Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Шалган Н.П., Толмачева И.Н. "РАБОТА В ИННОВАЦИОННОМ РЕЖИМЕ – ТРАДИЦИЯ ШКОЛЫ"
Дата: Сен 18, 2017

Шалган Н.П., Толмачева И.Н. "РАБОТА В ИННОВАЦИОННОМ РЕЖИМЕ – ТРАДИЦИЯ ШКОЛЫ"



Опубликовано: "Опыт внедрения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Свердловской области":  сборник статей/ Урал.гос.пед.ун-т; Екатеринбург: 2017г., стр.51

Государственное казенное общеобразовательное

 учреждение Свердловской области

«Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна, реализующая

 адаптированные основные

общеобразовательные программы»

г.Верхняя Пышма, Россия

 

     В данной статье представлен 60-летний опыт работы школы по инновационной деятельности. Авторы доказывают, что активное участие педагогов в научно-исследовательской деятельности в области тифлопедагогики является ведущей традицией школы.

В апреле 2017 года Верхнепышминская школа-интернат имени С.А.Мартиросяна (для слепых и слабовидящих детей) будет отмечать 70-летний юбилей своей истории. На протяжении 60-ти лет коллектив педагогов активно участвовал в научно-исследовательской деятельности по вопросам тифлопедагогики: обучение, воспитание и развитие обучающихся с нарушением зрения.

Вот несколько фактов истории.

С 1963г. – до конца 80-х годов школа является базовой Научно-исследовательского института дефектологии Академии педагогических наук СССР. В школьных книгах приказов зафиксировано 25 фамилий ученых (кандидатов и докторов наук), сотрудничавших с педагогическим коллективом, среди них такие тифлопедагоги, как М.И.Земцова, доктор педагогических наук, профессор НИИД АПН СССР, А.Г.Литвак, доктор педагогических наук, профессор кафедры тифлопедагогики ЛГПИ им.Герцена.

 В 60-х годах в школе были разработаны, апробированы и внедрены уникальные программы профессиональной подготовки по профилям: «Картонажное дело», «Столярное дело», «Слесарное дело» и «Конструирование»; в 70-х годах  - «Медицинская сестра по массажу» и «Математик-программист», аналогов которым не было во всем Советском Союзе; уроки труда в основной школе велись по экспериментальным программам НИИД АПН СССР.

В 1978 году директор школы С.А.Мартиросян выступал с докладом «Об опыте учебно-воспитательной работы и трудовой подготовки  учащихся с нарушением зрения» на заседании Президиума АПН СССР. Успехи, достигнутые школой, получили высокую оценку.

В том же 1978 году С.А.Мартиросян выступил на заседании Сессии Юнеско во Франции с докладом «Социальная реабилитация и социальная адаптация слепых детей в СССР».

Большая научная работа в школе проводилась Свердловской тифлотехнической лабораторией НИИД АПН СССР. Это первая научная организация, которая установила тесные связи со школой еще в 1957 году, решая практические вопросы оснащения школы специальными тифлотехническими учебными средствами.

Работниками тифлолаборатории на основании экспериментальных работ, проводимых совместно с педагогами школы, был защищен ряд диссертаций по актуальным вопросам тифлопедагогики: О.Л.Алексеевым и Т.М.Шориковой по вопросам программированного обучения; в 70гг. И.Р.Тиновским по методике преподавания физкультуры, В.М.Ермолаевым по проблемам трудового обучения, А.А.Казаковым по вопросам оборудования учебных кабинетов географии, физики и астрономии, В.М.Смирновым по развитию измерительных навыков у учащихся, Л.К.Малштейн по методике преподавания изобразительного искусства; в 80-х годах А.А.Семеновым по методике преподавания физкультуры, В.М.Ворониным по подготовке программистов.

Педагоги школы почти каждый год выступали с докладами на научных сессиях по вопросам дефектологии, Центральных (а затем Всесоюзных) педагогических чтениях, различных научно-методических конференциях и семинарах-совещаниях: С.В.Куклина «Практическое применение тифлорепетитора на уроках математики»; Н.П.Убалехт «Из опыта работы по эстетическому воспитанию учащихся на примере организации поэтического клуба» (1982г.); опыт В.А.Примизенкина был обобщен и опубликован в трех книгах, авторы которых в течение длительного времени присутствовали на его уроках физкультуры: Л.А.Семенов, В.П.Шлыков «Азбука движений» (1984г.), В.П.Шлыков «Освоение основных элементов гимнастики слепыми и слабовидящими школьниками» (1987г.), Л.А.Семенов «Тренажеры и их использование в школах для слепых и слабовидящих детей» (1985г.); Т.И.Устинова, Н.П.Шалган «Особенности педагогического руководства ученическим самоуправлением в процессе организации производительного труда» (1988г.); В.А.Столбов «Музыкально-компьютерный центр, как форма работы по музыкально-творческому развитию слепых и слабовидящих школьников» (1996г.).

В 2002 году успешно защитила кандидатскую диссертацию учитель географии Н.Е.Коган на тему «Дидактическая игра как условие активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением зрения на уроках географии и общей биологии».

В 2007 году наша школа стала общественным филиалом кафедры специальной педагогики ИСО УрГПУ. Под непосредственным руководством О.Л.Алексеева, доктора педагогических наук, профессора, академика Международной академии наук педагогического образования с педагогами школы проводилась плановая научно-исследовательская и  методическая работа.

