Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.И. Мотовилова,

Учитель ИЗО,

Высшая квалификационная категория,

ГКОУ СО СКОШИ № 78, г. Екатеринбург

Графическая деятельность учащихся  в школе-интернате для слабовидящих детей

 В современных условиях гуманизации общества повышается роль эстетического воспитания как одного из значимых факторов формировании гармонически развитой личности.

Усиление роли личностного фактора в развитии современного общества предполагает радикальную перестройку системы социализации детей-инвалидов в целях создания условий формирования полноценной, социально-активной личности, способной естественно интегрироваться в общество.

 Актуальность проблемы графической деятельности учащихся в школе для слабовидящий детей видится в том, что ее решения способствуют совершенствованию согласования между собой различных функций человеческого организма (зрения, мышления, осязания, движения), психических процессов (внимания, воображения, памяти), помогают решать при этом ряд важнейших задач в социализации детей-инвалидов:

- корректировке физических отклонения;

- формирования личностных качеств.

 Таким образом, в школе для слабовидящих детей встает вопрос о поиске наиболее эффективных форм, методов преподавания учебных дисциплин графической направленности с учетом специфики школы.

 Не случайно объектом нашего внимания является специфический учебно-воспитательный процесс изучения графики. Организация и планирование работы по предмету, которые, в виду общей графической деятельности и получаемого в результате деятельности графического изображения: чертежа или рисунка, именуемого «графикой» в школе для слабовидящих детей реализуется в соответствии с реабилитационной, социально-интеграционной и компенсаторной направленностью графической деятельности детей-инвалидов в художественно-педагогическом процессе. Предметом нашего внимания является методические приемы, применяемые педагогом при обучении учащихся графической  деятельности, направленной на коррекцию и компенсацию утраченных зрительных функций.

 Идея утверждения инвалида по зрению в качестве равноценного члена общества через графическую деятельность является ведущей в работе с детьми в школе-интернате для слабовидящих детей. Наблюдения за детьми с ограниченными возможностями зрения свидетельствуют о наличии у них большого интереса, желания чертить, конструировать, изображать. Но возможности реализации этих стремлений ограничены.

 При нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы: восприятия, воображения, наглядно-образное мышление. У детей нашей школы наблюдаются:

- искажение объемных и цветовых представлений;

- изменения в развитии двигательных функций (быстрота, координация, точность, темп, соразмерность движений);

- нарушение психоэмоционального состояния.

Графическая деятельность благотворно влияет на развитие всех психических процессов. Графические дисциплины в школе для слабовидящих детей, опираясь на научно-теоретические позиции тифлопедагогики, кроме традиционных задач, стоящих перед преподавателями в массовой школе, решают и специфические, связанные с особенностями здоровья детей с ограниченными возможностями зрения:

Коррекционные: коррекция различных нарушений познавательной, эмоциональной,         волевой сфер. Коррекционное действие графики связано с тем, что учащийся      стремится к самореализации в творчестве, учится концентрировать энергию,          мобилизовывать силы для преодоления внутренних и внешних конфликтов, лучше    понимать происходящее вокруг себя. Это достигается в результате того, что     творчество требует от человека координации всех психических сил и способствует          лучшему пониманию происходящего вокруг и внутри себя.

Двигательно-моторные: развитие двигательной координации, пластики руки,          значимость в связи с тем, что из-за недостаточной ориентации в пространстве дети скованны, ограничены в двигательных проявлениях.

Вербальные: обогащение словарного запаса, выражение с помощью слов характера           заданий, уточнение специфики деталей и мыслей, возникших в результате поиска     верного решения.

Будучи напрямую связанными с важнейшими психологическими функциями, зрительным процессом, двигательной координацией, речью и мышлением, графическая деятельность не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и объединяет их между собой, помогая слабовидящим детям упорядочить, оформить и зафиксировать представление об окружающем мире и творчески выразить себя в нем.

Таким образом, графическая деятельность (рисование, черчение), учитывающая физические, психические и индивидуально-типологические свойства личности, ее коррекционная направленность, в том числе, и компенсаторная, благотворно влияет на развитие личности слабовидящего школьника.

 У детей с нарушением анализаторов, в данном случае зрения, сопутствующие болезни осложняют процесс восприятия отдельных заданий. В последнее время наблюдается нарастание категории детей, у которых слабовидение сочетается с задержкой психического развития. В данном случае возникают следующие закономерности обучения:

- стереотипность выполнения отдельных заданий;

- изменение форм предъявлений заданий сбивает их с мысли.

При этом на уроках ставятся дополнительные задачи:

- мысленное расчленение предметов на части и их сравнение;

- поэтапное планирование деятельности.

Слабовидящие дети с ограниченными возможностями здоровья плохо представляют себе последовательность главных и второстепенных предметов из-за снижения световой чувствительности и трудного понимания устной инструкции (величины, цвета, размера, проекции).

