- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Т.П.БЕССОНОВА, И.И.БУТАКОВА, А.В.ЗАМЯТИНА, Е.В.САМОРОДОВА, И.Н.ТОЛМАЧЕВА, Л.П.УПОРОВА, Н.П.ШАЛГАН РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ АОП ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АООП НОО СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Опубликовано: Образовательная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста: сборник методических материалов/ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области "Институт развития образования", Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей; под общ. редакцией С.В.Соловьевой. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО "ИРО", 2019. - 224с.
Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон: на дошкольном уровне образования формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения; школа как преемник дошкольного уровня не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно: координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы; обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на обеспечение преемственности цели, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
Два нормативных документа на которых основывается преемственность при работе со слепыми обучающимися при любой форме обучения: примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слепых детей (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17) и примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для слепых обучающихся (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Структура данной статьи соответствует пяти образовательным областям, выделенным в примерной адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования слепых детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми. При работе со слепым ребенком в данном направлении особое внимание необходимо уделить решению следующих задач: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Научные исследования показали, что зрение играет основную роль в процессе восприятия человека человеком (А.А.Бодалев) и в процессе общения людей (А.Золотникова, А.А.Леонтьев, В.М.Соковнин). Отсутствие зрительного анализатора ведет к потере основного канала поступления информации, которая характеризует партнера по общению и затрудняет обратную связь с ним (одно из основных условий акта общения).
Тифлопсихология отмечает у слепых закономерные изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений, связанных с нарушением функции зрения. Отсюда инвалидам по зрению характерна вялая, бедная, маловыразительная мимика; иногда наблюдается амимия. Тоже относится к жестам и пантомимике. Вместе с тем, не владение неречевыми средствами общения усложняет коммуникативную деятельность, а значит, затрудняет социально-бытовую адаптацию слепых детей в обществе.
Социально-бытовая ориентировка включает в себя, в первую очередь, формирование культурно-гигиенических навыков и навыков социального поведения в семье, в детском коллективе, на транспорте, в гостях и т. п., которые у ребенка с нарушением зрения должны быть сформированы в том же возрасте, в каком они формируются у любого нормально видящего ребенка. Нарушение зрения вносит в эту работу существенную специфику, которая зависит и от глубины поражения зрения, и от положения ребенка в семье, и от той меры помощи, которую получают от специалистов его родители и он сам.
Игнорирование проблем социально-бытовой ориентировки в дошкольный период детей с глубоким нарушением зрения создает труднопреодолимые препятствия на пути адаптации ребенка в школе.
Для успешной адаптации в школе слепой ребенок должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
- имеет положительное отношение к процессу общения со взрослыми и сверстниками;
- знает базовые эмоции (интерес, горе, радость, удивление, страх, и др.), использует вербальные и невербальные средства общения;
- знает правила общения, умеет обратиться за помощью;
- имеет представления о семье, о деятельности человека, о занятиях детей, умеет рассказать о себе и своем ближайшем окружении;
- умеет организовывать свое поведение в соответствии с действиями партнера;
- имеет представления и опыт практического взаимодействия с предметами образовательного пространства;
- владеет основными навыками самообслуживания: самостоятельно одевается, ест, регулярно соблюдает санитарно-гигиенические нормы.
Одной из основных задач, отражённых в целевом разделе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся, является оптимизация социальной адаптации и интеграции ребенка с нарушением зрения.
Важное условие эффективного решения этой задачи – формирование у слепых обучающихся навыков ориентировки в пространстве и мобильности.
Под навыками ориентировки в пространстве и мобильности подразумевается комплекс знаний и умений человека, позволяющий самостоятельно определять свое местоположение относительно сторон горизонта, объектов окружающей среды, а также 6езопасно, эффективно и эстетично передвигаться из точки «А» в точку «Б», имея представление о пространстве, в котором перемещаешься.
Результаты анализа нашего многолетнего взаимодействия со слепыми людьми подтверждают мнение многих тифлологов о том, что самостоятельное приобретение навыков ориентировки в пространстве людьми с нарушением зрения весьма затруднительно и даже при организованной работе в этом направлении требует от участников процесса значительных временных, моральных и физических затрат. Поэтому целенаправленная работа по формированию навыков ориентировки в пространстве и мобильности слепых должна начинаться в сензитивный период их развития – с дошкольного детства.
