- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Шалган Н.П., Толмачева И.Н. "РАБОТА В ИННОВАЦИОННОМ РЕЖИМЕ – ТРАДИЦИЯ ШКОЛЫ"
Опубликовано: "Опыт внедрения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Свердловской области": сборник статей/ Урал.гос.пед.ун-т; Екатеринбург: 2017г., стр.51
Государственное казенное общеобразовательное
учреждение Свердловской области
«Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна, реализующая
адаптированные основные
общеобразовательные программы»
г.Верхняя Пышма, Россия
В данной статье представлен 60-летний опыт работы школы по инновационной деятельности. Авторы доказывают, что активное участие педагогов в научно-исследовательской деятельности в области тифлопедагогики является ведущей традицией школы.
В апреле 2017 года Верхнепышминская школа-интернат имени С.А.Мартиросяна (для слепых и слабовидящих детей) будет отмечать 70-летний юбилей своей истории. На протяжении 60-ти лет коллектив педагогов активно участвовал в научно-исследовательской деятельности по вопросам тифлопедагогики: обучение, воспитание и развитие обучающихся с нарушением зрения.
Вот несколько фактов истории.
С 1963г. – до конца 80-х годов школа является базовой Научно-исследовательского института дефектологии Академии педагогических наук СССР. В школьных книгах приказов зафиксировано 25 фамилий ученых (кандидатов и докторов наук), сотрудничавших с педагогическим коллективом, среди них такие тифлопедагоги, как М.И.Земцова, доктор педагогических наук, профессор НИИД АПН СССР, А.Г.Литвак, доктор педагогических наук, профессор кафедры тифлопедагогики ЛГПИ им.Герцена.
В 60-х годах в школе были разработаны, апробированы и внедрены уникальные программы профессиональной подготовки по профилям: «Картонажное дело», «Столярное дело», «Слесарное дело» и «Конструирование»; в 70-х годах - «Медицинская сестра по массажу» и «Математик-программист», аналогов которым не было во всем Советском Союзе; уроки труда в основной школе велись по экспериментальным программам НИИД АПН СССР.
В 1978 году директор школы С.А.Мартиросян выступал с докладом «Об опыте учебно-воспитательной работы и трудовой подготовки учащихся с нарушением зрения» на заседании Президиума АПН СССР. Успехи, достигнутые школой, получили высокую оценку.
В том же 1978 году С.А.Мартиросян выступил на заседании Сессии Юнеско во Франции с докладом «Социальная реабилитация и социальная адаптация слепых детей в СССР».
Большая научная работа в школе проводилась Свердловской тифлотехнической лабораторией НИИД АПН СССР. Это первая научная организация, которая установила тесные связи со школой еще в 1957 году, решая практические вопросы оснащения школы специальными тифлотехническими учебными средствами.
Работниками тифлолаборатории на основании экспериментальных работ, проводимых совместно с педагогами школы, был защищен ряд диссертаций по актуальным вопросам тифлопедагогики: О.Л.Алексеевым и Т.М.Шориковой по вопросам программированного обучения; в 70гг. И.Р.Тиновским по методике преподавания физкультуры, В.М.Ермолаевым по проблемам трудового обучения, А.А.Казаковым по вопросам оборудования учебных кабинетов географии, физики и астрономии, В.М.Смирновым по развитию измерительных навыков у учащихся, Л.К.Малштейн по методике преподавания изобразительного искусства; в 80-х годах А.А.Семеновым по методике преподавания физкультуры, В.М.Ворониным по подготовке программистов.
Педагоги школы почти каждый год выступали с докладами на научных сессиях по вопросам дефектологии, Центральных (а затем Всесоюзных) педагогических чтениях, различных научно-методических конференциях и семинарах-совещаниях: С.В.Куклина «Практическое применение тифлорепетитора на уроках математики»; Н.П.Убалехт «Из опыта работы по эстетическому воспитанию учащихся на примере организации поэтического клуба» (1982г.); опыт В.А.Примизенкина был обобщен и опубликован в трех книгах, авторы которых в течение длительного времени присутствовали на его уроках физкультуры: Л.А.Семенов, В.П.Шлыков «Азбука движений» (1984г.), В.П.Шлыков «Освоение основных элементов гимнастики слепыми и слабовидящими школьниками» (1987г.), Л.А.Семенов «Тренажеры и их использование в школах для слепых и слабовидящих детей» (1985г.); Т.И.Устинова, Н.П.Шалган «Особенности педагогического руководства ученическим самоуправлением в процессе организации производительного труда» (1988г.); В.А.Столбов «Музыкально-компьютерный центр, как форма работы по музыкально-творческому развитию слепых и слабовидящих школьников» (1996г.).
В 2002 году успешно защитила кандидатскую диссертацию учитель географии Н.Е.Коган на тему «Дидактическая игра как условие активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением зрения на уроках географии и общей биологии».
В 2007 году наша школа стала общественным филиалом кафедры специальной педагогики ИСО УрГПУ. Под непосредственным руководством О.Л.Алексеева, доктора педагогических наук, профессора, академика Международной академии наук педагогического образования с педагогами школы проводилась плановая научно-исследовательская и методическая работа.
Подводя итоги полувековой инновационной деятельности школы, мы много раз убеждались в том, что только при условии систематического научно-обоснованного воздействия возможно создание необходимой базы для успешной реабилитации и дальнейшей социальной адаптации наших выпускников.
