда.

Диагностическое направление. Проведение диагностики, уточнение рекомендаций ПМПК: исследование сенсомоторного уровня речи; исследование навыков языкового анализа; исследование грамматического строя речи; исследование словаря и навыков словообразования; исследование связной речи. Заполняется речевая карта обучающегося. Результаты и рекомендации вносятся в ИКР обучающегося.

Коррекционно-развивающее направление. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Составляется рабочая программа.

Консультативное, информационно-просветительское направление. Для родителей (законных представителей): «Особенности речевого развития слабовидящего ребенка»; «Система упражнений по автоматизации нарушенных звуков»; «Комплекс упражнений и игр направленных на развитие фонематического слуха»; «Развитие мелкой моторики, через игры и упражнения в кругу семьи». Для педагогов: «Согласование учебно-тематического планирования с учителем»; «Особенности речевого развития ребенка с глубоким нарушением зрения»; «Особенности ручной моторики и зрительно-пространственной функции» «Профилактика дисграфии и дислексии»; «Развитие коммуникативных умений и навыков».

Деятельность педагога-психолога.

Диагностическое направление. Проведение диагностики с целью уточнения рекомендаций ПИМПК: определение уровня самооценки; определение уровня  учебной мотивации; определение сформированности внутренней позиции школьника; исследование познавательной деятельности

определение сформированности коммуникативных навыков; диагностика межгрупповых отношений. По результатам заполняется ИКР обучающегося, готовятся рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся.

Коррекционно-развивающее направление. Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий  по социально-психологической адаптации к школе. Проведение индивидуальных занятий согласно рекомендаций ПМПК. Для работы составляется рабочая программа педагога.

Консультативное, информационно-просветительское направление. Для родителей. Выступление на родительском собрании, информирование об обучении ребенка с ОВЗ в классе, о его  образовательных потребностях.  Консультация по результатам психодиагностики, представление разработанных рекомендаций. Размещение информации на сайте школы в разделе «Страничка психолога», на классном стенде   на тему милосердия, доброты, взаимодействия с детьми  ОВЗ. Консультирование родителя ребенка с ОВЗ, практическая помощь родителям: решение проблемных ситуаций психологического и педагогического характера. Проведение круглых столов, тренингов, выступлений на родительских собраниях, дискуссий, практикумов (диалог между родителями, развенчивание «мифов» о детях с ОВЗ, снятие эмоционального напряжения и сопротивления).

Для педагогов. Выступление по теме «Особенности психологического развития, обучающегося младшего школьного возраста с нарушением зрения» (на педсовете или ином мероприятии по договоренности с администрацией школы). Консультирование классного руководителя по теме «Ознакомление классного руководителя с результатами диагностического обследования учащегося, выработка рекомендаций». Консультирование классного руководителя и педгруппы, работающей с обучающимся, на темы  «Выработка рекомендаций по организации взаимодействия обучающихся в классе», «Развитие коммуникативных навыков во взаимодействии обучающихся в различных видах деятельности в системе координат «слабовидящий – нормально видящий сверстник», «Организация психологической и педагогической поддержки детей с нарушением зрения на этапе адаптации».

Деятельность социального педагога.

Диагностическое направление. Выявление семейных проблем с точки зрения социализации семьи. Определение типа семейного воспитания ребенка. Заполнение по результатам социального паспорта семьи и внесение данных в ИКР обучающихся.

Организационное направление. Организация сетевого взаимодействия с учреждениями-партнерами в области социальной поддержки (Служба социальной защиты населения, органы опеки и др.), общественными организациями, защищающими права детей, права инвалидов, учреждениями дополнительного образования. Составляется план работы с семьей.

Консультативное, информационно-просветительское направление. Информирование семьи по вопросам социальной защиты.

В случае невозможности освоения обучающимся АООП проводится ШПМПк и обучающийся направляется на повторное обследование на ПМПК с целью уточнения варианта АООП.

Создание комплекса специальных условий в общеобразовательной организации для успешного освоения адаптированных основных общеобразовательных программ,  обеспечивает создание системы индивидуального подхода к особым образовательным потребностям слабовидящих обучающихся.

