Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Бутакова И.И. Применение технологии проектной деятельности при обучении слепых обучающихся в начальной школе
Дата: Фев 8, 2021

Бутакова И.И. Применение технологии проектной деятельности при обучении слепых обучающихся в начальной школе



Опубликовано: Стратегические ориентиры развития образования детей с огра­ниченными возможностями здоровья и инвалидностью: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, г. Ека­теринбург 19–20 ноября 2020г.: Т.2/ Министерство образования и мо­лодежной политики Свердловской области; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Кафедра инклюзивного образования; под общ. ред. С. В. Соловьевой. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2021. – 167 с.

 

Применение технологии проектной деятельности при обучении слепых обучающихся в начальной школе

Аннотация. В статье обобщён опыт организации проектной деятель­ности со слепыми обучающимися в начальной школе, этапы и специфика проведения проектной деятельности.

Расскажи мне и я забуду,

Покажи мне и я пойму,

Позволь мне сделать самому, и я научусь

(Конфуций)

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приёмов и методов, которые способ­ствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать предположения, делать выводы и умозаключения. Одним из важнейших критериев педагогиче­ского мастерства считается результативность работы учителя, которая про­является не только в высокой успеваемости школьников, но и их интересе к предмету, хорошие результаты – устойчивые знания по предмету, практи­ческие умения и сформированные навыки при работе с информационными источниками – оправдывают применение проектного метода.

Работа по УМК «Школа России» позволяет использовать метод про­ектирования при обучении грамоте, на уроках математики, технологии и особенно при изучении курса «Окружающий мир». Большим подспорьем в работе являются рекомендации по организации проектной деятельности в книге А.И. Савенкова, в которой даны конкретные практические советы. Весь этот материал был адаптирован для слепых обучающихся начальной школы и апробирован. Потребовалось некоторое время и опыт, прежде чем прийти к выводу, что погружать первоклассников сразу в какой-либо проект нецелесообразно в силу недостаточно развитых умений и навыков самостоятельной деятельности по причине психологических особенностей возраста. Поэтому, первой задачей было организовать такие педагогиче­ские условия, которые способствовали бы развитию у учеников самостоя­тельности мышления и творческого подхода к делу.

Принципы организации проектной деятельности:

1. Учёт интересов детей.

2. Учение через деятельность.

3. Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

Слепой ребёнок младшего школьного возраста:

                        испытывает трудности в поиске и получении информации (бумаж­ные носители, выполненные рельефно-точечным шрифтом, аудио- носители);

                        не готов самостоятельно выполнять весь проект, требуется обучаю­щая, направляющая и контролирующая помощь взрослого.

4. Сотрудничество участников педагогического процесса.

5. Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

Выделяются 2 этапа: подготовительный этап и этап организации про­ектной деятельности.

I. Подготовительный этап.

Начинать обучать слепых обучающихся проектной деятельности со специальных упражнений по развитию информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений. Например, формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект с разных сторон.

«…Дойдя до речки, мы увидели на берегу следы костра, пустые банки и пластиковые бутылки».

Задание: Продолжить рассказ, представив себя в роли:

                        мальчика, гуляющего вдоль речки с друзьями;

                        эколога;

                        галки, сидящей на дереве и т.д.

Задания для развития способности видеть проблемы:

1. Задание «Изменение точки зрения на объект».

Методика «продолжения неоконченных рассказов от имени разных пер­сонажей».

2. Задание «Наблюдение как способ выявления проблем».

                        Понаблюдай: «Почему светит солнце?»; «Почему играют котята?»; «Почему попугаи и вороны могут разговаривать?»; «Почему школь­ники так шумят на переменах?» и др.

 

Задания для развития умений высказывать суждения, делать выводы:

1. Задание «Проверь правильность утверждений».

                        Все деревья имеют ствол и ветви. Клён имеет ствол и ветви. Следо­вательно, клён – дерево.

                        Все волки серые. Рекс серый. Следовательно, он волк.

2. Задание «Скажи, на что похожи…»

                        Выскажи суждение, сделай вывод: на что похожи узоры на ковре; старые автомобили; новые кроссовки и др.

Задания для развития умения конструировать гипотезы:

Для формулировки гипотез даю слова – помощники «предположим…», «допустим…», «возможно…», «что, если…»

1. Задание «Определить условия».

                        При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полез­ным?

2. Задание «А что, если…?».

                        Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей, объ­ясняющих, что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле.

Задания для развития умения задавать вопросы:

1. Задание «найди загаданное слово».

Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в во­просе об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».

2. Задание «Угадай, о чём спросили».

Ученик, вышедший к доске. Получает несколько карточек с вопро­сами. Не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, он громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Ты любишь спорт?» Ребёнок отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.

3. Задание «Найди причину события с помощью вопроса».

Педагог предлагает детям ситуацию. Например: «Девочка вышла из класса до окончания урока. Как ты думаешь, что произошло?»

Задания для развития умения классифицировать:

1. Задание «Классификация по разным основаниям».

                        Даны предметы: яблоко, клён, слон, дуб, мышь, самолёт, банан, яхта, собака, апельсин, сосна, автомобиль. Попробуйте объединить их по разным основаниям. (Возможные виды классификации: по ка­тегориям; по функции; пространственное объединение; аналитиче­ское объединение).

