Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Замятина А.В. "О РОЛИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ЧЕЛОВЕКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО"
Дата: Сен 22, 2017

Замятина А.В. "О РОЛИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ЧЕЛОВЕКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО"



Опубликовано: "Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ":  сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (14-15 сентября 2017г.)/ Урал.гос.пед.ун-т; Екатеринбург: 2017г., стр.157.

О РОЛИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ЧЕЛОВЕКА С НАРУШЕНИЕМ

ЗРЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

Замятина А. В.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение  Свердловской

 области «Верхнепышминская школа-интернат имени С.А. Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,

г. Верхняя Пышма, Россия

Аннотация: статья раскрывает значение элементарных умений и навыков для социальной адаптации и интеграции человека с нарушением зрения в современное общество.

Ключевые слова: ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, информационный обмен, социальная активность, самостоятельность, конкурентоспособность.

Оптимизация социальной адаптации и интеграции ребенка с нарушением зрения – это одна из основных задач, зафиксированных в целевом разделе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, как для слепых, так и для слабовидящих обучающихся.

Немаловажная роль в эффективном решении этой задачи играют курсы коррекционно-развивающей области, такие как «Социально-бытовая ориентировка», «Пространственная ориентировка», «Развитие коммуникативной деятельности» и т.д. Именно на этих занятиях приоритетным направлением является формирование элементарных умений и навыков обучающихся, лежащих в основе деятельности человека практически в любой сферы его жизни: личной, бытовой, социальной, творческой, а также учебной, профессиональной или трудовой. Без этих умений и навыков выпускник школы, даже после получения высшего профессионального образования, не сможет стать полноценным (социально активным, самостоятельным, конкурентоспособным и.д.) членом современного общества.

Все элементарные умения и навыки условно можно разделить на три блока.

  1. Способность обучающегося самостоятельно, безопасно, эффективно ориентироваться и передвигаться в любом окружающем пространстве на основе полисенсорного его восприятия.
  2. Умение школьника полноценно жить без посторонней помощи.
  3. Способность обучающегося вступать в информационный обмен с окружающими людьми.

Раскроем значимость каждого из вышеперечисленных блоков подробнее.

Первый блок – ориентировка в пространстве и мобильность – комплекс знаний и умений человека, позволяющий самостоятельно определять свое местоположение относительно сторон горизонта, объектов окружающей среды, а также 6езопасно, эффективно и эстетично передвигаться из точки «А» в точку «Б», имея представление о пространстве, в котором он перемещается.

Чтобы хорошо учиться, эффективно выполнять свою работу, реализовываться творчески, важно комфортно чувствовать себя в той среде, в которой предстоит действовать, т.е. нужно сформировать представление о ней и освоить эту среду: свое рабочее место; инструменты и предметы, с которыми предстоит иметь дело; пространство самого помещения, где непосредственно будет осуществляться деятельность; территорию организации и прилегающее к ней пространство; маршруты от места жительства до организации и обратно.

Так как самостоятельное приобретение навыков ориентировки в пространстве людьми с нарушением зрения весьма затруднительно и требует значительных временных затрат, подготовительная работа в рамках каждого из вышеуказанных направлений активно ведется в школе в рамках занятий по коррекционному курсу «Ориентировка в пространстве». Также на закрепление этих навыков «работают» коррекционные дисциплины «Адаптивная физическая культура», «Ритмика», «Социально-бытовая ориентировка».

Второй блок – социально-бытовая ориентировка – комплекс знаний и умений человека самостоятельно и адекватно организовывать собственное поведение и взаимоотношение с окружающими людьми, а также поддерживать приемлемый внешний вид в различных социально-бытовых ситуациях.

Любой человек, в том числе и человек с нарушением зрения, при осуществлении различных видов деятельности, должен уметь без посторонней помощи рациональным способом на основе деятельности всех сохранных анализаторов обслуживать себя, достойно выглядеть, продуктивно контактировать с окружающими людьми и адекватно вести себя в обществе. Также важно уметь общественно приемлемыми способами удовлетворять свои потребности в обучении, труде, самореализации и т.д. Эти навыки человек с нарушением зрения может приобрести только в специально организованных условиях и под контролем, а не спонтанно по визуальному подражанию, как это происходит у зрячих людей. Даже слабовидящий человек, в связи с особенностями зрительного восприятия, очень часто может не в полной мере или не совсем верно усвоить то или иное действие, опираясь только на визуальное его восприятие. Результатом чего становится искаженный образ этого действия, а, затем и частично или полностью неверное его воспроизведение.

В школе формированию социально-бытовых навыков способствуют занятия по социально-бытовой и пространственной ориентировке.

Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, социуме и быту, самостоятельная полноценная жизнь человека с нарушением зрения практически невозможна, т.к. он будет вынужден находиться в постоянной или периодической зависимости от окружающих его зрячих людей. Несамостоятельный человек редко может стать привлекательной кандидатурой для работодателя или руководителя творческого коллектива.

