Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Быцко Галина Николаевна

Личностно – ориентированный подход в воспитании детей с нарушением зрения

В своем труде «Человек как предмет воспитания» классик русской педагогики К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Следовательно, эффективность воспитательной деятельности обусловлена в первую очередь тем, насколько педагогом учитываютсяиндивидуальные особенности обучающихся.    Если в основе воспитания лежит признание индивидуальности, самобытности, то речь идёт о личностно – ориентированном подходе.

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».  Применение этого подхода особенно необходимо в работе с детьми слепыми и слабовидящими, так как дети инвалиды, чаще всего развиваются в направлении интровертной  личности.

Используя личностно – ориентированный подход в своей практике, я опираюсь на следующие принципы:

-Принцип самоактуализации. Большинство слепых детей понимают сущность своего своеобразия и стремятся к развитию своей личности именно как слепого. Задача педагога состоит в том, чтобы насколько это возможно приблизить таких обучающихся к миру зрячих, в котором он должен жить и работать. А следовательно, важно побудить и поддержать стремление учащихся с нарушением зрения к проявлению и развитию своих природных и социально – приобретённых возможностей.

-Принцип индивидуальности.Каждый ребенок интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание позволяет сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты. Для  слепого и слабовидящего ребёнка должны быть созданы такие условия, при которых он мог компенсировать отсутствие зрения до такой степени, когда нет ограничения овладения социальным опытом.

-Принцип выбора. Целесообразно, чтобы обучающиеся с нарушением зрения не ограничивались в поле деятельности, а воспитывались в условиях постоянного выбора, обладали субъектными полномочиями в выборе цели, содержания и способов организации своей жизнедеятельности в классе и школе. Очень важно слабовидящих учащихся привлекать ко всем коллективным делам и поощрять их попытки самостоятельно достичь успеха в различных видах деятельности.

-Принцип поддержки и понимания. Зрячий педагог сможет  понять незрячего ребёнка, когда сумеет постичь его внутренний мир  в его своеобразии и целостности, проникнув в глубины его переживаний. Очень важно, когда зрячие люди занимают по отношению к слепым позицию равенства, партнёрства, так как это оказывает поддержку незрячим и придаёт им уверенность.

Моя воспитательная деятельность с учащимися 7 класса реализуется по следующим направлениям:

  1. Социальная адаптация.
  2. Нравственная позиция.
  3. Познавательно – креативная деятельность.
  4. Бытовая и трудовая деятельность.
  5. Здоровье сберегающая сфера.
  6. Эстетическая сфера.

В тематический план включены основные мероприятия, максимально раскрывающие содержание каждого направления.

  1. 1.Социальная адаптация.Эффективность педагогического воздействия в этой сфере требует воспитания базисных качеств личности –  целеустремленности, упорства стремления к самостоятельности; формирование компенсаторных навыков, которые позволили бы слепым и слабовидящим школьникам без зрительного контроля или под контролям дефектного зрения качественно, эстетично и относительно быстро выполнять действия, связанные с социальной деятельностью, используя совокупность информации от всех сохранных анализаторов, включая остаточное зрение; приобретения ими социально-адаптивных навыков и адекватного отношения к своему дефекту, а главное – активной жизненной позиции.
  1. 2.Нравственная позиция. Дети с нарушениями зрения в состоянии усвоить основные понятия этики и нормы поведения, но практическое овладение этими нормами для них затруднено, что объясняется ограничением наблюдения за поведением людей в различных ситуациях, трудностями в подражании их действиям, формировании навыков культурного самообслуживания, сужением круга общения по сравнению с нормально видящими сверстниками.  Вследствие этого перед школой встают задачи, предусматривающие нахождение путей преодоления у детей с дефектом зрения отрицательных личностных черт.
  1. 3.Познавательно – креативная деятельность.В процессе обучения музыке, графике,  скульптуре, художественному моделированию и конструированию, декоративно-прикладному искусству дети с нарушением зрения знакомятся с содержательными элементами (формой, ритмом, гармонией, симметрией, пластикой, цветосочетанием и др.), у них формируются познавательные потребности, эмоциональная отзывчивость, предрасположенность к восприятию эстетических и художественных ценностей.
  1. 4.Бытовая и трудовая деятельность.Трудовое воспитание слепых и слабовидящих учащихся направлено на формирование мотивации позитивного отношения к труду как форме бытия и самореализации человека, к выбору профессии, адекватной их способностям,  состоянию зрения и здоровья.  Систематическая предметно-практическая деятельность обеспечивает формирование у слепых и слабовидящих знаний и умений, необходимых для выполнения трудовой деятельности в условиях зрительного дефекта, навыков контроля, правильного дозирования и распределения трудовых операций и нагрузок, то есть овладение рациональными приемами работы.
  1. 5.Здоровье сберегающая сфера.Тифлопедагоги строят образовательный процесс таким образом,  чтобы обеспечить, возможно, большую двигательную активность учащихся за счет постановки всех видов физкультурно-оздоровительной работы: гимнастики до занятий, физкультурных минуток, подвижных перемен, ежедневных спортивных часов, ежемесячных дней здоровья и спорта и др.
  1. 6.Эстетическая сфера.Слепые и слабовидящие с различными способами восприятия окружающей действительности в разной мере способны к эстетической оценке предметов и объектов учебной, игровой и трудовой деятельности.

