- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Поздерина Н.Ю. Модульная лепка из бумаги как педагогический ресурс развития творческих способностей обучающихся с нарушением зрения и интеллекта
Модульная лепка из бумаги как педагогический ресурс развития творческих способностей обучающихся с нарушением зрения и интеллекта
Н. Ю. Поздерина
Аннотация. В статье раскрыт новаторский опыт работы с обучающимися с нарушением зрения и интеллекта в студии лепки «Художественный пластилин» и во внеурочной деятельности в ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат им. С.А. Мартиросяна». Раскрыта необходимость занятий лепкой для коррекции и компенсации зрения обучающихся, поиск путей и возможностей развития их творческих способностей. Описаны результаты и мотивы интересного опыта работы с бумагой, социальное признание результатов творчества на выставках различного уровня.
Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни из детей с нарушением зрения и интеллекта является одним из важнейших средств преодоления зрительной недостаточности и отрицательных последствий дистантного восприятия действительности.
Решая задачи коррекции и компенсации зрительного дефекта, детей учат пользоваться остаточным зрением, формируют компенсаторные навыки за счет сохранных анализаторов, речи, мышления.
Изобразительная деятельность, лепка в том числе – одно из эффективных средств развития творческих способностей обучающихся, т.к. с помощью изобразительных средств ребенок учится видеть, понимать, отражать окружающий мир.
В 20-ом веке большое внимание в школьной программе, которая была написана с участием А. В. Луначарского, уделялось предметам эстетического цикла. Позднее многие педагоги – новаторы «В. М. Канищев, О. И. Егорова, И. И. Назарова и другие посвящали многие годы своей педагогической практики работы над развитием творческих начал у учащихся с нарушением зрения.
В наши дни дисциплина «Изобразительное искусство» в школе для слепых и слабовидящих обучающихся с нарушением интеллекта решает следующие задачи:
1) Изотерапевтические: т.е. занимаясь лепкой и рисованием, у обучающихся повышается общее самочувствие, оптимистическое мироощущение, происходит обретение внутреннего равновесия, снятие напряженности, повышение контактности, уменьшение переживаний, т.е. выравнивается и стабилизируется психоэмоциональное состояние.
2) Коррекционные: коррекция различных нарушений познавательной, эмоциональной, волевой сфер. Ребенок, который занимается рисованием и лепкой, стремится к самореализации в творчестве, концентрирует свою энергию, мобилизует силы, лучше понимает происходящее.
3) Двигательно-моторные: развитие двигательной координации, пластики рук, подвижности локтевого сустава, мягкой моторики. При этом координируется работа пальцев и мозга, повышается активность правого (творческого) полушария мозга, уравновешивается работа обоих полушарий.
4) Вербальные: обогащение словарного запаса, выражение ощущений и чувств с помощью словесных и образных характеристик.
5) Изодеятельность и лепка, будучи напрямую связанные с важнейшими функциями, зрительным процессом двигательной координации, речью, мышлением, развивают и объединяют их между собой.
Организация изодеятельности и лепки обучающихся с нарушением зрения и интеллекта имеет свои особенности:
Надо помнить, что обучающиеся еще не умеют пользоваться своим остаточным зрением при изображении и лепке с натуры. Поэтому необходимо определить доступную и интересную тематику в соответствии с возможностями обучающихся.
С детьми с глубоким нарушением зрения (до 0,1) лучше начинать лепить из приятных на ощупь мягких материалов (восковой, детский пластилин). Темы должны быть интересны и близки обучающимся (предметы окружающей обстановки, домашние животные и т.д.)
Занятиям лепкой должны предшествовать беседы, актуализирующие опыт детей, использование иллюстративно-печатного и фотоматериала, рельефные и барельефные изображения.
Большие затруднения встречаются при овладении способами лепки и соединения деталей, что обусловлено нарушением зрительно-моторных взаимосвязей, недостаточным зрительным контролем за движениями рук.
Развивая у обучающихся навыки восприятия предметов деятельности, надо создавать специальные условия, в частности использование натуральных предметов: изделий из папье-маше, игрушек, муляжей, которые даются для образца каждому ребенку.
Работы из пластилина выполняют от более простых (с наличием меньшего числа деталей) к более сложным.
Педагог должен постоянно руководить процессом восприятия, лепки и анализа объекта для лепки. Важно определить вместе с обучающимся форму изделия, его строение, наличие деталей, цветовые и тоновые решения.
Следует учитывать, что чем ниже острота зрения, тем больше времени требуется обучающимся для анализа предметов.
Приёмы успешного анализа объекта лепки. Охват предмета руками ребенка (руки ребенка – в руках педагога), использование спокойного доброжелательного тона во время анализа предметов, точные, четкие объяснения и указания учителя, создание ситуации успеха. В 2017–2020 уч. гг. в нашей школе были созданы специальные условия для обучения детей с нарушением зрения и интеллекта лепке из разных доступных материалов, расширены возможности для развития творческих способностей обучающихся с нарушением зрения и интеллекта.
