Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Г. Григорьев, социальный педагог

ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ»

Формирование готовности к  профессиональному самоопределению  у старшеклассников с нарушением зрения в условиях образовательного процесса школы

Актуальность проблемы профессионального самоопределения как одного из важнейших аспектов социального самоопределения и профессионального становления личности применительно к категории учащихся с нарушениями зрения  в настоящее  время  определяется  повышением интереса к вопросам самореализации личности и формирования его как субъекта культуры и деятельности [6,9, 10, 12]. В этом контексте социальная значимость проблемы адекватного профессионального самоопределения учащихся с нарушением зрения еще больше возрастает в силу наличия ярко выраженной реабилитационной направленности.

Как показывает практика, учащиеся с нарушением зрения в процессе профессионального самоопределения сталкиваются с проблемами, обусловленными рядом факторов: отсутствие четких представлений о путях и возможностях получения профессионального образования, дальнейшего трудоустройства; неадекватность самооценки; недостаточность сформированности оценки себя как субъекта профессионального самоопределения, недостаточность сформированности правовой, информационной и психологической грамотности в отношении своего профессионального будущего,  недооценка значимости состояния здоровья, искаженность ценностно-мотивационной сферы.

Таким образом, нерешенность перечисленных проблем препятствует успешной профессиональной самореализации и интеграции учащихся с  нарушением зрения.

Перечисленные выше факторы обусловили поиск комплексного решения обозначенной проблемы, подразумевающей развитие личностных качеств, корректировке ценностно-мотивационной сферы, повышение правовой, информационной, психологической грамотности, формирование навыков самостоятельного и ответственного принятия  решений,  позволяющих совершать адекватные шаги в процессе профессионального самоопределения.

На наш взгляд, оптимальным решением данной проблемы будет являться подход, предполагающий формирование готовности к профессиональному самоопределению как целостной системе. Готовность к профессиональному самоопределению мы рассматриваем как составную часть личности, позволяющую эффективно самоопределиться в профессиональном мире, способствующую саморазвитию и успешной социальной интеграции и включающую в себя: профориентированные знания; активно-положительное отношение к себе как субъекту профессионального самоопределения, к профессиональной деятельности; профессионально ориентированную ценностно-мотивационную сферу; базовые умения профессионального самоопределения.

Опыт работы показывает, что в специальных образовательных учреждениях отсутствует, либо недостаточно организована работа по формированию готовности к профессиональному самоопределению учащихся. Данное обстоятельство влечет за собой, с одной стороны, снижение качества профессионального самоопределения как источника саморазвития, самореализации личности, с другой – снижение результативности коррекционной работы в указанном направлении.

Сложившийся в теории воспитания и обучения учащихся с нарушениями зрения подход, расширяющий возможности формирования готовности к  профессиональному самоопределению через специально организованную педагогическую деятельность, обусло­вил необходимость поиска путей оптимизации формирования готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников с нарушением зрения. Одним из таких путей, на наш взгляд, является создание комплексных, ориентированных на учащихся с нарушением зрения, профориентированных учебных курсов, позволяющих эффективно решать обозначенную проблему.

Используемые в учебной практике профориентационные учебные курсы в первую очередь, ориентированы на решение задач профессионального самоопределения учащихся, не имеющих каких либо существенных психофизиологических недостатков. Более того, на наш взгляд, в тематическом содержании данных учебных курсов недостаточно четко определена логика отбора материала, что, по нашему мнению, связано с недостаточной целостностью учебных курсов, объединенных общей целью и задачами, под которой мы понимаем совокупность взаимосвязанных компонентов, между которыми существуют функциональные и структурные связи.

В связи с имеющимися несоответствиями профориентационных учебных курсов, не позволяющих комплексно способствовать решению проблемы профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением зрения, нами был разработан специализированный учебный курс, направленный на формирование готовности к профессиональному самоопределению учащихся с нарушением зрения.

