Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 С.А.Рудченко

учитель-логопед

ГКС(К)ОУ для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Шадринская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат № 12 III, IV видов»

 

 Формирование навыка чтения у слабовидящих обучающихся

 

     Формирование грамотного чтения у слабовидящих обучающихся является одной из основных проблем в начальных классах. Анализируя набор первоклассников за последние годы, к сожалению, приходится отмечать, что детей с низким уровнем готовности к школе становится все больше.

         Овладение грамотой - первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения. По программе обучение чтению идет аналитико-синтетическим способом. Психофизиологической основой навыка чтения являются зрительное и слуховое восприятие, а также артикуляционная деятельность и осмысливание. Так как у слабовидящих замедлены реакции узнавания и различения, то даже вполне обученный слабовидящий читает медленнее, чем нормально видящий ученик.

Проблемой формирования навыка чтения занимались Зайцев В.Н., Федоренко И.Т., Кушнир А.Л., Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Рекомендации авторов были апробированы на слабовидящих обучающихся начальных классов. Выявлены трудности в формировании навыка чтения, которые могут быть вызваны причинами различного характера:

- нарушением пространственных представлений;

- нарушением зрительно-моторной координации;

- нарушением зрительного восприятия;

- нарушением произвольного внимания;

- нарушением памяти;

- нарушением речевого развития.

         Среди слабовидящих школьников выделена группа детей, которая  испытывает специфические трудности при овладении процессом чтения.  У 17% обучающихся начальных классов нашей школы присутствует дислексия.  Формируя навык чтения у данной категории детей важно:

- на этапе восприятия - необходимо изменить условия восприятия, или сформировать необходимые пространственные представления;

- на этапе анализа букв и соотнесения их с фонемами - необходимо создать ассоциативную связь буква - знак - звук, научить дифференцировать парные согласные;

- на этапе соединения фонем в слияния и слоги - необходимо сформировать понимание зависимости между позицией букв в слове и соответствующим звучанием фонем;

- на этапе артикулирования - сформировать правильное звукопроизношение;

- на этапе опознания знакомого слова - расширять словарный запас;

- на этапе понимания - формировать способность выделять ключевые слова в тексте, сжимать текст до появления основной мысли.

         Используя систему специальных упражнений, рекомендованную Костроминой С.Н. и Нагаевой Л.Г., были ликвидированы многие трудности при обучении чтению. Подготовительным упражнением для формирования чтения было нанизывание бусин на нитку, сбивание коробок. Подобные задания вводятся в подготовительном классе. Важно, чтобы был приобретен навык -  движение глаз слева на право. Коррекции пространственных представлений способствует конструирование и реконструирование букв, фигур. Для развития поля зрения использовали числовые и буквенные пирамиды, цифровые таблицы. Коррекция зрительного восприятия происходила в упражнениях: "Какие предметы нарисованы?", "Найди две одинаковые буквы в каждом ряду". Для развития мелкой моторики применяли задания "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка". Фонетико-фонематические трудности преодолевались путем сопоставления звонких и глухих, твердых и мягких согласных.

         Чтение во многом зависит от темпа деятельности ученика. Используя определенные упражнения, можно увеличить темп чтения. Такими упражнениями были: многократное прочтение, чередование чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе, варьирование скорости чтения.

         Отрицательно сказываются на чтении регрессии. Для их преодоления мы применяли упражнение «Чтение с окошечком». Постепенно ребенок привыкает при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.

         Неразвитость антиципации затрудняют процесс чтения. Для развития антиципации были использованы тексты с пропущенными буквами в окончаниях, тексты, в которых пропущены целые слова, а также чтение с решеткой.

         В зависимости от зрительного диагноза для слабовидящих детей при чтении применяют дополнительные средства коррекции. При сужении поля зрения, а в чтении таких детей часто отмечаются потери слов текста, повторение их, "перескакивание" через строки, недочитывание правой части страницы, фрагментарность обзора слов, используют трафаретную закладку.Для детей с альбинизмом возможно применение тонкой пластмассовой прозрачной линейки, которая покрашена в желтый, оранжевый, синий или зеленый цвет, обеспечивающую восприятие читаемой строки.

         Для ребенка с нистагмом характерны остановки в течение секунды или двух, когда взгляд перефокусируется. Помочь ребенку с нистагмом сосредоточиться на линии строчки способствует пластина с разрезом по середине. Ребенок будет видеть только одну строчку за один раз.

Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребенка и его самооценка. Любая положительная оценка является важным стимулом для ребенка.

Включение разнообразных упражнений приводит к формированию и автоматизации таких компонентов чтения как:

- способность строгого побуквенного анализа слов;

- быстрое различение похожих по написанию слов и букв;

- прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова;

- прогнозирование, опирающееся на смысл;

- формирование осмысленного чтения.

В результате проделанной работы, учитывающей зрительные возможности обучающихся у 73%  наблюдается значительное улучшение навыка чтения.

Литература:

1. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности обучения чтению. М., Ось-89. 1999. - 240 с.

2. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: Учебн. пособие. В 2 ч. М., Дом педагогики. 2000.

3. Новикова Е.В. Логопедическая азбука. В 2 ч. М., ГНОМ и Д. 2004.

4. Струнина Н.В., Яцук Т.А. Диагностика письма и чтения у младших школьников. Челябинск, Авангард-Пресс. 2010. - 60 с.

5. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. М., АРКТИ. 1999. - 160 с.

6. Русецкая М.Н. Экспериментальное изучение когнитивных причин нарушений чтения. Дефектология. №1. 2007. с. 82-91.

7. Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму. Обучение и воспитание детей с нарушениями развития. №4. 2003. с. 27.

 


 


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
ваша работа по формированию навыка чтения интересна и актуальна. Мы попробуем использовать систему Нагаевой Л.Г. и Костроминой С.Н. в своей работе. Спасибо.
Калетник Оксана Васильевна
учитель-логопед.
Статья по содержанию подходит к 1 разделу конференции.В статье приведены интересные приемы работы логопеда с учащимися начальной школы с учетом особенностей состояния здоровья (глазных болезней).Спасибо.
Бессонова Т. П.
Учитель начальных классов