В настоящее время большинство слепых детей, поступающих на обучение в школу, имеют крайне ограниченные преставления об окружающем их пространстве и предметах его наполняющих, а также скудный опыт ориентировки в пространстве и передвижения в нем. Именно поэтому педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений при работе со слепыми воспитанниками необходимо обратить особое внимание на освоение детьми умений и навыков пространственной ориентировки. Это одна из задач, на решение которых ориентирована примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слепых детей,
Для успешного продолжения обучения к моменту поступления в школу слепые воспитанники дошкольного возраста должны обладать следующими знаниями, умениями, навыками пространственной ориентировки и мобильности:
1. имеет положительное отношение к процессу самостоятельной ориентировки и передвижения в пространстве, потребности в нем;
2. преодолевает чувство страха, препятствия, встречающиеся на пути, при ориентировке и мобильности, как в знакомом, так и в незнакомом пространстве;
3. эффективно использует сохранные анализаторы (зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный и вкусовой) для обогащения представлений об объектно-предметном наполнении окружающей действительности, т.е. на основе чувственного опыта узнает по характерным признакам и свойствам объекты, явления, встречающиеся в повседневной жизни (дома, в детском саду, на участке детского сада и на улицах города), а также для соответствующих действий с ними;
4. владеет «схемой тела», т.е. знает части тела, умеет их назвать и показать, дифференцирует парные части тела, соотносит с частями тела человека, располагающегося напротив;
5. владеет ориентировкой и передвижением в пространстве относительно собственного тела – «от себя», т.е. определяет (показывает, называет, поворачивается, берет предмет, передвигается) в следующих направлениях: впереди (спереди) / сзади, перед / за, слева / справа, вверху / внизу, над / под, рядом, около, в центре.
6. самостоятельно ориентируется «от предмета» (на, между, над, под, выше, ниже, в ряд, в один ряд, в два ряда);
7. владеет ориентировкой на микроплоскости, т.е. имеет представление о сторонах, центре, краях стола, фланелеграфа, листа бумаги, книги, прибора («Школьник», …), выполняет на (в) них предложенные задания;
8. комплексно применяет сохранные анализаторы в пространственной ориентировке, использует в качестве ориентиров характерные свойства и признаки предметов;
9. сохраняет правильную позу при ходьбе, беге, согласовывая движения рук и ног; при приветствии, прощании, при обследовании больших предметов, при обнаружении и обходе предметов, при отыскивании предметов, при передвижении в пространстве без постоянного ориентира, при самостоятельной свободной ходьбе в знакомом и незнакомом пространствах.
10. знает приемы ходьбы с тростью и её аналогами;
11. имеет опыт использования вспомогательных средств, таких как трость, звуковые сигналы, аналоги трости (игрушки-каталки, игрушки-двигатели, детские коляски или тележки) для повышения безопасности и эффективности при ориентировке и передвижении в пространстве;
12. самостоятельно и эффективно ориентируется в знакомом закрытом пространстве: в помещениях детского сада (раздевалке, спальне, игровой и туалетной комнатах), в музыкальном и спортивном залах, в кабинетах специалистов (тифлопедагога, логопеда, психолога), в здании детского сада, безопасно в нём передвигается по актуальным для воспитанников маршрутам;
13. имеет положительный опыт самостоятельной ориентировки и безопасного передвижения в знакомом открытом пространстве (на участке для прогулок, закрепленной за группой, которую посещает воспитанник);
14. отражает сформированные топографические представления с помощью составления макета, простого рельефного плана закрытого и открытого пространств;
15. ходит в колонне, парами, строится в круг и шеренгу;
16. ориентируется и передвигается в пространстве совместно со зрячими сверстниками и взрослыми;
17. переходит в сопровождении взрослого улицу на регулируемом перекрёстке;
18. способен обратиться за помощью к взрослому;
19. знает две – три улицы, прилегающие к детскому саду.
В основу формирования АООП НОО для слепых обучающихся в качестве одного из основных принципов образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитием любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. На наш взгляд, такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений.
Развитие познавательной деятельности слепых детей происходит по законам формирования психики детей с нормальным зрением, однако недостатки зрения изменяют его динамику и вносят некоторое своеобразие.