Очень важно развивать знания и интересы обучающихся, обогащать их представления об окружающем, об истории быта уральцев:
использовать для этого чтение сказок, рассказов, стихотворений, русского народного фольклора (потешек, загадок и т.д.);
проводить беседы, поощрять рассказы обучающихся из своего опыта;
совместно с учителями и родителями обогащать экспонатами, сделанными руками обучающихся, музей в школе «Русская изба», проводить в нем народные праздники, народные игры, экскурсии;
опираться на личные интересы и мотивы обучающихся в творческой деятельности, на личный опыт обучающихся;
создавать материальную базу для лепки не только из пластилина, но и из бумаги с помощью педагогов, детей и родителей;
разработать системы упражнений как части занятий по лепке из бумаги;
подобрать иллюстративный материал по темам лепки, фотоматериал;
учить лепить пластическим и конструктивными способами, готовить модули из бумаги для изготовления фигур птиц и животных в натуральную величину;
учить использовать в работе новые приёмы лепки из бумаги;
заинтересовать обучающихся с нарушением зрения и интеллекта, изображением больших фигур в натуральную величину птиц и домашних животных для музея «Русская изба» единым проектом: «Деревенское подворье»;
использовать индивидуальный, коллективный труд обучающихся и работу в парах для осуществления этого интересного проекта.
Наряду с классическими способами изготовления фигур из папье –маше и лепки заготовок из пластилина много было предложено обучающимся новое интересное инновационное направление в работе – модульная лепка из бумаги фигур животных и птиц в натуральную величину.
Экологически чистый материал для труда (бумага) и большая цель – обогащение школьного музея «Русская изба» новыми экспонатами из серии работ «Деревенское подворье». Перед нами открылось широкая и необходимая для незрячих обучающихся возможность изготовления и использования изделий.
Модули – это определенный объем бумаги, сжатый из листочков размером ¼ листа А4 в небольшие комочки.
Рекомендуем использовать в работе с обучающимися писчую бумагу (на газетной бумаге много типографской краски, она не так хорошо сжимается, как писчая). Можно использовать старые ученические тетради. Книги рвать нельзя! Лучше обойтись без этого. Рекомендуем начинать модульную лепку с показа детям интересной, привлекательной работы, вызывающей восторг и восхищение её красотой и размерами в натуральную величину.
Как известно, новизна и удивление – это уже ключ к успешному и желанному труду. Для этой цели мы выбрали фигуру лошади орловской породы. Красоту этого животного трудно переоценить: лошадь умна, преданна, она – настоящий друг и помощник человека. У некоторых обучающихся есть личный опыт общения с лошадью: у одного обучающегося дедушка любит лошадей, у него в хозяйстве есть конь Буран серый в яблоках масти. Мальчик наш часто рассказывал о Буране, какой конь красивый, умный, добрый.
Мы решили назвать нашу лошадь, также и «серая в яблоках масть» понравилась детям.
После завершения работы с бумагой (собранные в пакеты сжатые комочки бумаги) обучающиеся помогали мне подклеивать эти модули из бумаги к силуэту лошади, вырезанному из картона в натуральную величину с помощью скотча, клея ПВА и малярной ленты. Когда все модули из бумаги были закреплены на картонном силуэте в ½ высоты будущего изделия (правый бок лошади), мы заполнили промежутки между модулями комочками бумаги, приклеивая их на клейстер. На этом этапе было завершено изготовление заготовки из модулей высотой в ½ объема её в натуральную величину. Следующий этап работы – папье-маше. Скорректированную бумажную форму из модулей надо покрывать несколькими слоями папье-маше (10–12) для скрепления модулей друг с другом и с картонным контуром. На этом этапе пригодится умение лепить фигуру и её детали; для мелких деталей (брови, нос) мы использовали мягкие бумажные салфетки, смоченные в клейстере. Потом высыхание формы, с одной стороны, мы лепили точно также левый бок, перевернув заготовку на парте. Для удобства голову и шею коня можно сделать отдельно и после завершения работы над туловищем – закрепить голову с шеей на нём, вставив в детали каркас в виде деревянных палочек диаметром 2–3 см, длиной 30–40 см. Ноги лошади были изготовлены прямым классическим способом папье-маше на пластилиновой заготовке. Лошадь вылеплена в прыжке с поджатыми передними ногами с целью установки её на опору. На ноги наша лошадь не опирается, она стоит своим весом на опоре (стоя), опираясь животом или нижней частью своего корпуса. Слоев папье-маше настолько много наклеено, что на лошадь садятся обучающиеся начальной школы и фотографируются верхом на коне!
