Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Т.П.БЕССОНОВА, И.И.БУТАКОВА, А.В.ЗАМЯТИНА, Е.В.САМОРОДОВА, И.Н.ТОЛМАЧЕВА, Л.П.УПОРОВА, Н.П.ШАЛГАН РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ АОП ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АООП НОО СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Дата: Июн 6, 2019

Т.П.БЕССОНОВА, И.И.БУТАКОВА, А.В.ЗАМЯТИНА, Е.В.САМОРОДОВА, И.Н.ТОЛМАЧЕВА, Л.П.УПОРОВА, Н.П.ШАЛГАН РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ АОП ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АООП НОО СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ



Опубликовано: Образовательная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста: сборник методических материалов/ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области "Институт развития образования", Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей; под общ. редакцией С.В.Соловьевой. - Екатеринбург: ГАОУ  ДПО СО "ИРО", 2019. - 224с.

Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон: на дошкольном уровне образования формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения; школа как преемник дошкольного уровня не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно: координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы; обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на обеспечение преемственности цели, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

Два нормативных документа на которых основывается преемственность при работе со слепыми обучающимися при любой форме обучения: примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слепых детей (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17) и примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для слепых обучающихся (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15).

Структура данной статьи соответствует пяти образовательным областям, выделенным в примерной адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования слепых детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми. При работе со слепым ребенком в данном направлении особое внимание необходимо уделить решению следующих задач: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Научные исследования показали, что зрение играет основную роль в процессе восприятия человека человеком (А.А.Бодалев) и в процессе общения людей (А.Золотникова, А.А.Леонтьев, В.М.Соковнин). Отсутствие зрительного анализатора ведет к потере основного канала поступления информации, которая характеризует партнера по общению и затрудняет обратную связь с ним (одно из основных условий акта общения).

Тифлопсихология отмечает у слепых закономерные изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений, связанных с нарушением функции зрения. Отсюда инвалидам по зрению характерна вялая, бедная, маловыразительная мимика; иногда наблюдается амимия. Тоже относится к жестам и пантомимике. Вместе с тем, не владение неречевыми средствами общения усложняет коммуникативную деятельность, а значит, затрудняет социально-бытовую адаптацию слепых детей в обществе.

Социально-бытовая ориентировка включает в себя, в первую очередь, формирование культурно-гигиенических навыков и навыков социального поведения в семье, в детском коллективе, на транспорте, в гостях и т. п., которые у ребенка с нарушением зрения должны быть сформированы в том же возрасте, в каком они формируются у любого нормально видящего ребенка. Нарушение зрения вносит в эту работу существенную специфику, которая зависит и от глубины поражения зрения, и от положения ребенка в семье, и от той меры помощи, которую получают от специалистов его родители и он сам.

Игнорирование проблем социально-бытовой ориентировки в дошкольный период детей с глубоким нарушением зрения создает труднопреодолимые препятствия на пути адаптации ребенка в школе.

Для успешной адаптации в школе слепой ребенок должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

  1. имеет положительное отношение к процессу общения со взрослыми и сверстниками;
  2. знает базовые эмоции (интерес, горе, радость, удивление, страх, и др.), использует вербальные и невербальные средства общения;
  3. знает правила общения, умеет обратиться за помощью;
  4. имеет представления о семье, о деятельности человека, о занятиях детей, умеет рассказать о себе и своем ближайшем окружении;
  5. умеет организовывать свое поведение в соответствии с действиями партнера;
  6. имеет представления и опыт практического взаимодействия с предметами образовательного пространства;
  7. владеет основными навыками самообслуживания: самостоятельно одевается, ест, регулярно соблюдает санитарно-гигиенические нормы.

 

Одной из основных задач, отражённых в целевом разделе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся, является оптимизация социальной адаптации и интеграции ребенка с нарушением зрения.

Важное условие эффективного решения этой задачи – формирование у слепых обучающихся навыков ориентировки в пространстве и мобильности.

Под навыками ориентировки в пространстве и мобильности подразумевается комплекс знаний и умений человека, позволяющий самостоятельно определять свое местоположение относительно сторон горизонта, объектов окружающей среды, а также 6езопасно, эффективно и эстетично передвигаться из точки «А» в точку «Б», имея представление о пространстве, в котором перемещаешься.

