Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сторчилова Анна Анатольевна,

заместитель директора по ОЭР

Литвинова Татьяна Александровна,

учитель охраны, коррекции и

развития зрительного восприятия,

руководитель Службы здоровья

ГБС(К)ОУ школа-интернат №2 (IV вида)

 г.Санкт-Петербург

КАК СОЗДАТЬ КОМПЬЮТЕРНУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА,

 В школе для детей с нарушением зрения

     Современный образовательный процесс невозможно представить без информационно-компьютерных технологий. Среди электронных образовательных ресурсов, в том числе и в школе для детей с нарушением зрения, особое место занимает компьютерная презентация.  Ведь недостаток зрения – это не повод отказываться от такой удобной во многих отношениях формы наглядности.

     Компьютерная презентация позволяет сделать учебный материал наглядным. Это помогает преодолеть вербализм школьных знаний. Компьютерная презентация предполагает логическое структурирование учебной информации, что положительно сказывается на ее восприятии, осмыслении и запоминании. Использование компьютерных презентаций на уроке способствует активизации познавательного интереса учащихся, создает условия для формирования положительной учебной мотивации.    

     Многие учителя при создании презентации считают своим долгом воплотить в ней все свои умения, творческие и дизайнерские находки, полагая, что это улучшает качество подачи материала. Возможно, это поможет на короткое время развлечь учащихся, но не гарантирует, что правильная информация в полном объеме будет одинаково доступна всем ученикам.

     Какой должна быть компьютерная презентация в школе для слепых и слабовидящих детей?

     Разумеется, она должна соответствовать программному содержанию урока (занятия) и, безусловно, - должна быть доступной и понятной каждому ученику в классе.  Сегодня много говорят о необходимости интеграции и инклюзии в образовании. Коррекционные образовательные учреждения давно на практике осуществляют так называемую «скрытую инклюзию». В наших школах увеличивается процент детей с различными сочетанными патологиями. Поэтому при создании доступной для каждого ученика презентации учебного материала, учитель должен учитывать  не только возрастные, зрительные, но  и индивидуальные особенности контингента обучающихся:

     

  1. Готовность и возможность воспринимать (читать) текст. Отметим, что в школах увеличился процент детей с различными нарушениями речи, в том числе с дислексией (нарушением чтения).
  2. Особенности внимания. Многие учащиеся имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности, страдают нарушением произвольного внимания, что сказывается на способности концентрироваться и удерживать внимание во время решения учебных задач.
  3. Визуальные возможности аудитории (острота зрения, нарушение цвето- и форморазличения, поражение периферического зрения, нарушение бинокулярного зрения, астигматизм), которые влияют   на скорость, точность, полноту и качество зрительного восприятия и могут  приводить к затруднениям в понимании и осмыслении учебного материала, расположенного на слайдах презентации (текста, рисунков, графиков и др.)

 

Рассмотрим алгоритм создания доступной для каждого презентации.

 

   Шаг I. Выбираем фон. 

Пенни Хартайн, главный специалист международного союза слепых рекомендует использовать конт­растную цветовую схему, которую легко видно с последних рядов аудитории. Необходимо выбирать белый текст на темном фоне, или темный текст на фоне кремового цвета. Чисто белый фон часто бывает слишком ярким, и это создает неудобства для людей с плохим зрением и дислексией. Невозможно определить точно какая цвето­вая комбинация способствует четкости текста  презентации, но фон  не дол­жен быть разноцветным, поскольку это может соз­дать трудности для слабовидящего человека в интерпретации полученных визуальных воспри­ятий. Если фоновые изображения нужны, используйте только низкую яркость, чтобы получился максимальный контраст между фоном и текстом. Иначе читать текст будет очень неудоб­но.

 

   Шаг II. Выбираем шрифт.

Используем гарнитуры шрифтов без засечек, такие как Helvetica, Arial и Verdana, а не Times New Roman. Избегаем использования курсива и артисти­ческих гарнитур шрифтов. Шрифты с засечками и курсивы  читаются с трудом не только людьми с плохим зрением, но и зрячими. 

Используем в одном слайде только один шрифт. Для выделения текста, в случае необходимости,  исполь­зуем больший кегль или полужирный стиль того же шрифта.

 

Шаг III. Обращаем внимание на размер шрифта и количество текста на слайде.

