Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб


 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная » Библиотека » Наши статьи » Балахонов А.С. Актуальные проблемы трудоустройства выпускников специальных школ с нарушенным зрением и интеллектом
Дата: Май 22, 2024

Балахонов А.С. Актуальные проблемы трудоустройства выпускников специальных школ с нарушенным зрением и интеллектом



Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области

Научно-практическая конференция

15 апреля  2024 г.

Актуальные проблемы трудоустройства выпускников специальных школ с нарушенным зрением и интеллектом

Балахонов Александр Сергеевич, учитель-тифлопедагог высшей категории, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент европейской академии естественных наук (ЕАЕН),  ГБОУ Свердловской области «Верхнепышминская  школа-интернат имени С.А.Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» (Свердловская область, г. Верхняя Пышма),  заведующий Тифлотехнической лабораторией НПП «Урал-реабилитация»

Аннотация. Работа посвящена проблеме раннего выбора профессии, профориентационной работе в специальных школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей. Для успешного решения этой проблемы разработаны, апробированы специальные программы и  новые комплекты учебных тифлотехнических приборов и пособий с учётом особенностей обучающихся. Используя специально разработанные тифлотехнические приспособления обучающиеся могут участвовать в различных профессиональных конкурсах, например – «Абилимпикс». При этом достигать призовые места.

Ключевые слова: конкурс профессионального мастерства «Абилимпикс»; тифлотехника; профориентация; слепые с умственной отсталостью; слабовидящие; средства обучения; наглядность.

Гуманизация современного общества, усиление социальной направленности экономической политики нашего государства являются яркими чертами происходящих в Российской Федерации процессов. Решён ряд  важных проблем повышения жизненного уровня инвалидов. Но при этом осложняются вопросы трудоустройства инвалидов и в частности детей-инвалидов со сложными дефектами развития.                        

Решить эту проблему силами только обществ: Всероссийского Общества слепых (ВОС), Всероссийского Общества глухих (ВОГ), Всероссийского Общества инвалидов (ВОИ) невозможно. Нужна, прежде всего,  помощь государства, профильных министерств и ведомств.               

Конечно, существуют комплексные  программы: «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»,  «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области» и многие другие. Меры по улучшению положения инвалидов в стране носят сейчас системный характер.   Прежде всего, это вопросы законодательства, обеспечивающего социальную защищённость детей-инвалидов,  общественных организаций инвалидов, о труде лиц с пониженной трудоспособностью.                                       

Для создания какой-либо программы помощи инвалидам, прежде всего, необходима достоверная статистика инвалидности. Статистика медицинских служб и статистика социальной системы разнятся. Мы точно не знаем, сколько,  где работают и чем занимаются выпускники специальных школ с проблемами  в интеллектуальной сфере.                              

Наши исследования показали, что администрация школы знает, где учатся или работают их выпускники  90-100%  после окончания школы через1-2года, через 3-4 года знают о своих выпускниках 50-60%, а спустя 5-6 лет имеют информацию только о 5-10% своих выпускниках.                              

Нет и достоверной статистики инвалидности. Значительного совершенствования требует  система  определения  инвалидности. В ныне действующих документах  зафиксировано определение инвалидности как потери трудоспособности. Необходимо положить в основу  определения трудоспособности формулировку, предложенную Всемирной организации здравоохранения – «Инвалидность – это ограничение  способности осуществлять действия в той форме и объёме, которые принято считать нормальными для человека».                                Теперь о мероприятиях по расширению трудоустройства инвалидов по зрению. Здесь определились несколько направлений: трудоустройство инвалидов по зрению  в различных сферах деятельности, на предприятиях общего типа, специализированных предприятиях и индивидуальные предприниматели, самозанятые.                                                                            По состоянию на 1 декабря 2024 года численность ВОС составляет около 190 тысяч человек. В структуру Общества входят 81 региональных организаций, включающие 739 местных организаций.                          

Основными целями ВОС являются:                                   

- участие в определении и реализации государственной политики в отношении инвалидов по зрению;                                                                           

- содействие и участие в профессиональной, трудовой, социальной, педагогической реабилитации и интеграции инвалидов по зрению;                   

- участие в развитии культуры и спорта среди инвалидов по зрению.

Центры реабилитации слепых ВОС – уникальные учреждения, где инвалиды по зрению проходят социальную и профессиональную реабилитацию. Ежегодно в них проходят обучение более 900 инвалидов по зрению.                                                                                                            Для привлечения к труду и профессиональной реабилитации инвалидов по зрению Всероссийское общество слепых создало и поддерживает 167 предприятий, расположенных в 68 субъектах Российской Федерации. Основное назначение этих предприятий – трудоустройство наиболее сложной, в плане адаптации для них производственных процессов и оснащения рабочих мест, категории инвалидов – слепых и слабовидящих людей, социальная и профессиональная интеграция их в общество, предоставление им возможности получения дополнительного к пенсии по инвалидности заработка.                                                                      Предприятия, где работают 10100 человек, в том числе 5439 инвалидов, из которых 3122 – по зрению, располагают квалифицированными кадрами, способными успешно решать задачи трудовой реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями здоровья и выпускать продукцию, востребованную в различных отраслях экономики страны.             