Результаты анализа нашего многолетнего взаимодействия со слепыми людьми подтверждают мнение многих тифлологов о том, что самостоятельное приобретение навыков ориентировки в пространстве людьми с нарушением зрения весьма затруднительно и даже при организованной работе в этом направлении требует от участников процесса значительных временных, моральных и физических затрат. Поэтому целенаправленная работа по формированию навыков ориентировки в пространстве и мобильности слепых должна начинаться в сензитивный период их развития – с дошкольного детства.

В настоящее время большинство слепых детей, поступающих на обучение в школу, имеют крайне ограниченные преставления об окружающем их пространстве и предметах его наполняющих, а также скудный опыт ориентировки в пространстве и передвижения в нем. Именно поэтому педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений при работе со слепыми воспитанниками необходимо обратить особое внимание на освоение детьми умений и навыков пространственной ориентировки. Это одна из задач, на решение которых ориентирована примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слепых детей,

Для успешного продолжения обучения к моменту поступления в школу слепые воспитанники дошкольного возраста должны обладать следующими знаниями, умениями, навыками пространственной ориентировки и мобильности:

1. имеет положительное отношение к процессу самостоятельной ориентировки и передвижения в пространстве, потребности в нем;

2. преодолевает чувство страха, препятствия, встречающиеся на пути, при ориентировке и мобильности, как в знакомом, так и в незнакомом пространстве;

3. эффективно использует сохранные анализаторы (зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный и вкусовой) для обогащения представлений об объектно-предметном наполнении окружающей действительности,  т.е. на основе чувственного опыта узнает по характерным признакам и свойствам объекты, явления, встречающиеся в повседневной жизни (дома, в детском саду, на участке детского сада и на улицах города), а также для соответствующих действий с ними;

4. владеет «схемой тела», т.е. знает части тела, умеет их назвать и показать,  дифференцирует парные части тела, соотносит с частями тела человека, располагающегося напротив;

5. владеет ориентировкой и передвижением в пространстве относительно собственного тела – «от себя», т.е. определяет (показывает, называет, поворачивается, берет предмет, передвигается) в следующих направлениях: впереди (спереди) / сзади, перед / за, слева / справа, вверху / внизу, над / под, рядом, около, в центре.

6. самостоятельно ориентируется «от предмета» (на, между, над, под, выше, ниже, в ряд, в один ряд, в два ряда);

7. владеет ориентировкой на микроплоскости, т.е. имеет представление о сторонах, центре, краях стола, фланелеграфа, листа бумаги, книги, прибора («Школьник», …), выполняет на (в) них предложенные задания;

8. комплексно применяет сохранные анализаторы в пространственной ориентировке, использует в качестве ориентиров характерные свойства и признаки предметов;

9. сохраняет правильную позу при ходьбе, беге, согласовывая движения рук и ног; при приветствии, проща­нии, при обследовании больших пред­метов, при обнаружении и обходе предметов, при отыскивании предметов, при передвижении в пространстве без постоянного ориентира, при самостоятельной свободной ходьбе в знакомом и незнакомом пространствах.

10. знает приемы ходьбы с тростью и её аналогами;

11. имеет опыт использования вспомогательных средств, таких как трость, звуковые сигналы, аналоги трости (игрушки-каталки, игрушки-двигатели, детские коляски или тележки) для повышения безопасности и эффективности при ориентировке и передвижении в пространстве;

12. самостоятельно и эффективно ориентируется в знакомом закрытом пространстве: в помещениях детского сада (раздевалке, спальне, игровой и туалетной комнатах), в музыкальном и спортивном залах, в кабинетах специалистов (тифлопедагога, логопеда, психолога), в здании детского сада, безопасно в нём передвигается по актуальным для воспитанников маршрутам;

13. имеет положительный опыт самостоятельной ориентировки и безопасного передвижения в знакомом открытом пространстве (на участке для прогулок, закрепленной за группой, которую посещает воспитанник);

14. отражает сформированные топографические представления с помощью составления макета, простого рельефного плана закрытого и открытого пространств;

15. ходит в колонне, парами, строится в круг и шеренгу;

16. ориентируется и передвигается в пространстве совместно со зрячими сверстниками и взрослыми;

17. переходит в сопровождении взрослого улицу на регулируемом перекрёстке;

18. способен обратиться за помощью к взрослому;

19. знает две – три улицы, прилегающие к детскому саду.

 

В основу формирования АООП НОО для слепых обучающихся в качестве одного из основных принципов  образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитием любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. На наш взгляд, такое понимание познавательного развития   дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений.

