- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
А.В.Замятина ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СТИМУЛЯЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ И МОБИЛЬНОСТИ
Опубликована в сборнике Учимся вместе: новый формат современной школы. Выпуск 6 (2019). Часть 2. Материалы городских педагогических чтений. – СПб.: Издательство «Речь», 2019. – 186 с., с. 48 – 50.
А.В. Замятина, Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Верхнепышминская школа-интернат имени С.А. Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», г. Верхняя Пышма,
e-mail: nastya_zamyatina@mail.ru
Аннотация: в статье описывается опыт использования проектной деятельности в рамках курса «Пространственная ориентировка» для стимуляции процесса формирования внутренней мотивации слепых обучающихся к самостоятельной пространственной ориентировке и мобильности.
Опыт работы со слепыми людьми подтверждает тот факт, что ориентировка в пространстве и мобильность (передвижение в нем) – это одна из важнейших составляющих максимально независимой от окружающих жизни слепого человека.
Формирование умений и навыков ориентировки в пространстве и мобильности у слепых обучающихся – процесс весьма длительный и трудоемкий. Чаще всего, данный процесс по времени его осуществления, выходит далеко за рамки периода обучения в школе. Во многом это связано с поздним формированием у обучающихся внутренней мотивации к самостоятельной ориентировке в пространстве и мобильности.
На наш взгляд, сложившаяся ситуация часто связана с тем, что, у обучающихся и их родителей (законных представителей) прослеживается недооценка значимости навыков ориентировки в пространстве и мобильности для дальнейшей полноценной самостоятельной жизни слепого человека. Ярким примером этого является тот факт, что у большинства слепых школьников практически полностью отсутствует возможность закрепления и отработки приобретенных на занятиях по пространственной ориентировке умений и навыков, а также возможность приобретения собственного опыта ориентировки в пространстве и мобильности в свободное от учебного процесса время. Обучающиеся за пределами территории школы передвигаются в пространстве чаще всего на машине и очень редко выходят из дома для совершения совместных с родителями (другими родственниками) или самостоятельных пеших прогулок. Большинство слепых школьников не имеют даже собственной белой трости, поэтому опыт обращения с ней часто ограничивается рамками занятий по пространственной ориентировке.
В связи с поиском решения обозначенной проблемы возникла необходимость применения новых форм взаимодействия педагога с обучающимися.
В нормативных документах, регламентирующих процесс образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, и слепых обучающихся, большое внимание уделяется проектной деятельности.
Упоминания о проекте, как одной из форм внеурочной деятельности, мы находим в пункте 2.9.10. «Программа внеурочной деятельности» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ,) [3, с. 115].
Проектная деятельность, как один из вариантов организации образовательного процесса по курсам коррекционно-развивающей области, нашла свое отражение в пункте 3.3.1 «Учебный план» ПрАООП НОО СО [4, с. 272].
В процессе изучения данных нормативных документов возникла идея использования проектной деятельности в рамках курса «Пространственная ориентировка» для стимуляции процесса формирования внутренней мотивации слепых школьников к самостоятельной пространственной ориентировке и мобильности.
Несколько слепых обучающихся нашей школы (три ученика начальных классов и четыре старшеклассника) приняли участие в реализации двух проектов: «Экскурсия по школе» и «Дорогу осилит идущий …». Особенностями этой деятельности можно считать следующее:
- обучающиеся совместно с взрослыми (учителями и / или родителями других обучающихся) участвовали в создании проектов;
- оба реализуемых проекта имели социальную направленность: их результаты являлись значимыми не столько для самого обучающегося, сколько для других людей. Заинтересованность и положительная оценка окружающих, лучше малознакомых или незнакомых людей – это эффективный внешний стимул для осознанного продолжения начатой деятельности.
Проект «Экскурсия по школе»
Обучающиеся начальной школы были приглашены на роль экскурсоводов для гостей, посетивших школу в рамках одного из семинаров–практикумов для педагогических работников Свердловской области. До мероприятия будущие экскурсоводы должны были продумать все маршруты передвижения между четырьмя обозначенными пунктами в пределах школьных зданий, подготовить сопроводительную речь с описанием интересных или важных пунктов, мимо которых в тот или иной момент проходят гости.