В целях поддержания своей конкурентоспособности, сохранения имеющихся рабочих мест инвалидов, создания условий для их дополнительного трудоустройства, предприятия активно модернизируют свои производственные мощности, осваивают новые виды продукции, привлекая при этом в качестве финансовых источников как средства государственной поддержки ВОС, средства из бюджета ВОС, так и средства региональной поддержки, собственные средства предприятий. Принимаемые усилия по модернизации позволяют в усложнившихся экономических условиях поддерживать производства на приемлемом уровне, реализуя тем самым законные права инвалидов на осуществление трудовой деятельности и получение различных социальных услуг.                                                                      

В целом ВОС ведёт активное содействие трудоустройству незрячих не только на предприятиях, в организациях и учреждениях Общества, но и на открытом рынке труда. Постоянно вносит предложения для совершенствования трудового законодательства на федеральном и региональном уровнях в интересах инвалидов по зрению. Информационные ресурсы по трудоустройству незрячих, оказывают существенную помощь слепым и слабовидящим гражданам в поиске работы.                                              

Наиболее актуальны для незрячих профессии: массажиста, тифлопедагога, специалиста в области информационных технологий, звукорежиссёра, музыканта, психолога, юриста. А какие профессии может освоить инвалид по зрению с умственной недостаточностью?                                                                                                   

На предприятиях ВОС  это – сборщик коробок, склейщик папок, сборщик электротехнической продукции – вилки для приборов, выключатели, реле и проч. Согласитесь не очень- то привлекательные профессии. Что делать? А очень просто - нужно создавать для окончивших школу специальные производственные мастерские при школах – интернатах. Где бывшие ученики получали бы начальные навыки и профессии, а уже потом уходили работать на предприятия. Где и строгая производственная дисциплина и план выработки продукции.             

При этом молодежная политика является стратегическим приоритетом развития Всероссийского общества слепых. Ведущую роль в ее формировании и реализации играет молодежное движение инвалидов по зрению, которое охватило региональные организации, учреждения и предприятия системы ВОС. В целях поддержки молодежи ежегодно реализуются масштабные проекты – региональные и всероссийские молодежные образовательные форумы.                                                                   

Актуальность проблем инвалидов по зрению, включая и практические возможности реализации их прав, совершенно очевидна – в настоящее время в России проживает 2 млн. 980 тыс. инвалидов. Таким образом, почти 10 % всего населения имеют особые потребности в связи с инвалидностью и постоянно нуждаются в специальных мерах государственной поддержки. При этом около 2,9   млн. человек инвалидов являются гражданами трудоспособного возраста, многие из которых стремятся к социально-активной и максимально независимой жизни, профессиональной занятости и получению образования. Но воплотить в жизнь эти стремления удается пока далеко не всем.                                                                                                    

Низкая конкурентоспособность инвалидов на рынке труда связана не только с теми ограничениями, которые накладывает их здоровье на профессиональную занятость, но и с более низким уровнем образования инвалидов по сравнению с населением, не имеющим ограниченных возможностей здоровья. В результате проигрывают и сами инвалиды, и все общество. Для инвалидов это – явное сужение горизонтов самореализации, для общества и государства - неэффективное использование столь дефицитных в нашей стране трудовых ресурсов.                                              

До последнего времени изучение проблем образования инвалидов фокусировалось главным образом на проблемах получения общего образования детьми-инвалидами и вопросах перехода от «специального» (в интернатах, коррекционных школах) к инклюзивному образованию. Согласно ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».                  

В последние годы происходит повышение научного и прикладного интереса и к проблемам, с которыми сталкиваются инвалиды при получении ими профессионального образования. Это связано, как с ростом понимания необходимости поднятия социально-экономического статуса инвалидов в российском обществе, так и с обострением проблемы нехватки трудовых ресурсов в стране, а также ростом числа самих инвалидов и их доли среди населения.                                                                                                      

Введение в наше сообщество детей с ограниченными возможностями здоровья является основной задачей всей системы коррекционно-реабилитационной помощи, конечной целью которой является социальная интеграция, направленная на включение ребенка в жизнь общества.                           

Дети с нарушениями зрения и интеллекта  имеют особые образовательные потребности, которые задаются спецификой остаточного зрения, двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования.            В настоящее время развитие коррекционной педагогики (в частности тифлопедагогики)  открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый тифлопедагог нашей школы  находит наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе обучающихся и  качества обучения.                    

Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем - тифлопедагогом – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.                                                  

Новые общественно-экономические условия, сложившиеся в настоящее время в Российской Федерации, смена парадигм в образовании и воспитании подрастающего поколения, а также цифровизация, урбанизация, рост технологий с применением нейросвязей и искусственного интеллекта, обновление содержания существующих  профессий и активно  меняющийся рынок труда, привели к необходимости создания новых подходов к профориентации обучающихся   с ограниченными возможностями здоровья, в частности,  обучающихся с нарушениями зрения.                                                     

Перед педагогическим коллективом нашей школы  в области профориентационной работы  стоят следующие задачи:                              

• достижение баланса между потребностями рынка труда и способностями, интересами и возможностями ребёнка;                                           

• прогнозирование успешности ребёнка в профессиональной сфере;         

• содействие профессиональному становлению обучающихся, с целью достижения ими возможности профессионального роста, социального и экономического развития.                                                                                                 

В свою очередь, профессиональная ориентация является   самоопределения обучающихся, мотивацией к учению в выбранном профессиональном направлении и постоянному совершенствованию в своей профессии.                                                                                              Недостаточная методическая проработка темы профессиональной ориентации и самоопределения школьников в отечественной специальной литературе привели к решению создания нами учебно-методического пособия «Профессиональная ориентация детей с ОВЗ». Отличительной особенностью данного пособия является комплексный характер подачи материала - оно содержит как теоретические сведения, так и сведения, направленные на организацию практической деятельности.                                 

Для  организации  качественного доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью по зрению,  в нашей Верхне-Пышминской школе-интернат им. С.А. Мартиросяна  реализуются мероприятия  федерального проекта «Современная школа»  национального проекта «Образование».                                  

Цель проекта - создание современных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а главное - определиться с будущей профессией.        Основными задачами реализации проекта является обновление оборудования/оснащение  мастерских для реализации предметной области «Технология» (для внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения по востребованным на рынке труда профессиям, в том числе с учетом Концепции преподавания учебного предмета «Технология»).                             

По проекту «Образование» был приобретён комплект приборов, станков и приспособлений (15 видов)  для проведения картонажно-переплётных работ в специализированной мастерской. Для этого руководством школы был выделен отдельный кабинет. Обучающимся   старших классов, которые прошли полный курс обучения  картонажно-переплётных работ, а это более 100 часов, выдаётся удостоверение (сертификат) на право работы в переплётных мастерских и типографиях. И это  означает что, обучающийся  может работать на всех видах переплётных станков, ламинаторах, отрезных машинах, владеет компьютерными  программами изготовления блок-макетов, копировально-множительной технике.                                                                                                                         

В текущем году подготовлены для участия конкурсе «Абилимпикс» в компетенции «Брошюровка и переплётное дело» несколько обучающихся.        К участию в конкурсах «Абилимпикс» допускаются граждане Российской Федерации с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 14 лет до 65 лет.                      Победители национального чемпионата в компетенции и категории текущего года не имеют право принимать участие в национальном чемпионате следующего календарного года в той же компетенции и категории.                                                                                      

Соревнования регионального чемпионата «Абилимпикс»  президентской платформы  «Россия – страна возможностей»  проходили в 2023 и 2024  году в г. Екатеринбурге   на базе школы «Эверест» г. Екатеринбург.                    

Впервые дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата  и  зрения с ментальными нарушениями   ГБОУ Свердловской области «Верхнепышминская школа-интернат имени С.А.Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные стандарты» участвовали в чемпионате «Абилимпикс»  в новой номинации «Брошюровка и переплётное дело».                                

Победителем  2023 и 2024 года в данной компетенции стала ученица коррекционного класса  нашей школы  - Галина Мухамадиева.                            

Участие в чемпионате для многих наших конкурсантов это первый серьёзный этап карьерного роста. Возможность занять достойное место в обществе, реализовать свой потенциал и почувствовать свою значимость.                

В рамках соревновательной программы участники продемонстрировали экспертам своё профессиональное мастерство и навыки.   Конкурсы профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» направлены на содействие трудоустройству участников через технологию публичной демонстрации профессиональных навыков,  на открытой соревновательной площадки.                                                           

Мировое движение «Абилимпикс» – это система конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью, в движении участвует 47 стран.                                                      

В 2018 году к движению «Абилимпикс» присоединилось 85 субъектов Российской Федерации, проведено 84 региональных конкурса, IV Национальный чемпионат стал самым масштабным в мире за всю историю движения «Абилимпикс». В последние годы  существенно поменялся подход к проведению чемпионатов «Абилимпикс».                                                                     Организационным комитетом по проведению Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Абилимпикс» была утверждена новая Концепция проведения конкурсов Абилимпикс.                     

Основной целью движения «Абилимпикс» в Российской Федерации является развитие в Российской Федерации движения «Абилимпикс», обеспечивающего эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе, развитию новых профессий и трудовой занятости для людей с инвалидностью.