2. Задание «Найди ошибки в классификации и прокомментируй их».

                        Не вызывает ли у тебя возражения данная классификация? Попро­буй аргументировать ответ.

Так как для обучающихся 1 класса ведущей деятельностью является игра, то первые тренировочные занятия организуются в форме игры. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта.

                        Подготовка к занятиям.

Для проведения тренировочных занятий готовятся карточки с симво­личными изображениями этапов: выбрать тему, подумать, спросить у дру­гого человека, получить информацию из книг, понаблюдать, провести экс­перимент, обсудить в группе, подведение итогов, оформление результатов, представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, гра­фик, рисунок и т.п.); презентация проекта.

II Этап. В своей работе с детьми использую этапы работы над проек­том Н.Ю. Пахомовой:

1-й – погружение в проект;

2-й – организация деятельности;

3-й – осуществление деятельности;

4-й – презентация результатов и рефлексия.

На этапе погружения в проект учитель формулирует проблему про­екта, но не всякая проблема заставляет человека действовать. Тема проекта должна быть дана в общих чертах, а дети её обсудят, домыслят, может быть переформулируют, или даже выберут тему проекта самостоятельно. Это должна быть тема, над которой детям было бы интересно поработать.

Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосю­жет. Иногда формулирую её в виде вопроса.

Ученик 2 «а» класса Артур, выбор темы работы «Бездомные собаки на улицах города» объясняет так: «Два года назад в моей жизни произошло одно замечательное событие. Мы гуляли с родителями на улице, и к нам под ноги бросился щенок. Он был промокший и голодный. Мы пожалели его и взяли домой покормить и обогреть. Так у меня появился верный друг, которого я очень люблю. Ее зовут Лада, и мы с ней неразлучные. Я очень часто думал, почему так много собак на улицах города и почему человек не всегда берет ответственность за тех, кого так много лет назад приручил».

Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в груп­пах носит более творческий характер. Успешность групповой работы зави­сит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Исполь­зую различные варианты формирования групп школьников. Итак, группа сформирована, между детьми распределяются роли:

                        организатор – отвечает за работу группы в целом;

                        докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы;

                        секретарь – записывает высказанные идеи и решения;

                        критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;

                        оформитель – оформляет работу.

На этом этапе решается, каким будет проектный продукт, что будет со­здано, чтобы цель проекта была достигнута. В рамках социальной акции «Помощь пернатым» конечным продуктом проекта было изготовление раз­личных кормушек для птиц. Артем С. с проектом «Тайны земли» сделал макет вулкана и продемонстрировал его извержение. Значимый проект для одного ребёнка может стать значимым для всего класса. Даша Н. работала над темой своего проекта «Полезные ископаемые». Изучив свойства глины, девочка предложила своим одноклассникам сделать самим игрушки – из глины и подарить своим близким или друзьям «Новогодний подарок».

Когда появилось чёткое представление о проблеме проекта и ясна её цель, Далее – планирование, которое представляет для многих детей опре­делённую трудность. Разработать план своего проекта помогает памятка с вопросами и рабочий лист-помощник. Отвечая на эти вопросы, ученик определяет задачи, способы работы на каждом этапе, определяет сроки ра­боты, выявляет имеющиеся и недостающие ресурсы.

На первом занятии с помощью учителя дети отвечают на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, они определяют цель своей работы.

Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, дети определяют задачи своей работы.

Следующий шаг – как это делать. Поняв это, учащиеся выбирают спо­собы, которые будут использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего они хотят добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно при­ступать к работе.

На этапе – осуществления деятельности: ученики ищут необходимую информацию, пользуясь книгами, интернет-ресурсами, консультируются с учителями и специалистами по теме проекта, посещают библиотеки, ар­хивы, музеи, проводят опросы и анкетирование, опыты и исследования. Полученную информацию анализируют и систематизируют. Подготавли­вают презентацию совместно со взрослым.

Презентация – это витрина проекта. Важнейшим навыком, который приобретают слепые обучающиеся в ходе проектной деятельности – это навык публичного выступления. Дети учатся кратко и убедительно пред­ставлять свою работу.

Завершающим моментом работы над проектом является рефлексия. Ана­лиз (самоанализ) всех причин неудач, понимание ошибок подталкивает ре­бят для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро – и макросоциуме.

Особенно неоценима помощь родителей. Они мотивируют детей, сове­туют, наблюдают, помогают в сборе информации, оформлении, контроли­руют соблюдение техники безопасности, следят за графиком выполнения работ. В первом триместре первого класса и во втором классе провожу несколько специальных родительских собраний, на которых родителям разъясняю суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и фор­мах возможного участия в ней, раздаю рекомендации-памятки. Проводятся специальные консультации по организации работы по написанию детского проекта.

Наблюдения за обучающимися показали, что от занятия к занятию ра­стёт самостоятельность детей в проведении исследований, в обосновании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в проектную деятельность способствует формированию у обучаю­щихся общеучебных умений и навыков. У детей, включенных в исследова­тельский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки.

Литература

  1. Гайденко Е. Проектная деятельность учащихся. Шаги в науку – с 1-го класса // Начальная школа.– 2016.– № 10. – с. 2–3.
  2. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников // Начальная школа. – 2014. – № 1.