Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • Оперативная информация
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС ОВЗ
  • Горячее питание
  • food
  • Родителям
  • Доступная среда для маломобильных групп населения
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Юбилей школы
  • Конференция
  • Фестиваль
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Школьное радио
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников

Задать вопрос:

Главная » Библиотека » Наши статьи » Поздерина Н.Ю. Модульная лепка из бумаги как педагогический ресурс развития творческих способностей обучающихся с нарушением зрения и интеллекта
Дата: Фев 16, 2021

Поздерина Н.Ю. Модульная лепка из бумаги как педагогический ресурс развития творческих способностей обучающихся с нарушением зрения и интеллекта



Опубликовано: Стратегические ориентиры развития образования детей с огра­ниченными возможностями здоровья и инвалидностью: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, г. Ека­теринбург 19–20 ноября 2020г.: Т.2/ Министерство образования и мо­лодежной политики Свердловской области; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Кафедра инклюзивного образования; под общ. ред. С. В. Соловьевой. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2021. – 514 с.

Модульная лепка из бумаги как педагогический ресурс развития творческих способностей обучающихся с нарушением зрения и интеллекта

Н. Ю. Поздерина

Аннотация. В статье раскрыт новаторский опыт работы с обучающи­мися с нарушением зрения и интеллекта в студии лепки «Художественный пластилин» и во внеурочной деятельности в ГБОУ СО «Верхнепышмин­ская школа-интернат им. С.А. Мартиросяна». Раскрыта необходимость за­нятий лепкой для коррекции и компенсации зрения обучающихся, поиск путей и возможностей развития их творческих способностей. Описаны ре­зультаты и мотивы интересного опыта работы с бумагой, социальное при­знание результатов творчества на выставках различного уровня.

Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окру­жающей жизни из детей с нарушением зрения и интеллекта является одним из важнейших средств преодоления зрительной недостаточности и отрица­тельных последствий дистантного восприятия действительности.

Решая задачи коррекции и компенсации зрительного дефекта, детей учат пользоваться остаточным зрением, формируют компенсаторные на­выки за счет сохранных анализаторов, речи, мышления.

Изобразительная деятельность, лепка в том числе – одно из эффектив­ных средств развития творческих способностей обучающихся, т.к. с помо­щью изобразительных средств ребенок учится видеть, понимать, отражать окружающий мир.

В 20-ом веке большое внимание в школьной программе, которая была написана с участием А. В. Луначарского, уделялось предметам эстети­ческого цикла. Позднее многие педагоги – новаторы «В. М. Канищев, О. И. Егорова, И. И. Назарова и другие посвящали многие годы своей педа­гогической практики работы над развитием творческих начал у учащихся с нарушением зрения.

В наши дни дисциплина «Изобразительное искусство» в школе для сле­пых и слабовидящих обучающихся с нарушением интеллекта решает сле­дующие задачи:

1) Изотерапевтические: т.е. занимаясь лепкой и рисованием, у обучаю­щихся повышается общее самочувствие, оптимистическое мироощу­щение, происходит обретение внутреннего равновесия, снятие напря­женности, повышение контактности, уменьшение переживаний, т.е. выравнивается и стабилизируется психоэмоциональное состояние.

2) Коррекционные: коррекция различных нарушений познавательной, эмоциональной, волевой сфер. Ребенок, который занимается рисо­ванием и лепкой, стремится к самореализации в творчестве, концен­трирует свою энергию, мобилизует силы, лучше понимает происхо­дящее.

3) Двигательно-моторные: развитие двигательной координации, пла­стики рук, подвижности локтевого сустава, мягкой моторики. При этом координируется работа пальцев и мозга, повышается актив­ность правого (творческого) полушария мозга, уравновешивается работа обоих полушарий.

4) Вербальные: обогащение словарного запаса, выражение ощущений и чувств с помощью словесных и образных характеристик.

5) Изодеятельность и лепка, будучи напрямую связанные с важней­шими функциями, зрительным процессом двигательной координа­ции, речью, мышлением, развивают и объединяют их между собой.

