Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.А. Ананьева, учитель-логопед

ОГСКОУ «Школа-интернат №8», III-IV видов, г. Иркутска

Использование методов наглядного моделирования на логопедических занятиях со слепыми обучающимися

Нaглядное моделированиеэто воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.

      Слепому ребёнку наглядное моделирование помогает с помощью тактильных, слуховых анализаторов представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для незрячих первоклассников, которые практически всегда лишены ступени дошкольного образования и не готовы к обучению в школе. Поэтому логопедические занятия с такими детьми проводятся только индивидуально.

В  коррекционной логопедической работе, с незрячими детьми, использую элементы технологии наглядного моделирования, которые рекомендует В.М. Акименко в книге «Современные логопедические технологи». Автор предлагает моделирование артикуляции звуков, с целью формирования прочных связей между акустическим и артикуляторным произношением звука, и  воссоздания звуковой формы слова с помощью графической модели. Так же для свободного ориентирования в звуковом строении слова и словесном составе предложения использую практические рекомендации по наглядному моделированию Д.Б. Эльконина и Л.Е. Журовой.

     Актуальность использования наглядного моделирования в работе с незрячими обучающимися состоит в том, что:

  • во-первых, слепой ребёнок очень  быстро утомляется и теряет интерес к занятию, использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование моделей и схем облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью, предотвращает вербализм, так как недостаток зрительной информации восполняется за счёт осязания и слуха;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания;

     Направления, по которым ведётся коррекционная логопедическая работа с помощью наглядного моделирования:

  • коррекция звукопроизношения;
  • формирование связей между акустическим и артикуляторным произношением звука;
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза слов  и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);
  • формирование лексико-грамматических категорий;
  • профилактика и коррекция дисграфии и дислексии.

Моделирование состоит из следующих этапов:

I. усвоение и анализ сенсорного материала;

II. перевод его на знаково-символический язык;

III. работа с моделью.

Процесс овладения навыками моделирования у незрячих школьников более продолжителен по времени, требует специального обучения и длительных тренировочных упражнений. Для организации индивидуальной коррекционной работы по наглядному моделированию с детьми, имеющими глубокие дефекты зрения, использую следующие пособия:

  • графические карточки для характеристики звуков и определения позиции звука в слове, выполненные с помощью объёмной аппликации;
  • звуковые линейки;
  • объёмные геометрические формы из конструктора «Лего»,  для определения гласных и согласных звуков  в слове, создания звуковой схемы слова и  предложения;
  • наглядные рельефные пособия с изображением предметов окружающего мира;
  • натуральные предметы и модели;
  • касса букв по Брайлю;
  • прибор прямого письма и чтения;
  • прибор и  грифель для письма, книги и тетради по системе Брайля.

     С помощью этих пособий проводятся традиционные логопедические игры и упражнения по коррекции устной и письменной речи, с учётом особенностей и возможностей незрячих обучающихся.

Таким образом, для того, чтобы эффективно проводить коррекционную работу на логопедических занятиях с незрячими обучающимися, необходимо использовать наглядные и технические средства, модели. Наглядное моделирование при ее правильном использовании положительно влияет на речевое, интеллектуальное развитие слепых и слабовидящих детей.Необходимо  обязательно стимулировать речевую  активность ребенка на ознакомлении с наглядными моделями, с предметами, восполнять недостаток зрительной информации с помощью осязания, слуха, обоняния. Всё это обогатит речь школьника с дефектами зрения, сделает его успешным в процессе обучения в школе, и общении с окружающими. В работе со слепыми обучающимися особенно важно помнить «золотое» правило Я.А. Коменского: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами».

 

  

 



 

 

Литература:

1.Логопедия /под ред. Л.С.Волковой – М: Просвещение, 2000.

2. Ермаков Е.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения – М: Просвещение, 1990.

3. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.// Логопед. 2005, №1, с. 7-12.

5.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида /под редакцией Л.И.Плаксиной – М: Просвещение, 1997.

 


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Спасибо за рекомендации хотелось бы поюробнее узнать, где можно приобрести пособия
лариса
учитель-дефектолог
В работе со слепыми детьми мы тоже применяем данный метод. Ваша работа является подтверждением, что и мы работаем в нужном направлении. Спасибо за статью. Хотелось бы сотрудничать.
Рудченко С. А.
Учитель-логопед, Шадринская школа-интернат №12.
Работа актуальна, мы в нашей работе используем метод наглядного моделирования. Спасибо, опыт вашей работы нас заинтересовал
Самородова Елена Владимировна
логопед
Очень важная работа. Разработка моделей и работа с ними является одним из универсальных учебных действий.
Толмачева Ирина Николаевна
заместитель директора по УВР