Подводя итоги полувековой инновационной деятельности школы, мы много раз убеждались в том, что только при условии систематического научно-обоснованного воздействия возможно создание необходимой базы для успешной реабилитации и дальнейшей социальной адаптации наших выпускников.

По выражению В.А.Караковского, «сегодняшняя школа характеризуется небывалым разнообразием типов, условий и состояний … в условиях бурного педагогического творчества можно лишь дать школам общие ориентиры, и пусть каждый педагогический коллектив разрабатывает свою программу обучения и воспитания, исходя из конкретных возможностей и собственных социально-педагогических условий».

В настоящее время, продолжая традиции школы в сотрудничестве с кафедрой тифлопедагогики Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ имени А.И.Герцена и ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования коллектив педагогов активно участвует в инновационной деятельности в области тифлопедагогики.

В 2014г. школе присвоен статус «пилотная площадка», участвующая в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015г. годы по направлению «Распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализации детей» (апробации ФГОС образования детей с ОВЗ). В статусе «пилотной площадки» педагогами школы были разработаны адаптированные основные общеобразовательные программы для слепых обучающихся (вариант 3.2 и 3.3), для слабовидящих обучающихся (варианты 4.2 и 4.3), учебные планы, рабочие программы учебных предметов (53 программы), курсов коррекционно-развивающей деятельности (26 авторских программ), программы внеурочной деятельности, программы коррекционный работы и другие учебно-методические, дидактические материалы.

В 2015-2017гг. – школа становится «стажировочной площадкой» для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций области по вопросам введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. На базе школы были организованы курсы повышения квалификации для педагогических работников Свердловской области по темам: «Тифлопедагогическая практика в условиях реализации ФГОС: специальное и инклюзивное образование», «Современные психолого-педагогические подходы в работе с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии», «Проектирование и реализация адаптированной основной образовательной программы в рамках ФГОС НОО для слепых», «Проектирование и реализация адаптированной основной образовательной программы в рамках ФГОС НОО для слабовидящих». Всего на базе школы прошли обучение 200 педагогических работников Свердловской области.

За это время педагогами школы были организованы и проведены 9 семинаров и мастер-классов. В них приняло участие 496 педагогических работников образовательных организаций Уральского федерального округа.

Ежегодно не менее 20% педагогов школы принимают активное участие в форумах различного уровня: областного, регионального, федерального и международного.

Педагоги приняли участие в реализации проекта «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 дополнительный, 1 классы)», исполнителем которого является АО «Издательство «Просвещение».

Педагоги школы совместно с тифлокафедрой  РГПУ им. Герцена работали по адаптации содержания учебников 1-2 классов для обучения слабовидящих обучающихся.

За этот период педагогами было опубликовано более 30-ти статей, в которых был обобщен опыт по обучению, воспитанию и социализации слепых и слабовидящих обучающихся в условиях нового стандарта.

В инновационной деятельности школы принимает участие более 50% педагогов (всего в школе работает 87 педагогов). Хочется отметить наиболее активных: учителя начальных классов Бессонова Т.П., Губина Е.Н., Конева С.С., Коптелова Л.Д., Неволина С.В., учитель по пространственной ориентировке Замятина А.В., учитель-логопед Самородова Е.В., педагог-психолог Суворина Н.Р., учитель ритмики Костюхина Н.А., учитель физкультуры и АФК Упорова Л.П., воспитатель Закиева М.А.

В рамках функционирования стажировочной площадки создана система консультативно-методического сопровождения по введению и реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных школах Свердловской области.

 Для просвещения родителей педагогами разработано несколько программ. Программа оказания ранней помощи родителям, воспитывающим слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста, состоящая из системы практикоориентированных занятий по вопросам: особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, формирование представлений об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков и другие. Программа для родителей наших школьников включает в себя мастер-классы, вебинары, семинары, индивидуальные консультации по проблемам социализации, профориентации, формированию учебной мотивации слепых и слабовидящих детей и др. Особой программой является система занятий с родителями по закреплению навыков ориентировки в пространстве у слепых обучающихся. Для родителей разработаны памятки, методические рекомендации. Совместно со Свердловской областной общественной организацией родителей незрячих и слабовидящих детей «Окно в мир» опубликованы 2 книги под общим названием «Дорогу осилит идущий...», в которых освещены наиболее важные для родителей вопросы по воспитанию и развитию детей.

За многолетнюю историю у школы установились устойчивые связи с социальными партнерами в области тифлопедагогики, медицины, органов социального сопровождения инвалидов и др.

Школа открыта для сотрудничества с организациями, обучающими детей с нарушением зрения.

К каждому юбилею школы педагогический коллектив выпускает сборник статей «История и современность: обучение и воспитание детей с нарушением зрения (из опыта работы)». Таких сборников под одним и тем же названием вышло 2 в 2003 и 2010 годах. К изданию готовится третья книга, в которой будут представлены результаты работы педагогов за последние 5 лет.

В 2016 году в школе разработана и утверждена «Программа развития на 2016-2021 годы», в которой определены задачи, говорящие о том, что инновационная деятельность будет продолжена.

1. Модернизация образовательных программ, направленных на достижение современного качества образовательных результатов и результатов социализации в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, ООО, СОО.

2. Создание современной системы оценки качества образования, обновление методов и технологий обучения, создание современных условий обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ, ООО, СОО.

3. Дальнейшее развитие профильного обучения и предпрофильной подготовки, профориентационной работы, апробирования новых форм получения образования обучающимися.

Администрация школы убеждена, что сильный педагогический коллектив, созданные благоприятные условия и традиции помогут в осуществлении самых смелых  планов.