Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шахматова Р.И., учитель-дефектолог 

ГКС(К)ОУ «Шадринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 12 III, IV видов»

Дети с альбинизмом. Трудности в обучении.

В Шадринской школе-интернате №12 III, IV видов  дети с альбинизмом составляют  девятую   часть  от числа обучающихся инвалидов по зрению.

Альбинизм представляет собой  группу наследственных болезней пигментной  системы, выражающихся в  отсутствие пигмента в коже и ее придатках, радужной и пигментной оболочках глаз.

В настоящее время считается, что причиной альбинизма является отсутствие (или блокада) фермента тирозиназы, необходимой для нормального синтеза меланина — особого вещества, от которого зависит окраска тканей [8].

Дети-альбиносы имеют белую окраску кожи, волосы у них белые или они блондины. Глаза имеют красновато-розоватый цвет вследствие просвечивания крови, циркулирующей в сосудах глазных оболочек через прозрачные безпигментные среды глаза. Альбиносы из-за недостаточной пигментной ширмы плохо видят; глаза их исключительно чувствительны к свету, днем веки обычно полузакрыты, прищурены; в сумерках они видят несколько лучше. У них наблюдается нистагм и недоразвитие фовевы (фовева – это углубление в области желтого пятна, где сосредоточено большое количество колбочек).  Важно также отсутствие в головном и спинном мозге пигмента, который в норме имеется в некоторых участках.

Развитие зрительной системы ребенка зависит от меланина. Если меланина нет или его количество недостаточно – возникают патологические изменения, механизмы которых включают трансиллюминацию радужки. У здоровых детей свет проходит в глаз только через зрачок, который расширяется и сужается в зависимости от освещения. У человека с альбинизмом нет пигмента в радужке. В результате глаз не может регулировать поток света входящего в него, прозрачная радужка пропускает увеличенное количество света в глаз[5].

Вообразим яркий широкий луч света (например, от фар машины или, например, когда  выходим из кинотеатра на яркий свет) именно так чувствуют себя дети с альбинизмом при обычном свете. Рассеивание света в глазу ведет к светобоязни и снижению остроты зрения. Предполагается, что при увеличенном светорассеивании высвобождаются свободные радикалы, что ведет к нетермическому световому повреждению сетчатки. Также считается, что меланин способен защищать сетчатку, связывая эти свободные радикалы. Гипоплазия фовеолы - самый значимый фактор, вызывающий снижение остроты зрения детей-альбиносов. Фовеолярный желтый пигмент отсутствует. Аномальный перекрест зрительных нервов у альбиносов,  ведет к доминированию монокулярного зрения и снижения глубины бинокулярного зрения. Для альбинизма характерен нистагм [5].

Как же дети  с альбинизмом видят окружающий мир? Зрение их не мутное, не размытое, но и не такое резкое как у здоровых  детей. Их зрение сравнивают с фотографиями, полученными с фотокамер с низким разрешением. Несмотря на то, что эти фотографии четкие, на них можно разглядеть меньше количество деталей, чем на фотографиях с высоким разрешением.

Нистагм добавляет свой собственный эффект к зрению при альбинизме. Поскольку глаза при нистагме всё время двигаются, человек не может сосредоточиться на предмете, который пытается рассмотреть. Это не означает, что ребенок видит полностью размазанную картинку, но всё же это влияет на качество зрения. Когда глаза быстро двигаются изображение, получаемое глазом, иногда попадает на фовеву, где зрение наиболее острое. В этот момент глаз получает наилучшую картинку. У некоторых детей с нистагмом есть, так называемая "нулевая точка", это когда, глаза становятся в позицию, где нистагм минимизируется или останавливается. Некоторые дети не развивают "нулевую позицию", в то время как другие, имеют несколько таких точек. Но может всё поменяться, так как зрение меняется с возрастом. Можно заметить, что  ребенок наклоняет свою голову из стороны в сторону или вверх вниз, так он пытается найти «нулевую точку», где зрение лучше всего [5].

25% детей-альбиносов нашей школы страдают от косоглазия. Это частично обуславливается неправильной маршрутизацией зрительных нервов.

Дети с альбинизмом испытывают трудности в восприятии учебного материала, на уроках они невнимательны и рассеяны, им свойственна неразвитость орфографической зоркости. Темп чтения и письма медленный, они с трудом удерживают взор на строке. Видят не все буквы в слове. Пишут дрожащую линию. Дети этой категории испытывают трудности при оформлении письменных работ, плохо ориентируются в малом пространстве. В возбужденном состоянии нистагм у них  увеличивается.

