Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игнатова Анастасия Юрьевна, воспитатель

КОУ ВО «Павловская СОШИ IV вида»

Коррекционная направленность занятий с детьми, имеющими нарушения зрения

Под коррекционно-педагогической работой понимается система мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсации, преодоление, устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушениями  зрения.

В младших классах — накопление знаний и формирование приемов четких представлений об эталонах (цвете, форме, величине, пространственном расположении); обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной соотнесенности слова.
В средних классах— формирование приемов целенаправленного восприятия (алгоритмизации по плану-символу); обучение детей на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов узнавать и выделять предметы среди других, определять их свойства и назначение:

· по существенным признакам;

· на основе овладения приемом сравнения; обучение приемам группировки на подражание; обучение переносу знаний, понятий на уровень внешней речи, в самостоятельную практическую деятельность.

Коррекционные задачи в старших классах:

· формирование приемов целенаправленного восприятия по плану (в старшей группе), владение планом (в подготовительной группе);

· формирование навыка узнавания и выделения предметов среди других с использованием сохранных анализаторов, определения их свойств и назначения на основе овладения приемом сравнения;

· овладение приемами группировки (в старшей группе), классификации (в подготовительной группе);

· обучение обобщению знаний о предметах и явлениях окружающего мира с целью формирования понятий.

Обязательным содержанием специальных занятий является не механическая тренировка зрительных функций глаза, а связанная с общеобразовательной программой работа по развитию всех видов познавательной деятельности ребенка. Например, плетение ковриков обыгрывается в творческих играх «Магазин» или «Гости», в которых обсуждается с детьми удачное сочетание цветов, размеров, стимулируется самостоятельность, творчество.
Сенсорное и физическое воспитание — основа коррекционной работы, поэтому дидактические и подвижные игры с определением коррекционных задач планируются гораздо чаще, чем в обычных группах. Эффективным средством коррекционной работы является прогулка, где должны проводиться дидактические и подвижные игры на развитие глазомера, точности движений, на ориентировку. Для этого подбираются яркие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия.

Коррекционную направленность занятий определяет и выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительной функции, уровня развития зрительного восприятия. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введения физкультминутки как обязательной части любого занятия. Суженный сенсорный опыт обязывает обращать внимание на правильный способ деятельности, а не только на ее результат.

Коррекционную направленность занятий определяет использование индивидуального и дифференцированного подхода.
При индивидуальной работе нужно учитывать возможности ребенка в зависимости от остроты зрения, его вхождение в контакт в процессе обучения, устойчивость внимания. Дифференцированный подход к учебно-воспитательной работе требует выделения подгрупп детей, в состав которых могут входить дети с низкой остротой зрения, с нарушением зрения в сочетании со сниженным интеллектом, с низкой остротой зрения в сочетании с задержкой психического развития.

 Следует больше внимания обращать на руки педагога при обследовании предмета, обводке и т.д., руки должны двигаться медленно, каждое движение сопровождаться словом, показом. Обязательна индивидуальная оценка ребенка после каждого выполненного задания, подчеркивание положительных сторон его деятельности, самостоятельности.

На физкультурных занятиях важно использовать приближение горизонтальной, вертикальной цели, большой ее размер, дополнительную страховку в лазании, спрыгивании; ограничение отдельных видов движений по согласованию с врачом-офтальмологом, замедленный показ движений, чтобы дети успели его увидеть. Следует уменьшить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыжками, переворотами со спины на живот, упражнений на животе. При некоторых видах упражнений (лазанье, равновесие) окклюзия снимается, чтобы ребенок ощутил движение своего тела без боязни упасть, получить ушиб, так как заклейка ограничивает свободу движений.

В изодеятельности образцы для показа должны быть в 2-2,5 раза больше детских работ, мелкие детали показываются дополнительно в крупном размере. Для слабовидящих детей листы для рисования используют в 2 раза меньшего, чем для остальных, размера. Для рисования можно применять как общую, так и индивидуальную натуру, а также дополнительную для 3-4 наиболее плохо видящих детей. На музыкальных занятиях, праздниках, чтобы у ребенка появилось ощущение свободы движений в пространстве, его красоты, иногда можно снимать окклюзию. На физкультурных и музыкальных занятиях дети с низкой остротой зрения ставятся за детьми с более высокой остротой зрения, равными им по темпу движения, чтобы был ориентир для передвижения в пространстве.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня по 3-5 мин. Показываем предмет для зрительной гимнастики в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. Необходимо отмечать старание, желание и результаты работы детей.

Условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта являются:

· выбор адекватного фона;

· выбор адекватного цвета, так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (например, красный рядом с желтым часто видится  оранжевым,         синий — фиолетовым, фиолетовый с коричневым, черным, красный — бордовым);

· постоянное использование указки для показа;

· нахождение ребенка при показе объекта у доски со стороны открытого глаза (закрыт правый глаз — слева, закрыт левый глаз — справа);

· нахождение педагога у доски справа, обязательно лицом к детям;

· подача некоторых объектов на рассматриваемой картине с четким контуром  (обводятся        черным     цветом      по     контуру).

Коррекционная направленность воспитательно-образовательных мероприятий в сочетании с лечебными создает благоприятные условия для развития неполноценного зрения, коррекции вторичных нарушений, для         общего     развития  ребенка.

 

 

 


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
В условиях современных тенденций образования (интеграции и инклюзии) статья Игнатовой Анастасии Юрьевны, воспитателя КОУ ВО «Павловская СОШИ IV вида», особенно актуальна. Большое спасибо за представленный педагогический опыт. Творческих успехов в нелёгком труде!
Литвинова Татьяна Александровна
учитель-тифлопедагог
Тема актуальна. Любая работа с ребенком должна иметь коррекционную направленность.
Толмачева Ирина Николаевна
заместитель директора по УВР