Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Вокуева С.В.,учитель физики

                                                                     ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ»

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ  СТРАТЕГИЙ ОБУЧЕНИЯ  ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

                         ОБРАЗОВАНИЕ- это индустрия,

направленная в будущее.

                                                            С.П.Капица.

 

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного мышления и поведения. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности, Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть одаренность ребенка.

Задача школы- поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы они были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальном звене можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари  и специальную литературу, ищут ответы на вопросы в различных областях знаний в Интернет-ресурсах. Именно в школе важно выявить тех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этого  в школах страны, и в нашей школе, идет работа по развитию интеллекта таких детей в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Такая работа дает ребенку возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Работа педагога с одаренными  детьми- это сложный и никогда не прекращающийся процесс.

Любой учитель будет только тогда удовлетворен своей работой, когда он увидит превосходство над собой своих учеников. Чтобы состоялось это будущее, я считаю, что необходимо закладывать фундамент как можно раньше. Поэтому основным стержнем моей педагогической системы является следующее: исследовательская работа, метод проектов, олимпиады, элективные курсы.

Считая, что исследовательская деятельность – одна из важных стратегий обучения одаренных детей, я пришла к выводу, что этот вид обучения самый эффективный в раскрытии и развитии одаренности. Исследовательская работа с учащимися, организуемая во внеурочное время, стала основой в моей педагогической деятельности.

Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Все исследования подразделяются на учебные и научные. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным, Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой науке».

Уже несколько лет в нашей школе развивается перспективная образовательная технология – учебно-исследовательская деятельность учащихся. Ее суть в том, что в рамках различных форм образовательной работы учащиеся выполняют исследовательские проекты в различных областях естественных и гуманитарных наук. Руководителями этих работ являются школьные учителя. Все детские работы защищаются на школьных конкурсах, городских НПК, городских конкурсах электронных презентаций творческих работ, Всероссийских НПК и Международном конкурсе «Play Energy».

Рассмотрим пять основных видов творческих работ школьников, которыми я пользуюсь в своей практике.

Информационно-реферативные – творческие работы, написанные на основе  нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.

Проблемно-реферативные – творческие работы, предполагающие сопоставление данных разных литературных источников, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы.

Экспериментальные – описывают научный эксперимент, имеющий известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные – направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Отличительная особенность – отсутствие количественной методики исследования.

Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.

Исследовательские, творческие – работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный  материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

Перечисленные виды имеют общие элементы. Это прежде всего компиляция литературных данных. В случае реферативных работ она является основным содержанием работы, в случае трех последних видов выступает в качестве литобзора данных об исследуемом явлении. В методическом плане все виды работ структурированы на постановку проблемы (зачем выполняется работа?), собственно материал, выводы (к чему пришли в результате выполнения работы?). Эти требования являются принципиальными с точки зрения обучения учащихся основным приемам творческой работы.

Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал (в гуманитарной области это могут быть сведения первоисточников), анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

За время работы в школе для детей с нарушенным зрением (четвертый год) моими учащимися было выполнено 12 исследовательских работ различных видов:

- информационно-реферативные: «Боевые крылья России»,Макарец С., «Электричество в природе», Тауфатдинова Ю.;

- проблемно-реферативные: «Альтернативные источники энергии»,коллективный проект учащихся 12 класса, «Почему плачут пластиковые окна?», Алексеев А., «Человек. Гражданин. Патриот.», Беляев С., Тауфатдинова Ю., «П.Л. Капица», Соловьва К., Рудь Н., «Тайны Невьянской башни», Никитин Т..  В том числе  общественно – экологической направленности: «Наушники: благо или зло?», Беляев С., «Радон: за и против», Хайбуллина А.;

- экспериментальные: «Полупроводники и полупроводниковый выпрямитель», Зыков М., «Источник тока  из овощей и фруктов», Мымрин С.;

- исследовательская, творческая работа – «Методы измерения плотности твердых тел», Соловьев П

С результатами своих работ учащиеся выступают не только на уроках перед своими одноклассниками, но и на городских НПК, на Всероссийской НПК для детей с ОВЗ (2012г),где занимали 1,2 и 3 места. Традиционным стало участие детей в международном конкурсе «Play Energy».

Опыт работы с учащимися привел меня к некоторым выводам:

  1. В исследовательскую деятельность с удовольствием и интересом включаются учащиеся разного уровня подготовленности, разного возраста. Неверно в связи с этим утверждение о том, что область интересов и возможностей старшеклассников и что этот вид деятельности под силу только детям с академической одаренностью. Педагоги, вовлекающие в исследовательскую деятельность учащихся разного уровня подготовленности, должны учитывать возможности ребенка, прогнозировать уровень результата, темп реализации программы исследования.
  2. В ходе исследовательской деятельности развитие способностей ребенка происходит при определенных условиях: 
  • если тема и предмет исследовательской деятельности соответствуют потребностям ребенка;
  • обучение идет в «зоне ближайшего развития и на достаточно высоком уровне трудностей»;
  • если содержание деятельности опирается на субъективный опыт ребенка;
  • если идет научение способам деятельности.
  1. Технология исследовательской деятельности ориентирована на развитие умений:
  • определять цели и задачи исследования, его предмет;
  • самостоятельного поиска литературы и ее конспектирования;
  • анализа и систематизации информации;
  • аннотировать изученные источники;
  • выдвигать гипотезу, проводить в соответствии с ней практическое исследование с классификацией материала;
  • обрабатывать материал, моделировать информацию;
  • описывать результаты исследования, делать выводы, обобщения.
  1. В деятельности учителя, работающего в режиме исследовательского обучения, особую значимость приобретает разработка тем для исследования по предмету, а соответственно с этим – работа с литературой, поиск новинок, изучение серьезных научных публикаций и др..
  2. При организации исследовательской деятельности необходимо продумывать формы реализации творческих работ учащихся: выступления на уроке, конференции, конкурсе и т.д..
  3. Исследовательская деятельность играет огромную воспитывающую роль. Воспитательное воздействие оказывают и планирование, и осуществление, и выводы, которые делают ученики. Исследовательская работа воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе совместной деятельности они учатся высказывать свое мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением руководителя или товарища.

Потребность в выявлении «собственных Платонов» существует в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства. А стало быть сохранит существование и самого общества.


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Вами проделан колоссальный труд. Вы даете возможность почувствовать себя открывателями детям разного уровня подготовленности и добиваетесь таких высоких результатов! Творческих Вам успехов!
Рудченко С.А.
Учитель-логопед, Шадринская школа-интернат №12.