Использование личностно – ориентированного подхода в воспитательной деятельности невозможно без применения методов диагностики, позволяющих проследить динамику развития ребёнка, как личности, а следовательно, целенаправленно и эффективно строить воспитательную деятельность.  Для мониторинга эффективности воспитательной деятельности мною составлена анкета по определению уровня воспитанности обучающихся, которая прилагается к докладу.

 

Анкета определения уровня воспитанности учащейся 7 «а» класса Горчаковой Дианы

 

Критерии

Показатели

Оценки 5 4 3 2 1

Средний

бал

Социальная адаптация

 Выполняет правила внутреннего распорядка школы.

5

4.6

Соблюдает правила поведения с людьми.

5

 

Выражает и отстаивает свои интересы.

4

 

Участвует в коллективных делах.

5

 

Умеет организовать свободное время.

4

 

Нравственная позиция

Доброта и отзывчивость.

5

5

Честность.

5

 

Ответственность.

5

 

Познавательно – креативная деятельность

Проявляет интерес к учёбе.

4

4

Сформирована учебная мотивация.

4

 

Ориентируется в информационном пространстве.

3

 

Участвует в конкурсных мероприятиях.

4

 

Проявляет творческие наклонности, участвуя в работе кружков.

5

 

Бытовая и трудовая деятельность

Умеет ухаживать за собственными вещами.

3

4

Умеет ценить чужой труд.

4

 

Умеет осуществлять покупки.

4

 

Умеет рассчитывать личный бюджет.

4

 

Положительно относится к трудовым делам.

5

 

Здоровье сберегающая сфера

Соблюдает правила гигиены труда.

4

4.6

Занимается спортом.

5

 

Соблюдает правила дорожного движения.

5

 

Отрицательно относится к вредным привычкам.

5

 

Умеет пользоваться косметическими средствами.

4

 

Эстетическая сфера

Аккуратен и опрятен.

4

3.7

Обладает культурой речи.

4

 

Посещает культурные центры.

3

 


 

 

   

 


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА! ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОРЕКОМЕНДУЮ ВОСПИТАТЕЛЯМ НАШЕЙ ШКОЛЫ (СПБ, 2 ИНТЕРНАТ) ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ПРЕДЛОЖЕННУЮ БЫЦКО ГАЛИНОЙ НИКОЛАЕВНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЕМ ОГСКОУ «ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА №8» Г. ИРКУТСКА АНКЕТУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ. ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ В РАБОТЕ, ЗДОРОВЬЯ И СЧАСТЬЯ!
ТАТЬЯНА
УЧИТЕЛЬ
Много написано о личностно-ориентированномно подходе в воспитании, но в Вашей статье содержится свежий взгляд на данную проблему. Думаю, что эти идеи будут Вами реализованы в Вашей работе. Желаю успехов!!!
Жанна
преподаватель спецдисциплин
Очень заинтересовала анкета определения уровня воспитанности, потому что их большое разнообразие и вопросов по ним возникает очень много: Анкета работает только в вашем классе или во всей школе? Как часто она проводится, с какой периодичностью? Как долго вы ею пользуетесь, можно ли уже делать какие-то выводы? Большое спасибо Вам за работу.
Шалган Нина Петровна
Директор