Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Шипачева Т.Б. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе шитья мягкой игрушки и перчаточных кукол
Дата: Фев 16, 2021

Шипачева Т.Б. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе шитья мягкой игрушки и перчаточных кукол



Опубликовано: Стратегические ориентиры развития образования детей с огра­ниченными возможностями здоровья и инвалидностью: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, г. Ека­теринбург 19–20 ноября 2020г.: Т.2/ Министерство образования и мо­лодежной политики Свердловской области; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Кафедра инклюзивного образования; под общ. ред. С. В. Соловьевой. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2021. – 543 с.

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе шитья мягкой игрушки и перчаточных кукол

Т. Б. Шипачева

Аннотация. В статье представлен опыт работы по развитию у детей с нарушениями зрения осязания, мелкой моторики и координации движе­ний пальцев рук в процессе шитья мягкой игрушки и перчаточных кукол.

Для контингента обучающихся нашего образовательного учреждения характерна сложная структура дефекта, представленная различными нару­шениями в работе зрительного анализатора и легкой степени интеллекту­альной недостаточности. Оба компонента структуры дефекта существенно ограничивают творческий потенциал обучающихся, который необходимо развивать. Методы и приемы, активизирующие творческие способности обучаю­щихся, специфичны, поэтому в рамках методической проблемы осущест­вляется их адаптация с учетом зрительной патологии.

Творчество рассматривается учеными, как человеческая деятельность высшего уровня познания окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек, формы, способы его мышления, личностные качества – он становится творческой личностью.

По статистическим данным, около миллиона детей нашей страны стра­дают нарушением зрения. Дефекты органов зрения наносят огромный ущерб не только зрительным функциям, но обусловливают нарушения психических процессов и двигательной сферы обучающихся. Дети с нарушением зре­ния не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. При на­рушении зрительных функций у обучающихся возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, вообра­жения, наглядно-образного мышления), происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа, мелкой моторики.

Задача – помочь обучающимся с нарушением зрения накопить инфор­мацию об окружающем мире, которая обеспечит развитие личности и ее адаптацию, а также развить у них творческие наклонности, уверенность в себе, воспитать у них потребность в самореализации становится, что на­зывается, более чем актуальной.

Основная цель моей работы: развитие творческих способностей обуча­ющихся с нарушением зрения; поиск путей и возможностей развития твор­ческих способностей обучающихся.

Зрительное восприятие – это формирование образов и ситуаций внеш­него мира при их непосредственном воздействии на глаз. С помощью глаз человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление движения предметов, ориентируется в пространстве. Обучающиеся с нарушением зрения, наличием амблиопии, астигматизма и косоглазия хуже, чем обычные дети, запоминают и разли­чают основные цвета, им трудно выделять оттенки того или иного цвета. Восприятие и различение геометрических форм происходит значительно медленнее, чем у обучающихся с нормальным зрением. Наши обучающиеся путают такие понятия, как шире/уже, выше/ниже, длиннее/короче и т. д. Им трудно удается счет предметов в большом пространстве. Неудивительно, что представления наших обучающихся сильно обеднены, неполны, отры­вочны по характеру. Обучающиеся с нарушением зрения имеют очень низ­кий уровень развития осязательной чувствительности и моторики кистей и пальцев рук. Происходит это потому, что слабовидящие обучающиеся не осознают роли осязания, как средства замещения зрительной информа­ции. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук наших обуча­ющихся оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдер­живает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, а также отрицательно сказывается на формировании предметно-практической де­ятельности обучающихся.

Работая в качестве учителя технологии много лет, я пришла к выводу, что одним из средств коррекции зрительного восприятия и мелкой мото­рики у обучающихся с нарушением зрения является ручной труд, в част­ности шитье мягкой игрушки и перчаточных кукол. Этот вид деятельности всегда вызывает живой интерес у обучающихся. Все это привело меня к ор­ганизации кружка «Мягкая игрушка» в нашей школе для младшего и сред­него возраста. Наши обучающиеся являются создателями оригинальных мягких игрушек, перчаточных кукол.

В процессе работы мы всегда помним о нарушении зрения у обучаю­щихся. Они выполняют работу в соответствии со зрительными нагрузками, предложенными офтальмологом. Острота зрения и наличие у обучающихся окклюзии на том или другом глазу учитывается при рассаживании на заня­тии. В течение каждого занятия проводится расслабляющая гимнастика. Работая с различными тканями, обучающиеся приобретают чувственный и предметно-практический опыт. Они вырабатывают навыки использова­ния таких инструментов, как ножницы, игла, булавка и т. д. Различные виды тканей используются для шитья мягких игрушек, перчаточных кукол. Кру­жево, тесьма и ленты, бусы, бисер, пайетки используются для декорирова­ния изделий.

Во время подготовительной работы мы с обучающимися рассматриваем тот материал, из которого собираемся шить мягкую игрушку или перчаточ­ную куклу; запоминаем название тканей, других материалов, читаем стихи, сказки.

На примере коллективной работы – шитье перчаточных кукол к сказке «Три медведя» хочется показать, как строится работа на наших занятиях.

1 Этап. Рассматривание различных видов тканей, определение на ощупь фактуры, изучение свойств и запоминание названий тканей.

Цель: развитие осязания и мелкой моторики пальцев рук, закрепление цветоразличения, развитие речи, памяти, кругозора обучающихся.

2 Этап. Беседа с детьми о том, как производят ткани. Рассматривание и осязательное исследование сырья для производства тканей (хлопок, лен, шерсть).

Цель: развитие социально-бытовой ориентировки, активация фиксации взора, развитие мелкой моторики.

3 Этап. Рассматривание образцов (перчаточных кукол и мягкой игрушки).

Цель: развитие эстетического вкуса и кругозора обучающихся.

4 Этап. Изучение сюжета нашей будущей коллекции кукол для сказки «Три медведя». Чтение сказки «Три медведя». Рассматривание иллюстра­ций из книги.

Цель: развитие фантазии обучающихся, памяти, воображения.

5 Этап. Работа с шаблонами и выкройками.

Цель: развитие творческой фантазии обучающихся, мелкой моторики.

6 Этап. Выбор ткани и работа с выкройкой. Учимся правильно наклады­вать шаблоны на ткань, обводить и вырезать детали изделия.

Цель: развитие цветовосприятия, мелкой моторики, закрепление уме­ния пользоваться ножницами, умение работать по шаблону.

7 Этап. Шитье кукол. В итоге мы рассматриваем нашу работу, добав­ляем какие-то детали и делимся впечатлениями.

Цель: развитие эстетических чувств у обучающихся. В процессе всей этой работы решаются еще и вопросы социализации об­учающихся с нарушением зрения: умение общаться, работать в коллективе.

Работа кружка рассчитана на две возрастные группы: младший и сред­ний возраст. Занимаясь вместе с детьми, мы не только развиваем им глазные функции, но еще приобщаем обучающихся к искусству, мастерству, способ­ствуем развитию их творческих способностей, умения общаться и работать в коллективе. Занимаясь в кружке, обучающиеся приготовили и показали сказки «Лисичка со скалочкой» и «Три медведя» для детей 1–2 классов на праздниках в музее «Русская изба». Этот музей мы создали в прошлом году совместно с кружком «Лепка».

Литература

  1. Анреева И. В. Традиционная и авторская игрушка / И. В. Андреева // Народное искусство: сквозь века. – Челябинск, 2007. … – М., 2001.
  2. Дайн Г. Л. Детский народный календарь. – М.: Дет. Лит., 2001.
  3. Дайн Г. Л. Игрунечных дел мастера: кн. для уч-ся – М.: Просвещение, 1994.