Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • Оперативная информация
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС ОВЗ
  • Горячее питание
  • food
  • Родителям
  • Доступная среда для маломобильных групп населения
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Юбилей школы
  • Конференция
  • Фестиваль
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Школьное радио
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников

Задать вопрос:

Главная » Библиотека » Наши статьи » Туленкова З.Р. "КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКОЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ""
Дата: Сен 19, 2017

Туленкова З.Р. "КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКОЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ""



Опубликовано: "Опыт внедрения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Свердловской области":  сборник статей/ Урал.гос.пед.ун-т; Екатеринбург: 2017г., стр.48

Туленкова З.Р.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение  Свердловской

 области «Верхнепышминская школа-интернат имени С.А. Мартиросяна,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

 г. Верхняя Пышма, Россия

 

 

   Аннотация: в данной статье представлены опыт организации работы слепых и слабовидящих учащихся с эмотивной лексикой  на уроках русского языка,   направления этой работы, способствующие  также развитию универсальных учебных действий.

   Ключевые слова:  эмотивная лексика, универсальные учебные действия.

 

        Содержанием понятий «эмотивная лексика» и «лексика эмоций» в данной работе являются названия эмоций и чувств (гнев, радость, волнение и т.д.) [1].  

      Опыт человечества в познании эмоций закрепляется в языковых единицах. С. Л. Рубинштейн отмечал, что эмоции, эмоциональные  отношения должны обязательно оречевляться [5].

    Эмотивная лексика опосредованно влияет, в частности, на развитие универсальных учебных действий (УУД).  Академик А.Г. Асмолов и соавторы, говоря о личностных универсальных действиях, подчеркивают связь эмоций и Я-концепции человека: «Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений о себе, на которых базируется эмоциональное отношение к себе и самооценка» [6].

     Во-вторых, эмоции и связанная с ними  лексика важны для формирования и других УУД. Как известно, вербальное обозначение эмоций необходимо для осознания человеком своих собственных эмоциональных переживаний и переживаний других людей для адекватной коммуникации с ними.  Задачи обучения детей регуляции эмоций могут быть решены лишь при условии наличия у воспитанников необходимых знаний (в том числе, выраженных вербально) об эмоциональной стороне жизни человека [4].

    В-третьих, владение детьми эмотивной лексикой является положительным фактором сбережения  их здоровья, предупреждения  формирования дидактогенных неврозов, что  актуально для детей с ОВЗ.   Важным навыком эмоциональной  психогигиены является вербализация чувств и эмоций, их выход  в речи «вовне», что требует развития эмотивной лексики.

   Как видим, необходимость закрепления эмоций в языке неоспорима. Следует отметить, что эмотивный лексический материал можно использовать в работе по развитию УУД. Однако, как показывает практика, уровень развития эмотивной лексики слепых и слабовидящих детей характеризуется недостаточностью. Исследовательская работа кандидата педагогических наук Захаровой С.А., проведенная в Челябинской области в школах для детей с нарушением зрения [2], а также наши наблюдения  в старших классах Верхнепышминской школы-интерната выявили трудности в понимании и выражении эмоций и их вербализации в процессе общения.  Это связано, в частности, с тем, что глубокие нарушения зрения не позволяют детям на основе экспрессивно-мимического выражения судить об эмоциональном состоянии человека; они не только не воспроизводят заданные им невербальные состояния, но  и не воспринимают и не понимают эмоциональные состояния человека, заданные вербально [3].

  В связи с этим возник вопрос: в каких направлениях может вестись работа по коррекции и развитию эмотивной лексики школьников с глубокими нарушениями зрения? На практике были выявлены следующие направления в построении данной работы.

  1. Изучение состояния лексики эмоций учащихся.

   Изучение проводилось по следующим параметрам: сформированность словообразовательных моделей, умения выявлять  семантические признаки, синтагматические связи, составлять связные высказывания, содержащие лексику эмоций.

2.На основе полученных данных  создание системы учебных заданий, способствующих коррекции, обогащению эмотивного словаря, и, одновременно, развитию УУД.  Задания были разработаны на основе программного материала предмета «Русский язык» и выполнялись на уроках в рамках изучаемой темы. Приведем некоторые примеры.

1). Темы «Синонимы», «Антонимы».

      Классифицировать лексику эмоций по признаку «положительный – отрицательный».

Гнев. Грусть. Счастье. Отчаяние. Радость. Скука. Уныние. Спокойствие.

      Подобрать синонимы к словам радость, грусть, отчаяние, уныние.

       Подобрать антонимы к словам гнев, спокойствие, счастье, стыд.

  • Классификация объектов наблюдения по одному признаку (познавательное универсальное действие).

2) Тема «Фразеология»

Фразеологизмы со значением эмоционального переживания заменить одним словом, близким по значению.

Кусать локти, рвать на себе волосы, посыпать голову пеплом, рвать ризы - ...