Хорошо воспринимаются презентации, у ко­торых:

• на каждом слайде не более пяти - семи строк текста или список из такого же количества пунктов, а в каждой строке по пять - шесть слов, выровненных по левому краю строки;

  • между строками должно быть достаточно места, чтобы избежать эффекта «переполнения» слайда;
  • текст должен быть набран достаточно круп­ным шрифтом, так чтобы его могли прочитать большинство учащихся, си­дящих за первыми партами, и ученики с послед­них рядов. Поэтому, рекомендуется встав­лять не более шести строк текста с интервалом 1.5 строки между ними в одном слайде;
  • по краям слайда надо предусмотреть сво­бодное пространство. Заголовки желательно наносить шрифтом с размером кегля от 32 до 48;
  • лучше использовать текст, набранный сме­шанными символами, например, заглавными и строчными буквами. Люди с плохим зрением луч­ше читают такие тексты, чем тексты, набранные только заглавными буквами.

Шаг IV. Выбираем цвет и контрастность.

Цвет и контрастность презентации не менее важны, чем кегль шрифта.

Цветовой контраст может улучшать способ­ность зрительного восприятия, но разные физи­ологические причины (в том числе и зрительное утомление), вызывающие дефекты зре­ния, требуют различных цветовых сочетаний для лучшего восприятия информации через зрение.

Существуют два типа контрастности - по яр­кости и по цвету. Самая высокая степень конт­раста по яркости наблюдается между черным и белым цветом. Объекты имеют самую высокую контрастность по цвету, когда они раскрашены дополняющими друг друга цветами.

Примеры таких дополняющих друг друга цве­тов: красный - зеленый, желтый - синий.

Надо помнить, что насыщенные цвета, име­ющие самую высокую контрастность по цвету, не имеют контраста по яркости и, следовательно, люди с дальтонизмом не могут их различить. Та­ким образом, основной контраст   в  презентациях должен быть по яркости, а не по цвету.

           Учителя, давно работающие в школах III-IV вида знают, что учащимся с нарушением зрения, несмотря на требования СанПиН, часто мешает яркий свет (это касается не только детей со светобоязнью при таких заболеваниях как: альбинизм, дегенерация сетчатки, атрофия зрительных нервов и др.). Поэтому про­буем применить для фона темные цвета (низкая яркость) и использовать для текста яркие цвета (высокая яркость). Удачно сочетание для  презентации –  на темно-синем фоне информация дана белым шрифтом.

Как уже было сказано, текст с высоким цвет­ным контрастом без контраста по яркости не вос­принимается дальтониками. В частности, они не воспринимают и разницу между красным и зеле­ным цветом. Эти дети затрудняются прочесть зе­леный текст на красном фоне. Если для презен­тации важен именно красный цвет фона, лучше использовать темно- красный цвет, а для текста – белый цвет; если необходим зеленый фон, то надо использовать светло- зеленый цвет для фо­на и черный для текста.

Среди наших учеников нередко встречаются дети, страдаю­щие дальтонизмом. Они менее чувствительны к крас­ному цвету. Поэтому, рекомендуется не исполь­зовать тексты черного цвета на красном фоне или красного цвета на черном фоне.

 

Шаг V. Рисунки и графики.

Рисунки и графики на презентации должны выглядеть как можно про­ще. Располагаем их по одному на каж­дом слайде презентации, чтобы упростить визуальное вос­приятие. К рисункам и графикам относятся те же правила использования контраста по яркости и по цвету, которые были описаны выше для текс­товых презентаций.

Подписи к рисункам и графикам должны вы­полняться крупным шрифтом без засечек.

При демонстрации слайдов с графиками и диаграммами необходимо подробно объяснять, что из­ображено на слайде. Например: «На экране Вы видите диаграмму, состоящую из четырех блоков. Блок в нижнем правом углу ...»

Некоторые части рисунка, например,  гистограмма, всегда трудны для интер­претации даже взрослым людям с нормальным зрением. В этом случае рекомендуется добавить вербальное описание слайда, например: «На этом слайде по­казаны результаты исследования в виде гисто­граммы. Столбики в левой стороне диаграммы показывают данные, полученные в ходе экспе­риментов; столбики в правой стороне ...»

 

Шаг VI. Включаем фотографии, иллюстрации и другие визуальные элементы.

Без сомнения, презентации получа­ются более информативными и интересными, ес­ли в них используются фотографии, иллюстрации и другие визуальные элементы. Они могут акцен­тировать внимание на определенной идее, иногда помочь в понимании смысла или просто сделать презентацию интереснее. Часто на уроке использование этих визуальных элементов просто необходимо. Педагог должен знать, что любой сопровождающий текст должен размещаться отдельно от изображения, слева, выше или ниже его. Нельзя использовать текстовое обертывание! Во время демонстрации нужно сопровождать каждую фотографию и рисунок коротким вербальным комментарием.

