- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Н.И. Мотовилова,
Учитель ИЗО,
Высшая квалификационная категория,
ГКОУ СО СКОШИ № 78, г. Екатеринбург
Графическая деятельность учащихся в школе-интернате для слабовидящих детей
В современных условиях гуманизации общества повышается роль эстетического воспитания как одного из значимых факторов формировании гармонически развитой личности.
Усиление роли личностного фактора в развитии современного общества предполагает радикальную перестройку системы социализации детей-инвалидов в целях создания условий формирования полноценной, социально-активной личности, способной естественно интегрироваться в общество.
Актуальность проблемы графической деятельности учащихся в школе для слабовидящий детей видится в том, что ее решения способствуют совершенствованию согласования между собой различных функций человеческого организма (зрения, мышления, осязания, движения), психических процессов (внимания, воображения, памяти), помогают решать при этом ряд важнейших задач в социализации детей-инвалидов:
- корректировке физических отклонения;
- формирования личностных качеств.
Таким образом, в школе для слабовидящих детей встает вопрос о поиске наиболее эффективных форм, методов преподавания учебных дисциплин графической направленности с учетом специфики школы.
Не случайно объектом нашего внимания является специфический учебно-воспитательный процесс изучения графики. Организация и планирование работы по предмету, которые, в виду общей графической деятельности и получаемого в результате деятельности графического изображения: чертежа или рисунка, именуемого «графикой» в школе для слабовидящих детей реализуется в соответствии с реабилитационной, социально-интеграционной и компенсаторной направленностью графической деятельности детей-инвалидов в художественно-педагогическом процессе. Предметом нашего внимания является методические приемы, применяемые педагогом при обучении учащихся графической деятельности, направленной на коррекцию и компенсацию утраченных зрительных функций.
Идея утверждения инвалида по зрению в качестве равноценного члена общества через графическую деятельность является ведущей в работе с детьми в школе-интернате для слабовидящих детей. Наблюдения за детьми с ограниченными возможностями зрения свидетельствуют о наличии у них большого интереса, желания чертить, конструировать, изображать. Но возможности реализации этих стремлений ограничены.
При нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы: восприятия, воображения, наглядно-образное мышление. У детей нашей школы наблюдаются:
- искажение объемных и цветовых представлений;
- изменения в развитии двигательных функций (быстрота, координация, точность, темп, соразмерность движений);
- нарушение психоэмоционального состояния.
Графическая деятельность благотворно влияет на развитие всех психических процессов. Графические дисциплины в школе для слабовидящих детей, опираясь на научно-теоретические позиции тифлопедагогики, кроме традиционных задач, стоящих перед преподавателями в массовой школе, решают и специфические, связанные с особенностями здоровья детей с ограниченными возможностями зрения:
Коррекционные: коррекция различных нарушений познавательной, эмоциональной, волевой сфер. Коррекционное действие графики связано с тем, что учащийся стремится к самореализации в творчестве, учится концентрировать энергию, мобилизовывать силы для преодоления внутренних и внешних конфликтов, лучше понимать происходящее вокруг себя. Это достигается в результате того, что творчество требует от человека координации всех психических сил и способствует лучшему пониманию происходящего вокруг и внутри себя.
Двигательно-моторные: развитие двигательной координации, пластики руки, значимость в связи с тем, что из-за недостаточной ориентации в пространстве дети скованны, ограничены в двигательных проявлениях.
Вербальные: обогащение словарного запаса, выражение с помощью слов характера заданий, уточнение специфики деталей и мыслей, возникших в результате поиска верного решения.
Будучи напрямую связанными с важнейшими психологическими функциями, зрительным процессом, двигательной координацией, речью и мышлением, графическая деятельность не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и объединяет их между собой, помогая слабовидящим детям упорядочить, оформить и зафиксировать представление об окружающем мире и творчески выразить себя в нем.
Таким образом, графическая деятельность (рисование, черчение), учитывающая физические, психические и индивидуально-типологические свойства личности, ее коррекционная направленность, в том числе, и компенсаторная, благотворно влияет на развитие личности слабовидящего школьника.
У детей с нарушением анализаторов, в данном случае зрения, сопутствующие болезни осложняют процесс восприятия отдельных заданий. В последнее время наблюдается нарастание категории детей, у которых слабовидение сочетается с задержкой психического развития. В данном случае возникают следующие закономерности обучения:
- стереотипность выполнения отдельных заданий;
- изменение форм предъявлений заданий сбивает их с мысли.
При этом на уроках ставятся дополнительные задачи:
- мысленное расчленение предметов на части и их сравнение;
- поэтапное планирование деятельности.
Слабовидящие дети с ограниченными возможностями здоровья плохо представляют себе последовательность главных и второстепенных предметов из-за снижения световой чувствительности и трудного понимания устной инструкции (величины, цвета, размера, проекции).