После завершения работы с бумагой мы раскрасили лошадь серой в яблоках – эта масть скрыла некоторые неровности поверхностей, хвост и грива белого цвета были закреплены с помощью клея ПВА. Мы назвали коня Бураном, он стал счастливым символом нашей студии лепки и началом нового этапа творчества! Сейчас дети приходят на занятия, сначала подходят к лошади, обнимают ее, гладят, а потом принимаются за работу. Наш Буран у всех вызывает удивление, восторг и восхищение! И мы сделали это!
В 2019–2020 учебном году педагогами школы (ШМО «Технология») был организован школьный музей «Русская изба». К его оформлению подключились сотрудники, родители и дети. Было собрано более 100 экспонатов – старинная утварь, мебель, предметы одежды, вещи. Ну а какая же русская изба без подворья?
Во внеурочной деятельности и на занятиях дополнительного образования мы решили изготовить фигуры домашних птиц (кур, гусей, уток) в натуральную величину, чтобы все обучающиеся, особенно незрячие могли хорошо представлять себе размеры домашних птиц.
Обучающиеся подключились к сборке модулей из бумаги. В кабинете появилась первая фигура петуха в натуральную величину – все были в восторге. Ребята приступили к изготовлению фигур курочек и цыплят. Они наполняли бумажными комочками полиэтиленовые мешочки и при помощи скотча мы придавали мешочкам форму курочки.
Работа над большими фигурами увлекала детей, была им очень интересна.
Так в нашей коллекции появилось куриное семейство: Петушок, три курочки и цыплята. Оформили мы их перышками из бумаги. После этого мы приступили к изготовлению фигур гусей в натуральную величину. Работа над изделиями шла уже в известной последовательности. Конструктивным способом мы собрали фигуры гуся, гусыни и гусяток. Коллекцию птичьего двора пополнило «Гусиное семейство». Работа над большими фигурами нравилась детям, все с увлечением занимались. Сейчас нам предстоит выполнить в технике модульной лепки из бумаги селезня, утку и утят.
Большие фигуры зрелищны, привлекают внимание обучающихся и педагогов, могут быть использованы на уроках родных дисциплин.
Изготовление атрибутов старины для музея «Русская изба» также доступно и интересно в этой технике. Мы уже изготовили старинный утюг, можно выполнить в этой технике большие ростовые куклы: Снежную Бабу, Бабу Ягу и другие. В нашей коллекции уже есть готовая фигура масленицы.
В течение последних лет продолжалась работа над фигурами героев сказов П. П. Бажова. Обучающиеся разных классов выполняли фигуры лебедей в натуральную величину по сказу «Ермаковы Лебеди». Были изготовлены куклы-сувениры по сказу «Малахитовая шкатулка»: Данила-мастер и Медной Горы Хозяйка.
Мы планируем в 2020–2021 учебном году завершить оформление птичьего двора и приступить к изготовлению фигур детенышей домашних животных: нам надо сделать в технике модульной лепки фигуры телёнка, козлёнка, ягнёнка, поросёнка, продолжить изготовление фигур кошки с котятами и собаки со щенятами.
Фигуры, изготовленные в технике модульной лепки из бумаги, очень нравятся и взрослым, и детям. Неоднократно они были представлены на выставках в школе-интернате, в МАОУ № 33, в Историческом музее г. Верхняя Пышма на выставке 2019 года «Осенний вернисаж» и на выставке, организованной в Библиотеке ВОС г. Екатеринбурга. Изображая животных, обучающиеся стараются отразить в своих работах любовь к своим домашним питомцам, к миру природы, заботу о братьях наших меньших.
Модульная лепка – доступное средство для лепки изделий в условиях школы, она доступна обучающимся разных возрастов.
Обучающиеся начальной школы охотно помогают друг другу и учителю мять комочки из бумаги, складывают их в полиэтиленовые пакеты, осознают важность и необходимость своего труда для общей большой цели. Некоторые обучающиеся стремятся сделать в этой технике и свое индивидуальное изделие: Гуся Мортина по сказке С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими Гусями», Золушку, тигрёнка и другие поделки.
Меня, как учителя, радует общая творческая атмосфера на занятиях, радостный настрой на коллективное творчество, взаимопомощь обучающихся в процессе творческого труда, мечты детей, воплощающиеся в реальные изделия, достойные внимания и положительной оценки социума.
На следующий учебный год мы планируем продолжать модульную лепку новых изделий и воплотить в реальность смелые идеи.
Развитие творческих способностей обучающихся с нарушением зрения и интеллекта таит в себе еще много интересного и нового, при большом интересе педагога и обучающихся, в соавторстве и сотворчестве их можно добиться развития уровня творческих способностей обучающихся, а главное, помочь каждому ребенку стать интересной, самореализирующейся личностью, испытать радость творческого труда!