 

Шаг VII. Анимационные эффекты.

В презента­циях для детей с плохим зрением и нарушением внимания анимационные эффекты должны быть сведены к минимуму.  Если учитель все же хо­чет использовать мультипликацию в своей пре­зентации, он должен использовать  анимацион­ные элементы, которые вызывают меньше всего замешательства у детей. Используем  эффект «движения объекта» слева направо, эффект «пишущей машинки» и эффект «возникновения» или «выцветания» объекта с установкой времени воспроизведения эффекта «медленное» или «среднее».

 

Шаг VIII. Звуковые эффекты, аудио- и видео-файлы.

При создании презентаций помним о такой возможности программ по созданию презентаций, как включение аудио-файлов. Звуковое описание информации, размещенной на слайде (например, определение того или иного понятия, словарная статья и т.д.) или  включение музыкального фрагмента, звуков природы и др. может значительно обогатить презентацию, сделать ее более доступной для детей с разными визуальными возможностями на одном уроке.

Важно!

Для успешной презентации необходимо, чтобы учитель  читал вслух весь текст, представленный на слайдах. Имеем в виду, что для учеников  с более низким визусом, си­дящих  впереди, и тех детей,  которые си­дят в последних рядах класса, текст и рисунки могут оказаться слишком мелкими и поэтому плохо воспринимаются.

        Рисунки и графики нужно объяснять, потому что детям с плохим зрением или дислексией  трудно сориентироваться, откуда начать чтение или осмотр слайда до его смены. Учитель должен не только организовывать и руководить процессом восприятия объектов на слайде, но и постоянно, в процессе показа, контролировать правильность восприятия информации (задавая предваряющие и контролирующие вопросы, предлагая учащимся делать выводы и др.)

        Рекомендуем использовать не курсор, не лазерную, а обычную указку.

 Детям тяжело воспринимать длинные тексты. Поэтому надо читать текст обя­зательно медленно и ясно. Не пропускайте ни единого слова и убедитесь, чтобы у каждого, кто хочет сам прочитать текст, было достаточно вре­мени на это. Только после этого переходите к  следующему слайду.

Рекомендуется избегать слишком больших и длинных текстов. Однако, если слайд все-таки содержит важное определение или другой важный длинный текст, то обязательно, продублируйте его  на печатных (плоско-печатных или брайлевских по необходимости) индивидуальных  карточках.

Вообще, рекомендуется всегда перед презентацией раздавать (не один комплект на парту, а каждому ребенку) копии демонстрируемых слайдов вместе с распечатками важной информации, не представленной на слайдах. Кроме того, некоторые учащиеся с низким визусом, которым не доступен текст на экране, получают возмож­ность следить за процессом презентации и читать текст, изложенный в раздаточных материалах.

 

Надеемся, что данные рекомендации помогут учителю создавать доступные презентации для каждого ученика, а уроки сделать яркими и запоминающимися. Успехов в творчестве!

 

Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Спасибо за статью. Алгоритм создания презентации прост, доступен, обоснован тифлопедагогическими требованиями. По этой схеме могут работать как педагоги, так и дети.
Р.И.Шахматова
учитель-тифлопедагог
Статья актуальна и востребована.Грамотно и четко изложены рекомендации по созданию электронных презентаций для детей с нарушениями зрения. Спасибо. Творческих Вам успехов,коллеги!
Вокуева С.В.
учитель
Считаю статью актуальной. Расставлены основные акценты касательно особенностей восприятия детей с нарушенным зрением. Ученики с удовольствием смотрят презентации, активно обсуждают материал как во время показа, так и после. Многие изъявляют желание создавать учебные презентации самостоятельно или с помощью взрослых, что способствует более успешному усвоению учебного материала.
Щербаков Г. А.
Учитель коррекционного класса
Уважаемые коллеги, огромное спасибо за ценные рекомендации. В самом деле, золотые крупицы практического опыта помогают нам повышать педагогическое мастерство. Будьте успешны!
Виктор
Педагог-психолог
Очень актуальная статья. Бывает трудно учесть особенности зрительного восприятия всех учеников. Обязательно будем использовать Ваши рекомендации в своей работе.
Юткина О.А.
учитель-дефектолог