Развитие познавательной деятельности слепых детей проис­ходит по законам формирования психики детей с нормальным зрением, однако недостатки зрения изменяют его динамику и вносят некоторое своеобразие.

 При работе со слепыми первоклассниками можно выделить ряд проблем:

- имеют крайне ограниченные преставления об окружающем мире  и предметах наполняющих его;

-нет образов  самых распространенных предметов, которые необходимы для мыслительной деятельности;

-низкий  уровень осязания и мелкой моторики (слабость мышц, неловкость движений, недостаточная сформированность моторного праксиса и т.д.);

-не владеют навыками обследования предметов и их изображений;

-низкий уровень самостоятельности, активности в учебном процессе;

-неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделять последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

-отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;

-отсутствие потребности контактного общения  с предметным миром, в восприятии предметов  и манипулирование ими;

-мотивационная неготовность  к обучению, отсутствие интереса к получению новых знаний.

Вышесказанное обуславливает трудности в обучении.

 Школа и детский сад — два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка. Развитие слепого ребенка дошкольного возраста очень тесно связано с его воспитанием и обучением, зависит от характера педагогического воздействия, на­правленного на усиление самостоятельности, активного усвоения приемов и способов познания, позволит детям в дальнейшем успешно ов­ладевать знаниями, умениями и навыками, значительно умень­шит их трудности в познании окружающей действительности

Для успешного обучения в школе слепые воспитанники дошкольного возраста должны обладать следующими знаниями, умениями, навыками познавательной  области развития. Направления: сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской деятельности,  формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

1. Сенсорное развитие. Ребенок с глубокими нарушениями зрения демонстрирует знание сенсорных эталонов и умение ими пользоваться. Доступно: различение при помощи осязания  геометрических фигур и тел (шар-круг, куб-квадрат, эллипсоид-овал, пирамида-треугольник, параллелепипед-прямоугольник,  и др.), находит эти формы в окружающих предметах. Владеет приемами обследования предметов и их изображения.  Осуществляет мыслительные операции, сам объясняет принцип классификации, исключения лишнего. Сравнивает элементы сериационного ряда по длине, ширине, высоте, толщине, структуре поверхности используя осязательные приемы сравнения, измерением с помощью осязательных действий пальцев, с использованием условных мерок. Осваивает параметры величины и сравнительные степени прилагательных (длиннее – самый длинный), для детей с остаточным зрением: различение и называние цветов спектра.

Выделяет знакомые объекты из фона по звучанию, на ощупь, по запаху  на вкус и зрительно (для детей с остаточным зрением).

2. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Проявляет познавательный интерес к окружающему миру (обследует окружающие предметы и пространство, используя сохранные анализаторы, задает вопросы). С помощью взрослого проводит эксперименты и делает умозаключения при проведении опытов (теплый – холодный (при нагревании/охлаждении)). Может, используя свой предыдущий опыт и знания, предсказать результат эксперимента.

3. Формирование элементарных математических представлений. Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями. Считает (количественный, порядковый счет) в прямом и обратном порядке, сравнивает числа, составляет и решает простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Называет состав чисел в пределах 5 (из двух слагаемых).  Различает величины: длину, ширину, высоту, объем. Выстраивает сериационный ряд из 3-5 предметов, пользуется степенями сравнения при соотнесении размерных параметров (длиннее – короче). Различает, называет и сравнивает геометрические фигуры. Ориентируется в окружающем пространстве и на поверхности. Выделяет с помощью осязания стороны (листа, стола, рабочей поверхности и т. п), углы, середину. Определяет и называет временные отношения (день - неделя – месяц).

4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Сформированы представления о себе, о своей семье, своем доме. Имеет представление о некоторых социальных и профессиональных ролях людей. Достаточно освоены правила и нормы общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях. Освоены представления о родном городе, стране. Есть элементарные представления о многообразии стран и народов мира, особенностях их внешнего вида (расовой принадлежности), национальной одежды, типичных занятиях. Осознает, что все люди стремятся к миру. Есть представления о небесных телах и светилах. Есть представления о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях. Понимает цикличность сезонных изменений в природе. Обобщает с помощью взрослого представления о живой природе (растениях, животных, человеке) на основе существенных признаков. Понимает ценности природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей. Рассказывает о них, отвечает на вопросы, умеет устанавливать некоторые закономерности, характерные для окружающего мира, любознателен.

Важно в дошкольном возрасте «не отбить» познавательный интерес у слепого ребенка к обследованию того, что его окружает, не запрещать, а объяснять, обследовать предметы вместе с ребенком, описывать их функциональные возможности.

