- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Г. Г. Григорьев, социальный педагог
ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ»
Формирование готовности к профессиональному самоопределению у старшеклассников с нарушением зрения в условиях образовательного процесса школы
Актуальность проблемы профессионального самоопределения как одного из важнейших аспектов социального самоопределения и профессионального становления личности применительно к категории учащихся с нарушениями зрения в настоящее время определяется повышением интереса к вопросам самореализации личности и формирования его как субъекта культуры и деятельности [6,9, 10, 12]. В этом контексте социальная значимость проблемы адекватного профессионального самоопределения учащихся с нарушением зрения еще больше возрастает в силу наличия ярко выраженной реабилитационной направленности.
Как показывает практика, учащиеся с нарушением зрения в процессе профессионального самоопределения сталкиваются с проблемами, обусловленными рядом факторов: отсутствие четких представлений о путях и возможностях получения профессионального образования, дальнейшего трудоустройства; неадекватность самооценки; недостаточность сформированности оценки себя как субъекта профессионального самоопределения, недостаточность сформированности правовой, информационной и психологической грамотности в отношении своего профессионального будущего, недооценка значимости состояния здоровья, искаженность ценностно-мотивационной сферы.
Таким образом, нерешенность перечисленных проблем препятствует успешной профессиональной самореализации и интеграции учащихся с нарушением зрения.
Перечисленные выше факторы обусловили поиск комплексного решения обозначенной проблемы, подразумевающей развитие личностных качеств, корректировке ценностно-мотивационной сферы, повышение правовой, информационной, психологической грамотности, формирование навыков самостоятельного и ответственного принятия решений, позволяющих совершать адекватные шаги в процессе профессионального самоопределения.
На наш взгляд, оптимальным решением данной проблемы будет являться подход, предполагающий формирование готовности к профессиональному самоопределению как целостной системе. Готовность к профессиональному самоопределению мы рассматриваем как составную часть личности, позволяющую эффективно самоопределиться в профессиональном мире, способствующую саморазвитию и успешной социальной интеграции и включающую в себя: профориентированные знания; активно-положительное отношение к себе как субъекту профессионального самоопределения, к профессиональной деятельности; профессионально ориентированную ценностно-мотивационную сферу; базовые умения профессионального самоопределения.
Опыт работы показывает, что в специальных образовательных учреждениях отсутствует, либо недостаточно организована работа по формированию готовности к профессиональному самоопределению учащихся. Данное обстоятельство влечет за собой, с одной стороны, снижение качества профессионального самоопределения как источника саморазвития, самореализации личности, с другой – снижение результативности коррекционной работы в указанном направлении.
Сложившийся в теории воспитания и обучения учащихся с нарушениями зрения подход, расширяющий возможности формирования готовности к профессиональному самоопределению через специально организованную педагогическую деятельность, обусловил необходимость поиска путей оптимизации формирования готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников с нарушением зрения. Одним из таких путей, на наш взгляд, является создание комплексных, ориентированных на учащихся с нарушением зрения, профориентированных учебных курсов, позволяющих эффективно решать обозначенную проблему.
Используемые в учебной практике профориентационные учебные курсы в первую очередь, ориентированы на решение задач профессионального самоопределения учащихся, не имеющих каких либо существенных психофизиологических недостатков. Более того, на наш взгляд, в тематическом содержании данных учебных курсов недостаточно четко определена логика отбора материала, что, по нашему мнению, связано с недостаточной целостностью учебных курсов, объединенных общей целью и задачами, под которой мы понимаем совокупность взаимосвязанных компонентов, между которыми существуют функциональные и структурные связи.
В связи с имеющимися несоответствиями профориентационных учебных курсов, не позволяющих комплексно способствовать решению проблемы профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением зрения, нами был разработан специализированный учебный курс, направленный на формирование готовности к профессиональному самоопределению учащихся с нарушением зрения.
Особенность курса заключается в том, что в процессе освоения тематического содержания курса, последовательно, от создания положительной мотивации, выявлении личностного смысла профессионального труда, заинтересованности миром профессий, человеком с ограниченными возможностями в профессии, овладение профессиографическими знаниями, учащиеся последовательно подходят к осмыслению целей и результатов, своей деятельности в процессе профессионального самоопределения, осознанию происходящих внутриличностных изменений, к построению реалистичных планов в отношении своего профессионального будущего.
Содержание учебного курса составляют следующие разделы:
ценностно-мотивационный (направлен на гармонизацию профориентированных идеалов, стремлений, убеждений, ценностных ориентаций, принципов), представляет собой совокупность, систему личностно значимых и личностно ценных стремлений, убеждений, взглядов, позиций, отношений в отношении профессионального самоопределения. Это та основа, которая придает человеку смысл в его жизни и позволяет личности самоопределиться в системе ценностей и смыслов, выбрать для себя те, которые наиболее соответствуют ее сущности;
нормативный (направлен на овладение знаниями, понятиями, правилами, нормами в сфере профессионального самоопределения), являющийся теоретической базой, определяющей результативность профессионального самоопределения.
Присвоение элементов ценностно-мотивационного и нормативного компонентов, образует личностно-смысловое поле готовности к профессиональному самоопределению, которое проецируется на сам процесс профессионального самоопределения, построение им образа «Я – субъекта профессионального самоопределения».
