- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Сайфутдинова Е.А. "Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОО"
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «ДВОРЕЦ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ им. Н. К. Крупской г. Челябинска» (МАУДО «ДПШ»)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ № 95 г. Челябинска». Тьюторское сопровождение в системе общего, дополнительного и профессионального образования III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием (Челябинск, 15–25 февраля 2021 года) Челябинск «Край Ра» 2021.
Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г.Челябинск, Россия
Lady.katushka-95@yandex.ru
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОО.
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с сопровождением детей с ОВЗ тьютором в условиях дошкольной образовательной организации. Автор рассматривает основные понятия, задачи и функции тьютора при сопровождении детей с ОВЗ.
Ключевые слова
Тьютор, дети с ОВЗ, тьюторское сопровождение, инклюзивное образование.
К концу ХХ века отечественное педагогическое сообщество, констатировав проблему низкой учебной мотивации детей, начало поиски способов повышения образовательной мотивации. Тьюторство развернулось как самостоятельное педагогическое движение в 1980-е гг., во время реформирования всей системы отечественного образования.
В 1989 году руководитель Школы культурной политики П.Г.Щедровицкий провел в Москве первый конкурс тьюторов.
В 1995 году О.С. Газманом была разработана система поддержки и сотрудничества. Так, идея тьюторского сопровождения близка к этой системе.
Первые публикации по проблеме тьюторства как особой деятельности были первоначально связаны с анализом опыта в области дистанционного образования. В 1991 году в школе «Эврика-развитие» была развернута экспериментальная работа по внедрению новой системы педагогической поддержки детей в учебном процессе, начала формироваться идеология тьюторства. Именно в школе «Эврика-развитие» 20 лет назад была введена должность тьютора.
В настоящее время в Российской теории и практике образования существует несколько подходов к определению понятия «тьютор» и тьюторское сопровождение, соответствующих этим определениям образовательных систем. Наиболее известны исследования Щедровицкого П.Г., Ковалевой Т.М., Рыбалкиной Н.В
Тьютор – это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.
Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне организации специальных условий обучения и воспитания.
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей здоровья каждого ребенка. Но в условиях инклюзивного образования мы понимаем, что дети с ОВЗ и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но все же специфика работы с определенным нарушением у ребенка с ОВЗ должна быть. Она проявляется в применении специальных приемов и методов в соответствии с возможностями и способностями ребенка.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.
В общеобразовательных организациях с каждым годом растет доля учащихся, которым по разным причинам необходим особый подход. Выделение этих «особых» детей происходит по разным основаниям: в эту категорию попадают одаренные дети, дети с проблемами в общении, дети с задержками и отклонениями в развитии, дети с разными нарушениями здоровья и т.д.
Задачи тьютора:
-развернуть для детей индивидуальное сопровождение в процессе образования;
-обеспечить ребёнку комфортное пребывание в ДОО;
-обеспечить социализацию ребенка;
-обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы.
Тьютор, находясь с ребенком в течении дня:
-корректно и четко помогает ребёнку;
-поддерживает сопровождаемого в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации;
-ведет дневник наблюдений;
-содействует воспитателю таким образом, чтобы обучение ребенка с ОВЗ не влияло на качество образования;
Введение в образовательную программу учреждения таких ценностей, как детская активность, работа на основе приятия, вариативный характер труда педагога, формирование образовательного опыта, формирование самостоятельности воспитанников актуальны и для инклюзивной практики. Таким образом, в инклюзивном образовании позиция тьютора сохраняет свою основу, но приобретает и новые, особые составляющие.
В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача: помочь детям с ОВЗ стать успешными в обществе. А это значит, что объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства.
Успешность включенности ребенка в жизнь образовательной организации должна определяться с точки зрения развития
- когнитивной (познавательной) сферы: знаний и навыков;
- коммуникативной сферы: умения общаться;
- эмоциональной сферы: психологической адаптации, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу интеграции в образовательное пространство и нахождению в новой среде;
- самостоятельности.
Так, в каждом конкретном случае условия, необходимые для успешного обучения детей с особенностями развития, будут разными. Образовательная среда, в которой находится ребенок, также имеет свои особенности.
Здесь необходимо отметить важный момент: тьютор работает в тесном сотрудничестве: тьютор – воспитатель (учитель) – специалисты (педагог-психолог, логопед, дефектолог) – родители.
Литература:
1. Ковалева Т.М. Профессия «тьютор». /Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща , С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина// Издательство М.: СФК-офис. –2012 – С. 303
2. Александрова Е.А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока / Е.А. Александрова.// Издательство – М.: СФК– офис. 2013. – С. 683
3. Обухов А. С. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для вузов / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова.// Издательство Юрайт. 2020. – С. 422.
4. Щенникова С.А. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство. В 2ч. Часть 1 [Текст]: учебное пособие для вузов/ С.А. Щенникова, А.Г. Теслинова, А.Г. Черняковский. – 3-е изд., // Издательство – М. : Юрайт. 2017. С.198.
5. Байгулова, Н.В. Тьютор как специалист по педагогическому сопровождению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья [Электронный ресурс] /Н.В.Байгулова// Проблемы современного педагогического образования. 2016.–№53–5.С.38-44. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27509988_12452371.pdf