По выражению В.А.Караковского, «сегодняшняя школа характеризуется небывалым разнообразием типов, условий и состояний … в условиях бурного педагогического творчества можно лишь дать школам общие ориентиры, и пусть каждый педагогический коллектив разрабатывает свою программу обучения и воспитания, исходя из конкретных возможностей и собственных социально-педагогических условий».
В настоящее время, продолжая традиции школы в сотрудничестве с кафедрой тифлопедагогики Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ имени А.И.Герцена и ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования коллектив педагогов активно участвует в инновационной деятельности в области тифлопедагогики.
В 2014г. школе присвоен статус «пилотная площадка», участвующая в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015г. годы по направлению «Распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализации детей» (апробации ФГОС образования детей с ОВЗ). В статусе «пилотной площадки» педагогами школы были разработаны адаптированные основные общеобразовательные программы для слепых обучающихся (вариант 3.2 и 3.3), для слабовидящих обучающихся (варианты 4.2 и 4.3), учебные планы, рабочие программы учебных предметов (53 программы), курсов коррекционно-развивающей деятельности (26 авторских программ), программы внеурочной деятельности, программы коррекционный работы и другие учебно-методические, дидактические материалы.
В 2015-2017гг. – школа становится «стажировочной площадкой» для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций области по вопросам введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. На базе школы были организованы курсы повышения квалификации для педагогических работников Свердловской области по темам: «Тифлопедагогическая практика в условиях реализации ФГОС: специальное и инклюзивное образование», «Современные психолого-педагогические подходы в работе с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии», «Проектирование и реализация адаптированной основной образовательной программы в рамках ФГОС НОО для слепых», «Проектирование и реализация адаптированной основной образовательной программы в рамках ФГОС НОО для слабовидящих». Всего на базе школы прошли обучение 200 педагогических работников Свердловской области.
За это время педагогами школы были организованы и проведены 9 семинаров и мастер-классов. В них приняло участие 496 педагогических работников образовательных организаций Уральского федерального округа.
Ежегодно не менее 20% педагогов школы принимают активное участие в форумах различного уровня: областного, регионального, федерального и международного.
Педагоги приняли участие в реализации проекта «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 дополнительный, 1 классы)», исполнителем которого является АО «Издательство «Просвещение».
Педагоги школы совместно с тифлокафедрой РГПУ им. Герцена работали по адаптации содержания учебников 1-2 классов для обучения слабовидящих обучающихся.
За этот период педагогами было опубликовано более 30-ти статей, в которых был обобщен опыт по обучению, воспитанию и социализации слепых и слабовидящих обучающихся в условиях нового стандарта.
В инновационной деятельности школы принимает участие более 50% педагогов (всего в школе работает 87 педагогов). Хочется отметить наиболее активных: учителя начальных классов Бессонова Т.П., Губина Е.Н., Конева С.С., Коптелова Л.Д., Неволина С.В., учитель по пространственной ориентировке Замятина А.В., учитель-логопед Самородова Е.В., педагог-психолог Суворина Н.Р., учитель ритмики Костюхина Н.А., учитель физкультуры и АФК Упорова Л.П., воспитатель Закиева М.А.
В рамках функционирования стажировочной площадки создана система консультативно-методического сопровождения по введению и реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных школах Свердловской области.
Для просвещения родителей педагогами разработано несколько программ. Программа оказания ранней помощи родителям, воспитывающим слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста, состоящая из системы практикоориентированных занятий по вопросам: особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, формирование представлений об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков и другие. Программа для родителей наших школьников включает в себя мастер-классы, вебинары, семинары, индивидуальные консультации по проблемам социализации, профориентации, формированию учебной мотивации слепых и слабовидящих детей и др. Особой программой является система занятий с родителями по закреплению навыков ориентировки в пространстве у слепых обучающихся. Для родителей разработаны памятки, методические рекомендации. Совместно со Свердловской областной общественной организацией родителей незрячих и слабовидящих детей «Окно в мир» опубликованы 2 книги под общим названием «Дорогу осилит идущий...», в которых освещены наиболее важные для родителей вопросы по воспитанию и развитию детей.
За многолетнюю историю у школы установились устойчивые связи с социальными партнерами в области тифлопедагогики, медицины, органов социального сопровождения инвалидов и др.
Школа открыта для сотрудничества с организациями, обучающими детей с нарушением зрения.
К каждому юбилею школы педагогический коллектив выпускает сборник статей «История и современность: обучение и воспитание детей с нарушением зрения (из опыта работы)». Таких сборников под одним и тем же названием вышло 2 в 2003 и 2010 годах. К изданию готовится третья книга, в которой будут представлены результаты работы педагогов за последние 5 лет.
В 2016 году в школе разработана и утверждена «Программа развития на 2016-2021 годы», в которой определены задачи, говорящие о том, что инновационная деятельность будет продолжена.
1. Модернизация образовательных программ, направленных на достижение современного качества образовательных результатов и результатов социализации в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, ООО, СОО.
2. Создание современной системы оценки качества образования, обновление методов и технологий обучения, создание современных условий обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ, ООО, СОО.
3. Дальнейшее развитие профильного обучения и предпрофильной подготовки, профориентационной работы, апробирования новых форм получения образования обучающимися.
Администрация школы убеждена, что сильный педагогический коллектив, созданные благоприятные условия и традиции помогут в осуществлении самых смелых планов.