Определение комплекса специальных условий для ребенка с нарушением зрения, основывается на решении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (раздел III п.5 протокола от 18 апреля 2008 г.), Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». Комплекс специальных условий в общеобразовательной организации для успешного освоения адаптированных основных общеобразовательных программ, включает в себя: организацию сетевого взаимодействия, организация медицинского сопровождения, финансовое обеспечение, материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение, кадровое обеспечение.

Организации сетевого взаимодействия с внешними организациями.

Система сетевого взаимодействия образовательной организации является важной составной частью создания комплекса специальных условий и включает в себя организацию взаимодействия с: территориальной ПМПК, бюро МСЭ, методическими, ресурсными центрами по обучения детей с ОВЗ,  специальными (коррекционными) школами, органами социальной защиты, здравоохранения, образования (дополнительного образования), культуры,  общественными организациями, в том числе общественными организациями инвалидов.

Организация медицинского сопровождения.

Основным направлением медицинского сопровождения является мониторинг состояния здоровья, в том числе состояние органа зрения, проведение профилактических, реабилитационных мероприятий, организованных как на базе образовательной организации, так и по договору с медицинскими организациями.

Важным направлением медицинского сопровождения является  реализация в школе здоровьесберегающих технологий, в особенности создание  офтальмогигиенических условий: 

Обязательное использование подставки для книг при чтении в любом возрасте. Подставка удерживает книгу под углом 30-40 градусов, при этом верхние и нижние строчки рассматриваются под одним углом зрения и на одном расстоянии от глаз, что уменьшает процесс  развития зрительной утомляемости;

оказание помощи ребенку в поисках страницы и строки. Особенно в этой помощи нуждаются дети с нистагмом, так как при нем затрудняется фиксация объекта и взгляд часто соскакивает со строки;

рациональное рассаживание за партами в классе с учетом остроты зрения и особенностей глазной патологии. При светобоязни - рассаживание дальше от окон, использование подшторников, жалюзи для защиты от прямых солнечных лучей. Светобоязнь наблюдается при альбинизме, аниридии, катаракте, дистрофии сетчатки, глаукоме. Дети с этими заболеваниями  сильно щурятся, низко наклоняются над текстом, пытаясь закрыть его от света, испытывают трудности в групповых играх при неправильной расстановке игроков. Ряд других заболеваний: атрофия зрительного нерва, близорукость; - требуют большой освещенности при зрительной работе. Этим детям нужна парта у окна. При косоглазии рекомендуется посадка по центру, не косящий глаз должен быть направлен прямо на доску;

обеспечение очковой коррекции - строго по назначению врача-офтальмолога. При дальнозоркости всех степеней, миопии выше 3,0 диоптрий, афакии, подвывихе хрусталиков требуются двое очков: для близи и дали, а при необходимости и третьи очки для работы за компьютером.  Обязанность учителя проверить, наличие и использование ребенком очков;

при использовании лупы необходима консультация и рекомендация врача-офтальмолога. При работе ребенка с лупой необходимо учитывать то что, с лупой большого увеличения быстро наступает общее утомление из-за фрагментарного восприятия текста и длительного вынужденного положения тела. Лупы с подсветкой в виде фонарика на батарейках, используются при заболеваниях глаз, требующих высокого освещения (атрофия зрительного нерва, близорукость). Электронная лупа дает увеличение в 25 раз, что позволяет детям с минимальным зрением читать печатный текст, рассматривать схемы, картинки. При работе с электронной лупой необходимо неукоснительно выполнять рекомендации врача-офтальмолога по работе с дисплеем: посадка ребенка, расположение экрана, расстояние от глаз до экрана, длительность непрерывной зрительной работы;

организация гимнастика для глаз на каждом уроке с длительной зрительной работой;

обеспечение режима физической нагрузки.

