- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Шипачева Т.Б. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе шитья мягкой игрушки и перчаточных кукол
Опубликовано: Стратегические ориентиры развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, г. Екатеринбург 19–20 ноября 2020г.: Т.2/ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Кафедра инклюзивного образования; под общ. ред. С. В. Соловьевой. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2021. – 543 с.
Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе шитья мягкой игрушки и перчаточных кукол
Т. Б. Шипачева
Аннотация. В статье представлен опыт работы по развитию у детей с нарушениями зрения осязания, мелкой моторики и координации движений пальцев рук в процессе шитья мягкой игрушки и перчаточных кукол.
Для контингента обучающихся нашего образовательного учреждения характерна сложная структура дефекта, представленная различными нарушениями в работе зрительного анализатора и легкой степени интеллектуальной недостаточности. Оба компонента структуры дефекта существенно ограничивают творческий потенциал обучающихся, который необходимо развивать. Методы и приемы, активизирующие творческие способности обучающихся, специфичны, поэтому в рамках методической проблемы осуществляется их адаптация с учетом зрительной патологии.
Творчество рассматривается учеными, как человеческая деятельность высшего уровня познания окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек, формы, способы его мышления, личностные качества – он становится творческой личностью.
По статистическим данным, около миллиона детей нашей страны страдают нарушением зрения. Дефекты органов зрения наносят огромный ущерб не только зрительным функциям, но обусловливают нарушения психических процессов и двигательной сферы обучающихся. Дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. При нарушении зрительных функций у обучающихся возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа, мелкой моторики.
Задача – помочь обучающимся с нарушением зрения накопить информацию об окружающем мире, которая обеспечит развитие личности и ее адаптацию, а также развить у них творческие наклонности, уверенность в себе, воспитать у них потребность в самореализации становится, что называется, более чем актуальной.
Основная цель моей работы: развитие творческих способностей обучающихся с нарушением зрения; поиск путей и возможностей развития творческих способностей обучающихся.
Зрительное восприятие – это формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. С помощью глаз человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление движения предметов, ориентируется в пространстве. Обучающиеся с нарушением зрения, наличием амблиопии, астигматизма и косоглазия хуже, чем обычные дети, запоминают и различают основные цвета, им трудно выделять оттенки того или иного цвета. Восприятие и различение геометрических форм происходит значительно медленнее, чем у обучающихся с нормальным зрением. Наши обучающиеся путают такие понятия, как шире/уже, выше/ниже, длиннее/короче и т. д. Им трудно удается счет предметов в большом пространстве. Неудивительно, что представления наших обучающихся сильно обеднены, неполны, отрывочны по характеру. Обучающиеся с нарушением зрения имеют очень низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики кистей и пальцев рук. Происходит это потому, что слабовидящие обучающиеся не осознают роли осязания, как средства замещения зрительной информации. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук наших обучающихся оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, а также отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности обучающихся.
Работая в качестве учителя технологии много лет, я пришла к выводу, что одним из средств коррекции зрительного восприятия и мелкой моторики у обучающихся с нарушением зрения является ручной труд, в частности шитье мягкой игрушки и перчаточных кукол. Этот вид деятельности всегда вызывает живой интерес у обучающихся. Все это привело меня к организации кружка «Мягкая игрушка» в нашей школе для младшего и среднего возраста. Наши обучающиеся являются создателями оригинальных мягких игрушек, перчаточных кукол.
В процессе работы мы всегда помним о нарушении зрения у обучающихся. Они выполняют работу в соответствии со зрительными нагрузками, предложенными офтальмологом. Острота зрения и наличие у обучающихся окклюзии на том или другом глазу учитывается при рассаживании на занятии. В течение каждого занятия проводится расслабляющая гимнастика. Работая с различными тканями, обучающиеся приобретают чувственный и предметно-практический опыт. Они вырабатывают навыки использования таких инструментов, как ножницы, игла, булавка и т. д. Различные виды тканей используются для шитья мягких игрушек, перчаточных кукол. Кружево, тесьма и ленты, бусы, бисер, пайетки используются для декорирования изделий.
Во время подготовительной работы мы с обучающимися рассматриваем тот материал, из которого собираемся шить мягкую игрушку или перчаточную куклу; запоминаем название тканей, других материалов, читаем стихи, сказки.
На примере коллективной работы – шитье перчаточных кукол к сказке «Три медведя» хочется показать, как строится работа на наших занятиях.
1 Этап. Рассматривание различных видов тканей, определение на ощупь фактуры, изучение свойств и запоминание названий тканей.
Цель: развитие осязания и мелкой моторики пальцев рук, закрепление цветоразличения, развитие речи, памяти, кругозора обучающихся.
2 Этап. Беседа с детьми о том, как производят ткани. Рассматривание и осязательное исследование сырья для производства тканей (хлопок, лен, шерсть).
Цель: развитие социально-бытовой ориентировки, активация фиксации взора, развитие мелкой моторики.
3 Этап. Рассматривание образцов (перчаточных кукол и мягкой игрушки).
Цель: развитие эстетического вкуса и кругозора обучающихся.
4 Этап. Изучение сюжета нашей будущей коллекции кукол для сказки «Три медведя». Чтение сказки «Три медведя». Рассматривание иллюстраций из книги.
Цель: развитие фантазии обучающихся, памяти, воображения.
5 Этап. Работа с шаблонами и выкройками.
Цель: развитие творческой фантазии обучающихся, мелкой моторики.
6 Этап. Выбор ткани и работа с выкройкой. Учимся правильно накладывать шаблоны на ткань, обводить и вырезать детали изделия.
Цель: развитие цветовосприятия, мелкой моторики, закрепление умения пользоваться ножницами, умение работать по шаблону.
7 Этап. Шитье кукол. В итоге мы рассматриваем нашу работу, добавляем какие-то детали и делимся впечатлениями.
Цель: развитие эстетических чувств у обучающихся. В процессе всей этой работы решаются еще и вопросы социализации обучающихся с нарушением зрения: умение общаться, работать в коллективе.
Работа кружка рассчитана на две возрастные группы: младший и средний возраст. Занимаясь вместе с детьми, мы не только развиваем им глазные функции, но еще приобщаем обучающихся к искусству, мастерству, способствуем развитию их творческих способностей, умения общаться и работать в коллективе. Занимаясь в кружке, обучающиеся приготовили и показали сказки «Лисичка со скалочкой» и «Три медведя» для детей 1–2 классов на праздниках в музее «Русская изба». Этот музей мы создали в прошлом году совместно с кружком «Лепка».
Литература
- Анреева И. В. Традиционная и авторская игрушка / И. В. Андреева // Народное искусство: сквозь века. – Челябинск, 2007. … – М., 2001.
- Дайн Г. Л. Детский народный календарь. – М.: Дет. Лит., 2001.
- Дайн Г. Л. Игрунечных дел мастера: кн. для уч-ся – М.: Просвещение, 1994.