- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Балахонов А.С. Актуальные проблемы трудоустройства выпускников специальных школ с нарушенным зрением и интеллектом
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Научно-практическая конференция
15 апреля 2024 г.
Актуальные проблемы трудоустройства выпускников специальных школ с нарушенным зрением и интеллектом
Балахонов Александр Сергеевич, учитель-тифлопедагог высшей категории, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент европейской академии естественных наук (ЕАЕН), ГБОУ Свердловской области «Верхнепышминская школа-интернат имени С.А.Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» (Свердловская область, г. Верхняя Пышма), заведующий Тифлотехнической лабораторией НПП «Урал-реабилитация»
Аннотация. Работа посвящена проблеме раннего выбора профессии, профориентационной работе в специальных школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей. Для успешного решения этой проблемы разработаны, апробированы специальные программы и новые комплекты учебных тифлотехнических приборов и пособий с учётом особенностей обучающихся. Используя специально разработанные тифлотехнические приспособления обучающиеся могут участвовать в различных профессиональных конкурсах, например – «Абилимпикс». При этом достигать призовые места.
Ключевые слова: конкурс профессионального мастерства «Абилимпикс»; тифлотехника; профориентация; слепые с умственной отсталостью; слабовидящие; средства обучения; наглядность.
Гуманизация современного общества, усиление социальной направленности экономической политики нашего государства являются яркими чертами происходящих в Российской Федерации процессов. Решён ряд важных проблем повышения жизненного уровня инвалидов. Но при этом осложняются вопросы трудоустройства инвалидов и в частности детей-инвалидов со сложными дефектами развития.
Решить эту проблему силами только обществ: Всероссийского Общества слепых (ВОС), Всероссийского Общества глухих (ВОГ), Всероссийского Общества инвалидов (ВОИ) невозможно. Нужна, прежде всего, помощь государства, профильных министерств и ведомств.
Конечно, существуют комплексные программы: «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области» и многие другие. Меры по улучшению положения инвалидов в стране носят сейчас системный характер. Прежде всего, это вопросы законодательства, обеспечивающего социальную защищённость детей-инвалидов, общественных организаций инвалидов, о труде лиц с пониженной трудоспособностью.
Для создания какой-либо программы помощи инвалидам, прежде всего, необходима достоверная статистика инвалидности. Статистика медицинских служб и статистика социальной системы разнятся. Мы точно не знаем, сколько, где работают и чем занимаются выпускники специальных школ с проблемами в интеллектуальной сфере.
Наши исследования показали, что администрация школы знает, где учатся или работают их выпускники 90-100% после окончания школы через1-2года, через 3-4 года знают о своих выпускниках 50-60%, а спустя 5-6 лет имеют информацию только о 5-10% своих выпускниках.
Нет и достоверной статистики инвалидности. Значительного совершенствования требует система определения инвалидности. В ныне действующих документах зафиксировано определение инвалидности как потери трудоспособности. Необходимо положить в основу определения трудоспособности формулировку, предложенную Всемирной организации здравоохранения – «Инвалидность – это ограничение способности осуществлять действия в той форме и объёме, которые принято считать нормальными для человека». Теперь о мероприятиях по расширению трудоустройства инвалидов по зрению. Здесь определились несколько направлений: трудоустройство инвалидов по зрению в различных сферах деятельности, на предприятиях общего типа, специализированных предприятиях и индивидуальные предприниматели, самозанятые. По состоянию на 1 декабря 2024 года численность ВОС составляет около 190 тысяч человек. В структуру Общества входят 81 региональных организаций, включающие 739 местных организаций.
Основными целями ВОС являются:
- участие в определении и реализации государственной политики в отношении инвалидов по зрению;
- содействие и участие в профессиональной, трудовой, социальной, педагогической реабилитации и интеграции инвалидов по зрению;
- участие в развитии культуры и спорта среди инвалидов по зрению.
Центры реабилитации слепых ВОС – уникальные учреждения, где инвалиды по зрению проходят социальную и профессиональную реабилитацию. Ежегодно в них проходят обучение более 900 инвалидов по зрению. Для привлечения к труду и профессиональной реабилитации инвалидов по зрению Всероссийское общество слепых создало и поддерживает 167 предприятий, расположенных в 68 субъектах Российской Федерации. Основное назначение этих предприятий – трудоустройство наиболее сложной, в плане адаптации для них производственных процессов и оснащения рабочих мест, категории инвалидов – слепых и слабовидящих людей, социальная и профессиональная интеграция их в общество, предоставление им возможности получения дополнительного к пенсии по инвалидности заработка. Предприятия, где работают 10100 человек, в том числе 5439 инвалидов, из которых 3122 – по зрению, располагают квалифицированными кадрами, способными успешно решать задачи трудовой реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями здоровья и выпускать продукцию, востребованную в различных отраслях экономики страны.