Организация изодеятельности и лепки обучающихся с нарушением зре­ния и интеллекта имеет свои особенности:

                        Надо помнить, что обучающиеся еще не умеют пользоваться своим остаточным зрением при изображении и лепке с натуры. Поэтому необходимо определить доступную и интересную тематику в соот­ветствии с возможностями обучающихся.

                        С детьми с глубоким нарушением зрения (до 0,1) лучше начинать ле­пить из приятных на ощупь мягких материалов (восковой, детский пластилин). Темы должны быть интересны и близки обучающимся (предметы окружающей обстановки, домашние животные и т.д.)

                        Занятиям лепкой должны предшествовать беседы, актуализирую­щие опыт детей, использование иллюстративно-печатного и фото­материала, рельефные и барельефные изображения.

                        Большие затруднения встречаются при овладении способами лепки и соединения деталей, что обусловлено нарушением зрительно-моторных взаимосвязей, недостаточным зрительным контролем за движениями рук.

 

Развивая у обучающихся навыки восприятия предметов деятельности, надо создавать специальные условия, в частности использование натураль­ных предметов: изделий из папье-маше, игрушек, муляжей, которые даются для образца каждому ребенку.

Работы из пластилина выполняют от более простых (с наличием мень­шего числа деталей) к более сложным.

Педагог должен постоянно руководить процессом восприятия, лепки и анализа объекта для лепки. Важно определить вместе с обучающимся форму изделия, его строение, наличие деталей, цветовые и тоновые решения.

Следует учитывать, что чем ниже острота зрения, тем больше времени требуется обучающимся для анализа предметов.

Приёмы успешного анализа объекта лепки. Охват предмета руками ре­бенка (руки ребенка – в руках педагога), использование спокойного добро­желательного тона во время анализа предметов, точные, четкие объяснения и указания учителя, создание ситуации успеха. В 2017–2020 уч. гг. в нашей школе были созданы специальные условия для обучения детей с наруше­нием зрения и интеллекта лепке из разных доступных материалов, расши­рены возможности для развития творческих способностей обучающихся с нарушением зрения и интеллекта.

Очень важно развивать знания и интересы обучающихся, обогащать их представления об окружающем, об истории быта уральцев:

                        использовать для этого чтение сказок, рассказов, стихотворений, русского народного фольклора (потешек, загадок и т.д.);

                        проводить беседы, поощрять рассказы обучающихся из своего опыта;

                        совместно с учителями и родителями обогащать экспонатами, сде­ланными руками обучающихся, музей в школе «Русская изба», про­водить в нем народные праздники, народные игры, экскурсии;

                        опираться на личные интересы и мотивы обучающихся в творче­ской деятельности, на личный опыт обучающихся;

                        создавать материальную базу для лепки не только из пластилина, но и из бумаги с помощью педагогов, детей и родителей;

                        разработать системы упражнений как части занятий по лепке из бу­маги;

                        подобрать иллюстративный материал по темам лепки, фотоматериал;

                        учить лепить пластическим и конструктивными способами, гото­вить модули из бумаги для изготовления фигур птиц и животных в натуральную величину;

                        учить использовать в работе новые приёмы лепки из бумаги;

                        заинтересовать обучающихся с нарушением зрения и интеллекта, изображением больших фигур в натуральную величину птиц и до­машних животных для музея «Русская изба» единым проектом: «Деревенское подворье»;

                        использовать индивидуальный, коллективный труд обучающихся и работу в парах для осуществления этого интересного проекта.

Наряду с классическими способами изготовления фигур из папье –маше и лепки заготовок из пластилина много было предложено обучающимся но­вое интересное инновационное направление в работе – модульная лепка из бумаги фигур животных и птиц в натуральную величину.

Экологически чистый материал для труда (бумага) и большая цель – обогащение школьного музея «Русская изба» новыми экспонатами из серии работ «Деревенское подворье». Перед нами открылось широкая и необхо­димая для незрячих обучающихся возможность изготовления и использо­вания изделий.

