Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Балахонов А.С. "Особенности проектирования приборов для изучения цифрового ряда чисел написанных рельефно-точечным шрифтом Л.Брайля"
Дата: Сен 18, 2017

Балахонов А.С. "Особенности проектирования приборов для изучения цифрового ряда чисел написанных рельефно-точечным шрифтом Л.Брайля"



Опубликовано: "Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ":  сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (14-15 сентября 2017г.)/ Урал.гос.пед.ун-т; Екатеринбург: 2017г., стр.154.

Кандидат педагогических наук, доцент,

член Европейской Академии Естественных наук (ЕАЕН)

 

Особенности проектирования  приборов для изучения цифрового ряда чисел написанных рельефно-точечным шрифтом Л.Брайля

 

       Подготовка  к жизни слепых и  включение их в  производственные отношения  является важнейшей социальной задачей.  В новых  условиях  перехода страны   к рыночной  экономике  сильно обострились проблемы   социально-трудовой  адаптации незрячих,  их  трудоустройства и обучения.  В сложившейся  социально-экономической ситуации  обучение детей с глубокими  нарушениями  зрения  еще в большей степени требует  усиления  внимания к тем  научно-методическим аспектам  тифлопедагогики,  которые ориентированы  на обеспечение условий для  самореализации  незрячих  в различных   сферах   жизни.

       Совершенно очевидно,  что  необходим  поиск  новых  подходов  создания  рациональных методик  обучения, коррекции  и реабилитации  инвалидов по зрению.  Совершенствование  обучения  в условиях школ  для  детей  с нарушением  зрения  в немалой степени  зависит  от  технической  оснащенности   и  обеспеченности   учебного   процесса.

       Особенно  социально значима  проблема обучения  слепых детей с  комплексным  дефектом,  у которых  нарушение зрения сочетается  с  умственной   недостаточностью   или   задержкой   психического  развития.

       Исследования  А.В. Хватовой  свидетельствуют о том,  что  у 88%  слепых детей  наблюдаются  задержки интеллектуального  развития.  Эта  тенденция  отмечается  и во  многих  зарубежных  странах.  Среди  учащихся  начальных классов  школ для слепых  нарушения  зрения  в 77,6%  сопровождаются  задержкой   психического  развития,  олигофренией  в степени  дебильности,  остаточными  явлениями  органических  нарушений  ЦНС и  некоторыми другими  первичными нарушениями.  Вместе с тем Л.И. Солнцева связывает  нарушения  первичной  работоспособности  детей  с патологией  зрения  в значительной  степени  и  с  особенностями  социально-исторической  ситуации в России в настоящее  время, с современным   состоянием системы  воспитания  и  реабилитации   этих  детей. Именно поэтому  особенно актуальны  задачи  нахождения  новых средств  и  методов  педагогической  помощи  учащимся  школ для  слепых  и  слабовидящих.

В существующих условиях  обострилась  проблема  всестороннего  переоснащения  специальной  школы.  Решение этих  задач   неразрывно  связано с  разработкой, созданием  и  практическим  использованием  специальных  комплектов тифлотехнических средств учебного  назначения.

Система обучения и воспитания детей с нарушениями развития является неотъемлемой составной частью единой системы народного образования России. Существующая в нашей стране система специального обучения и воспитания аномальных детей уже по своей организационной структуре является строго дифференцированной и соответствует реальной представленности качественно различных типов нарушений физического и умственного  развития  детей  школьного  и  дошкольного  возраста.

Ведущим специфическим принципом специального обучения и воспитания, отсутствующим в общей педагогике, является принцип коррекционной направленности. Он реализуется во всех компонентах учебно-воспитательного  процесса.

Коррекционная направленность обучения и воспитания предполагает квалифицированное знание и учет структуры дефекта аномального ребенка, опору на выявление и использование его потенциальных возможностей. При этом огромное значение придается раннему началу коррекционного воспитания  и  обучения  детей.

Принцип коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития в специальном учебно-воспитательном процессе находит свое реальное воплощение в дифференцированном подходе к обучению аномальных детей разных категорий. Дифференцированное обучение и воспитание в специальных учреждениях разного типа обеспечивает необходимые условия для развития детей различных категорий. Внутри специальных школ дифференцированной системы осуществляется адекватная структуре дефекта индивидуализация обучения. При этом во всех типах специальных школ вводится соответствующий структуре дефекта различных категорий аномальных детей разный  по  содержанию  и  времени  пропедевтический  период  обучения.