Особенность курса заключается в том, что в процессе освоения  тематического содержания курса, последовательно, от создания положительной мотивации, выявлении личностного смысла профессионального труда, заинтересованности миром профессий, человеком с ограниченными возможностями в профессии, овладение профессиографическими знаниями, учащиеся последовательно подходят к осмыслению целей и результатов, своей деятельности в процессе профессионального самоопределения, осознанию  происходящих внутриличностных изменений, к построению реалистичных планов в отношении своего профессионального будущего.

 Содержание учебного курса составляют следующие разделы:

 ценностно-мотивационный (направлен на гармонизацию профориентированных идеалов, стремлений, убеждений, ценностных ориентаций, принципов), представляет собой совокупность, систему личностно значимых и личностно ценных  стремлений, убеждений, взглядов, позиций, отношений в отношении  профессионального самоопределения. Это та основа, которая придает человеку смысл в его жизни и позволяет личности самоопределиться в системе ценностей и смыслов, выбрать для себя те, которые наиболее соответствуют ее сущности;

нормативный (направлен на овладение знаниями, понятиями, правилами, нормами в сфере профессионального самоопределения), являющийся     теоретической базой, определяющей результативность профессионального самоопределения.

Присвоение элементов ценностно-мотивационного и нормативного компонентов, образует личностно-смысловое поле готовности к профессиональному самоопределению, которое проецируется на сам процесс профессионального самоопределения, построение им образа «Я – субъекта профессионального самоопределения».

 оценочный (направлен на формирование активно-положительного отношения учащегося к себе как субъекту профессионального самоопределения, адекватное отношение учащегося к своему дефекту) характеризует индивидуальный профнаправленнный опыт учащегося, интегрирующий в себе знания, ценностные ориентации, мотивы, потребности, и проявляется в   положительном отношении учащегося  к себе как субъекту профессионального самоопределения, будущей профессиональной деятельности. Данный блок направлен на осмысление личностью целей, процесса и результатов своей деятельности в процессе  профессионального самоопределения, а также осознание тех внутренних изменений, которые в ней происходят, себя как изменяющейся личности, субъекта профессионального самоопределения, перспектив в отношении своего профессионального будущего;

деятельностный (направлен на овладение практическими умениями, навыками профессионального самоопределения), проявляющийся в интеграции  профориентированных знаний и практического опыта профессионального самоопределения в деятельности учащегося в процессе профессионального самоопределения.

На наш взгляд, в  перечисленных разделах целостно отражены и представлены все существующие компоненты готовности к профессиональному самоопределению, овладение которыми позволит эффективно разрешать реальные проблемы и противоречия, возникающие у учащихся в процессе профессионального самоопределения.

Назначение разработанного учебного курса: стимулирование  старшеклассников с нарушением зрения к профессиональному самоопределению; активизация потребности в самопознании, самоизменении; формирование активно-положительного отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения, нужного и полезного члена общества. Итогом освоения курса является обогащение опыта профессионального самоопределения, обеспечивающее учащемуся результативность, прогнозируемость профессионального самоопределения, и в конечном итоге успешная социальная интеграция, личностная и профессиональная самореализация.

В ходе реализации данного учебного курса учащиеся решают следующие практико-ориентированные задачи:

@     выявление смысла профессионального труда;

@     овладение базовой информационной, психологической и правовой грамотностью;

@     выбор возможных вариантов профессионально-образовательного маршрута;

@     формирование и развитие навыков самостоятельного и осознанного принятия решений в процессе профессионального самоопределения;

@     формирование знаний и практических умений по целеполаганию, самоанализу, анализу специфики профессии, сопоставлению своих способностей и возможностей с требованиями профессии, корректировке вариантов профессионального развития в контексте личностного и жизненного самоопределения;

@     формирование положительного отношения к самому себе как субъекту профессионального самоопределения, к профессиональной деятельности в целом, осознание своих психофизиологических особенностей, формирование адекватной самооценки в отношении своего профессионального будущего;

@     формирование отношения к состоянию своего здоровью как значимому фактору профессионального самоопределения.

