Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционно-развивающее значение формирования учебно-информационных умений детей с нарушением зрения в процессе обучения русскому языку и литературе

М.Е. Замышляева,

Учитель русского языка и литературы,

Высшая квалификационная категория,

ГКОУ СО СКОШИ № 78, г. Екатеринбург

 

Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека. Для ребёнка с ОВЗ - это условие успешной социально-психологической адаптации и сознательного самоопределения в жизни. Очевидно, что урокам русского языка и литературы отводится ведущая роль в совершенствовании учебно-информационных умений, которые, являясь общеучебными, совпадают с предметными в силу специфики данных учебных дисциплин, что подтверждается содержанием ФК ГОС (2004 г.). «Готовность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности» имеет также статус обязательного метапредметного образовательного результата в системе требований новых образовательных стандартов.

Под учебно-информационными понимаются умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. В исследованиях тифлопсихологов [Литвак А. Г., Солнцева Л. И.] отмечается негативное влияние глубоких нарушений зрения на различные  виды познавательной деятельности слабовидящего ребенка. Условия зрительной депривации, обуславливающие снижение качества, количества и скорости воспринимаемой информации, сочетаются с недостаточным умением её анализа и использования и детерминируют возникновение зависимости между глубиной зрительных нарушений и уровнем развития информационных умений. Между тем формирование у слабовидящих учащихся общеучебных умений, связанных с получением и обработкой информации, овладение ими практическими умениями и способами учебных действий служит важным фактором повышения их познавательной активности, играет значительную компенсирующую роль. Следовательно, необходима коррекционно-развивающая работа в указанном направлении, реализация принципа «превентивной направленности психолого-педагогического воздействия» [Плаксина Л. И.]

Совершенствование учебно-информационных умений отвечает особым образовательным потребностям детей с нарушением зрения, поэтому следует придать этому процессу системный характер. С этой целью был создан план формирования умений в ходе обучения русскому языку и литературе, осуществлён отбор организационного и методического обеспечения (см. табл.1). Задачи определены в соответствии с Требованиями к уровню подготовки выпускников на ступени основного общего и среднего (полного) общего образования, с учётом результатов входящей диагностики информационных умений учащихся, а также данных исследования грамотности чтения PISA.

Таблица 1

Деятельность учителя по формированию учебно-информационных умений

Цель

Задачи

Методическое обеспечение

Технология

 Метод контроля

Развитие учебно-

информационных умений

1.Обучение различным видам чтения

2.Обучение приёмам работы с текстом

3.Обучение работе с различными источниками информации

4.Обучение приемам нахождения и переработки информации, её оценки и интерпретации

 

1.План формирования информационных умений.(5-12 класс)

2.Технологическая карта деятельности учителя, критерии сформированности информационных умений.

3.Терминологический словарь

4.Схема самоанализа урока по проблеме формирования ОУУН

 

Деятельностный подход в

обучении, интегрированный

подход, метод проекта

Таблица диагностики

информационных умений

 

Фундаментальной базой развития информационных умений стало обучение чтению, цель которого заключается в том, чтобы научить учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера, ориентировать ученика на использование определённого вида чтения (просмотрового, поискового, изучающего).  В старших классах акцент делался на обучении «вычитыванию» концептуальной  и подтекстовой информации. Особое внимание уделялось реферативному чтению, при котором смысловой анализ содержания текста происходил с установкой на последующую передачу его в форме плана, конспекта, резюме, аннотации, реферата.. Процесс обучения чтению сопряжен с большой зрительной нагрузкой, поэтому при организации работы с текстом соблюдались офтальмологические рекомендации, использовались специальные приемы, обеспечивающие охрану зрения и доступность информации.

Наблюдения показали, что в среднем ученик с патологией зрения не осознаёт своего непонимания от 15 до 20% слов прочитанного текста, испытывает сложности с установлением причинно-следственных связей. Повышению эффективности восприятия учащимися содержания учебных текстов служило использование элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо: создание синквейнов, моделирование продуктивных вопросов («Тонкие и толстые вопросы»), использование приёмов «Инсерт» и «ЗУХ» в виде заполнения в ходе чтения специальных таблиц.

«Инсерт» («Условные значки»)

Значки

Ключевые слова

«V» - уже знал

 

«+» - новое

 

«-» - думал иначе

 

«?» - есть вопросы

 

 

«ЗУХ»(«Знаю-Узнал-Хочу узнать подробнее»)

З

Что я знаю?

У

Что я узнал нового?

Х

Что я хочу узнать подробнее?

 

Категории информации, которыми мы намерены пользоваться

 

(Главные слова)

Источник информации, из которых мы получили /намерены получить информацию

(Откуда узнал/(ю)?

