Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Патрушева М.С., Самородова Е.В "Развитие сенсомоторных навыков у обучающихся с нарушением зрения на уровне начального общего образования"
Дата: Июн 3, 2022

Патрушева М.С., Самородова Е.В "Развитие сенсомоторных навыков у обучающихся с нарушением зрения на уровне начального общего образования"



Статья опубликована в сборнике: «Многогранность особых образовательных потребностей.  Психолого-педагогическое сопровождение детей, подростков и молодежи с учетом их индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей: материалы научно-практической конференции/ МАУ ДО ЦСШ. – Электрон. дан. – Екатеринбург, 2022».

Развитие сенсомоторных навыков у обучающихся с нарушением зрения на уровне начального общего образования

Патрушева М.С., Самородова Е.В.

ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат имени С.А.Мартиросяна»

 

В современной тифлопедагогике актуальной является  проблема развития сенсомоторной сферы у детей с нарушением зрения. Под сенсомоторикой понимается взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

У слабовидящих обучающихся наблюдается снижение скорости и точности,  фрагментарность и искаженность зрительного восприятия. Дети испытывают затруднения в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, что оказывает влияние на формирование представлений об окружающем. Некоторые слепые обучающиеся  имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и недостаточно владеют приемами обследования предметов. Поэтому необходимо формировать навык  полисенсорного восприятия на основе взаимодействия зрения, осязания и других анализаторов.

Помимо сенсорных особенностей у детей с нарушением зрения отмечается моторная недостаточность, которая проявляется в: снижении скорости и качества выполнения заданных движений, недоразвитии мелкой и общей,  лицевой и артикуляционной моторики, трудности регуляции и контроле произвольных движений. 

Отечественные ученые (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев) показали зависимость развития сенсомоторных функций от окружающей среды, условий жизни и обучения ребенка.

  Коррекционно-развивающая работа обеспечивается подбором специальных упражнений и заданий, направленных на развитие составляющих компонентов сенсомоторной сферы:

  • восприятия (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного, вкусового);
  • зрительно-моторной, слухо-моторной и тактильно-моторной координации;
  • рече-слухо-двигательной координации;
  • общей, мелкой и артикуляционной моторики.

В процессе работы по данному направлению решаются следующие задачи.

  1. 1.  Развитие зрительного восприятия: 
  • рассматривать предметы и выделять в них главные и второстепенные детали;
  • различать основные цвета и оттенки;
  •  анализировать длину, ширину, высоту  и форму предметов;
  • узнавать контурные, силуэтные, точечные, перечеркнутые, наложенные, недорисованные изображения (геометрических фигур, букв, цифр);
  • определять пространственное положение предметов;
  • ориентироваться на листе бумаги;
  • рассматривать и анализировать сюжетные рисунки;
  • совершенствовать скорость и полноту зрительного обследования.

Развитию зрительного восприятия способствуют следующие виды деятельности: работа с мозаикой и конструктором, составление композиций и разрезных картинок (на фланелеграфе, магнитой доске), графические диктанты, штриховки и т.п.

2. Развитие слухового восприятия:

  • узнавать и различать неречевые звуки по тембру, силе, высоте (музыкальные инструменты, бытовые шумы, звуки улицы, школы и т.д.);
  • различать голоса детей и взрослых;
  • воспроизводить ряды звуков, слогов, слов;
  • выделять заданный звук.

В работе используются: «шумящие» коробочки, молоточки, колокольчики, маракасы, бубны, аудиозаписи по лексическим темам, бытовые предметы (будильник, стакан с водой, замок с ключом, миксер, терка и т.п.)

3. Развитие тактильного восприятия:

  • обучать приемам обследования предметов;
  • различать и находить геометрические формы в окружающей среде;
  • различать величину и поверхности предметов;
  • обучать ориентировке на микроплоскости;
  • сравнивать предметы по весу и твердости;
  • определять контрастные температурные ощущения (снег, лёд, горячая и холодная вода).

Для развития тактильного восприятия применяются: натуральные средства наглядности; муляжи, модели, макеты предметов; рельефные пособия; карточки, выполненные с помощью объёмной аппликации; тактильные кубики и шарики (деревянные, стеклянные, металлические, ватные, меховые, шерстяные, резиновые, бумажные, пластмассовые).   

4. Развитие обонятельного восприятия:

  • узнавать и различать запахи;
  • определять направление и удаленность запаха;
  • применять обоняние при ориентировке в окружающей среде.

На занятиях используются: фрукты и овощи, чай, кофе, приправы, кондитерские изделия; бытовая химия и парфюмерия; наборы эфирных масел.

5. Развитие вкусового восприятия:

  • определять вкусовые характеристики предметов, узнавать их;
  • применять вкусовые качества предметов в повседневной жизни.

6. Развитие различных видов координации:

  • прослеживать глазами за движениями руки;
  • выкладывать разные узоры по образцу;
  • чертить линии по образцу и словесному описанию;
  • уметь писать цифры и буквы по образцу;
  • обводить сенсорные формы по контуру грифелем;
  • совершенствовать скорость и избирательность реакции на слуховой стимул;
  • изменять характер или темп движений в зависимости от звукового сигнала;
  • повторять заданный ритмический рисунок и т.п.

Примеры упражнений, направленных на развитие сенсомоторной координации: «Копировщики узоров», «Сделай, как я», «Ухо-нос», «Школа радистов», «Повторяй за мной», «Передай телеграмму».

 7. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики:

  • регулировать состояние мышечного тонуса;
  • увеличивать темп и точность выполнения движений;
  • развивать динамическую и статическую координацию движений пальцев рук, синхронность работы обеих рук;
  • увеличивать диапазон  и объем движений артикуляционного аппарата;
  • тренировать подвижность и переключаемость органов артикуляции.

Используемые пособия и предметы: шнуровки, мозаики, массажные мячи, конструкторы, формы с вкладышами, пластилин, тесто для лепки, коврики с массажной поверхностью,  нитки, шнурки, крупы, пуговицы, бусины,  трафареты, разноцветные прищепки, геометрические фигуры  и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо вести целенаправленную работу по стимуляции сенсорных функций и двигательной активности у обучающихся с нарушением зрения через специально подобранную систему заданий и упражнений.

Список литературы

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 105с.
  2. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие. – Москва, 1990. – 60 с.
  3. Денискина В.З., Петрова Г.Г. Развитие обоняния у детей с нарушением зрения // Дефектология. – 2005, №4, с. 58-62.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003. – 20 с.  
  5. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб. 2006. – 336 с.
  6. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.