Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • Оперативная информация
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС ОВЗ
  • Горячее питание
  • food
  • Родителям
  • Доступная среда для маломобильных групп населения
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Юбилей школы
  • Конференция
  • Фестиваль
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Школьное радио
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников

Задать вопрос:

Главная » Библиотека » Наши статьи » Шипачева Т.Б. Изонить как педагогический ресурс развития творчества детей с нарушением зрения
Дата: Фев 16, 2021

Шипачева Т.Б. Изонить как педагогический ресурс развития творчества детей с нарушением зрения



Опубликовано: Стратегические ориентиры развития образования детей с огра­ниченными возможностями здоровья и инвалидностью: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, г. Ека­теринбург 19–20 ноября 2020г.: Т.2/ Министерство образования и мо­лодежной политики Свердловской области; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Кафедра инклюзивного образования; под общ. ред. С. В. Соловьевой. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2021. – 540 с.

Изонить как педагогический ресурс развития творчества детей с нарушением зрения

Т. Б. Шипачева

Аннотация. В статье представлен опыт работы по применению тех­ники «Изонить» в образовательной деятельности с детьми с нарушени­ями зрения.

Занятия изонитью способствуют развитию у обучающихся сенсор­ного восприятия, мелкой моторики посредством нетрадиционной вышивки на картоне. С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие мелкой моторики пальцев рук. Эта проблема довольно распространенная.

Вышивка на картоне (изонить) – это очень увлекательный и интересный способ вышивания. В нашей стране он известен, как нитяная графика или изонить. Это настоящее искусство конструирования и создание изделия с использованием нитей.

Нитки натягивают в особом порядке на картоне либо на бумаге, пытаясь создать всевозможные узоры, орнаменты, фигуры и так далее. Женщины всегда старались превратить самые обычные повседневные вещи в пред­меты искусства. Вышивание появилось тогда, когда человек выдолбил в тонкой, длинной кости дырочку и вставил в нее нитку и сшил две шкуры вместе.

В каменном веке люди использовали для вышивки шерсть животных, из которой делали нитки, неплохим материалом были жилы животных. Когда люди научились земледелию, стали использовать нити льна, ко­нопли, шелка, хлопка.

Мотивы для вышивания выбирали из природы, все, что было у них пе­ред глазами, шло для создания вышивки.

Нитяная графика появилась в Англии в IVII веке. Это искусство приду­мали местные ткачи. Они догадались забивать в доски гвоздики и натяги­вать на них нити в особом порядке. Они создавали, таким образом, очень привлекательные ажурные вещи.

Такие изделия в то время украшали дома именитых и богатых граждан.

С течением времени данная технология совершенствовалась, и впослед­ствии распространилась на плотную бумагу и картон, в котором предва­рительно проделывались отверстия. Даже при использовании минимума материалов и средств, можно было создать весьма привлекательную по­здравительную открытку либо симпатичный сувенир.

Выполняя вышивку на картоне (изонить) обучающиеся учатся при этом прекрасно владеть иглой. Достоинство этой техники в том, что она не тре­бует особой предварительной подготовки, изделия выполняются довольно  быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть где разгуляться. Ни­тяная графика (изонить), ниточный дизайн – это графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твердом ос­новании.

Оборудование и материалы для изонити: образцы рисунков, выполнен­ных приемом «изонить» с заполненными окружностями, иглы с широким ушком, ножницы, шило или большая игла, линейка, карандаш, циркуль.

На листе бумаги начерчен рисунок, размечены точки для вышивания.

Для освоения этой техникой достаточно знать два основных приема: за­полнение угла и заполнение окружности. Во время проведения занятий по работе в технике «изонить» я пришла к убеждению, что занятия этим видом деятельности могут быть привлека­тельными и доступными для обучающихся с нарушением зрения. Эти за­нятия интересны как для девочек, так и для мальчиков. Интерес к работе возрастает, если обучающимся ясен мотив: сделать картину или открытку для мамы на 8 Марта, для папы на 23 Февраля, для ветеранов на день По­беды или для преподавателя на день Учителя.

Опыт показывает, что работа с изонитью способствует активному раз­витию у обучающихся: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает по­ложительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; логического мышления; воображения; волевых качеств (уси­дчивость, терпение, умение доводить работу до конца); художественных способностей; влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Методы работы.

Словесные методы – объяснение, вопросы, игровые упражнения, бе­седы, пословицы: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью»; «Дело мастера боится»; « Дело и труд – все перетрут»; «У кого сноровка, тот и действует ловко».

Наглядные методы – показ иллюстраций, рассматривание образцов го­товых работ.

Практические методы – вдевание нити в иглу, завязывание узелка, ра­бота с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину.

Этапы ознакомления с техникой изонити.

Подготовительный этап. Показ работ и иллюстраций в технике «изо­нить».

Первый этап. Выполнение прямых стежков. Знакомство с углом, его вершиной, сторонами.

Второй этап. Дети знакомятся с двумя смежными углами, имеющими одну общую вершину. Количество отверстий на сторонах углов должно быть одинаковым, откуда бы ни начинался отсчет.

Третий этап. Выполнение окружностей в технике изонити. Четвертый этап. Выполнение завитка, Завиток делается так же, как и окружность. Начинать вышивку можно с любого конца нитками разного цвета.

Использовать готовые работы можно для украшения кабинета, зала, в качестве подарков, сделанных своими руками. Создавая красивые вещи, видя результаты своей работы, обучающиеся ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них просыпаются творческие способности.

Литература

  1. Антуганова Н. П. Необыкновенные композиции // Школа и производство. 1998. № 4. – С. 62.
  2. Браницкий Г. А. Картины из цветных ниток и гвоздей. – Минск.: Фонио, 2001.
  3. Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легпромбытиздат, 1993.