- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Поздеева В.А.
учитель-дефектолог
ГКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шадринская специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат № 12 III, IV видов»
Глинотерапия для детей с нарушением зрения
Наши дети живут в непростое время – им не хватает доброго, полезного общения с близкими людьми, папой и мамой, бабушкой и дедушкой. Многие дети с раннего детства знают, что такое тревожность, страхи, агрессия.
Осознавая это, администрация школы в целях гармонизации эмоционального состояния воспитанников организовала «Глиняную мастерскую». Ведь работа с глиной - это и хорошая профилактика личностных отклонений, и выход негативных эмоций, и снятие нервно-психического напряжения, страхов, агрессии.
Глина, как материал, содержит массу возможностей, она мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Её можно формировать руками, её можно мять, бросать, мешать – снова и снова она будет подчиняться. Она чутко реагирует, меняется и, несмотря на это, всё же не разрушается, она остаётся глиной, из которой можно лепить.
Глина дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические ощущения. Она сближает детей с их чувствами. Возможно, благодаря своей пластичности глина обеспечивает союз средства и человека, использующего его.
Способность глины вызвать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для детей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. А те дети, которые испытывают чувство неуверенности и страха, могут обрести ощущения контроля и владения собой. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необходимое ощущение «Я» в процессе изготовления поделки.
Ребёнок получает удовольствие от использования глины как от самостоятельной деятельности, но лепка может также приобщить к подлинной социальной активности. В процессе работы дети часто взаимодействуют друг с другом на новом уровне, делятся соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями. Наработки коррекционных занятий для детей с нормальным зрением уже можно найти, а как быть со слабовидящими детьми.
Хорошо, что глина имеет и ещё одно преимущество, дети способны воспринимать её с закрытыми глазами, а это значит, что изображение может обрести законченную форму без помех, которые в виде картинки неизбежно оказывают влияние на процесс, при наличии зрительного восприятия. Это ещё один плюс.
В работе с детьми с остаточным зрением есть свои особенности. Хотя они так же учатся готовить глиняное тесто на первоначальном этапе (перебирать, отбивать, проминать, проверять на пластичность), изготавливать разнообразные бусины (круглые, шарообразные, цилиндрические, конусообразные, кубические и квадратные). Осваивают пластический и конструктивный способы лепки. Но я заметила, что пластический способ даётся им легче, и всё же работы получаются более обтекаемые без деталей, хотя и соблюдаются пропорции. При обследовании предметов, игрушек такие дети выделяют детали, но изобразить их в лепке детям со слабым зрением сложно.
Но что если использовать гипсовые формы?
Дети с остаточным зрением используют приспособления при письме и чтении, а что если форма станет ещё одним таким пособием. Если обучение вести постепенно от простого к сложному, то дети смогут не только читать рельефное изображение, но и изготавливать, создавать его сами, используя формы.
Используем такую поэтапность:
1. Первый этап – изготовление глиняных пластин (раскатывание глины в пласты для рельефных заготовок, отслеживать равномерность толщины).
2. Использование формочек для выпечки теста. «Кулоны в подарок». Декорирование разнообразное это и тиснение и гравировка и покрытие разнообразными блестками и лаками.
3. Вдавливание предметов (контррельеф). Регулировать силу нажатия. Работа «Глиняный гербарий» долговечнее живого и оформление красивое. Можно сохранить понравившееся растение надолго.
4. Несложный рельеф – ручная работа - «Выпуклое домино», «Ветка рябины», «Гроздь винограда».
5. Несложный рельеф - работа на формах – кулоны, медали, рельефные бусины.
6. Более сложный рельеф. Рамки, маски и панно с ручной доработкой.
7. Рельефное панно с использованием маленьких форм. Составление композиций из знакомых форм «Два весёлых гуся», «Шадринский гусь», «Лошадка на лугу» и др.
8. Объемные изображения из двух половинок ( не пустотелые). «Лошадки», «Гуси» и т.д.
9. Объемные изображения из двух половинок ( пустотелые), обтекаемой формы – копилки.
10. Сложные объёмные пустотелые изображения – вазы, Шадринский гусь и т.д.
Форма дает возможность детям с остаточным зрением (слепому) изготовить качественную поделку своими руками, и подарить, а значит испытать радость дарения.
Конечно, формовке предшествует большая подготовительная работа. Это подбор или изготовление подходящего изделия (игрушки, выточенные на токарном станке заготовки ваз). Наш фирменный Шадринский гусь (символ города Шадринска) – авторская работа мастера Болотовой Г.М. С её разрешения мы сделали гипсовые формы и благодаря им все и взрослые, и дети могут участвовать в изготовлении Шадринского сувенира для гостей школы.
Об изготовлении самих гипсовых форм можно прочитать в литературе или в интернете.
В заключение хочется отметить, что глина – это чудесный медиум, её мягкая субстанция активизирует тактильные ощущения, пробуждает
чувство радости. С глиной и формой каждый легко становится мастером. Мы все, педагоги и воспитатели, понимаем насколько ценна работа с естественными, натуральными материалами, ведь это связь с естественным миром природы - это то, что придает внутренней силы, дает положительный заряд – физический, эмоциональный, душевный.
Литература:
1.Ивакина И.О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. – Пенза, 1995.
2.Лэнгрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
3.Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. Организация и методика проведения. – М.: Советский спорт, 1992.
Отзывы