При работе со слепыми первоклассниками можно выделить ряд проблем:
- имеют крайне ограниченные преставления об окружающем мире и предметах наполняющих его;
-нет образов самых распространенных предметов, которые необходимы для мыслительной деятельности;
-низкий уровень осязания и мелкой моторики (слабость мышц, неловкость движений, недостаточная сформированность моторного праксиса и т.д.);
-не владеют навыками обследования предметов и их изображений;
-низкий уровень самостоятельности, активности в учебном процессе;
-неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделять последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
-отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;
-отсутствие потребности контактного общения с предметным миром, в восприятии предметов и манипулирование ими;
-мотивационная неготовность к обучению, отсутствие интереса к получению новых знаний.
Вышесказанное обуславливает трудности в обучении.
Школа и детский сад — два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка. Развитие слепого ребенка дошкольного возраста очень тесно связано с его воспитанием и обучением, зависит от характера педагогического воздействия, направленного на усиление самостоятельности, активного усвоения приемов и способов познания, позволит детям в дальнейшем успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, значительно уменьшит их трудности в познании окружающей действительности
Для успешного обучения в школе слепые воспитанники дошкольного возраста должны обладать следующими знаниями, умениями, навыками познавательной области развития. Направления: сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
1. Сенсорное развитие. Ребенок с глубокими нарушениями зрения демонстрирует знание сенсорных эталонов и умение ими пользоваться. Доступно: различение при помощи осязания геометрических фигур и тел (шар-круг, куб-квадрат, эллипсоид-овал, пирамида-треугольник, параллелепипед-прямоугольник, и др.), находит эти формы в окружающих предметах. Владеет приемами обследования предметов и их изображения. Осуществляет мыслительные операции, сам объясняет принцип классификации, исключения лишнего. Сравнивает элементы сериационного ряда по длине, ширине, высоте, толщине, структуре поверхности используя осязательные приемы сравнения, измерением с помощью осязательных действий пальцев, с использованием условных мерок. Осваивает параметры величины и сравнительные степени прилагательных (длиннее – самый длинный), для детей с остаточным зрением: различение и называние цветов спектра.
Выделяет знакомые объекты из фона по звучанию, на ощупь, по запаху на вкус и зрительно (для детей с остаточным зрением).
2. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Проявляет познавательный интерес к окружающему миру (обследует окружающие предметы и пространство, используя сохранные анализаторы, задает вопросы). С помощью взрослого проводит эксперименты и делает умозаключения при проведении опытов (теплый – холодный (при нагревании/охлаждении)). Может, используя свой предыдущий опыт и знания, предсказать результат эксперимента.
3. Формирование элементарных математических представлений. Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями. Считает (количественный, порядковый счет) в прямом и обратном порядке, сравнивает числа, составляет и решает простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Называет состав чисел в пределах 5 (из двух слагаемых). Различает величины: длину, ширину, высоту, объем. Выстраивает сериационный ряд из 3-5 предметов, пользуется степенями сравнения при соотнесении размерных параметров (длиннее – короче). Различает, называет и сравнивает геометрические фигуры. Ориентируется в окружающем пространстве и на поверхности. Выделяет с помощью осязания стороны (листа, стола, рабочей поверхности и т. п), углы, середину. Определяет и называет временные отношения (день - неделя – месяц).
4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Сформированы представления о себе, о своей семье, своем доме. Имеет представление о некоторых социальных и профессиональных ролях людей. Достаточно освоены правила и нормы общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях. Освоены представления о родном городе, стране. Есть элементарные представления о многообразии стран и народов мира, особенностях их внешнего вида (расовой принадлежности), национальной одежды, типичных занятиях. Осознает, что все люди стремятся к миру. Есть представления о небесных телах и светилах. Есть представления о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях. Понимает цикличность сезонных изменений в природе. Обобщает с помощью взрослого представления о живой природе (растениях, животных, человеке) на основе существенных признаков. Понимает ценности природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей. Рассказывает о них, отвечает на вопросы, умеет устанавливать некоторые закономерности, характерные для окружающего мира, любознателен.
Важно в дошкольном возрасте «не отбить» познавательный интерес у слепого ребенка к обследованию того, что его окружает, не запрещать, а объяснять, обследовать предметы вместе с ребенком, описывать их функциональные возможности.
Речевое развитие – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.