В целях поддержания своей конкурентоспособности, сохранения имеющихся рабочих мест инвалидов, создания условий для их дополнительного трудоустройства, предприятия активно модернизируют свои производственные мощности, осваивают новые виды продукции, привлекая при этом в качестве финансовых источников как средства государственной поддержки ВОС, средства из бюджета ВОС, так и средства региональной поддержки, собственные средства предприятий. Принимаемые усилия по модернизации позволяют в усложнившихся экономических условиях поддерживать производства на приемлемом уровне, реализуя тем самым законные права инвалидов на осуществление трудовой деятельности и получение различных социальных услуг.
В целом ВОС ведёт активное содействие трудоустройству незрячих не только на предприятиях, в организациях и учреждениях Общества, но и на открытом рынке труда. Постоянно вносит предложения для совершенствования трудового законодательства на федеральном и региональном уровнях в интересах инвалидов по зрению. Информационные ресурсы по трудоустройству незрячих, оказывают существенную помощь слепым и слабовидящим гражданам в поиске работы.
Наиболее актуальны для незрячих профессии: массажиста, тифлопедагога, специалиста в области информационных технологий, звукорежиссёра, музыканта, психолога, юриста. А какие профессии может освоить инвалид по зрению с умственной недостаточностью?
На предприятиях ВОС это – сборщик коробок, склейщик папок, сборщик электротехнической продукции – вилки для приборов, выключатели, реле и проч. Согласитесь не очень- то привлекательные профессии. Что делать? А очень просто - нужно создавать для окончивших школу специальные производственные мастерские при школах – интернатах. Где бывшие ученики получали бы начальные навыки и профессии, а уже потом уходили работать на предприятия. Где и строгая производственная дисциплина и план выработки продукции.
При этом молодежная политика является стратегическим приоритетом развития Всероссийского общества слепых. Ведущую роль в ее формировании и реализации играет молодежное движение инвалидов по зрению, которое охватило региональные организации, учреждения и предприятия системы ВОС. В целях поддержки молодежи ежегодно реализуются масштабные проекты – региональные и всероссийские молодежные образовательные форумы.
Актуальность проблем инвалидов по зрению, включая и практические возможности реализации их прав, совершенно очевидна – в настоящее время в России проживает 2 млн. 980 тыс. инвалидов. Таким образом, почти 10 % всего населения имеют особые потребности в связи с инвалидностью и постоянно нуждаются в специальных мерах государственной поддержки. При этом около 2,9 млн. человек инвалидов являются гражданами трудоспособного возраста, многие из которых стремятся к социально-активной и максимально независимой жизни, профессиональной занятости и получению образования. Но воплотить в жизнь эти стремления удается пока далеко не всем.
Низкая конкурентоспособность инвалидов на рынке труда связана не только с теми ограничениями, которые накладывает их здоровье на профессиональную занятость, но и с более низким уровнем образования инвалидов по сравнению с населением, не имеющим ограниченных возможностей здоровья. В результате проигрывают и сами инвалиды, и все общество. Для инвалидов это – явное сужение горизонтов самореализации, для общества и государства - неэффективное использование столь дефицитных в нашей стране трудовых ресурсов.
До последнего времени изучение проблем образования инвалидов фокусировалось главным образом на проблемах получения общего образования детьми-инвалидами и вопросах перехода от «специального» (в интернатах, коррекционных школах) к инклюзивному образованию. Согласно ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
В последние годы происходит повышение научного и прикладного интереса и к проблемам, с которыми сталкиваются инвалиды при получении ими профессионального образования. Это связано, как с ростом понимания необходимости поднятия социально-экономического статуса инвалидов в российском обществе, так и с обострением проблемы нехватки трудовых ресурсов в стране, а также ростом числа самих инвалидов и их доли среди населения.
Введение в наше сообщество детей с ограниченными возможностями здоровья является основной задачей всей системы коррекционно-реабилитационной помощи, конечной целью которой является социальная интеграция, направленная на включение ребенка в жизнь общества.
Дети с нарушениями зрения и интеллекта имеют особые образовательные потребности, которые задаются спецификой остаточного зрения, двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. В настоящее время развитие коррекционной педагогики (в частности тифлопедагогики) открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый тифлопедагог нашей школы находит наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе обучающихся и качества обучения.
Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем - тифлопедагогом – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.
Новые общественно-экономические условия, сложившиеся в настоящее время в Российской Федерации, смена парадигм в образовании и воспитании подрастающего поколения, а также цифровизация, урбанизация, рост технологий с применением нейросвязей и искусственного интеллекта, обновление содержания существующих профессий и активно меняющийся рынок труда, привели к необходимости создания новых подходов к профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в частности, обучающихся с нарушениями зрения.
Перед педагогическим коллективом нашей школы в области профориентационной работы стоят следующие задачи:
• достижение баланса между потребностями рынка труда и способностями, интересами и возможностями ребёнка;
• прогнозирование успешности ребёнка в профессиональной сфере;
• содействие профессиональному становлению обучающихся, с целью достижения ими возможности профессионального роста, социального и экономического развития.
В свою очередь, профессиональная ориентация является самоопределения обучающихся, мотивацией к учению в выбранном профессиональном направлении и постоянному совершенствованию в своей профессии. Недостаточная методическая проработка темы профессиональной ориентации и самоопределения школьников в отечественной специальной литературе привели к решению создания нами учебно-методического пособия «Профессиональная ориентация детей с ОВЗ». Отличительной особенностью данного пособия является комплексный характер подачи материала - оно содержит как теоретические сведения, так и сведения, направленные на организацию практической деятельности.
Для организации качественного доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью по зрению, в нашей Верхне-Пышминской школе-интернат им. С.А. Мартиросяна реализуются мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Цель проекта - создание современных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а главное - определиться с будущей профессией. Основными задачами реализации проекта является обновление оборудования/оснащение мастерских для реализации предметной области «Технология» (для внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения по востребованным на рынке труда профессиям, в том числе с учетом Концепции преподавания учебного предмета «Технология»).
По проекту «Образование» был приобретён комплект приборов, станков и приспособлений (15 видов) для проведения картонажно-переплётных работ в специализированной мастерской. Для этого руководством школы был выделен отдельный кабинет. Обучающимся старших классов, которые прошли полный курс обучения картонажно-переплётных работ, а это более 100 часов, выдаётся удостоверение (сертификат) на право работы в переплётных мастерских и типографиях. И это означает что, обучающийся может работать на всех видах переплётных станков, ламинаторах, отрезных машинах, владеет компьютерными программами изготовления блок-макетов, копировально-множительной технике.
В текущем году подготовлены для участия конкурсе «Абилимпикс» в компетенции «Брошюровка и переплётное дело» несколько обучающихся. К участию в конкурсах «Абилимпикс» допускаются граждане Российской Федерации с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 14 лет до 65 лет. Победители национального чемпионата в компетенции и категории текущего года не имеют право принимать участие в национальном чемпионате следующего календарного года в той же компетенции и категории.
Соревнования регионального чемпионата «Абилимпикс» президентской платформы «Россия – страна возможностей» проходили в 2023 и 2024 году в г. Екатеринбурге на базе школы «Эверест» г. Екатеринбург.
Впервые дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения с ментальными нарушениями ГБОУ Свердловской области «Верхнепышминская школа-интернат имени С.А.Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные стандарты» участвовали в чемпионате «Абилимпикс» в новой номинации «Брошюровка и переплётное дело».
Победителем 2023 и 2024 года в данной компетенции стала ученица коррекционного класса нашей школы - Галина Мухамадиева.
Участие в чемпионате для многих наших конкурсантов это первый серьёзный этап карьерного роста. Возможность занять достойное место в обществе, реализовать свой потенциал и почувствовать свою значимость.
В рамках соревновательной программы участники продемонстрировали экспертам своё профессиональное мастерство и навыки. Конкурсы профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» направлены на содействие трудоустройству участников через технологию публичной демонстрации профессиональных навыков, на открытой соревновательной площадки.
Мировое движение «Абилимпикс» – это система конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью, в движении участвует 47 стран.
В 2018 году к движению «Абилимпикс» присоединилось 85 субъектов Российской Федерации, проведено 84 региональных конкурса, IV Национальный чемпионат стал самым масштабным в мире за всю историю движения «Абилимпикс». В последние годы существенно поменялся подход к проведению чемпионатов «Абилимпикс». Организационным комитетом по проведению Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Абилимпикс» была утверждена новая Концепция проведения конкурсов Абилимпикс.
Основной целью движения «Абилимпикс» в Российской Федерации является развитие в Российской Федерации движения «Абилимпикс», обеспечивающего эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе, развитию новых профессий и трудовой занятости для людей с инвалидностью.