Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поздеева В.А.

учитель-дефектолог

ГКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шадринская специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат № 12 III, IV видов»

Глинотерапия  для детей с нарушением зрения

Наши дети живут в непростое время – им не хватает доброго, полезного общения с близкими людьми, папой и мамой, бабушкой и дедушкой. Многие дети с раннего детства  знают, что такое тревожность, страхи, агрессия.

Осознавая это, администрация школы в целях гармонизации эмоционального состояния воспитанников организовала  «Глиняную мастерскую». Ведь работа с глиной - это и хорошая профилактика личностных отклонений, и выход негативных эмоций, и снятие нервно-психического напряжения, страхов, агрессии.

Глина, как материал, содержит массу возможностей, она мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Её можно формировать руками, её можно мять, бросать, мешать – снова и снова она будет подчиняться. Она чутко реагирует, меняется и, несмотря на это, всё же не разрушается, она остаётся глиной, из которой можно лепить.

Глина дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические ощущения. Она сближает детей с их чувствами. Возможно, благодаря своей пластичности глина обеспечивает союз средства и человека, использующего его.

Способность глины вызвать при работе с ней  определенные сенсорные ощущения часто служит для детей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. А те дети, которые испытывают чувство неуверенности и страха, могут обрести ощущения контроля и владения собой. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необходимое ощущение «Я» в процессе изготовления поделки.

Ребёнок  получает удовольствие от использования глины как от  самостоятельной деятельности, но лепка может также приобщить к подлинной социальной активности. В процессе работы дети часто взаимодействуют друг с другом на новом уровне, делятся соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями. Наработки коррекционных занятий для детей с нормальным зрением уже можно найти, а как быть со слабовидящими детьми.

Хорошо, что глина имеет и ещё одно преимущество, дети способны воспринимать её с закрытыми глазами, а это значит, что изображение может обрести законченную форму без помех, которые в виде картинки неизбежно оказывают влияние на процесс, при наличии зрительного восприятия. Это ещё один плюс.

В работе с детьми с остаточным зрением есть свои особенности. Хотя они так же учатся готовить глиняное тесто на первоначальном этапе (перебирать, отбивать, проминать, проверять на пластичность), изготавливать разнообразные бусины (круглые, шарообразные, цилиндрические, конусообразные, кубические  и квадратные). Осваивают пластический и конструктивный способы лепки. Но я заметила, что пластический способ даётся им легче, и всё же работы получаются более обтекаемые без деталей, хотя и соблюдаются пропорции. При обследовании предметов, игрушек  такие дети выделяют детали, но изобразить их в лепке детям со слабым зрением сложно.

Но что если использовать гипсовые формы?

Дети с остаточным зрением используют приспособления при письме и чтении, а что если форма станет ещё одним таким пособием. Если обучение вести постепенно от простого к сложному, то дети смогут не только читать рельефное изображение, но и изготавливать, создавать  его сами, используя формы.

Используем такую поэтапность:

1.   Первый этап – изготовление глиняных пластин (раскатывание глины в пласты для рельефных заготовок, отслеживать равномерность толщины).

2.   Использование формочек для выпечки теста. «Кулоны в подарок». Декорирование разнообразное  это и тиснение и гравировка и покрытие разнообразными блестками и лаками.

3.   Вдавливание предметов (контррельеф). Регулировать силу нажатия. Работа «Глиняный гербарий» долговечнее живого и оформление красивое. Можно сохранить понравившееся растение надолго.

4.   Несложный рельеф – ручная работа - «Выпуклое домино», «Ветка рябины», «Гроздь винограда».

5.   Несложный рельеф  - работа на формах – кулоны, медали, рельефные бусины.

6.   Более сложный рельеф. Рамки, маски и панно с ручной доработкой.

7.   Рельефное панно с использованием маленьких форм. Составление композиций из знакомых форм «Два весёлых гуся», «Шадринский гусь», «Лошадка на лугу» и др.

8.   Объемные изображения из двух половинок ( не пустотелые). «Лошадки», «Гуси» и т.д.

9.   Объемные изображения из двух половинок ( пустотелые), обтекаемой формы  – копилки.

10.               Сложные объёмные пустотелые  изображения – вазы, Шадринский гусь и т.д.

 

Форма  дает возможность детям с остаточным зрением (слепому) изготовить качественную поделку своими руками, и подарить, а значит испытать радость дарения.

Конечно, формовке предшествует большая подготовительная работа. Это подбор или изготовление подходящего изделия (игрушки, выточенные на токарном станке заготовки ваз). Наш  фирменный Шадринский гусь (символ города Шадринска) – авторская работа мастера Болотовой Г.М. С её разрешения мы сделали гипсовые формы и благодаря им  все и взрослые, и дети могут участвовать в изготовлении Шадринского сувенира для гостей школы.

Об изготовлении самих гипсовых форм можно прочитать в литературе или в интернете.

    

В заключение хочется отметить, что глина – это чудесный медиум, её мягкая субстанция активизирует тактильные ощущения, пробуждает

чувство радости. С глиной и формой каждый легко становится  мастером. Мы все, педагоги и воспитатели, понимаем насколько ценна  работа с естественными, натуральными материалами, ведь это связь с естественным миром природы - это то, что придает внутренней силы, дает положительный заряд – физический, эмоциональный, душевный. 

Литература:

1.Ивакина И.О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. – Пенза, 1995.

2.Лэнгрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.

3.Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. Организация и методика проведения. – М.: Советский спорт, 1992.


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Интересная работа. Вы молодцы! Я была в Вашей школе. В ней работают энтузиасты и мастера своего дела.
Толмачева И.Н.
заместитель директора по УВР
Огромное спасибо Вам за работу! Знаю, как сложно организовать цех лепки из глины, как не легко его содержать и развивать, но вы молодцы!Браво! Мы начинаем заниматься глиной, будем у вас учиться.
Шалган Нина Петровна
директор