 

 

 

Обучение различным видам обработки и преобразования информации развивало аналитические умения. Представление информации в форме таблиц, алгоритмов, планов, логических схем позволяло учащимся создавать собственные вторичные тексты на основе исходных, Слабовидящие учащиеся отдают предпочтение подробному изложению, которое не требует значительной переработки текста. Организация поэтапной работы по сжатию текста (закрепление навыков отбора существенной информации, освоение различных приёмов компрессии) способствовала активизации речевой деятельности, памяти, внимания, логического мышления. При подготовке к сочинению – рассуждению по данному тексту отрабатывалось умение учащихся правильно определять его проблематику, критически оценивать и интерпретировать информацию, осуществлять отбор аргументов для доказательства собственного мнения.

Следующим направлением стало совершенствование навыков работы с источниками информации: поиск информации в библиотеке, в школьной фонотеке, использование информации из сети Интернет, обращение к рекомендованным учителем образовательным сайтам, обмен материалами по электронной почте. Закрепить библиотечно-библиографические умения, расширить читательский кругозор, привлечь учащихся к работе со справочной литературой помогали занимательные задания, например: «Объясните разницу в написании слов «компания» и «кампания», «искусный» и «искусственный» с помощью этимологического словаря (печатного или электронного)».

Практическая и мотивационная стороны готовности к самостоятельной познавательной деятельности формируется благодаря работам творческого, проблемно-поискового характера, связанным с привлечением дополнительных сведений и с осуществлением информационно-аналитической обработки текста. Это относится к опережающим заданиям и практическим работам по литературе. Так, анализ выполнения учениками практических работ («Роль художественной детали в новелле А. П. Чехова «Толстый и тонкий», «Поэтика футуристов» и др.) позволял не только выявлять и оценивать уровень усвоения программного материала, но и отслеживать динамику овладения учебно-информационными умениями.

Исходя из того, что информационные умения носят универсальный характер, педагогическая целесообразность интеграции предметов в целях их формирования неоспорима. Проведение интегрированных уроков позволяло повышать информационную ёмкость содержания без излишней нагрузки на зрение, удовлетворять потребность учащихся в обобщённых, метапредметных знаниях, с помощью сведений из других предметных областей уточнять их обедненные,схематичные представления о мире, преодолевать вербализм знаний.

Формой реализации более сложного уровня развития учебно-информационных умений стала организация проектной и научно- исследовательской деятельности учащихся. Для детей с депривацией зрения особенно важно иметь возможность проявить себя в продуктивной творческой деятельности, приобрести опыт самостоятельного решения познавательных задач в нестандартной ситуации. В этом аспекте весьма плодотворным оказалось сотрудничество со Свердловской областной библиотекой для слепых: выбор учащимися стихотворений для конкурсов чтецов, подготовка электронных презентаций по теме «Посоветуй другу классику». Поскольку освоить деятельность через подражание нельзя, работая над рефератом, участвуя в проекте, создавая презентации  с использованием программы Power Point, учащиеся «нарабатывали» собственный «ресурсный пакет» информационных умений - индивидуальный стиль работы с информацией. О становлении субъектности учащихся говорит положительная динамика формирования ОУУН, их интерес к изучению предметов гуманитарного цикла, высокая творческая активность в мероприятиях Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала».

Таким образом, реализуемый на практике системный подход к формированию учебно-информационных умений позволяет индивидуализировать обучение с учётом особенностей каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности. Это позитивно сказывается на овладении учащимся с ОВЗ ключевыми и предметными компетенциями, обеспечивает условия для максимально полного раскрытия его возможностей (средний балл ЕГЭ по русскому языку в 2012 году-83 балла; две ученицы окончили школу с золотой медалью; все выпускники, в том числе инвалиды по зрению, поступили в вузы).

 

 

 

Литература

  1. Государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент.-М,2004 «Об утверждении ФГОС среднего (полного) общего образования»: приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. №413. Режим доступа: http://minobraz. ru
  2. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя.-М. : Просвещение, 2004
  3. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений -СПб : КАРО, 2006.
  4. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дис. на соискание учен. степ. д-ра психол. наук.- М, 1998
  5. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства.-М.: Полиграф сервис, 2000

  6. Отзывы


    Ваше имя*

    Ваша должность*

    Ваш E-mail*

    Текст отзыва*

    символов осталось.
    Тема очень актуальна. Интересный опыт работы. Спасибо!
    Толмачева И.Н.
    заместитель директора по УВР
    Высокая практическая значимость работы. Безусловно, системный подход, реализуемый учителем на практике, является фактором качественного формирования учебно-информационных умений. Спасибо. С уважением, Туленкова З.Р.
    Туленкова З.Р.
    учитель русского языка и литературы