 Графическая деятельность детей с ОВЗ без специального обучения не возникает и не развивается. Обучение приводит к тому, что они усваивают предлагаемые им простейшие графические построения. Если в случае соотнесения в реальным предметом ребенок сосредотачивается, делает пробные примеривания, а затем уже изображает названный предмет в соответствии с его элементарным графическим образом и связанным с ним графическим построением, то последующие его действия выполняются без примеривания, с явной тенденцией стереотипизации. Сниженный уровень интеллекта ведет к тому, что ребенок быстро теряет связь графических структур с изображаемыми объектами и не может сказать, что именно он изображает. Графические построения детей с ОВЗ основаны в большей мере на имитационных образах, чем на графических, которые включают в себя соотносящие действия, необходимы для построения графической структуры, и представления изображаемых предметов. Поэтому графические построения легко превращаются в шаблоны, которые ребенок переносит из работы в работу. Он постоянно сбивается на стереотипное произведение одного из элементов изображения. Учителю стоит больших усилий остановить ученик и переключить его внимание на образец, на построение другого элемента. Постоянные указания со стороны взрослого с трудом удерживают внимание ребенка на задание.

 Необходимо отметить, что при обучении учащихся с ОВЗ необходимы занятия, включающие упражнения для коррекции двигательной сферы и пространственной ориентации, упражнения по развитию внимания, восприятия. Такого рода занятия развивают интерес учащихся графической деятельности.

 Анализ рисунков детей дает нам основание высказать мысль о том, что здесь мы наблюдаем большую вариативность индивидуальных компенсаций неполноценности. На графический деятельности детей с ОВЗ сказываются особенности их психического и эмоционального развития – неустойчивость внимания, недостаточная наблюдательность, ограниченная зрительная возможность, бедность сферы образов-представлений, недостаточное развитие ручной моторики. Кроме того, отмечается сниженный интерес к процессу и результатам деятельности. Вместе с тем, патология зрения оказывает существенное влияние на уровень графической деятельности, замедляя и усложняя процесс его развития.

 Слабовидящие дети не умеют изображать пространства. Им с трудом дается  понимание линейной перспективы в связи отсутствием достаточного количества представлений, они не видят сходящихся у горизонта прямых линий, не видят перспективных сокращений, значительно удаленных предметов. Их необходимо специально обучать пониманию законов перспективы.

Особая роль в организации уроков с такими детьми принадлежит планированию работы, умению подчинять свои действия поставленной задаче и доведению начатого изображения до конца.

 Все те же принципы, которых придерживаемся в учебной работе со слабовидящими детьми, мы практикуем в занятиях кружка. Таким образом, перед руководителем кружка в школе для слабовидящих детей встает вопрос о поиске наиболее эффективных форм, методов работы с детьми с учетом специфики их развития.

Организация и планирование работы реализуется в соответствии с реабилитационной, социально-интеграционной и компенсаторной направленностью художественной деятельности детей-инвалидов в художественно-педагогическом процессе.

Занятие в кружке графики развивают творческую фантазию, обогащают образное мышление, способствуют воспитанию сознательного, нравственного и художественного отношения к окружающей действительности. Учащиеся знакомятся со средствами графики как самостоятельного и специфического вида искусства со стилевыми ее особенностями. У детей вырабатывается умение формировать художественный образ в представлении и способность выразить его средствами графики, развивается культура восприятия художественных графических произведений.

 Так как особенности зрительного восприятия,  а отсюда и мышления художника-графика неразрывно связаны с понятиями «точка», «линия», «плоскость», «пространство», учебные занятия в программе построены в логической последовательности, зависимости от этих понятий.

 С самых первых шагов, когда выполняются упражнения на знакомство с линией и ее возможностями, педагог учит детей организовывать изобразительную поверхность листа. По мере усложнения задания он их подводит к понятию «уравновешенность», «ритм», «пластичность».

 Программа занятий построена таким образом, что в ней последовательно чередуется упражнения по «поводу натуры» с композиционными. Так, постепенно, от задания к заданию учащиеся начинают овладевать понятиями: «композиционная уравновешенность изобразительной плоскости», «симметрия», «ритм», «масштаб», «пропорции», «характер формы и ее выразительность».

 Несомненно, процесс обучения графике должен быть неразрывно связан с задачами формированиями у детей широкой художественной культуры. Этому служат экскурсии в музеи, на выставки, просмотры диапозитивов. Практическая деятельность руководителя кружка в школе для слабовидящих детей позволяет полностью согласиться с тезисом о компенсаторной значимости данных занятий в школе, так как они помогают развивать «способность людей с нарушенным зрением правильно отражать окружающую действительность при помощи интегративной деятельности сохранных анализаторов. В процессе обучения и воспитания детей формируются правильные представления о прекрасном и правильное отношение к нему».


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
То, чему Вы учите детей на уроках ИЗО, поможет им и при изучении других предметов, а так же и в дальнейшей жизни. Спасибо интересную работу.
Толмачева И.Н.
заместитель директора по УВР