Занятия физкультурой осуществляется исходя из состояния здоровья обучающегося, характеру глазной патологии рекомендаций врача-офтальмолога:

подгруппа А - не требуется ограничение физической нагрузки, разрешается заниматься в спортивных секциях и участвовать в спортивных соревнованиях. Заболевания: гиперметропия всех степеней, миопия слабой степени, миопия средней степени без дистрофических изменений на глазном дне, альбинизм, стабильная атрофия зрительного нерва, не прогрессирующая тапето-ретинальная дистрофия сетчатки, помутнение роговицы, врожденная катаракта, атрофия и субатрофия глазного яблока, анофтальм.

подгруппа Б - требуется ограничение физической нагрузки, нет допуска к занятиям в спортивных секциях и к соревнованиям. Заболевания: миопия средней степени с дистрофическими изменениями на глазном дне, миопия высокой степени, афакия, осложненная катаракта, увеит, хориоретинит, свежая травма глаза, дегенерация сетчатки, макулодистрофия без склонности к геморрагиям, опухоли головного мозга и глаза, компенсированная глаукома, диабетическая и гипертоноческая ангиопатии сетчатки.

ограничения: резкие наклоны головы и туловища, прыжки, упражнения с отягощением, акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах и руках, висы вниз головой, соскоки со снарядов, упражнения с сотрясением тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела и возможными травмами головы, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения и статические упражнения. Нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижение на коньках.

подгруппа В - противопоказания к физическим нагрузкам, только занятия по программе АФК. Чрезмерная физическая нагрузка может привести к кровоизлияниям (не менее 2-х лет после операции), кератопротезирование, артифакия, истонченное бельмо роговицы, острый кератоконус, подвывих хрусталиков (синдром Марфана), отслойка стекловидного тела при миопии высокой степени, последствия рецидивирующих кровоизлияний в стекловидное тело, рецидивирующие кровоизлияния в сетчатку, дистрофия сетчатки с наклонностью к геморрагиям, гипертоническая и диабетическая ретинопатии, ретиношизис, некомпенсированная глаукома, атрофия зрительного нерва сосудистого генеза.

противопоказания: силовые упражнения, характеризующиеся натуживанием; выполнение упражнений при ЧСС свыше 180 ударов в минуту; прыжки в воду, тяжелая атлетика, бокс, борьба; хоккей, футбол, баскетбол, волейбол, велоспорт, горнолыжный спорт, мотоспорт.

обеспечение офтальмологических требований при работе с компьютером детей с патологией зрения: расстояние до экрана не менее 50см., размер шрифта не менее 14, длительность работы на компьютере в течение дня: 5-7 класс - 10 минут, 8-10 класс - 15 минут, 11-12 класс - 20 минут на первом уроке и 15 минут на втором уроке, гимнастика для глаз для снятия зрительного утомления.

Финансовое обеспечение.

Финансовое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается на п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с законом «нормативы финансирования определяются по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ, в том числе с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности». В связи с этим на федеральном уровне определена возможность особого норматива финансирования реализации отдельных программ, в том числе и АООП. Так, в законе нашло отражение увеличение финансирования получения образования детей с ОВЗ, организуемое через изменение нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов РФ, нормативных затрат на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования с учетом создания специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ.

Структура расходов включает:

  • образование слабовидящего обучающегося по АООП;
  • обеспечение требований доступности слабовидящего обучающегося к архитектурным сооружениям;
  • обеспечение слабовидящего обучающегося необходимыми информационно-техническими средствами (в том числе тифлотехническими), учебно-методическим материалом;
  • привлечение дополнительных специалистов, сторонних организаций, располагающих учебно-методическим ресурсом;
  • повышение квалификации сотрудников ОО, обеспечивающих образовательный процесс слабовидящего ребенка.

4. Материально-техническое (включая архитектурную и информационную доступность) обеспечение основывается на выполнении «Постановления от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;  «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605) (ред. от 21.10.2015);  ГОСТ Р 52131-2003 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов»; ГОСТ Р 51671-2000 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности»; ГОСТ  Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования». Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ от 11.03.2016г., № ВК-452/07 определяют следующие требования: не более 2 слабовидящих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем - не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих - не более 20 обучающихся.