оценочный (направлен на формирование активно-положительного отношения учащегося к себе как субъекту профессионального самоопределения, адекватное отношение учащегося к своему дефекту) характеризует индивидуальный профнаправленнный опыт учащегося, интегрирующий в себе знания, ценностные ориентации, мотивы, потребности, и проявляется в положительном отношении учащегося к себе как субъекту профессионального самоопределения, будущей профессиональной деятельности. Данный блок направлен на осмысление личностью целей, процесса и результатов своей деятельности в процессе профессионального самоопределения, а также осознание тех внутренних изменений, которые в ней происходят, себя как изменяющейся личности, субъекта профессионального самоопределения, перспектив в отношении своего профессионального будущего;
деятельностный (направлен на овладение практическими умениями, навыками профессионального самоопределения), проявляющийся в интеграции профориентированных знаний и практического опыта профессионального самоопределения в деятельности учащегося в процессе профессионального самоопределения.
На наш взгляд, в перечисленных разделах целостно отражены и представлены все существующие компоненты готовности к профессиональному самоопределению, овладение которыми позволит эффективно разрешать реальные проблемы и противоречия, возникающие у учащихся в процессе профессионального самоопределения.
Назначение разработанного учебного курса: стимулирование старшеклассников с нарушением зрения к профессиональному самоопределению; активизация потребности в самопознании, самоизменении; формирование активно-положительного отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения, нужного и полезного члена общества. Итогом освоения курса является обогащение опыта профессионального самоопределения, обеспечивающее учащемуся результативность, прогнозируемость профессионального самоопределения, и в конечном итоге успешная социальная интеграция, личностная и профессиональная самореализация.
В ходе реализации данного учебного курса учащиеся решают следующие практико-ориентированные задачи:
@ выявление смысла профессионального труда;
@ овладение базовой информационной, психологической и правовой грамотностью;
@ выбор возможных вариантов профессионально-образовательного маршрута;
@ формирование и развитие навыков самостоятельного и осознанного принятия решений в процессе профессионального самоопределения;
@ формирование знаний и практических умений по целеполаганию, самоанализу, анализу специфики профессии, сопоставлению своих способностей и возможностей с требованиями профессии, корректировке вариантов профессионального развития в контексте личностного и жизненного самоопределения;
@ формирование положительного отношения к самому себе как субъекту профессионального самоопределения, к профессиональной деятельности в целом, осознание своих психофизиологических особенностей, формирование адекватной самооценки в отношении своего профессионального будущего;
@ формирование отношения к состоянию своего здоровью как значимому фактору профессионального самоопределения.
Реализация цели курса осуществлялось через тематическое содержание занятий, направленное на решение актуальных вопросов профессионального самоопределения учащихся с нарушением зрения, например: в ценносто-мотивационном блоке - личностный смысл профессионального труда для инвалида, необходимость получения адекватного способностям и возможностям профессионального образования учащимися с нарушением зрения; в нормативном блоке - работа с источниками информации в процессе профессионального самоопределения, медико-профессиональный портрет, социально-правовая компетентность при получении учащимися с нарушениями зрения профессионального образования, последующего трудоустройства; в оценочном блоке - психологическая подготовка к процессу профессионального самоопределения (самооценка, мобильность, коммуникабельность в процессе профессионального самоопределения); в деятельностном блоке – жизненный и профессиональный план, шаги к достижению поставленной профессиональной цели.
В ходе реализации учебного курса должны применятся разнообразные активные методы обучения (элементы тренинга, деловые, ролевые, психологические игры и упражнения и т.д.), обеспечивающие, активность учащихся, усиление их личностной и профессиональной самоактуализации.
Используемые формы работы направлены на постепенное переживание самоопределяющейся личностью своей сопричастности к культурно-историческому процессу, осознанию себя в роли субъекта профессионального самоопределения, будущего субъекта профессионального труда.
В перспективе подобный курс должен оканчиваться составлением индивидуального профессионального паспорта учащегося, в который входит информация: по состоянию здоровья учащегося, показания и противопоказания к профессиональной деятельности; четко обозначенный социально-правовой статус с перечнем социальных гарантий в сфере получения профессионального образования, последующего трудоустройства; значимые психологические характеристики личности учащегося в отношении профессионального будущего (самооценка, уровень притязаний, темперамент, профессиональный тип личности, уровень профессиональной пригодности и т.д.).
Говоря о проблемах профессионального самоопределения детей с нарушениями зрения необходимо подчеркнуть следующее – задача школы состоит в том, чтобы сформировать тот необходимый базисный уровень готовности к профессиональному самоопределению для обеспечения их личностной, профессиональной самореализации, гарантирующий в будущем наличие социально приемлемой профессиональной деятельности, отвечающей их возможностям и желаниям.
Литература
- 1. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Газмана, Л.И. Романовой. М.: АПН СССР, 1989.
- 2. Даутова О.Б. Становление самосознания учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб.,1998.
- 3. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. СПб.: Специальная литература, 1997.
- 4. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. Герцена,1996.
- 5. Моисеенко И.В., Ростомашвили Л.Н.. Новые подходы в теории и практике обучения, воспитания и реабилитации слепых и слабовидящих. М., 1995.
- 6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации / Учительская газета. 2000.17 октября.
- 7. Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002.
- 8. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х томах./ Под ред. А.М.Панова, Е.И. Холостовой. М.:1997.
- 9. Реформирование образования. Стратегия развития образования в РФ до 2010 года / Учительская газета.2000. 30 июля.№22.
- 10. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М.,1995.
- 11. Феоктистова В.А. Психологические конфликты и пути их преодоления. / Наша жизнь.1979 №9.
- 12.Федеральная программа развития образования в России на 2000-2005 год (1999).
Отзывы