Графическая деятельность детей с ОВЗ без специального обучения не возникает и не развивается. Обучение приводит к тому, что они усваивают предлагаемые им простейшие графические построения. Если в случае соотнесения в реальным предметом ребенок сосредотачивается, делает пробные примеривания, а затем уже изображает названный предмет в соответствии с его элементарным графическим образом и связанным с ним графическим построением, то последующие его действия выполняются без примеривания, с явной тенденцией стереотипизации. Сниженный уровень интеллекта ведет к тому, что ребенок быстро теряет связь графических структур с изображаемыми объектами и не может сказать, что именно он изображает. Графические построения детей с ОВЗ основаны в большей мере на имитационных образах, чем на графических, которые включают в себя соотносящие действия, необходимы для построения графической структуры, и представления изображаемых предметов. Поэтому графические построения легко превращаются в шаблоны, которые ребенок переносит из работы в работу. Он постоянно сбивается на стереотипное произведение одного из элементов изображения. Учителю стоит больших усилий остановить ученик и переключить его внимание на образец, на построение другого элемента. Постоянные указания со стороны взрослого с трудом удерживают внимание ребенка на задание.
Необходимо отметить, что при обучении учащихся с ОВЗ необходимы занятия, включающие упражнения для коррекции двигательной сферы и пространственной ориентации, упражнения по развитию внимания, восприятия. Такого рода занятия развивают интерес учащихся графической деятельности.
Анализ рисунков детей дает нам основание высказать мысль о том, что здесь мы наблюдаем большую вариативность индивидуальных компенсаций неполноценности. На графический деятельности детей с ОВЗ сказываются особенности их психического и эмоционального развития – неустойчивость внимания, недостаточная наблюдательность, ограниченная зрительная возможность, бедность сферы образов-представлений, недостаточное развитие ручной моторики. Кроме того, отмечается сниженный интерес к процессу и результатам деятельности. Вместе с тем, патология зрения оказывает существенное влияние на уровень графической деятельности, замедляя и усложняя процесс его развития.
Слабовидящие дети не умеют изображать пространства. Им с трудом дается понимание линейной перспективы в связи отсутствием достаточного количества представлений, они не видят сходящихся у горизонта прямых линий, не видят перспективных сокращений, значительно удаленных предметов. Их необходимо специально обучать пониманию законов перспективы.
Особая роль в организации уроков с такими детьми принадлежит планированию работы, умению подчинять свои действия поставленной задаче и доведению начатого изображения до конца.
Все те же принципы, которых придерживаемся в учебной работе со слабовидящими детьми, мы практикуем в занятиях кружка. Таким образом, перед руководителем кружка в школе для слабовидящих детей встает вопрос о поиске наиболее эффективных форм, методов работы с детьми с учетом специфики их развития.
Организация и планирование работы реализуется в соответствии с реабилитационной, социально-интеграционной и компенсаторной направленностью художественной деятельности детей-инвалидов в художественно-педагогическом процессе.
Занятие в кружке графики развивают творческую фантазию, обогащают образное мышление, способствуют воспитанию сознательного, нравственного и художественного отношения к окружающей действительности. Учащиеся знакомятся со средствами графики как самостоятельного и специфического вида искусства со стилевыми ее особенностями. У детей вырабатывается умение формировать художественный образ в представлении и способность выразить его средствами графики, развивается культура восприятия художественных графических произведений.
Так как особенности зрительного восприятия, а отсюда и мышления художника-графика неразрывно связаны с понятиями «точка», «линия», «плоскость», «пространство», учебные занятия в программе построены в логической последовательности, зависимости от этих понятий.
С самых первых шагов, когда выполняются упражнения на знакомство с линией и ее возможностями, педагог учит детей организовывать изобразительную поверхность листа. По мере усложнения задания он их подводит к понятию «уравновешенность», «ритм», «пластичность».
Программа занятий построена таким образом, что в ней последовательно чередуется упражнения по «поводу натуры» с композиционными. Так, постепенно, от задания к заданию учащиеся начинают овладевать понятиями: «композиционная уравновешенность изобразительной плоскости», «симметрия», «ритм», «масштаб», «пропорции», «характер формы и ее выразительность».
Несомненно, процесс обучения графике должен быть неразрывно связан с задачами формированиями у детей широкой художественной культуры. Этому служат экскурсии в музеи, на выставки, просмотры диапозитивов. Практическая деятельность руководителя кружка в школе для слабовидящих детей позволяет полностью согласиться с тезисом о компенсаторной значимости данных занятий в школе, так как они помогают развивать «способность людей с нарушенным зрением правильно отражать окружающую действительность при помощи интегративной деятельности сохранных анализаторов. В процессе обучения и воспитания детей формируются правильные представления о прекрасном и правильное отношение к нему».