Для успешного предупреждения и преодоления недостатков устной и письменной речи у младших школьников с глубокими нарушениями зрения необходимо создание благоприятных образовательных условий для обучения и разностороннего развития детей на уровне дошкольного образования. Преемственность в работе детского сада и школы по развитию речи детей создает систему, которая обеспечивает речевую базу для школьного обучения.
У слепых детей нарушения речи встречаются значительно чаще, чем у зрячих. Нарушения устной речи у большинства слепых детей затрагивают почти все компоненты речевой структуры. Особенностями речевого развития слепых дошкольников являются: трудности развития моторного компонента речи; вербализм речи; бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего значения слов.
В области речевого развития основной задачей образовательной деятельности является создание условий для развития речи, ее коммуникативной, познавательной и компенсаторной функций у слепого ребенка в повседневной жизни; развития разных сторон речи в специально организованных ситуациях общения, играх и занятиях. В работе по коррекции и развитию речи учитываются первичные и вторичные дефекты, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем через различные формы вербальной и невербальной деятельности.
Для обеспечения прочной базы для школьного обучения необходимо выделить основные показатели речевой готовности:
1. Фонетическая сторона речи. Владеет правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Сформированность фонематических процессов. Умеет подбирать слова с определенным звуком, различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др. Различает и дифференцирует фонемы (звуки) родного языка. Выделяет звук среди слогов и слов.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу.
• умеет выделять звук на фоне слова;
• выделяет первый и последний звук в слове;
• определяет позицию звука в слове (начало, середина, конец);
• определяет количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
• называет слова с заданным звуком;
• умеет составлять слова из звуков;
• знает и правильно употребляет термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
4. Сформированность грамматического строя. Умеет пользоваться разными способами словообразования, правильно употребляет слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывает слова в нужной форме; образовывает прилагательные от существительных. Правильно строит простые предложения, составляет предложения по опорным словам. Умеет распространять предложения второстепенными и однородными членами.
5. Связная речь. Высказывает свои мысли, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Умеет отвечать на вопросы. Владеет пересказом небольших по объему рассказов и сказок, сохраняя смысл и содержание. Составляет с помощью учителя рассказ-описание. Правильно интонирует, ставит ударение, владеет плавной речью с паузами между предложениями.
6. Сформированность словаря. Учитывая особенности слепых детей, основное внимание обращается на правильность соотнесенности слова с образом предмета. В своей речи использует все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), подбирает обобщающие понятия для группы предметов. Знает времена года, их признаки; дни недели; месяцы; ягоды, обувь, одежда, головные уборы, посуда, мебель, транспорт, магазин, дикие и домашние животные, зимующие и перелетные птицы, насекомые, цветы, грибы, деревья, домашние электроприборы, профессии.
7. Речевая коммуникация. Ребёнок должен быть достаточно активен в общении. Умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации. Входит в контакт с детьми и взрослыми, умеет ясно и последовательно выражать свои мысли, пользуется формами речевого этикета.
8. Мелкая моторика рук. Учитывая своеобразие протекания процессов чтения и письма в условиях слепоты, когда прежде всего происходит замена зрительного типа восприятия на осязательное, важно подготовить руку ребёнка к тактильному восприятию рельефно-точечных букв, их различению и узнаванию. Выполняет статические и динамические упражнения для пальцев и кистей рук. Осуществляет осязательный анализ и синтез, проявляющиеся в способности определять сходство и различие рельефных изображений предметов, точек, линий разных форм. Умеет завязывать узелки, бантики, застегивать различные виды застежек, шнуровать, сгибать бумагу, выкладывать фигуры из палочек.
Художественно-эстетическое развитие. Направления: художественное творчество, тифлографика; музыкальная деятельность; конструктивно-модельная деятельность.
Художественное творчество. Тифлографика. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). Ориентируется в пространстве листа бумаги самостоятельно или с направляющей помощью. Способен организовать рабочее место и оценить результат собственной деятельности. При создании рельефного рисунка, лепки, аппликации умеет работать по аналогии и по собственному замыслу. Умеет создавать рельефное изображение с натуры и по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей, используя разные способы создания изображения. Может под руководством взрослого определить причины допущенных ошибок, наметить пути их исправления и добиться результата.
Тифлографика. Ребенок с глубокими нарушениями зрения использует в практической деятельности навыки осязательных ощущений, одновременно удерживает два предмета в двух руках, использует остаточное зрение совместно с активным осязанием при дифференцировке сенсорных эталонов.