Система обучения в школе слепых строится на основе развития осязания у детей и адресованной осязанию знаковой системе Л. Брайля. Слепые учащиеся, имеющие остаточное зрение, пользуются в приобретении учебной информации бисенсорным  восприятием, что требует создания специальной наглядности,  воспринимаемой  как  осязанием,  так  и  остаточным  зрением.

Возникает необходимость в поисках новых форм и содержания обучения, возрастает роль семьи в подготовке ребенка с нарушенным зрением  к  школе.

В последнее десятилетие постоянное совершенствование лечебно–профилактической помощи привело к прогрессивному уменьшению числа тотально слепых детей. За счет этого относительно увеличилось  количество детей с глубоко нарушенным зрением, являющимся  промежуточным состоянием  между  полной  слепотой  и  слабовидением.

Изучение состава учащихся в школах для слепых детей показывает, что увеличивается  количество  детей,  имеющих  остаточное  зрение.

В то же время ведущие тифлопедагоги и тифлопсихологи указывают, что ограничение зрительного опыта, отсутствие специального обучения визуальному восприятию отрицательно влияют на развитие психики, формирование личности и интеграцию в общество выпускников школ для детей с нарушениями зрения (М.И. Земцова, 1956; А.И. Каплан, 1981; Л.И. Солнцева, 1980).

Системный подход к этому вопросу основан на фундаментальных теориях: развития психических функций (Л.С. Выгодский), единства обучения и психического развития ребенка (П.П. Блонский), деятельности (С.Л. Рубенштейн, А.Н. Леонтьев), системной организации психических процессов (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) и психологических основ психических процессов (Б.М. Теплов, Е.Н. Соколов).

Однако до сих пор возможности  детей с остаточным зрением не использовались эффективно в процессе получения учебной информации. И это  связано  с  несколькими  причинами,  а  именно:

  1. До начала 50-х годов обучение детей с нарушением зрения ставило главную  задачу  –  сохранить  остаточное  зрение.
  2. Методические материалы и техника, создаваемая для обучения и реабилитации детей с нарушением зрения, были основаны на опыте обучения  слепых,  т.е. использовались  лишь  сохранные  анализаторы.
  3. Проблема тотально слепых считалась более серьезной, тем более что они превалировали  в  школах  слепых.
  4. Отсутствовали знания об уникальном аспекте процесса зрительного восприятия, которое имело свои особенности в связи с пораженным зрительным анализатором, что требует специфических методов обучения и воспитания детей, а также применения специальной техники.

Использование остаточного зрения осуществлялось стихийно. При этом   не создавалось  специальных  условий  и  приспособлений,  облегчающих использование  остаточного  зрения.

При обучении слепых нарушенный зрительный анализатор не только игнорировался, но и  специально исключался. Обосновывалось это представлением о негативном влиянии зрения на формирование осязательного восприятия. Создавались даже специальные козырьки, не позволяющие пользоваться зрением при обучении чтению и письму рельефно – точечным  шрифтом  Л. Брайля.  

Однако в это время стали появляться исследования (А.И. Каплан, 1975; Н.В. Серпокрыл, 1979), свидетельствующие не только о возможности использования зрительного восприятия, но и о возможности целенаправленно развивать его и использовать для получения более полной учебной информации. Результаты исследования показывают, что 40 % школьников с остротой зрения от 0,005 до 0,2 умеют пользоваться остаточным зрением, 28 % - не умеют и 32 % пользуются им весьма ограниченно, то есть только в ориентировке  и  редко  при  рассматривании   объектов.

В психолого-педагогических исследованиях слепых детей дошкольного возраста (Л.И. Солнцева, Л.П. Григорьева, С.И. Кондратьева, С.В. Сташевский, 1988) было выявлено, что в процессе воспитания к 6-7 летнему возрасту они становились способными использовать свое остаточное зрение в распозновании предметов, тогда как в 2-3 года считались слепыми, имеющими лишь  светоощущения.

