- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Быцко Галина Николаевна
Личностно – ориентированный подход в воспитании детей с нарушением зрения
В своем труде «Человек как предмет воспитания» классик русской педагогики К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Следовательно, эффективность воспитательной деятельности обусловлена в первую очередь тем, насколько педагогом учитываютсяиндивидуальные особенности обучающихся. Если в основе воспитания лежит признание индивидуальности, самобытности, то речь идёт о личностно – ориентированном подходе.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа». Применение этого подхода особенно необходимо в работе с детьми слепыми и слабовидящими, так как дети инвалиды, чаще всего развиваются в направлении интровертной личности.
Используя личностно – ориентированный подход в своей практике, я опираюсь на следующие принципы:
-Принцип самоактуализации. Большинство слепых детей понимают сущность своего своеобразия и стремятся к развитию своей личности именно как слепого. Задача педагога состоит в том, чтобы насколько это возможно приблизить таких обучающихся к миру зрячих, в котором он должен жить и работать. А следовательно, важно побудить и поддержать стремление учащихся с нарушением зрения к проявлению и развитию своих природных и социально – приобретённых возможностей.
-Принцип индивидуальности.Каждый ребенок интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание позволяет сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты. Для слепого и слабовидящего ребёнка должны быть созданы такие условия, при которых он мог компенсировать отсутствие зрения до такой степени, когда нет ограничения овладения социальным опытом.
-Принцип выбора. Целесообразно, чтобы обучающиеся с нарушением зрения не ограничивались в поле деятельности, а воспитывались в условиях постоянного выбора, обладали субъектными полномочиями в выборе цели, содержания и способов организации своей жизнедеятельности в классе и школе. Очень важно слабовидящих учащихся привлекать ко всем коллективным делам и поощрять их попытки самостоятельно достичь успеха в различных видах деятельности.
-Принцип поддержки и понимания. Зрячий педагог сможет понять незрячего ребёнка, когда сумеет постичь его внутренний мир в его своеобразии и целостности, проникнув в глубины его переживаний. Очень важно, когда зрячие люди занимают по отношению к слепым позицию равенства, партнёрства, так как это оказывает поддержку незрячим и придаёт им уверенность.
Моя воспитательная деятельность с учащимися 7 класса реализуется по следующим направлениям:
- Социальная адаптация.
- Нравственная позиция.
- Познавательно – креативная деятельность.
- Бытовая и трудовая деятельность.
- Здоровье сберегающая сфера.
- Эстетическая сфера.
В тематический план включены основные мероприятия, максимально раскрывающие содержание каждого направления.
- 1.Социальная адаптация.Эффективность педагогического воздействия в этой сфере требует воспитания базисных качеств личности – целеустремленности, упорства стремления к самостоятельности; формирование компенсаторных навыков, которые позволили бы слепым и слабовидящим школьникам без зрительного контроля или под контролям дефектного зрения качественно, эстетично и относительно быстро выполнять действия, связанные с социальной деятельностью, используя совокупность информации от всех сохранных анализаторов, включая остаточное зрение; приобретения ими социально-адаптивных навыков и адекватного отношения к своему дефекту, а главное – активной жизненной позиции.
- 2.Нравственная позиция. Дети с нарушениями зрения в состоянии усвоить основные понятия этики и нормы поведения, но практическое овладение этими нормами для них затруднено, что объясняется ограничением наблюдения за поведением людей в различных ситуациях, трудностями в подражании их действиям, формировании навыков культурного самообслуживания, сужением круга общения по сравнению с нормально видящими сверстниками. Вследствие этого перед школой встают задачи, предусматривающие нахождение путей преодоления у детей с дефектом зрения отрицательных личностных черт.
- 3.Познавательно – креативная деятельность.В процессе обучения музыке, графике, скульптуре, художественному моделированию и конструированию, декоративно-прикладному искусству дети с нарушением зрения знакомятся с содержательными элементами (формой, ритмом, гармонией, симметрией, пластикой, цветосочетанием и др.), у них формируются познавательные потребности, эмоциональная отзывчивость, предрасположенность к восприятию эстетических и художественных ценностей.
- 4.Бытовая и трудовая деятельность.Трудовое воспитание слепых и слабовидящих учащихся направлено на формирование мотивации позитивного отношения к труду как форме бытия и самореализации человека, к выбору профессии, адекватной их способностям, состоянию зрения и здоровья. Систематическая предметно-практическая деятельность обеспечивает формирование у слепых и слабовидящих знаний и умений, необходимых для выполнения трудовой деятельности в условиях зрительного дефекта, навыков контроля, правильного дозирования и распределения трудовых операций и нагрузок, то есть овладение рациональными приемами работы.
- 5.Здоровье сберегающая сфера.Тифлопедагоги строят образовательный процесс таким образом, чтобы обеспечить, возможно, большую двигательную активность учащихся за счет постановки всех видов физкультурно-оздоровительной работы: гимнастики до занятий, физкультурных минуток, подвижных перемен, ежедневных спортивных часов, ежемесячных дней здоровья и спорта и др.
- 6.Эстетическая сфера.Слепые и слабовидящие с различными способами восприятия окружающей действительности в разной мере способны к эстетической оценке предметов и объектов учебной, игровой и трудовой деятельности.
Использование личностно – ориентированного подхода в воспитательной деятельности невозможно без применения методов диагностики, позволяющих проследить динамику развития ребёнка, как личности, а следовательно, целенаправленно и эффективно строить воспитательную деятельность. Для мониторинга эффективности воспитательной деятельности мною составлена анкета по определению уровня воспитанности обучающихся, которая прилагается к докладу.
Анкета определения уровня воспитанности учащейся 7 «а» класса Горчаковой Дианы
Критерии |
Показатели |
Оценки 5 4 3 2 1 |
Средний бал |
Социальная адаптация |
Выполняет правила внутреннего распорядка школы. |
5 |
4.6 |
Соблюдает правила поведения с людьми. |
5 |
|
|
Выражает и отстаивает свои интересы. |
4 |
|
|
Участвует в коллективных делах. |
5 |
|
|
Умеет организовать свободное время. |
4 |
|
|
Нравственная позиция |
Доброта и отзывчивость. |
5 |
5 |
Честность. |
5 |
|
|
Ответственность. |
5 |
|
|
Познавательно – креативная деятельность |
Проявляет интерес к учёбе. |
4 |
4 |
Сформирована учебная мотивация. |
4 |
|
|
Ориентируется в информационном пространстве. |
3 |
|
|
Участвует в конкурсных мероприятиях. |
4 |
|
|
Проявляет творческие наклонности, участвуя в работе кружков. |
5 |
|
|
Бытовая и трудовая деятельность |
Умеет ухаживать за собственными вещами. |
3 |
4 |
Умеет ценить чужой труд. |
4 |
|
|
Умеет осуществлять покупки. |
4 |
|
|
Умеет рассчитывать личный бюджет. |
4 |
|
|
Положительно относится к трудовым делам. |
5 |
|
|
Здоровье сберегающая сфера |
Соблюдает правила гигиены труда. |
4 |
4.6 |
Занимается спортом. |
5 |
|
|
Соблюдает правила дорожного движения. |
5 |
|
|
Отрицательно относится к вредным привычкам. |
5 |
|
|
Умеет пользоваться косметическими средствами. |
4 |
|
|
Эстетическая сфера |
Аккуратен и опрятен. |
4 |
3.7 |
Обладает культурой речи. |
4 |
|
|
Посещает культурные центры. |
3 |
|