Во время проведения мероприятия за каждым из обучающихся-экскурсоводов была закреплена группа гостей, которую он водил по школе согласно полученному маршрутному листу, параллельно проводя небольшую экскурсию.
Подготовка к этой работе дала возможность обучающимся начальной школы актуализировать, уточнить свое представление о зданиях школы и продолжить отработку навыков ориентировки и мобильности в них.
Положительные результаты проведенной работы (сопровождение гостей до мест назначения, проведение небольшой экскурсии по школе, заинтересованность участников мероприятия в своих экскурсоводах и их деятельности) оказали позитивное влияние на отношение обучающихся-экскурсоводов к процессу ориентировки и мобильности, продемонстрировали значимость владения навыками ориентировки в пространстве и мобильности даже для зрячих людей, а, следовательно, способствовали формированию потребности у слепых обучающихся в самостоятельной ориентировке и передвижении в пространстве.
Проект «Дорогу осилит идущий …».
Обучающиеся-старшеклассники были вовлечены в совместную со взрослыми работу над созданием двух пособий для родителей под общим названием «Дорогу осилит идущий …» путем участия в интервью и написании сочинений, посвященных личному опыту самостоятельной ориентировки в пространстве, которые были опубликованы в книгах [1, 2].
Проект «Дорогу осилит идущий …».
Обдумывание ответов на вопросы, включенные в интервью, работа над раскрытием темы сочинений, способствовали осуществлению анализа обучающимися собственного опыта ориентировки и передвижения в пространстве. Описание ситуаций, в которых обучающиеся чувствовали себя достаточно уверенно, вызывали позитивные эмоции, чувство удовлетворения проделанной работой, а описание трудностей, с которыми приходится сталкиваться до сих пор, помогло определить направления дальнейшего самосовершенствования старшеклассников в области самостоятельной ориентировки в пространстве и мобильности.
Опубликованные книги вызвали живой интерес слепых обучающихся и учителей нашей школы; коллег из других школ, где обучают слепых детей; родителей слепых детей и получили положительный отклик читателей на их содержание. Это также не могло не стимулировать позитивный настрой участников проекта на дальнейшую работу по ориентировке и передвижению в пространстве.
Подводя итоги проделанной работы, можно отметить тот факт, что включение обучающихся во внеурочную проектную деятельность в рамках курса «Пространственная ориентировка» имеет свой положительный эффект. Однако, к сожалению, этот эффект, чаще всего, является кратковременным. Поэтому практически весь период обучения в школе детям требуется постоянная всесторонняя стимуляция их активности в области формирования, отработки навыков ориентировки в пространстве и мобильности. Внутренняя устойчивая мотивация у большинства обучающихся формируется ближе к окончанию обучения в школе. Однако времени на осознанное приобретение необходимых умений и навыков остается очень мало. Именно поэтому, в большинстве случаев, процесс обучения ориентировке в пространстве и мобильности слепого человека активно продолжается еще несколько лет после окончания школы, а иногда и всю жизнь.
Литература:
- Дорогу осилит идущий… Книга первая. Ответы на вопросы родителей слепых и слабовидящих детей. Пособие для родителей. – Екатеринбург: «Трикс», 2012. – 127 с.
- Дорогу осилит идущий… Кн. 2 : Самостоятельная ориентировка в пространстве и мобильность слепого человека при помощи тактильной трости: / А. В. Замятина [и др.] ; под науч. ред. О. Л. Алексеева ; СООО родителей незрячих и слабовидящих детей «Окно в мир», ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ имени Мартиросяна С.А.». – Екатеринбург : «ИПП Уральский рабочий», 2013. – 128 с. : ил. – (Пособие для родителей).
- Приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://минобрнауки.рф/документы/5132/файл/4068/Prikaz_№_1598_ot_19.12.2014.pdf (дата обращения – 15.12.18).
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-slepyx-obuchayushhixsya (дата обращения – 15.12.18).