Как помочь учащимся с альбинизмом преодолеть трудности в обучении? В нашей школе, прежде всего, делается акцент на слуховое восприятие учебного материала детей-альбиносов. Слуховое восприятие в данной ситуации выступает в качестве механизма компенсирующего дефектное зрение.

Большое значение в учебной деятельности имеет способность детей с альбинизмом к контрастному видению. Для зрительного восприятия детей данной категории не столько эффективно увеличение размера, сколько увеличение контраста. Эта особенность учитывается при создании наглядных пособий и дидактического материала. Педагоги нашей школы приучают детей-альбиносов при чтении  пользоваться тонкой прозрачной пластмассовой линейкой желтого, оранжевого, зеленого цветов. Линейка, наложенная на текст, создает контраст, который улучшает видимость. Дети-первоклассники, только осваивающие навыки чтения, используют пластину с прорезью для одной строки текста. Пластина уменьшает время на  перефокусировку взгляда, не дает сбиться с читаемой строки, помогает сосредоточиться на тексте.

Очень важно научить и приучить детей с альбинизмом пользоваться тифлоприборами и устройствами. Альбиносы обычно используют совокупность нескольких средств, чтобы достигнуть максимального уровня своего видения. Лупы  - одно из самых доступных устройств. Несмотря на их скромную способность увеличивать печать, данный предмет решает проблему чтения литературы и может применяться с первого класса. Существует множество переносных, ручных телескопов (монокуляров). Они нужны, чтобы быстро рассмотреть отдаленный объект. Электронные лупы  увеличивают крупным планом изображения, разрешая учащимся видеть мелкую печать и изображения на больших расстояниях от глаз.

Важнейшим пособием для обучающихся с альбинизмом на сегодняшний день являются компьютеры, которые  дают возможность комфортно чувствовать себя, так как сам ребенок-пользователь может увеличить себе  размер изучаемого объекта и может установить желаемую контрастность изображения, тем самым, удовлетворяя своим потребностям. Это можно сделать как при помощи стандартного пакета Microsoft, так и специализированного программного обеспечения  типа Zoomer, ZoomText, Kurzweil, которые имеют много передовых особенностей, таких как усиление определенных областей на странице и т.д.

Одним из важных моментов учебно-воспитательного процесса является привитие навыков здоровьесбережения. В нашей школе дети-альбиносы с первого класса получают знания об особенностях своего зрения и кожи, они знают,  в какую погоду и время суток им  можно гулять, какую одежду следует носить, как использовать солнцезащитный крем, как поддерживать в чистоте очки и многое другое про себя.

Очень часто на практике приходиться знакомить с гигиеническими требованиями не только детей, но и их родителей. Многие родители, приводя ребенка в школу, не понимают, как видит их сын или дочь, что ощущает и  чувствует ребенок, почему ему некомфортно, что мешает ему воспринимать учебный материал. Продуктивное взаимодействие ученика и его родителей с тифлопедагогом помогают ему минимизировать трудности в обучении, учиться с желанием, активно участвовать в жизни школы.

 

Список литературы:

  1. Белецкая В.И., Гнеушева А.Н. Охрана зрения слабовидящих школьников: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 127 с., ил.
  2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.-метод. пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. -223 с.: ил.
  3. Слабовидящие дети. Под. ред. Ю.А. Кулагина, Н.Г. Морозовой и М.Б. Эйдиновой. – М.: «Просвещение», 1967. -252 с.
  4. Тупоногов Б.К. Использование офтальмоэргономических рекомендаций в ходе предметного преподавания в специальных (коррекционных образовательных) учреждениях III и IV видов. // Дефектология. - №2. – 2003. – С.58.
  5. Воздействие альбинизма на зрение и развитие [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.albinizm.ru/news/razvitie_rebenka_s_albinizmom/2009-10-19-137
  6. Как мы видим окружающий нас мир [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.albinizm.ru/index/0-15
  7. Приборы и устройства [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.albinizm.ru/index/0-16
  8. Что такое альбинизм [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.albinizm.ru/index/chto_takoe_albinizm/0-5

 

 

 

 

 

 

Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Статья очень интересная и полезная.Спасибо.
Бессонова Т. П.
Завуч по УВР (нач. шк.)
Дети с альбинизмом есть и в нашей школе. Спасибо за представленный материал по работе с такими детьми.
Толмачева И.Н.
заместитель директора по УВР