Речевое развитие – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

Для успешного предупреждения и преодоления недостатков устной и письменной речи у младших школьников  с глубокими нарушениями зрения необходимо создание благоприятных образовательных условий для обучения и разностороннего развития детей на уровне дошкольного образования.  Преемственность в работе детского сада и школы по развитию речи детей создает систему, которая обеспечивает речевую базу для школьного обучения.

У слепых детей нарушения речи встречаются значительно чаще, чем у зрячих. Нарушения устной речи у большинства слепых детей  затрагивают почти все компоненты речевой структуры. Особенностями речевого развития слепых дошкольников являются: трудности развития моторного компонента речи; вербализм речи; бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего значения слов.

В области речевого развития основной задачей образовательной деятельности является создание условий для развития речи, ее коммуникативной, познавательной и компенсаторной функций у слепого ребенка в повседневной жизни; развития разных сторон речи в специально организованных ситуациях общения, играх и занятиях. В работе по коррекции и развитию речи учитываются первичные и вторичные дефекты, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем через различные формы вербальной и невербальной деятельности.

Для обеспечения прочной базы для школьного обучения необходимо выделить основные показатели речевой готовности:

1. Фонетическая сторона речи. Владеет правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов. Умеет  подбирать слова с определенным звуком, различать и повторять сочетания типа:  ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др. Различает  и дифференцирует фонемы (звуки)  родного  языка. Выделяет звук среди слогов и слов. 

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу.

• умеет выделять звук на фоне слова;

• выделяет первый и последний звук в слове;

• определяет позицию звука в слове (начало, середина, конец);

• определяет количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;

• называет слова с заданным звуком;

• умеет составлять слова из звуков;

• знает и правильно употребляет термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

4. Сформированность грамматического строя. Умеет пользоваться разными способами словообразования, правильно употребляет слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывает слова в нужной форме; образовывает прилагательные от существительных. Правильно строит простые предложения, составляет предложения по опорным словам. Умеет распространять предложения второстепенными и однородными членами.

5. Связная речь. Высказывает свои мысли, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Умеет отвечать на вопросы. Владеет пересказом небольших по объему рассказов и сказок, сохраняя смысл и содержание. Составляет с помощью учителя рассказ-описание. Правильно интонирует, ставит ударение, владеет плавной речью с паузами между предложениями.

6. Сформированность словаря. Учитывая особенности слепых детей, основное внимание обращается на правильность соотнесенности слова с образом предмета. В своей речи использует все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), подбирает обобщающие понятия для группы предметов. Знает времена года, их признаки; дни недели; месяцы; ягоды, обувь, одежда, головные уборы, посуда, мебель, транспорт, магазин, дикие и домашние животные, зимующие и перелетные птицы, насекомые, цветы, грибы, деревья,  домашние электроприборы, профессии. 

7. Речевая коммуникация. Ребёнок должен быть достаточно активен в общении. Умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации. Входит в контакт с детьми и взрослыми, умеет ясно и последовательно выражать свои мысли, пользуется формами речевого этикета.

8. Мелкая моторика рук.  Учитывая своеобразие протекания процессов чтения и письма в условиях слепоты, когда прежде всего происходит замена зрительного типа восприятия на осязательное, важно подготовить руку ребёнка к тактильному восприятию рельефно-точечных букв, их различению и узнаванию. Выполняет статические и динамические упражнения для пальцев и кистей рук. Осуществляет осязательный анализ и синтез, проявляющиеся в способности определять сходство и различие рельефных изображений предметов, точек, линий разных форм. Умеет завязывать узелки, бантики, застегивать различные виды застежек, шнуровать, сгибать бумагу, выкладывать фигуры из палочек.

Художественно-эстетическое развитие. Направления: художественное творчество, тифлографика; музыкальная деятельность; конструктивно-модельная деятельность.

Художественное творчество. Тифлографика. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). Ориентируется в пространстве листа бумаги самостоятельно или с направляющей помощью. Способен организовать рабочее место и оценить результат собственной деятельности. При создании рельефного рисунка, лепки, аппликации умеет работать по аналогии и по собственному замыслу. Умеет создавать рельефное изображение с натуры и по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей, используя разные способы создания изображения. Может под руководством взрослого  определить причины допущенных ошибок, наметить пути их исправления и добиться результата.

