- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Патрушева М.С., Самородова Е.В "Развитие сенсомоторных навыков у обучающихся с нарушением зрения на уровне начального общего образования"
Статья опубликована в сборнике: «Многогранность особых образовательных потребностей. Психолого-педагогическое сопровождение детей, подростков и молодежи с учетом их индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей: материалы научно-практической конференции/ МАУ ДО ЦСШ. – Электрон. дан. – Екатеринбург, 2022».
Развитие сенсомоторных навыков у обучающихся с нарушением зрения на уровне начального общего образования
Патрушева М.С., Самородова Е.В.
ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат имени С.А.Мартиросяна»
В современной тифлопедагогике актуальной является проблема развития сенсомоторной сферы у детей с нарушением зрения. Под сенсомоторикой понимается взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.
У слабовидящих обучающихся наблюдается снижение скорости и точности, фрагментарность и искаженность зрительного восприятия. Дети испытывают затруднения в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, что оказывает влияние на формирование представлений об окружающем. Некоторые слепые обучающиеся имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и недостаточно владеют приемами обследования предметов. Поэтому необходимо формировать навык полисенсорного восприятия на основе взаимодействия зрения, осязания и других анализаторов.
Помимо сенсорных особенностей у детей с нарушением зрения отмечается моторная недостаточность, которая проявляется в: снижении скорости и качества выполнения заданных движений, недоразвитии мелкой и общей, лицевой и артикуляционной моторики, трудности регуляции и контроле произвольных движений.
Отечественные ученые (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев) показали зависимость развития сенсомоторных функций от окружающей среды, условий жизни и обучения ребенка.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивается подбором специальных упражнений и заданий, направленных на развитие составляющих компонентов сенсомоторной сферы:
- восприятия (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного, вкусового);
- зрительно-моторной, слухо-моторной и тактильно-моторной координации;
- рече-слухо-двигательной координации;
- общей, мелкой и артикуляционной моторики.
В процессе работы по данному направлению решаются следующие задачи.
- 1. Развитие зрительного восприятия:
- рассматривать предметы и выделять в них главные и второстепенные детали;
- различать основные цвета и оттенки;
- анализировать длину, ширину, высоту и форму предметов;
- узнавать контурные, силуэтные, точечные, перечеркнутые, наложенные, недорисованные изображения (геометрических фигур, букв, цифр);
- определять пространственное положение предметов;
- ориентироваться на листе бумаги;
- рассматривать и анализировать сюжетные рисунки;
- совершенствовать скорость и полноту зрительного обследования.
Развитию зрительного восприятия способствуют следующие виды деятельности: работа с мозаикой и конструктором, составление композиций и разрезных картинок (на фланелеграфе, магнитой доске), графические диктанты, штриховки и т.п.
2. Развитие слухового восприятия:
- узнавать и различать неречевые звуки по тембру, силе, высоте (музыкальные инструменты, бытовые шумы, звуки улицы, школы и т.д.);
- различать голоса детей и взрослых;
- воспроизводить ряды звуков, слогов, слов;
- выделять заданный звук.
В работе используются: «шумящие» коробочки, молоточки, колокольчики, маракасы, бубны, аудиозаписи по лексическим темам, бытовые предметы (будильник, стакан с водой, замок с ключом, миксер, терка и т.п.)
3. Развитие тактильного восприятия:
- обучать приемам обследования предметов;
- различать и находить геометрические формы в окружающей среде;
- различать величину и поверхности предметов;
- обучать ориентировке на микроплоскости;
- сравнивать предметы по весу и твердости;
- определять контрастные температурные ощущения (снег, лёд, горячая и холодная вода).
Для развития тактильного восприятия применяются: натуральные средства наглядности; муляжи, модели, макеты предметов; рельефные пособия; карточки, выполненные с помощью объёмной аппликации; тактильные кубики и шарики (деревянные, стеклянные, металлические, ватные, меховые, шерстяные, резиновые, бумажные, пластмассовые).
4. Развитие обонятельного восприятия:
- узнавать и различать запахи;
- определять направление и удаленность запаха;
- применять обоняние при ориентировке в окружающей среде.
На занятиях используются: фрукты и овощи, чай, кофе, приправы, кондитерские изделия; бытовая химия и парфюмерия; наборы эфирных масел.
5. Развитие вкусового восприятия:
- определять вкусовые характеристики предметов, узнавать их;
- применять вкусовые качества предметов в повседневной жизни.
6. Развитие различных видов координации:
- прослеживать глазами за движениями руки;
- выкладывать разные узоры по образцу;
- чертить линии по образцу и словесному описанию;
- уметь писать цифры и буквы по образцу;
- обводить сенсорные формы по контуру грифелем;
- совершенствовать скорость и избирательность реакции на слуховой стимул;
- изменять характер или темп движений в зависимости от звукового сигнала;
- повторять заданный ритмический рисунок и т.п.
Примеры упражнений, направленных на развитие сенсомоторной координации: «Копировщики узоров», «Сделай, как я», «Ухо-нос», «Школа радистов», «Повторяй за мной», «Передай телеграмму».
7. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики:
- регулировать состояние мышечного тонуса;
- увеличивать темп и точность выполнения движений;
- развивать динамическую и статическую координацию движений пальцев рук, синхронность работы обеих рук;
- увеличивать диапазон и объем движений артикуляционного аппарата;
- тренировать подвижность и переключаемость органов артикуляции.
Используемые пособия и предметы: шнуровки, мозаики, массажные мячи, конструкторы, формы с вкладышами, пластилин, тесто для лепки, коврики с массажной поверхностью, нитки, шнурки, крупы, пуговицы, бусины, трафареты, разноцветные прищепки, геометрические фигуры и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо вести целенаправленную работу по стимуляции сенсорных функций и двигательной активности у обучающихся с нарушением зрения через специально подобранную систему заданий и упражнений.
Список литературы
- Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 105с.
- Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие. – Москва, 1990. – 60 с.
- Денискина В.З., Петрова Г.Г. Развитие обоняния у детей с нарушением зрения // Дефектология. – 2005, №4, с. 58-62.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003. – 20 с.
- Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб. 2006. – 336 с.
- Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.