Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З.Р.Туленкова, учитель русского языка и литературы

ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ», Верхняя Пышма

 

Лингвистический словарь как средство формирования и развития универсальных учебных действий у слепых учащихся

 

Еще в  «Великой дидактике» Я.А. Коменским было заявлено, что альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие способа, при котором учителя учили бы меньше, а учащиеся учились бы больше. Цель образования в данный период – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, т.е. овладение универсальными учебными действиями [3].  Значение этого умения для детей с глубоким нарушением зрения представим в трех аспектах: во-первых, как фактор их академической мобильности, во-вторых, как фактор, повышающий эффективность реализации ими программы общего образования, в-третьих, как фактор, обеспечивающий  получение ими профессии, повышение квалификации, формирование профессионально мобильной личности.

Предмет русского языка обеспечивает формирование, прежде всего, познавательных  и коммуникативных действий.  Какова же роль лингвистических словарей в формировании и развитии этих действий? Словари можно рассматривать как своеобразный тренажер, на котором отрабатываются умения находить нужную информацию, обрабатывать ее и использовать для самостоятельного учения. Умея работать с информацией  печатных словарей, незрячий ребенок сможет работать с содержанием аудиословарей, рационально использовать информацию словарей из интернет-ресурсов. Словарная статья – это мини-текст. В процессе работы с ним можно развивать умения компетентного читателя. Чтение – базовый компонент учебной деятельности. Оно определяет эффективность социализации и инкультурации, способствует вхождению незрячего ребенка в социокультурное пространство современного общества через освоение информационных потоков. Наконец, словарь – это источник знаний, способствующих овладению  речью в соответствии с грамматическими,  синтаксическими и другими нормами родного языка, а также  обогащению активной лексики учащихся с глубоким нарушением зрения.

Опыт работы  со слепыми и частичновидящими детьми показал, что формирование умения пользоваться словарями – процесс поэтапный.

Первый этап – формирование мотивации учащихся к работе со словарями. На основе учебных мотиваций формируется  смыслообразование как характеристика личностного развития учащихся [3].  На данном этапе необходимо создавать ситуации встречи с незнакомыми словами, от понимания которых зависит осмысление всего текста. Но, как показала практика, для детей более интересны ситуации, когда они встречаются со словами, на первый взгляд, будто понятными, но при уточнении их содержания по словарю обозначающими нечто другое. Например, учащаяся 6-го класса при разборе строки Прозрачный лес один чернеет значение слова прозрачный определила как «белый». Девочка не сразу заметила противоречие, которое возникло при таком определении: Белый лес один чернеет.

Определение истинного значения слова прозрачный по словарю стало открытием для ученицы, и она смогла самостоятельно объяснить, почему лес назван прозрачным и почему он чернеет.

Также на первом этапе нужно показать детям, что со словарем можно вести диалог. Работая с предложением  Каждый воин-викинг желал попасть в Валгаллу,  мы с учащимися задались вопросом: «А что такое Валгалла?» Ответ нашли в «Словаре иностранных слов»: «Валгалла – дворец бога Одина, обиталище душ воинов, павших в бою». Найденный ответ породил другой вопрос: «А  что мы знаем о боге Одине?» И снова на помощь пришел словарь.  В процессе такой работы учитель заостряет внимание детей на следующем: новое знание порождает новые вопросы, которые рождают, в свою очередь, другое знание; и словарь в данном аспекте является кладезем  знаний.

Второй  этап  -  формирование умения работать со словарем. На данном этапе необходимо выработать четкий алгоритм действий незрячих учащихся:

1) изучение содержания  титульного листа, выходных данных книги; 2) изучение структуры раздела «Содержание»; 3)поиск  необходимой страницы;

4)поиск слова; 5) работа со словарной статьей.

Умение работать со словарной статьей требует знания учащимися специальных символов, условных обозначений, сокращений и т.д., встречающихся на страницах словаря. В связи с этим на начальном этапе работы  учитель готовит опорные карточки с расшифровкой сокращений, условных обозначений и т.д. Большие словарные статьи с  множеством сокращений, условных обозначений  и т.д. переписываются учителем на карточки,  в которых содержание сокращается в пределах допустимого, информация структурируется по-новому. В одних словарях, кроме толкования слов, даются также их грамматические значения, в других – краткие этимологические справки и т.д. Такие сведения необходимо дифференцировать, то есть в ходе работы со словарной статьей нужно вместе с учащимися структурировать её содержание.

Учитель обращает внимание школьников  на то, что в толковых словарях  толкование значений слов осуществляется разными способами. Например,  с опорой на родовидовые отношения между понятиями, используемыми в толковании, например: 

                 Изумруд, …Драгоценный прозрачный камень ярко-зелёного 

                 цвета…

              Рубин, …  Драгоценный прозрачный камень красного цвета…

В процессе работы с такими словарными статьями  у детей вырабатывается умение определять лексическое значение слова на основе родовидовых связей, в дальнейшем самостоятельно строить словарные статьи.

