Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юшкевич Татьяна Васильевна, учитель начальных классов

КГКС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида»

Коррекция познавательной деятельности слабовидящих младших школьников

 Педагогу коррекционной школы в своей деятельности приходится сталкиваться с вопросом: как влияют нарушения зрения на практическую деятельность учащихся младшего школьного возраста?

 Анализ научных данных, наблюдения за практической деятельностью детей с нарушениями зрения показывают, что учащиеся испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, нарушения в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.

Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь реализовать свой потенциал.

Можно без преувеличения сказать, что познавательная деятельность открывает ребенку окно в мир знаний, мир книг, мир удивительных открытий, требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслительные способности школьников, расширяется круг знаний. Потому задача педагога – активизировать познавательную деятельность обучающихся, наполнив ее интересным содержанием.

Познавательная деятельность выполняет в воспитании важную роль. Она способствует развитию потребности в книге, в чтении, так как увлеченность обучающихся данной деятельностью заставляет их искать дополнительную информацию в справочниках, энциклопедиях, научно-популярных изданиях, приобщает детей к культуре умственного труда.

Содержание познавательной деятельности младших школьников многообразно. Оно включает сообщения о фактах окружающей жизни; сведения о событиях в мире; политических, спортивных, общественных,  культурных  и многих других; организацию чтения книг, журналов, газет и их обсуждение; изучение природных объектов и явлений, знакомит с жизнью замечательных людей и др.

Подбирая те или иные приёмы и методы активизации познавательной деятельности, необходимо учитывать психологические особенности младших школьников. Поэтому деятельностный подход должен быть эмоционально окрашенным, доступным по изложению, имеющим элементы занимательности, содержащими сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. 

Наличие у большинства детей остаточного зрения и его использование в процессе обучения открывают дополнительные возможности повышения познавательной активности  в овладении знаниями и умениями. Развитие зрительного восприятии проводится не изолированно, а в процессе всей познавательной деятельности.

 Формы познавательной деятельности должны быть достаточно разнообразными, чтобы постоянно вызывать интерес у детей. Для этого педагогу необходимо вести картотеку различных форм воспитывающей деятельности, в том числе познавательных игр, мероприятий, коллективных творческих дел. Картотека поможет учителю не повторяться, она стимулирует поиск, разработку, накопление новых нестандартных форм воспитательной работы с обучающимися. На каждую карточку занесена одна из форм различных видов воспитывающей деятельности: познавательной, общественно-трудовой, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной, свободного общения. Карточки разделены по видам деятельности и занесены в компьютерный банк данных. В  начале учебного года необходимо провести классификацию и отбирать те формы, которые не были использованы в предыдущем учебном году.

Формы воспитывающей деятельности должны учитывать желание ребят померяться силами, поэтому элементы состязательности можно включать в любые игры и дела, особенно такие, как смотры знаний, конкурсы эрудитов, знатоков, аукционы знаний, викторины и др.

Необходимы наглядность и яркость, красочность оформления форм познавательной деятельности. Можно использовать и сказочных героев, и необычные элементы: специальные шапочки, гонг, наглядно оформленные для «продажи» вещи на аукционе знаний (сказочные рисунки, соответствующая музыка, таинственные знаки, вещи и т.д.)

Какую методику выбрать для организации познавательных дел и игр? Самой эффективной  на современном этапе, является коммунарская методика, лежащая в основе педагогики сотрудничества. Суть ее в том, что в каждой игре, в каждом коллективном творческом деле ребята сами ставят цели, сообща вырабатывают план действий, собирают необходимую информацию в процессе подготовки, осуществляют задуманное, анализируют и оценивают результаты. Позиция педагога – не над детьми, а вместе с ними. Он товарищ по совместной деятельности. Организация и проведение познавательных дел в этом случае строится не по шаблону, не по готовому сценарию, а рождается в результате коллективного размышления, поиска лучшего варианта.

Острота зрения является ведущим фактором в восприятии объектов окружающей действительности. Известно, что сенсорный зрительный опыт обучающихся обогащается созданием специальных условий, обеспечивающих представление информации об окружающей действительности, выделением сигнальных свойств в предметах и изображениях. Для решения этих задач педагоги совместно с работниками Краеведческого музея разработали серию уроков по окружающему миру, на которых ребёнок может подержать, потрогать экспонат, узнать какие-то исторические факты, развить свои познавательные и творческие способности при выполнении практических заданий: например, в обработке камня, росписи различных предметов, в прядении кудели, изготовлении своими руками поделки из бумаги и глины. Ребёнок ощущает свою причастность к познавательным делам.

 Весь спектр работы, перечисленный выше не только позволит в значительной степени нивелировать возникающие у данной категории детей трудности в практической и учебно-познавательной деятельности, но и, в соответствии с современными научными данными, поможет оказать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослабить зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

 


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Работа по формированию познавательной деятельности младших школьников с нарушением зрения очень важна.Здорово, что Вы уделяете этому много внимания. Спасибо!
Толмачева И.Н.
заместитель директора по УВР