Модули – это определенный объем бумаги, сжатый из листочков разме­ром ¼ листа А4 в небольшие комочки.

Рекомендуем использовать в работе с обучающимися писчую бумагу (на газетной бумаге много типографской краски, она не так хорошо сжима­ется, как писчая). Можно использовать старые ученические тетради. Книги рвать нельзя! Лучше обойтись без этого. Рекомендуем начинать модульную лепку с показа детям интересной, привлекательной работы, вызывающей восторг и восхищение её красотой и размерами в натуральную величину.

Как известно, новизна и удивление – это уже ключ к успешному и же­ланному труду. Для этой цели мы выбрали фигуру лошади орловской по­роды. Красоту этого животного трудно переоценить: лошадь умна, преданна, она – настоящий друг и помощник человека. У некоторых обучающихся есть личный опыт общения с лошадью: у одного обучающегося дедушка любит лошадей, у него в хозяйстве есть конь Буран серый в яблоках масти. Маль­чик наш часто рассказывал о Буране, какой конь красивый, умный, добрый.

Мы решили назвать нашу лошадь, также и «серая в яблоках масть» по­нравилась детям.

После завершения работы с бумагой (собранные в пакеты сжатые ко­мочки бумаги) обучающиеся помогали мне подклеивать эти модули из бу­маги к силуэту лошади, вырезанному из картона в натуральную величину с помощью скотча, клея ПВА и малярной ленты. Когда все модули из бу­маги были закреплены на картонном силуэте в ½ высоты будущего изде­лия (правый бок лошади), мы заполнили промежутки между модулями комочками бумаги, приклеивая их на клейстер. На этом этапе было завер­шено изготовление заготовки из модулей высотой в ½ объема её в нату­ральную величину. Следующий этап работы – папье-маше. Скорректиро­ванную бумажную форму из модулей надо покрывать несколькими слоями папье-маше (10–12) для скрепления модулей друг с другом и с картонным контуром. На этом этапе пригодится умение лепить фигуру и её детали; для мелких деталей (брови, нос) мы использовали мягкие бумажные салфетки, смоченные в клейстере. Потом высыхание формы, с одной стороны, мы ле­пили точно также левый бок, перевернув заготовку на парте. Для удобства голову и шею коня можно сделать отдельно и после завершения работы над туловищем – закрепить голову с шеей на нём, вставив в детали кар­кас в виде деревянных палочек диаметром 2–3 см, длиной 30–40 см. Ноги лошади были изготовлены прямым классическим способом папье-маше на пластилиновой заготовке. Лошадь вылеплена в прыжке с поджатыми передними ногами с целью установки её на опору. На ноги наша лошадь не опирается, она стоит своим весом на опоре (стоя), опираясь животом или нижней частью своего корпуса. Слоев папье-маше настолько много наклеено, что на лошадь садятся об­учающиеся начальной школы и фотографируются верхом на коне!

После завершения работы с бумагой мы раскрасили лошадь серой в яблоках – эта масть скрыла некоторые неровности поверхностей, хвост и грива белого цвета были закреплены с помощью клея ПВА. Мы назвали коня Бураном, он стал счастливым символом нашей студии лепки и нача­лом нового этапа творчества! Сейчас дети приходят на занятия, сначала подходят к лошади, обнимают ее, гладят, а потом принимаются за работу. Наш Буран у всех вызывает удивление, восторг и восхищение! И мы сде­лали это!

В 2019–2020 учебном году педагогами школы (ШМО «Технология») был организован школьный музей «Русская изба». К его оформлению под­ключились сотрудники, родители и дети. Было собрано более 100 экспо­натов – старинная утварь, мебель, предметы одежды, вещи. Ну а какая же русская изба без подворья?

Во внеурочной деятельности и на занятиях дополнительного образова­ния мы решили изготовить фигуры домашних птиц (кур, гусей, уток) в на­туральную величину, чтобы все обучающиеся, особенно незрячие могли хорошо представлять себе размеры домашних птиц.