Тифлографика. Ребенок с глубокими нарушениями зрения использует в практической деятельности навыки осязательных ощущений, одновременно удерживает два предмета в двух руках, использует остаточное зрение совместно с активным осязанием при дифференцировке сенсорных эталонов.

Доступно: восприятие рельефного изображения. Дифференцирует вертикальные и горизонтальные поверхности предметов, распознает 6 точек, расположенных па расстоянии 1 мм и различных комбинациях, узнавать рельефное изображение предмета, выполненное аппликационно и контуром, распознает простейшие рисунки. Воспроизведение рельефного изображения. Выполняет простейшие рисунки и орнаменты на брайлевском приборе, делит лист на 2 и 4 части, рисует предметы геометрической формы в трафарете, дорисовывает предметы по опорной аппликации, правильно использует грифель при распознавании точек в приборе.

Музыкальная деятельность.

1. Развитие музыкально-художественной деятельности. Чисто интонирует знакомые и малознакомые мелодии (с сопровождением и без него). Подбирает по слуху знакомые фразы, попевки, мелодии. Воспроизводит в хлопках, притопах и на музыкальных инструментах ритмический рисунок различных мелодий. Передает в пении, движении и музицировании эмоциональную окраску музыки с малоконтрастными частями. Умеет двигаться различными танцевальными шагами, инсценировать тексты песен и сюжеты игр. Владеет приемами сольного и ансамблевого музицирования. Обладает навыками выразительного исполнения и продуктивного творчества.

2. Приобщение к музыкальному искусству. Испытывает устойчивый эстетический интерес к музыке и потребность в общении с ней в процессе различных видов музыкальной деятельности. Обладает прочувствованным и осмысленным опытом восприятия музыки. Испытывает радость и эстетическое наслаждение от сольной и коллективной музыкальной деятельности, раскрывая богатство внутреннего мира.

Конструктивно-модельная деятельность. Творческая деятельность. Передает в постройках конструктивные и функциональные особенности анализируемых зданий, макетов. Способен выполнять различные модели объекта в соответствии с его назначением (мост для пешеходов, для транспорта), подбирая и комбинируя для заданной постройки наиболее подходящие детали из разнообразных пластмассовых, деревянных и металлических конструкторов. Конструирует постройки и макеты, объединенные общей темой (город, лес, дом, подворье). Способен успешно работать в коллективе сверстников, распределяя обязанности и планируя деятельность, работая в соответствии с общим замыслом, мотивирован на продолжение прерванной деятельности.

Физическое развитие. Развитие слепых детей диспропорционально: более развиваются те стороны и функции, которые меньше всего связаны с дефектом. Другие стороны (движение, ориентация в пространстве, физические способности) развиваются медленнее. Так происходит, пока ребенок при помощи взрослых не выработает способы компенсации своего недостатка.

Слепые дети характеризуются: меньшей подвижностью, нечеткостью координации движений, снижением темпа выполнения движений, недостаточной ловкостью, быстротой, выносливостью, ритмичностью, точностью.

Они испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие. Боятся ходить в темпе, бегать и прыгать.

Осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей в движении.

Для успешного продолжения обучения к моменту поступления в школу слепые дети дошкольного возраста должны обладать следующими знаниями и умениями:

1. знает части своего тела: руки, ноги, голова, туловище, живот, спина, грудь, шея, локти, колени, плечи, пояс, бедра, кисти рук, пальцы и т. д.;

2. умеет  выполнять на слух простейшие движения-упражнения для рук, ног и туловища, такие как руки вверх, в стороны, вперед, на пояс, к плечам, за голову, руки в замок, на колени, ноги вместе, ноги врозь и т. д.;

3. знает, что такое зарядка, для чего она нужна и какая от нее польза, демонстрирует комплекс утренней гигиенической гимнастики из 5-6 простейших упражнений;

4. знает и умеет определять простейший спортивный инвентарь и предметы, такие как скакалка, обруч, мяч, гантели, кубики, сравнивать их на ощупь и называть их;

5. умеет бегать и ходить, слушая звуковой сигнал;

6. быстро определяет, где право-лево, верх-низ, перед-зад, над-под;

7. умеет одеваться и обуваться в спортивную одежду самостоятельно, это способствует большей уверенности ребенка в себе и меньшей зависимости от других;

8. демонстрирует и объясняет правила простейших подвижных игр.

Преемственность в системе работы со слепыми детьми  в  детском саду и начальных классах школы позволит в значительной мере повысить эффективность коррекционного обучения, воспитания и развития.