 Как показали исследования Л.А. Новиковой, развитие зрительного анализатора продолжается до 15 лет. В период обучения от 7 до 15 лет, являющимся относительно сензитивным, продолжается активное развитие зрения. В случае, если при этом зрении используется редко, возникает амблиопия. Проведенный анализ результатов исследований показывают, что 40 % учащихся с остротой зрения от 0,05 до 0,2 умеют пользоваться остаточным зрением, 25 % - не умеют, а 35 % учеников пользуются им весьма ограниченно, т. е. в основном при ориентировки и значительно реже при рассматривании  объектов.

Обучение слепых детей с остаточным зрением рельефному шрифту Брайля и стремление учителей исключить зрительное восприятие из учебно-воспитательного процесса вызывает  сенсорно - перецептивную депривацию, что сопровождается распадом восприятия и связанных с ним образных форм познания   (Л.П. Григорьева, С.И. Кондратьева, С.В. Сташевский).

Осуществление эффективного использования остаточного зрения в школе для слепых требует коренного изменения статуса школы, изменения укомплектования персонала, ее оборудования и оснащения педагогического процесса, т.е. изменение всей системы обучения незрячих детей в школе, включения  развития  зрительного  восприятия  в  весь  учебный  процесс.

Большое значение для развития зрительного восприятия имеют различные учебные пособия, новые технические средства обучения (обучающие приборы), учебные пособия и учебники.

В своей учебной работе с дидактическими материалами слепой ребенок пользуется  бисенсорным  восприятием  –  осязанием  и  зрением.

В большинстве форм практической и учебной деятельности зрение выполняет функцию контроля, тогда как осязание в большей степени – исполнительскую. При наличии остаточного зрения оно (как и осязание) выполняет, как правило, одну и ту же функцию – и познания, и контроля. Развитие системы бисенсорного восприятия у слепых детей с остаточным зрением идет по пути разграничения функций, и это разграничение в идеале должно  происходить  одновременно.

В настоящее время наиболее остро стоит задача всемерного повышения эффективности обучения аномальных детей, которые имеют глубокие  нарушения  зрения  сочетанные с задержкой психического развития.

Общий объем учебной информации, которую необходимо усвоить учащимися школы для слепых детей, и те возможности, которые у них имеются для этого, находятся еще в большем противоречии между собой, чем это  имеет  место  в  массовой  школе.

В связи с этим  был создан комплект приборов. В который вошли   приборы-тренажеры  адаптированные для обучения слепых учащихся с пониженным  интеллектом.

 Учитывая особенности  мыслительной  деятельности  этой  категории  детей,  обусловленные  низкой  подвижностью  их  нервной  системы,  наиболее  целесообразно  использовать  принцип  линейного  программирования режима  подачи  символьной  учебной  информации  (знаков брайлевского    шрифта) с  возможностью  регулирования  и стабилизации  скорости их  предъявления.   Такой  тренажерный  режим  позволяет  исключить  непосредственное участие  учителя  при выполнении  учебного  задания,  изучение материала  в большей степени  индивидуализировано,   интерес  к  занятиям   более   стимулирован.

В основе конструкции всех приборов заложен  принцип  линейного  программирования.

Программированные приборы и (приборы-тренажеры) имеют ряд положительных качеств:

  1. Учебный материал располагается в более строгой логической последовательности.
  2. Возможно осуществлять обучение без непосредственного участия преподавателя. Контакт с преподавателем осуществляется  с  помощью  внешней  обратной  связи.
  3. Изучение материала в большей степени индивидуализировано, так как темп обучения определяется самим учащимся независимо от других.
  4. Учащийся при обучении находится под постоянным контролем, отвечая на вопросы или конструируя ответ. Активность учащегося  при  этом  повышается.
  5. Повышается интерес  к  занятиям.

Использование принципов  программированного обучения наиболее  полно позволяет  учесть индивидуальные  особенности учащихся  с учетом рациональной динамики  усвоения  учебного  материала,   когда тема выполнения  программных заданий  определяется возможностями  самого ученика. При обучении подобного  контингента  детей  необходимо  усваиваемые   умения  доводить  до  уровня  навыков.  Особенно  это относится к навыкам практической  направленности  (в данном случае - чтение и письмо),  для чего рационально использовать  тренажирующие  устройства.