Обучающиеся подключились к сборке модулей из бумаги. В кабинете появилась первая фигура петуха в натуральную величину – все были в вос­торге. Ребята приступили к изготовлению фигур курочек и цыплят. Они на­полняли бумажными комочками полиэтиленовые мешочки и при помощи скотча мы придавали мешочкам форму курочки.

Работа над большими фигурами увлекала детей, была им очень интересна.

Так в нашей коллекции появилось куриное семейство: Петушок, три ку­рочки и цыплята. Оформили мы их перышками из бумаги. После этого мы приступили к изготовлению фигур гусей в натуральную величину. Работа над изделиями шла уже в известной последовательно­сти. Конструктивным способом мы собрали фигуры гуся, гусыни и гуся­ток. Коллекцию птичьего двора пополнило «Гусиное семейство». Работа над большими фигурами нравилась детям, все с увлечением занимались. Сейчас нам предстоит выполнить в технике модульной лепки из бумаги се­лезня, утку и утят.

Большие фигуры зрелищны, привлекают внимание обучающихся и пе­дагогов, могут быть использованы на уроках родных дисциплин.

Изготовление атрибутов старины для музея «Русская изба» также до­ступно и интересно в этой технике. Мы уже изготовили старинный утюг, можно выполнить в этой технике большие ростовые куклы: Снежную Бабу, Бабу Ягу и другие. В нашей коллекции уже есть готовая фигура масленицы.

В течение последних лет продолжалась работа над фигурами героев сказов П. П. Бажова. Обучающиеся разных классов выполняли фигуры ле­бедей в натуральную величину по сказу «Ермаковы Лебеди». Были изготов­лены куклы-сувениры по сказу «Малахитовая шкатулка»: Данила-мастер и Медной Горы Хозяйка.

Мы планируем в 2020–2021 учебном году завершить оформление пти­чьего двора и приступить к изготовлению фигур детенышей домашних животных: нам надо сделать в технике модульной лепки фигуры телёнка, козлёнка, ягнёнка, поросёнка, продолжить изготовление фигур кошки с ко­тятами и собаки со щенятами.

Фигуры, изготовленные в технике модульной лепки из бумаги, очень нравятся и взрослым, и детям. Неоднократно они были представлены на выставках в школе-интернате, в МАОУ № 33, в Историческом музее г. Верхняя Пышма на выставке 2019 года «Осенний вернисаж» и на вы­ставке, организованной в Библиотеке ВОС г. Екатеринбурга. Изображая животных, обучающиеся стараются отразить в своих рабо­тах любовь к своим домашним питомцам, к миру природы, заботу о братьях наших меньших.

Модульная лепка – доступное средство для лепки изделий в условиях школы, она доступна обучающимся разных возрастов.

Обучающиеся начальной школы охотно помогают друг другу и учителю мять комочки из бумаги, складывают их в полиэтиленовые пакеты, осоз­нают важность и необходимость своего труда для общей большой цели. Не­которые обучающиеся стремятся сделать в этой технике и свое индивиду­альное изделие: Гуся Мортина по сказке С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими Гусями», Золушку, тигрёнка и другие поделки.

Меня, как учителя, радует общая творческая атмосфера на занятиях, радостный настрой на коллективное творчество, взаимопомощь обучаю­щихся в процессе творческого труда, мечты детей, воплощающиеся в ре­альные изделия, достойные внимания и положительной оценки социума.

На следующий учебный год мы планируем продолжать модульную лепку новых изделий и воплотить в реальность смелые идеи.

Развитие творческих способностей обучающихся с нарушением зрения и интеллекта таит в себе еще много интересного и нового, при большом интересе педагога и обучающихся, в соавторстве и сотворчестве их можно добиться развития уровня творческих способностей обучающихся, а глав­ное, помочь каждому ребенку стать интересной, самореализирующейся личностью, испытать радость творческого труда!