Таким образом,  в процессе формирования умения работать со словарем одновременно развиваются следующие общеучебные универсальные  действия: поиск и выделение необходимой информации, структурирование информации; выполнение знаково-символических действий; а также логические универсальные действия: подведение под понятие, выявление родовидовых отношений между понятиями,  что очень важно для развития понятийного мышления слепых школьников. Умения, сформированные в процессе работы с толковыми словарями, необходимо переносить на другие лингвистические  словари.

Третий этап -  закрепление умения работать со словарем. Дети быстро теряют интерес к заданиям репродуктивного характера, как то: с помощью толкового словаря определить лексическое значение того или иного слова. Важно вводить такие учебные ситуации, когда ученик, используя словарь, создает нечто своё или в ходе работы опирается на нечто своё.  Например, подбирая задания  детям, необходимо обратить внимание на те словарные статьи, которые слепой ученик может использовать в ходе формирования образов, возникающих на базе обонятельных, тактильных, кинестетических и слуховых ощущений. Например, учащиеся на уроках, используя толковый словарь, опираясь на личный опыт, вспоминая те или иные ощущения, работают над образностью, в частности, таких строк, как

И такой же легкий, тонкий запах

Над травой весеннею разлит     (Р. Рождественский)

Что значит «лёгкий» запах?  Не всякий  ребёнок ответит на этот вопрос. Дети обращаются к толковому словарику, работают со словарной статьёй   Лёгкий. Учащиеся устанавливают, что в словосочетании  «лёгкий запах» слово «лёгкий»  использовано в переносном значении и означает «едва ощутимый». Аналогично дети работают и со словосочетанием  «тонкий запах». Учащиеся, опираясь на свой опыт, вспоминают такие «лёгкие» и «тонкие» запахи, рассказывают о жизненных ситуациях, связанных с этими воспоминаниями. 

Использование  толковых словарей на уроках культуры речи – еще одна возможность закрепить умения детей работать со словарём, актуализировать их в практической деятельности. Часть толкований значений слов в словарях дается через синонимы или синонимические ряды. На такую словарную статью школьники могут опереться,  редактируя, например,   следующий текст: Учащиеся выпускных классов нашей школы выступили с доброй инициативой: каждый из них  посадит по одному деревцу в школьном парке. Эту инициативу подхватили выпускники и других школ. Инициатива школьников была одобрена и поддержана администрацией города. Как видим, в тексте неоправданно повторяется слово «инициатива». В толковом словаре дети находят статью  Инициатива, в которой для толкования слова использован синонимический ряд: предложение, начинание, почин. Замена повторяющегося  в тексте слова  синонимами позволяет исправить лексическую ошибку. Такая работа воспитывает культуру речи, позволяет пополнить, уточнить словарный запас слепого ребёнка.

Содержание всех разделов языкознания можно использовать для формирования умения учащихся работать со словарями, но в целях предупреждения утомления детей с ОВЗ работа со словарями должна органично вплетаться в содержание проводимого урока по той или иной теме. Например, при изучении разделов «Морфемика» и «Словообразование» мы нередко обращаемся к словарям иностранных слов. Они помогают учащимся проводить морфемный анализ заимствованных слов, определять способы их образования, что способствует  развитию  универсальных логических действий анализа и синтеза. Благодаря словарю дети cовершают открытия для себя. В частности, в процессе работы с такими словами, как адекватный, актуальность, дрейфовать и т.п., школьники отметили, что эти слова образованы от иноязычных корней, но при помощи суффиксов русского языка. Такие открытия вызывают интерес, мотивируют учащихся.

Умение работать со словарем – умение надпредметное. Работа с источниками информации – важнейшее познавательное универсальное действие,  сформированность которого у нашего выпускника будет служить ему залогом того, что в постиндустриальном информационном обществе он найдет свое место.

 

Литература

1. Волкова  Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых

 и слабовидящих детей / Л. С. Волкова. - Л. : 1982.

2. Бондаренко С.М.  Когда книга учит / С.М. Бондаренко,  Г.Г. Граник, Л.А. Концевая. - М.: Педагогика, 1991.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

От действия к мысли : пособие для учителя / А.Г.Асмолов, В.Г. Бурменcкая, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011.

4. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники /  В.Н. Сергеев. - М. : Просвещение, 1984.

 

 

Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Статья очень значима с практической точки зрения. У Вас уже сложилась целостная и качественная система работы. Творческих Вам успехов!
Рудченко С. А.
Учитель-логопед, Шадринская школа-интернат №12.