Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Сайфутдинова Е.А. "Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОО"
Дата: Фев 14, 2023

Сайфутдинова Е.А. "Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОО"



Опубликовано: 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «ДВОРЕЦ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ им. Н. К. Крупской  г. Челябинска» (МАУДО «ДПШ»)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ №  95 г. Челябинска». Тьюторское сопровождение  в системе общего, дополнительного   и профессионального образования III Всероссийская научно-практическая конференция  с международным участием (Челябинск, 15–25 февраля 2021 года) Челябинск «Край Ра» 2021.

Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г.Челябинск, Россия

Lady.katushka-95@yandex.ru

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОО.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с сопровождением детей с ОВЗ тьютором в условиях дошкольной образовательной организации. Автор рассматривает основные понятия, задачи и функции тьютора при сопровождении детей с ОВЗ.

Ключевые слова

Тьютор, дети с ОВЗ, тьюторское сопровождение, инклюзивное образование.

К концу ХХ века отечественное педагогическое сообщество, констатировав проблему низкой учебной мотивации детей, начало поиски способов повышения образовательной мотивации. Тьюторство развернулось как самостоятельное педагогическое движение в 1980-е гг., во время реформирования всей системы отечественного образования.

В 1989 году руководитель Школы культурной политики П.Г.Щедровицкий провел в Москве первый конкурс тьюторов.

В 1995 году О.С. Газманом была разработана система поддержки и сотрудничества.  Так, идея тьюторского сопровождения близка к этой системе.

Первые публикации по проблеме тьюторства как особой деятельности были первоначально связаны с анализом опыта в области дистанционного образования. В 1991 году в школе «Эврика-развитие» была развернута экспериментальная работа по внедрению новой системы педагогической поддержки детей в учебном процессе, начала формироваться идеология тьюторства. Именно в школе «Эврика-развитие» 20 лет назад была введена должность тьютора.

В настоящее время в Российской теории и практике образования существует несколько подходов к определению понятия «тьютор» и тьюторское сопровождение, соответствующих этим определениям образовательных систем. Наиболее известны исследования Щедровицкого П.Г., Ковалевой Т.М., Рыбалкиной Н.В

  Тьютор – это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.

Дети с ОВЗ –  это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне организации специальных условий обучения и воспитания.

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей здоровья каждого ребенка. Но в условиях инклюзивного образования мы понимаем, что дети с ОВЗ и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но все же специфика работы с определенным нарушением у ребенка с ОВЗ должна быть. Она проявляется в применении специальных приемов и методов в соответствии с возможностями и способностями ребенка.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

В общеобразовательных организациях с каждым годом растет доля учащихся, которым по разным причинам необходим особый подход. Выделение этих «особых» детей происходит по разным основаниям: в эту категорию попадают одаренные дети, дети с проблемами в общении, дети с задержками и отклонениями в развитии, дети с разными нарушениями здоровья и т.д.

Задачи тьютора:

-развернуть для детей индивидуальное сопровождение в процессе образования;

-обеспечить ребёнку комфортное пребывание в ДОО;

-обеспечить социализацию ребенка;

-обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы.

Тьютор, находясь с ребенком в течении дня:

-корректно и четко помогает ребёнку;

-поддерживает сопровождаемого в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации;

-ведет дневник наблюдений;

-содействует воспитателю таким образом, чтобы обучение ребенка с ОВЗ не влияло на качество образования;

 Введение в образовательную программу учреждения таких ценностей, как детская активность, работа на основе приятия, вариативный характер труда педагога, формирование образовательного опыта, формирование самостоятельности воспитанников актуальны и для инклюзивной практики. Таким образом, в инклюзивном образовании позиция тьютора сохраняет свою основу, но приобретает и новые, особые составляющие.

В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача: помочь детям с ОВЗ стать успешными в обществе. А это значит, что объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства.

Успешность включенности ребенка в жизнь образовательной организации должна определяться с точки зрения развития

- когнитивной (познавательной) сферы: знаний и навыков;

- коммуникативной сферы: умения общаться;

- эмоциональной сферы: психологической адаптации, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу интеграции в образовательное пространство и нахождению в новой среде;

- самостоятельности.

Так, в каждом конкретном случае условия, необходимые для успешного обучения детей с особенностями развития, будут разными. Образовательная среда, в которой находится ребенок, также имеет свои особенности.

Здесь необходимо отметить важный момент: тьютор работает в тесном сотрудничестве: тьютор – воспитатель (учитель) – специалисты (педагог-психолог, логопед, дефектолог) – родители.

 

Литература:

1. Ковалева Т.М. Профессия «тьютор». /Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща , С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина// Издательство М.: СФК-офис. –2012 – С. 303

2. Александрова Е.А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока / Е.А. Александрова.// Издательство – М.: СФК– офис. 2013. – С. 683

3. Обухов А. С. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для вузов / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова.// Издательство Юрайт. 2020. – С. 422.

4. Щенникова С.А. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство. В 2ч. Часть 1 [Текст]: учебное пособие для вузов/ С.А. Щенникова, А.Г. Теслинова, А.Г. Черняковский. – 3-е изд., // Издательство – М. : Юрайт. 2017. С.198.

5. Байгулова, Н.В. Тьютор как специалист по педагогическому сопровождению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья [Электронный ресурс] /Н.В.Байгулова// Проблемы современного педагогического     образования. 2016.–№53–5.С.38-44. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27509988_12452371.pdf