- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Н.А. Ананьева, учитель-логопед
ОГСКОУ «Школа-интернат №8», III-IV видов, г. Иркутска
Использование методов наглядного моделирования на логопедических занятиях со слепыми обучающимися
Нaглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.
Слепому ребёнку наглядное моделирование помогает с помощью тактильных, слуховых анализаторов представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для незрячих первоклассников, которые практически всегда лишены ступени дошкольного образования и не готовы к обучению в школе. Поэтому логопедические занятия с такими детьми проводятся только индивидуально.
В коррекционной логопедической работе, с незрячими детьми, использую элементы технологии наглядного моделирования, которые рекомендует В.М. Акименко в книге «Современные логопедические технологи». Автор предлагает моделирование артикуляции звуков, с целью формирования прочных связей между акустическим и артикуляторным произношением звука, и воссоздания звуковой формы слова с помощью графической модели. Так же для свободного ориентирования в звуковом строении слова и словесном составе предложения использую практические рекомендации по наглядному моделированию Д.Б. Эльконина и Л.Е. Журовой.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с незрячими обучающимися состоит в том, что:
- во-первых, слепой ребёнок очень быстро утомляется и теряет интерес к занятию, использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, использование моделей и схем облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью, предотвращает вербализм, так как недостаток зрительной информации восполняется за счёт осязания и слуха;
- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания;
Направления, по которым ведётся коррекционная логопедическая работа с помощью наглядного моделирования:
- коррекция звукопроизношения;
- формирование связей между акустическим и артикуляторным произношением звука;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);
- формирование лексико-грамматических категорий;
- профилактика и коррекция дисграфии и дислексии.
Моделирование состоит из следующих этапов:
I. усвоение и анализ сенсорного материала;
II. перевод его на знаково-символический язык;
III. работа с моделью.
Процесс овладения навыками моделирования у незрячих школьников более продолжителен по времени, требует специального обучения и длительных тренировочных упражнений. Для организации индивидуальной коррекционной работы по наглядному моделированию с детьми, имеющими глубокие дефекты зрения, использую следующие пособия:
- графические карточки для характеристики звуков и определения позиции звука в слове, выполненные с помощью объёмной аппликации;
- звуковые линейки;
- объёмные геометрические формы из конструктора «Лего», для определения гласных и согласных звуков в слове, создания звуковой схемы слова и предложения;
- наглядные рельефные пособия с изображением предметов окружающего мира;
- натуральные предметы и модели;
- касса букв по Брайлю;
- прибор прямого письма и чтения;
- прибор и грифель для письма, книги и тетради по системе Брайля.
С помощью этих пособий проводятся традиционные логопедические игры и упражнения по коррекции устной и письменной речи, с учётом особенностей и возможностей незрячих обучающихся.
Таким образом, для того, чтобы эффективно проводить коррекционную работу на логопедических занятиях с незрячими обучающимися, необходимо использовать наглядные и технические средства, модели. Наглядное моделирование при ее правильном использовании положительно влияет на речевое, интеллектуальное развитие слепых и слабовидящих детей.Необходимо обязательно стимулировать речевую активность ребенка на ознакомлении с наглядными моделями, с предметами, восполнять недостаток зрительной информации с помощью осязания, слуха, обоняния. Всё это обогатит речь школьника с дефектами зрения, сделает его успешным в процессе обучения в школе, и общении с окружающими. В работе со слепыми обучающимися особенно важно помнить «золотое» правило Я.А. Коменского: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами».
Литература:
1.Логопедия /под ред. Л.С.Волковой – М: Просвещение, 2000.
2. Ермаков Е.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения – М: Просвещение, 1990.
3. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.// Логопед. 2005, №1, с. 7-12.
5.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида /под редакцией Л.И.Плаксиной – М: Просвещение, 1997.
Отзывы