  • Развитие точности речи, выявление идентичности понятий (коммуникативное и познавательное универсальные действия).

         3). Тема «Словосочетание».

   Определите падежи слов эмотивной лексики и главное слово в каждом словосочетании.

Смеяться от радости, впасть в отчаяние, испытать неуверенность, плакать от боли, страдать от одиночества, светиться от счастья.

Какое словосочетание вы не возьмете в свою душу, в свой внутренний мир? Почему?

  • Коммуникативно-речевые действия, самоопределение (коммуникативное и личностное универсальные действия).

3. Разработка заданий проблемного, эвристического характера с целью

воспитания интереса учащихся к работе с эмотивной лексикой.

   1).  Написать мини-сочинение по типу рассуждения: «Должен ли я знать название эмоции, владеющей мной?», «Есть ли негативные эмоции, иногда полезные человеку?» и т.д.

  • Умение выдвинуть гипотезу и доказать ее или опровергнуть (познавательное и  коммуникативное универсальные действия).

   2) Написать мини-сочинение «Я- гнев», «Я - радость» и т.д. Представьте себя какой-либо эмоцией. Как вы будете выглядеть, действовать?

  • Проявление эмпатии, креативности мышления (личностное и коммуникативное  универсальные действия).

3) Написать мини-сочинение «Запахи эмоций»

  • Креативность  мышления (личностное универсальное действие).

 (См. ПРИЛОЖЕНИЕ).

4.Закрепление лексики эмоций в работе учащихся с притчами.

  Притча – мудрый учитель нравственности. И в свете требований «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ» - это неоценимый и неоцененный помощник педагога. Анализ  содержания притчи (об обиде, зависти, гневе и т.д.) при написании изложения помогает ученику раскрыть содержание слова-названия эмоции и правильно ввести его в письменную речь.

  • Нравственно-этическая ориентация, коммуникативно-речевые действия (личностное и коммуникативное универсальные действия).

5.  Проектная деятельность учащихся.

  Учащимися был осуществлен практико-ориентированный  проект «Словарик эмотивной лексики», представляющий  личностные интересы участников: «я - автор  словарика». Авторы словарей активно использовали лексикографическую информацию, они научились работать со словарными статьями, изучили их структуру. Дети сами подбирали фразеологизмы, пословицы, поговорки к той или иной  эмоции. Что немаловажно, учащиеся к каждой эмоции  подбирали цвет, рисовали символ, из журналов вырезали и приклеивали на страничку словарика изображения лиц людей, которые выражали данную эмоцию.

  • Личностный смысл работы, мотив достижения, обработка информации (личностное, коммуникативное, познавательное универсальные действия).

   Итак, для преодоления трудностей в понимании и выражении эмоций и их вербализации, использования эмотивной лексики в развитии универсальных учебных действий учащихся с нарушением зрения необходима организация разноплановой работы на уроках русского языка.

 

 

 

Литература.

  1. Бабенко Л.Г. Эмотивная лексика в структуре предложения // Классы слов в синтагматическом аспекте  /  Л.Г.Бабенко.  -  Свердловск: Изд-во Уральского гос. ун-та, 1988.
  2. Захарова С. А. Коррекционно-педагогическая работа по совершенствованию лексики эмоций незрячих младших школьников. Режим доступа: http://www.dslib.net/korrekcion-pedagogika/korrekcionno-pedagogicheskaja-rabota-po-sovershenstvovaniju-leksiki-jemocij-nezrjachih.html.
  3. Литвак А.Г.  Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие  / А.Г.Литвак.  – СПб.:  Изв-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998.
  4. Лук А.Н.  Эмоции и личность   /   А.Н. Лук. –  М: Знание, 1982.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2-х т.  /   С. Л. Рубинштейн.  –   М. : Педагогика, 1989
  6. Формирование  универсальных учебных действий в основной школе:   от действия к мысли.  Система заданий :  пособие для учителя   /  [А. Г. Асмолов,   Г. В. Бурменская,   И. А. Володарская   и  др.]  ;   под ред.  А.  Г.  Асмолова.  -  4-е изд.  -  М.  :  Просвещение,  2014.  

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

  Сочинение «Запахи эмоций»

(Б.А.,незрячая ученица 10 класса)

   Радость пахнет новорожденным ребенком, его чистотой и материнским молоком. Материнское молоко – самое доброе в жизни. Радость всегда связана с рождением чего-то нового и доброго в нашей жизни.

    Тревога пахнет солдатом. Солдат существует для войны: убивать и быть убитым. Когда мимо меня проходит солдат, я всегда чувствую его запах, и мне становится тревожно.

    Удивление пахнет огурцом. Потому что огурец пахнет зимой, снегом. И когда летом ешь огурец, и вдруг запахнет снегом, разве это не удивит?

    Грусть пахнет пустотой. Конец учебного года. Школа опустеет. Сдадим экзамены – и домой. А там одиночество. Так грустно.