Важный элемент создания комплекса условий – обеспечение требований к помещениям организации, обеспечение доступной среды:

санитарно-гигиенических норм к организации образовательного процесса с учетом потребностей слабовидящих детей (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);

возможности для беспрепятственного доступа слабовидящих обучающихся к объектам инфраструктуры образовательной организации.

санитарно-бытовых условий с учетом потребностей слабовидящих детей  (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);

социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей слабовидящего ребенка (наличие оборудованного пространства школы, рабочего места ребенка, и т.д.);

пожарной безопасности, техники безопасности с учетом потребностей слабовидящих детей.

Обеспечение архитектурной, информационной доступности для слабовидящих детей включает:

обустройство безопасного пути слабовидящего обучающегося в школу – оборудование пешеходных переходов максимально возможными техническими средствами обеспечения безопасного перехода проезжей части: «лежачий полицейский», светофорное регулирование с обязательным звуковым сопровождением, (при невозможности светофор Т7), дополнительные дорожные знаки «Внимание дети», «Слепые пешеходы» «Ограничение скорости»; по территории школы, контрастная маркировка, мощение препятствий,  входной группы и т.д.

маркировка ступеней лестниц;

размещение информационных табличек достаточной контрастности и величины шрифта – кабинеты, раздевалки,  пути эвакуации, другие помещения;

создание информационных уголков с учетом возможностей слабовидящих детей;

комплектование школьной библиотеки учебной литературой, пособиями, выполненными крупным шрифтом для слабовидящих;

комплектование библиотеки цифровыми «говорящими» книгами на флеш-картах;

обеспечение организации документ-камерами для зрительного увеличения мелких предметов и текста;

оснащение школы портативными устройствами для чтения плоскопечатных текстов;

оснащение ОУ настольными электронными увеличительными устройствами;

Кадровое обеспечение.

Кадровое обеспечение определяется Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», а так же подходами к кадровому обеспечению процесса обучения обучающихся с ОВЗ описанных в Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

При формировании базы кадров, необходимых для реализации ФГОС для слабовидящих обучающихся необходимо учитывать возможности вышеназванного приказа Министерства здравоохранения и социального развития: раздел 1 п.1: "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.  Раздел 1 п. 3, 5 и 6. Указывают на возможности в целях совершенствования организации и повышения эффективности труда перераспределения, расширения, изменения и уточнения должностных обязанностей, включенных в квалификационную характеристику определенной должности. Раздел 1 п. 9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Кадровое обеспечение включает:

 укомплектованность школы педагогическими и руководящими работниками, подготовленными в области образования слабовидящих детей;

непрерывность профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников в сфере коррекционной педагогики, специальной психологии тифлопедагогики.

Учащиеся с ОВЗ, как правило, нуждаются в сопровождении специалистов.

При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице [13]:

учителя-дефектолога (тифлопедагога) на каждые 6-12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

учителя-логопеда на каждые 6-12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

тьютора,  ассистента (помощника) на каждые 1-6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В случае отсутствия указанных специалистов, образовательная организация должна обеспечить систему сетевого взаимодействия с учреждениями образования, другими учреждениями по комплектованию необходимых кадровых ресурсов.

Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся разделяются на общие и характерные для слабовидящих обучающихся, которые описаны в Примерной НОО АООП для слабовидящих [20 ,стр.22]. Учет особых образовательных потребностей необходим при организации образовательной деятельности.

Учебный план по варианту 4.1 в обязательной части полностью соответствует учебному плану НОО, часть формируемая участниками образовательных отношений в части внеурочной деятельности на коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, тифлопедагогом согласно рекомендаций ПМПК отводится не более 5 часов.

На уроках осуществляется дифференцированный и индивидуальный подходы. Это проявляется в дозировании объема заданий и количеству выполняемых заданий.

Требования к предъявлению наглядной информации.

Для эффективной организации и проведения коррекционно-развивающей работы педагогу необходимо иметь представление о зрительных заболеваниях, составе, структуре и глубине нарушенных зрительных функций у каждого школьника, а также учитывать офтальмологические рекомендации, особенности восприятия предметов и явлений при подборе наглядного материала.

