Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гамова Ю.Н., учитель-логопед,

ОГСКОУ «Школа-интернат №8» г.Иркутск

Использование кинезиологических упражнений для преодоления дисграфии на логопедических занятиях в школе III-IV видов

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения (Сиротюк А.Л.).

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полуша­рий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме.  Т.о., психомоторное развитие, лингвистическая осведомленность и учебные достижения взаимосвязаны.

       Необходимость обеспечить интегрированную работу полушарий головного мозга и интеграцию в системе – глаз-рука – одна из важнейших задач развития психомоторного статуса детей.

       Психомоторное развитие слабовидящих и слепых детей, как известно, протекает своеобразно.Дефекты зрения часто тормозят развитие двигательных навыков и умений и определяют малую моторную активность ребенка, общую медлительность, приводят к сужению восприятия. На этом фоне у детей нередко возникают двигательные стереотипообразные движения в виде потряхивания рук перед глазами, похлопывания и другие.

Использование кинезиологических упражнений в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения зрения, позволяет:

n  разблокировать каналы восприятия, что способствует улучшению зрения, письма, речи, понимания и усвоения информации;

n  улучшить совместную работу левого – логического и правого – образного полушарий головного мозга;

n  развить общую и мелкую моторику.

             А в конечном итоге, все это способствует преодолению дисграфии.

         В своей логопедической практике я использую две группы кинезиологических упражнений: первая, в большей степени, направлена на развитие мелкой моторики, улучшение почерка, вторая – на преодоление непосредственно грамматических ошибок.  

        Упражнения первой группы готовят руку к письму, что актуально для первоклассников как слепых, так и слабовидящих, а также снимают напряжение рук после письма на занятии, уроке или во время приготовления домашних заданий для обучающихся более старших классов. 

Кинезиологические упражнения второй группы используются в работе логопеда со слабовидящими обучающимися, имеющими специфические графические ошибки, вызванные смешением букв либо по оптическому (с-е, л-и, в-д), либо по кинетическому сходству (б-д, а-о, л-м, т-п, У-Ч).

Все упражнения логопед  должен выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию, увеличивая время и сложность.

Виды кинезиологических упражнений 1-ой группы:

  1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца  к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 

  1. «Кулак – ребро – ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь,  сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе  с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении логопед предлагает ребенку помогать себе командами («кулак – ребро –   ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

 

 кулак                         ребро                       ладонь

  1. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец оставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой  и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
  2. «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок,     выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.Усложнение — упражнения выполняются с легко прикушенным языком.
  3. «Лягушка».  Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно дети меняют положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.  

           Также хорошо зарекомендовали себя различные кинезиологические упражнения на вращения, постукивания, хлопки.

Виды кинезиологических упражнений 2-ой группы:

  1. 1.   «Каракули». На доске или на бумаге одновременно двумя руками рисуйте каракули, буквы, геометрические фигуры.
  2. 2.   «Алфавитная восьмерка». Нарисуйте восьмерку в параллели (∞) и по ее орбите прописывайте буквы алфавита. Каждую букву необходимо поставить на свое место. Начинайте писать буквы на левой стороне восьмерки до ее середины, затем продолжите писать на правой половине только по верхней окружности. Те буквы, которые не поместились, - пишите в нижней доле восьмерки.
  3. 3.   «Пластилин». (Методика Рона Дейвиса) Данное упражнение направлено на распознавание и формирование образа буквы и звука, восстановление зрительной и двигательной ориентации.

         Слепите из пластилина буквы алфавита, расположите в порядке от А до Я (высота букв не менее5 см). Называйте каждую букву, прикасаясь к ней пальцем, от А до Я, затем от Я до А. Давайте задания на определение  места буквы (какая стоит до, после), используйте те буквы, которые ребенок пропускает (заменяет) при написании. Соберите из букв (или заново слепите) слова, в которых ребенок наиболее часто допускает ошибки, прикасаясь пальцами  к буквам. Спросите, что собранное слово означает, какой образ вызывает, составьте с ним предложение, объясняя его смысл.

  1. «Алфавит-счет». а) Определите, какие буквы-цифры чаще всего пропускаются при написании или заменяются другими буквами. Попросите мысленно прописать эти буквы-цифры. Указательным пальцем одной руки рисуйте букву-цифру на ладони другой руки 3-5 раз. Повторите, поменяв руки. б) Соедините пальцы обеих рук ладонями наружу, образовав треугольное отверстие над соединенными большими пальцами. Смотрите в отверстие и пишите руками с «окошечком» проблемные буквы. Не забывайте напоминать ребенку, чтобы при написании букв он смотрел в «окошечко».в) Нарисуйте руками большую проблемную букву от потолка до пола скрещенными ладонями. г) Затем проведите все действия упражнения в обратном порядке: нарисуйте букву в воздухе, образовав треугольное отверстие, затем – на ладони, затем – в уме.

       Т.о., применение кинезиологических  упражнений наряду с другими развивающими технологиями позволяет оптимизировать работу по преодолению такого стойкого нарушения письменной речи как дисграфия.

Литература

1.Безруких М.М.  Методические рекомендации. М.:  Триада-фарм,

2002.

2.Сиротюк  А.Л.  Коррекция развития интеллекта дошкольников. – 

М.: ТЦ  Сфера, 2002.

3.Сиротюк А.Л.Нейропсихологическое      и психофизиологическое  

сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003

4.Акименко В.М. Развивающие технологии влогопедии. – Ростов

н/Д: Феникс, 2011.

5.Кудрина Г.Я.    Оздоровительные  кинезиологические упражнения. – 

   Иркутск, 2012.

 

Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Ваша работа имеет большую практическую направленность, статья интересна и содержательна. Спасибо.
Хабибуллина Раиса Табрисовна
учитель-логопед
Сейчас в школах для детей с нарушением зрения большое количество учащихся с дисграфией. Работа по преодолению дисграфии очень важна.
Толмачева Ирина Николаевна
заместитель директора по УВР