Доступно: восприятие рельефного изображения. Дифференцирует вертикальные и горизонтальные поверхности предметов, распознает 6 точек, расположенных па расстоянии 1 мм и различных комбинациях, узнавать рельефное изображение предмета, выполненное аппликационно и контуром, распознает простейшие рисунки. Воспроизведение рельефного изображения. Выполняет простейшие рисунки и орнаменты на брайлевском приборе, делит лист на 2 и 4 части, рисует предметы геометрической формы в трафарете, дорисовывает предметы по опорной аппликации, правильно использует грифель при распознавании точек в приборе.
Музыкальная деятельность.
1. Развитие музыкально-художественной деятельности. Чисто интонирует знакомые и малознакомые мелодии (с сопровождением и без него). Подбирает по слуху знакомые фразы, попевки, мелодии. Воспроизводит в хлопках, притопах и на музыкальных инструментах ритмический рисунок различных мелодий. Передает в пении, движении и музицировании эмоциональную окраску музыки с малоконтрастными частями. Умеет двигаться различными танцевальными шагами, инсценировать тексты песен и сюжеты игр. Владеет приемами сольного и ансамблевого музицирования. Обладает навыками выразительного исполнения и продуктивного творчества.
2. Приобщение к музыкальному искусству. Испытывает устойчивый эстетический интерес к музыке и потребность в общении с ней в процессе различных видов музыкальной деятельности. Обладает прочувствованным и осмысленным опытом восприятия музыки. Испытывает радость и эстетическое наслаждение от сольной и коллективной музыкальной деятельности, раскрывая богатство внутреннего мира.
Конструктивно-модельная деятельность. Творческая деятельность. Передает в постройках конструктивные и функциональные особенности анализируемых зданий, макетов. Способен выполнять различные модели объекта в соответствии с его назначением (мост для пешеходов, для транспорта), подбирая и комбинируя для заданной постройки наиболее подходящие детали из разнообразных пластмассовых, деревянных и металлических конструкторов. Конструирует постройки и макеты, объединенные общей темой (город, лес, дом, подворье). Способен успешно работать в коллективе сверстников, распределяя обязанности и планируя деятельность, работая в соответствии с общим замыслом, мотивирован на продолжение прерванной деятельности.
Физическое развитие. Развитие слепых детей диспропорционально: более развиваются те стороны и функции, которые меньше всего связаны с дефектом. Другие стороны (движение, ориентация в пространстве, физические способности) развиваются медленнее. Так происходит, пока ребенок при помощи взрослых не выработает способы компенсации своего недостатка.
Слепые дети характеризуются: меньшей подвижностью, нечеткостью координации движений, снижением темпа выполнения движений, недостаточной ловкостью, быстротой, выносливостью, ритмичностью, точностью.
Они испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие. Боятся ходить в темпе, бегать и прыгать.
Осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей в движении.
Для успешного продолжения обучения к моменту поступления в школу слепые дети дошкольного возраста должны обладать следующими знаниями и умениями:
1. знает части своего тела: руки, ноги, голова, туловище, живот, спина, грудь, шея, локти, колени, плечи, пояс, бедра, кисти рук, пальцы и т. д.;
2. умеет выполнять на слух простейшие движения-упражнения для рук, ног и туловища, такие как руки вверх, в стороны, вперед, на пояс, к плечам, за голову, руки в замок, на колени, ноги вместе, ноги врозь и т. д.;
3. знает, что такое зарядка, для чего она нужна и какая от нее польза, демонстрирует комплекс утренней гигиенической гимнастики из 5-6 простейших упражнений;
4. знает и умеет определять простейший спортивный инвентарь и предметы, такие как скакалка, обруч, мяч, гантели, кубики, сравнивать их на ощупь и называть их;
5. умеет бегать и ходить, слушая звуковой сигнал;
6. быстро определяет, где право-лево, верх-низ, перед-зад, над-под;
7. умеет одеваться и обуваться в спортивную одежду самостоятельно, это способствует большей уверенности ребенка в себе и меньшей зависимости от других;
8. демонстрирует и объясняет правила простейших подвижных игр.
Преемственность в системе работы со слепыми детьми в детском саду и начальных классах школы позволит в значительной мере повысить эффективность коррекционного обучения, воспитания и развития.