Основные этапы деятельности педагога по подбору и адаптации наглядного материала при проведении занятий.

Первый этап. Ознакомление с офтальмологическими рекомендациями.

На первом этапе педагог знакомится с данными на каждого обучающегося:

  1. диагноз заболевания органа зрения;
  2. возраст ребенка, в котором утрачено или нарушено зрение;
  3. нарушенные зрительные функции;
  4. рекомендованные приборы, улучшающие зрение;
  5. номер парты (рабочего стола), ее место в классе (в кабинете);
  6. режим зрительной работы;
  7. режим физических нагрузок;
  8. сроки лечения, время повторной явки к врачу.

Второй этап. Учёт офтальмологических рекомендаций при предъявлении наглядности.

При предъявлении наглядности необходимо руководствоваться следующими показателями:

1. Освещенность. Освещенность поверхности рабочего место слабовидящих детей должна составлять 500 Лк. Для фотофобов (детей со светобоязнью) освещенность должна составлять 250Лк, для детей с атрофией зрительного нерва – 1000Лк. На рабочих местах индивидуально подбираются условия комфортной освещенности (600—800 Лк).

2. Время. Требуется увеличение времени на экспозицию наглядного материала минимум вдвое (в некоторых случаях в зависимости от зрительной патологии время может быть увеличено до 10 раз). Для слабовидящих детей нагрузка не должна составлять более 15-20 минут без перерыва. Отдых должен составлять не менее 5 минут. Для предупреждения утомления при демонстрации кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, при просмотре учебных телепередач необходимо обеспечение ученикам зрительного комфорта. Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения (диафильмов, диапозитивов, кинофильмов и т. п.) также регламентируется гигиеническими нормами. Так, в зависимости от возраста и характера нарушения зрения рекомендуемая длительность просмотра составляет от 7 до 30 минут (1—2 классы: 7—10 минут, 3—4 классы: 10—15 минут, 5—11 классы: 15—30 минут).

Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.

3. Расстояние. Расположение объектов в пространстве, расстояние между ними и от них до глаз подбираются индивидуально. Вначале определяется максимальное расстояние, на котором они опознаются, затем расстояние постепенно увеличивается. Предъявление наглядного материала слабовидящим детям должно осуществляться с расстояния не более, чем 30-33 смот глаза ребенка.

Третий этап. Адаптация наглядного материала.

Основные требования, которые необходимо соблюдать при подборе, разработке и  предъявлении наглядного материала:

  1. Используемые средства наглядности подбираются без лишних деталей и линий, затрудняющих их восприятие. Чётко должны выделяться существенные признаки изучаемых предметов. Фон, на котором предъявляется объект, также должен быть разгружен от излишних деталей. Желательно помещать средства наглядности на контрастном фоне.
  2. Иллюстрированный материал должен быть приближен к действительности, реальности, иметь четкую форму, размер и пропорции, контур (не использовать стилизованные изображения). Для детей с очень низкой остротой зрения контур изображения чётко обводится.
  3. Предельно минимальные размеры объектов различения зависят от остроты центрального зрения и составляют (В.П. Жохов и др.):

при остроте зрения 0,01 — 0,03 — 15 мм;

при остроте зрения 0,04 — 0,08 — 5 мм;

при остроте зрения 0,09 — 0,2 — 3 мм.

  1. Карточки и рисунки с блестящей поверхностью полностью исключаются.
  2. Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60% до 100%. Отрицательный контраст при обследовании предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, по сравнению с белыми на черном. Они также лучше воспринимают заполненные, силуэтные фигуры, чем контурные.
  3. Насыщенность тонов в  текстах, картинках, рисунках и др. составляет - 0,8-1,0.

7. Желательно использовать жёлто-красно-оранжевые и зелёные тона.

8. Карточки для индивидуальной работы должны быть размером 10×10; 20×30 см

Необходимо учитывать не только общие, но и дополнительные требования, обусловленные видами глазной патологии, например:

Миопия высокой степени

- Исключить при чтении мелкий шрифт

<