Третий блок – информационный обмен – комплекс знаний и умений человека получать качественный и оперативный доступ к необходимой информации, а также осуществлять обратную информационную связь (предоставлять результат своей деятельности) в общепринятой форме.

В процессе получения образования, при выполнении своих должностных обязанностей, творческой самореализации и т.д. человеку с нарушением зрения, как и любому другому человеку, важно уметь обмениваться информацией с собеседниками не только в личном общении, но и на расстоянии.

Основная проблема заключается в том, что большая часть необходимой для людей информации традиционно представляется в визуально воспринимаемой форме, поэтому она оказывается частично или полностью недоступной для человека с нарушением зрения. В этом случае он вынужден научиться адаптировать необходимую визуальную информацию к возможностям своего зрительного восприятия, т.е. изменять шрифт, его цвет, размер для чтения и письма и / или изменять контрастность фона, на котором размещается текст, использовать специальные тифлотехнические средства, такие как различные виды луп и иных увеличивающих визуальную информацию устройств.

В случае невозможности чтения и письма плоскопечатным шрифтом на визуальной основе даже после его адаптации человеку с тяжелым нарушением зрения приходится прибегать к поиску иных доступных для себя вариантов получения и передачи информации. Чаще всего становится необходимостью умение преобразовывать визуальную информацию в информацию иной модальности (в тактильную или аудиальную).

Традиционным способом обмена информацией с человеком, имеющим тяжелое нарушение зрения, считается ее прием и передача при помощи рельефно-точеного шрифта Брайля, а альтернативным – при помощи аудиофайлов, создаваемых и воспроизводимых диктофоном, тифло-флеш-плеером, персональным компьютером, оснащенным синтезатором речи – одним из элементов специальных компьютерных технологий (тифлотехнологий). К ним относится целый комплекс аппаратных и программных средств, обеспечивающих людей с нарушением зрения возможностью самостоятельной работы на персональном компьютере, т.е. получения информации в доступном для себя виде и осуществления обратной связи со зрячими людьми в приемлемой для них форме.

Однако, нельзя забывать о том, что, несмотря на бурное развитие тифлотехнологий, они никогда не смогут полностью заменить слепому или слабовидящему человеку навыка письма и чтения рельефно-точечного и / или плоскопечатного шрифта. Ведь как только по тем или иным причинам техническое средство выходит из строя или оказывается недоступным, так сразу компьютерная грамотность слепого или слабовидящего человека сменяется его абсолютной безграмотностью – неспособностью писать и читать на родном языке, а значит неспособностью к общению, обмену опытом и квалифицированному труду.

Навыки информационного обмена формируются на коррекционных занятиях по охране, развитию остаточного зрения и зрительного восприятия; по      социально-бытовой и пространственной ориентировке; по развитию коммуникативной деятельности.

Важно отметить, что полноценное формирование вышеуказанных элементарных умений, являющихся основой многих видов деятельности человека как в процессе обучения в школе, так и в дальнейшей самостоятельной жизни, не может ограничиться только лишь работой педагогов в рамках курсов коррекционно-развивающей области. Большая роль в этой работе отводится и другим участникам образовательного процесса.

Учителя на уроках в рамках предметных областей «Филология», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», «Технология», «Физическая культура», «Искусство» могут актуализировать, отрабатывать, те умения и навыки обучающихся, которые они приобрела на коррекционных занятиях.

Школьные психологи могут заниматься вопросами принятия обучающимися своего дефекта и выработки адекватного отношения к нему; психологической подготовкой обучающихся к самостоятельной ориентировке в социуме и быту; выработкой правильного поведения в стрессовых ситуациях, возникающих в процессе взаимодействия в различных социально-бытовых условиях; развитием самоконтроля и высших психических функций, которые имеют большое значение для формирования навыков социально-бытовой и пространственной ориентировки.

Воспитатели в рамках внеурочной деятельности имеют возможность закреплять знания, умения и навыки обучающихся, полученные ими на коррекционных занятиях.

Родители (законные представители) обучающихся могут в выходные дни и каникулярное время вне школы способствовать актуализации знаний, совершенствованию умений и навыков детей, полученных на занятиях по  коррекционным курсам.

К сожалению, несмотря на важность вышеперечисленных элементарных умений и навыков, чаще всего наблюдается недооценка их значимости для полноценной самостоятельной жизни человека с нарушением зрения как самими обучающимися, так и их родителями (законными представителями) в течение всего периода обучения. Когда же, при выходе выпускника школы в самостоятельную жизнь, осознание приходит, все сензитивные периоды формирования элементарных умений и навыков оказываются упущенными. В такой ситуации на их формирование придется затратить значительно больше времени и сил, чем потребовалось бы в дошкольном или школьном возрасте.

Литература:

  1. Бирючков М.В. Книга, несущая свет / Всерос. о-во слепых. – М., 1995. – 74 с.
  2. Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения. – Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004. – 62 с.
  3. Наумов М. Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: Учебное пособие. – М.: ВОС, 1982.
  4. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для слабовидящих обучающихся.
  5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
    начального общего образования слепых обучающихся.
  6. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=29789392-acfb-4780-b635-2596d17caab7.