Реализация цели курса осуществлялось через  тематическое содержание занятий, направленное на решение актуальных вопросов профессионального самоопределения учащихся с нарушением зрения, например: в ценносто-мотивационном блоке - личностный смысл профессионального труда для инвалида, необходимость  получения  адекватного способностям и возможностям профессионального образования учащимися с нарушением зрения; в нормативном блоке -  работа с источниками информации в процессе профессионального самоопределения, медико-профессиональный портрет, социально-правовая компетентность при получении учащимися с нарушениями зрения  профессионального образования, последующего трудоустройства; в оценочном блоке - психологическая подготовка к процессу профессионального самоопределения (самооценка, мобильность, коммуникабельность в процессе профессионального самоопределения); в деятельностном блоке – жизненный и профессиональный план, шаги к достижению поставленной профессиональной цели. 

В ходе реализации учебного курса должны применятся разнообразные активные методы обучения (элементы тренинга, деловые, ролевые, психологические игры и упражнения и т.д.), обеспечивающие, активность учащихся, усиление их личностной и профессиональной  самоактуализации.

Используемые формы работы направлены на постепенное переживание самоопределяющейся личностью своей сопричастности к культурно-историческому процессу, осознанию себя в роли субъекта профессионального самоопределения, будущего субъекта профессионального труда.

В перспективе подобный курс должен оканчиваться составлением индивидуального профессионального паспорта учащегося, в который входит  информация: по состоянию здоровья учащегося, показания и противопоказания к профессиональной деятельности; четко обозначенный социально-правовой статус с перечнем социальных гарантий в сфере получения профессионального образования, последующего трудоустройства; значимые психологические характеристики личности учащегося в отношении профессионального будущего (самооценка, уровень притязаний, темперамент, профессиональный тип личности, уровень профессиональной пригодности и т.д.). 

Говоря о проблемах профессионального самоопределения детей с нарушениями зрения необходимо подчеркнуть следующее – задача школы  состоит в том, чтобы сформировать тот необходимый базисный уровень готовности к профессиональному самоопределению для обеспечения их личностной,  профессиональной самореализации, гарантирующий в будущем наличие социально приемлемой профессиональной деятельности, отвечающей их возможностям и желаниям.

 

Литература

  

  1. 1. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: Сб. науч. тр. / Под ред.  О.С. Газмана, Л.И. Романовой. М.: АПН СССР, 1989.
  2. 2. Даутова О.Б. Становление самосознания учащихся в процессе  учебно-познавательной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб.,1998.
  3. 3. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. СПб.: Специальная литература, 1997.
  4. 4. Литвак А.Г. Психология  слепых и слабовидящих: Учебное пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. Герцена,1996.
  5. 5. Моисеенко И.В., Ростомашвили Л.Н.. Новые подходы в теории и практике обучения,  воспитания и реабилитации слепых и слабовидящих. М., 1995.
  6. 6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации / Учительская газета. 2000.17 октября.
  7. 7. Педагогика: Учебник  для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество  России, 2002.
  8. 8. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х томах./ Под ред. А.М.Панова,   Е.И. Холостовой. М.:1997.
  9. 9. Реформирование образования. Стратегия развития образования в РФ до 2010 года / Учительская газета.2000. 30 июля.№22.
  10. 10. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М.,1995.
  11. 11. Феоктистова В.А. Психологические конфликты и пути их преодоления. / Наша жизнь.1979 №9.
  12. 12.Федеральная программа развития образования в России на 2000-2005 год     (1999).

                 

Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Совершенно с Вами согласна, что для успешной профессиональной самореализации лиц с нарушением зрения необходима специальная организованная педагогическая деятельность.Хотелось бы поподробнее познакомиться с учебным курсом по профориентации.
Смирнова Е.Ф.
педагог-психолог